Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Память и ее изменения у больных с когнитивными нарушениями. Программа нейрореабилитации
Аннотация:
Мнестические нарушения наблюдаются у большинства больных с когнитивными нарушениями. В результате направленного наблюдения было определено, что при снижении когнитивных функций первичным выступает нарушение оперативной памяти. На базе неврологического отделения ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» была разработана реабилитационная программа (логопед-психолог М.М.Щербакова). Память - совокупность процессов центральной нервной системы, обеспечивающая запечатление, хранение, воспроизведение информации. Различают память врожденную (видовую, генотипическую), обусловленную генетическими факторами, свойственными данному биологическому виду, и индивидуальную (фенотипическую), приобретенную каждым отдельным организмом в течение жизни, которая зависит не только от влияния среды, но и от видовой памяти (С.А.Парцерняк, О.В.Леонтьев, 2000). Виды памяти дифференцируют по: 1) характеру психической активности - двигательная, эмоциональная, словесная, наглядно-образная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая; 2) цели - произвольная и непроизвольная; 3) времени сохранения - кратковременная и долговременная; 4) типу - наглядно-образная и словесно-логическая (И.Ф.Мягков, С.Н.Боков, С.И.Чаева, 2003). В целом по характеру запечатления память классифицируют на двигательную, сенсорно-образную, эмоциональную и символическую [семантическую] (С.А.Парцерняк, О.В.Леонтьев, 2000). Продуктивность памяти зависит от объема усвоенного, быстроты запоминания, прочности сохранения, точности воспроизведения и готовности памяти к экфорированию (И.Ф.Мягков, С.Н.Боков, С.И.Чаева, 2003). Говорящий должен опираться на различные типы знаний в процессе построения и понимания лингвистического выражения, а также на коммуникативные цели и эстетические суждения. Говорящий и адресат должны удачно поместить информацию в общий контекст. При этом говорящему следует передать содержание таким образом, чтобы адресат мог легко его понять. Память выступает только как хранилище опыта и знаний, это не только определенные моменты нашего прошлого, но и способность человека оперировать ими, воспроизводить их желанию, создавать новые фрагменты, воображая ту иную ситуацию. Знать объект - значит видеть его вов. ценным в определенные виды деятельности (В.В.Варламова, 2017). Смысловое запоминание имеет активный характер как помогает сохранять данные, необходимые для труф вой деятельности, выполнения специально поставленн задач, и непосредственно связано с интересами и потребностями человека (И.Ф.Мягков, С.Н.Боков, С.И.Чаева 2003). Смысловое запоминание включает несколько этапов (И.Ф.Мягков, С.Н.Боков, С.И.Чаева, 2003): 1) понимание смысла запоминаемого; 2) анализ материала; 3) выявление наиболее существенных мыслей; 4) обобщение; 5) запоминание этого обобщения. Память у пациентов с сосудистыми когнитивными расстройствами страдает в легкой или умеренной степени. Нарушения в большей степени затрагивают кратковременную память, в то время как память на недавние и отдаленные события жизни относительно интактна В основе нарушения мнестической функции у данной группы больных лежит недостаточность воспроизведения, в то время как запоминание и хранение информации относительно интактны. Об этом говорит эффективность семантического опосредования и подсказок при тестировании мнестической функции (Н.Н.Яхно, В.В.Захаров, 2005). Нарушения памяти у больных с когнитивными нарушениями модально неспецифичны, страдает слухоречевая, зрительная и двигательная память. Помощь при заучивании неэффективна. Нарушаются память о ближайшем прошлом и память на отдаленные события (М.А.Евзельман, 2006). Самой частой причиной субъективных жалоб на снижение памяти при отсутствии объективного подтверждэния являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения фона настроения. Поэтому всем пациентам с жалобами на снижение памяти следует тщательно оценивать эмоциональную сферу. Особенно велика вероятность депрессии при жалобах на снижение памяти у лиц молодого или среднего возраста (В.В.Захаров, 2005). В наших клинических наблюдениях (отделение неврологии ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского») у больных с различной степенью выраженности когнитивного дефекта доминировало нарушение оперативной памяти. Страдали процессы удерживания промежуточных результатов реализации отдельных звеньев в запланированной целостной деятельности. Причина заключалась либо 13 затруднениях использования информации, направленной на выполнение какой-либо конкретной деятельности, либо в отсутствии мотивации, приводящей к стиранию информации. При необходимости вспомнить предъявленное для запоминания слово/предметную картинку, сама задача Точного воспроизведения не выступала для них как таковая. Больные не выбирали из ряда предложенных им Слов/предметных картинок, а бездумно показывали на первое попавшееся слово или изображение. Наряду с оперативной памятью у исследуемой группы больных отмечалось выраженное нарушение смысловой памяти. Причина данных явлений заключалась в затруднениях осмысления запоминаемого материала и его обобщения. Мнестические нарушения характеризовались внезапным началом и медленным прогрессирующим развитием. На основе полученных данных была разработана реабилитационная программа (логопед-психолог М.М.Щербакова), которая была внедрена в клиническую практику и доказала высокую эффективность (обратимость мнестических нарушений у исследуемых нами больных составляла порядка 80%). Цель данной реабилитационной программы - изменение строения процесса запоминания и придание ему опосредованный характер, что в действительности Способствует расширению естественных возможностей данного психического процесса. Программа восстановления мнестической функции Ситуативная беседа Процедура: задаем больному вопросы о каких-либо событиях, которые произошли с ним в недавнем прошлом (вчера, сегодня), либо спрашиваем о предметах, окружающих больного в комнате. При возникновении у больного :атруднений оказываем ему помощь наводящими вопросами. Вопросы: 1. К вам сегодня приходил врач? Как зовут вашего лечащего врача? 2. Какой номер у вашей палаты? 3. Сколько человек лежит с вами в одной палате? Вы с ними познакомились? Как зовут ваших соседей? 4. Вы сегодня завтракали? Что вам давали на завтрак? 5. Какие процедуры сегодня вам делали? Делали ли вам уколы? Ставили капельницы? Нужно ли было вам сегодня ходить на какие-либо исследования? 6. Какой сейчас год/месяц/день недели? 7. Когда у вас будет день рождения? Анкетные данные Процедура: задаем больному вопросы о его профессии, социальном статусе, возрасте, семье. Затем мы предлагаем больному заполнить лист, напоминающий анкету. После этого вместе с больным проверяем его ответы и исправляем ошибки. Инструкция: «Ответьте на мои вопросы и заполните анкету». Вопросы: 1. Как вас зовут? 2. Вы живете в городе.., на улице.., в доме номер.., в квартире? 3. Вы работаете? Какая у вас специальность? Чем вы занимаетесь? 4. Вы на пенсии? 5. Сколько вам лет? 6. Вы замужем/женаты? Как зовут вашего мужа/вашу жену? 7. У вас есть дети? А внуки? Как их зовут? Сколько им лет? Запоминание 5 слов Процедура: зачитываем больному серию из 5 слов, просим их запомнить и повторить. При этом мы специально делаем перерыв (задаем ситуативные вопросы и т.п.) прежде чем больной воспроизведет данные слова. Инструкция: «Послушайте слова и повторите их». Слова: 1. Дом, лес, кот, сторож, сапоги. 2. Картина, комната, очки, платок, ручка. 3. Новость, репортаж, телевизор, телефон, соседка. 4. Палата, врач, давление, капельница, укол. 5. Музыка, театр, дочь, платье, анекдот. Ассоциативное запоминание (по аналогии с пиктограммой А.Р.Лурия) Инструкция: «Сейчас я вам дам лист бумаги. На этой бумаге нельзя писать слова и буквы. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны запомнить. Для то го чтобы было легче запомнить, вы должны к каждому ело ву нарисовать что-либо такое, что помогло бы вам вспом нить заданное слово». I 1. Веселый праздник. 2. Проливной дождь. 3. Тяжелая работа. 4. Вкусный ужин. 5. Смелый поступок. II 1. Счастье. 2. Болезнь. 3. Чудесное лекарство. 4. Дружба. 5. Вредный человек. III 1. Темная ночь. 2. Печаль. 3. Смех. 4. Обман. 5. Богатство. IV 1. Драка. 2. Союз. 3. Любовь. 4. Развитие. 5. Король. Пересказ сатирических историй Процедура: зачитываем больному сатирическую исто рию. Задачи больного: 1) ответить на ключевые вопросы по тексту; 2) пересказать данный текст. Инструкция 1: «Сейчас я вам прочитаю рассказ. Слушай те внимательно. Потом буду задавать вопросы». Инструкция 2: «Перескажите рассказ». I Английский писатель Честертон предпочитал не расставаться со своим фокстерьером и однажды взял собачку в кино. Одна пожилая леди, желая уязвить писателя, сострила: - Мне кажется, ваш пес наслаждается фильмом больше, чем вы! - И это странно, сударыня, - с живостью ответил Честертон, - потому что роман, по которому снят фильм, ему совершенно не понравился, он его порвал! Вопросы: 1. Кто главный герой данной истории? 2. Кого писатель взял с собой в кино? 3. Какое замечание он получил от леди? 4. Что он ей ответил? II Некий банкир спросил однажды Марка Твена: - Чем объяснить, что у вас так много мозгов и так мало денег?! - Видите ли, - ответил знаменитый писатель, - природа любит равновесие. - В среднем у нас с вами поровну и того и другого. Вопросы: 1. С кем беседовал Марк Твен? 2. Какой вопрос банкир задал Марку Твену? 3. Что писатель ответил? III Французский писатель Анатоль Франс как-то принимал на работу машинистку. Писатель спросил девушку: - Я слышал, вы неплохо стенографируете. - Да, сто тридцать слов в минуту... - Сто тридцать слов в минуту?! Но, дорогая, где я их фам возьму? Вопросы: 1. Кто главный герой? 2. Кого он принимал на работу? 3. Какой вопрос писатель задал машинистке? 4. Что она ответила? 5. Как писатель прокомментировал ее ответ? IV Однажды Вуди Аллена спросили: - А что вы хотели бы, чтобы люди говорили о вас через 100 лет? Известный режиссер и актер, которому тогда было 60, ответил: - Я хотел бы, чтобы они сказали: «А он неплохо выглядит для своего возраста!» Вопросы: 1. Кто главный герой? 2. О чем его спросили? 3. Что Вуди Аллен ответил? V Фаина Георгиевна Раневская в беседе с грузинским народным композитором Вано Ильичем Мурадели заметила: - А ведь вы, Вано, - не композитор! Мурадели обиделся: - Это почему же я не композитор? - Да потому, что у вас фамилия такая. Вместо «ми» у бас «му», вместо «ре» - «ра», вместо «до» - «де», а вместо «ля» - «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете!.. Вопросы: 1. Как зовут главную героиню? 2. С кем беседовала Фаина Раневская? 3. Почему Фаина Раневская посчитала, что Мурадели не может быть композитором? VI Однажды один знакомый Джакомо Пуччини, весьма По средственный композитор, язвительно сказал: - Ты уже стар, Джакомушка. Пожалуй, я напишу траурный марш к твоим похоронам и, чтобы не опоздать, начну завтра же. - Что ж, пиши, - вздохнул Пуччини, - боюсь только, Что это будет первый случай, когда похороны освищут! Вопросы: 1. Как зовут главного героя? 2. Что собирался сделать «посредственный композитор»? 3. Почему Пуччини посчитал, что его похороны осе шут? VII Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом его солдат. Он знал, что победит, но солдаты его увй-оены не были. В дороге Нобунага остановился у синтоифского храма и сказал: - Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб - мы победим, выпадет цифра - проиграем сражение. Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты гак неистово ринулись в бой, что легко одолели врага. - Ничего не изменить, когда действует рука судьбы сказал ему адъютант после сражения. - Верно, не изменить, - подтвердил Нобунага, показывая эму поддельную монету с гербами на обеих сторонах. Вопросы: 1 Были солдаты уверены в победе? 2. Что предложил сделать воитель, чтобы предугадать результат сражения? Какая сторона монеты выпала? 3. Смогли ли солдаты одержать победу в сражении? 4. Как воитель показал адъютанту, что повлияло на «руку судьбы»? VIII Суд. Убийце грозит смертная казнь, но труп не найден. Адвокат использует последнюю уловку: | - У меня сенсационное заявление! Пропавший жив! Я нашел его и сейчас он войдет в эту дверь... Все повернули головы, ждут, но никто не входит. Адвокат: - Я солгал, но обратите внимание, мы все допускаем, что он жив. Примите, пожалуйста, это во внимание. Суд удалился на совещание. Выходит и выносит вердикт - высшая мера наказания. Адвокат в отчаянии кричит: | - Ну как же так? Вы ведь все повернули головы к входу и ждали, что пропавший сейчас войдет! - Мы-то повернули, а подсудимый не повернул... Вопросы: 1. Где происходит действие? 2. За что судят подозреваемого? 3. К какой уловке прибегает адвокат, доказывая невиновность своего подзащитного? 4. Почему суд приговорил подозреваемого к смертной казни? IX Как-то знаменитый американский телеведущий Ларри Кинг ужинал в компании голливудских звезд своего возраста, а было ему тогда около 50. Постепенно разговор перешел на болячки и рекомендации врачей бросить пить, курить и т.д. И вдруг до всех дошло, что они жалуются, а рядом с ними сидит человек, которому уже за 90 лет. Это был знаменитый Джордж Берне. Повисло неловкое молчание, которое прервал Ларри Кинг: - А как у вас со здоровьем, Джордж? Выглядите вы молодцом... Вы же, кажется, все еще курите? Что об этом думает ваш доктор? - Да, я все еще люблю выкурить сигару, пью виски и не прочь приударить за девушками... Вы спрашиваете, что об этом думает мой доктор? А ничего не думает: он умер лет 10 назад. Вопросы: 1. Сколько лет было американскому телеведущему и его собеседникам? 2. О чем телеведущий разговаривал с ними? 3. На кого внезапно обратили внимание участники разговора? 4. Сколько лет было Джорджу Бернсу? 5. Какой он вел образ жизни? 6. Что ответил Берне на вопрос о неодобрении такого поведения его лечащим врачом? X На званом обеде Марка Твена упрекнули за то, что он так ничего и не сказал. - Но ведь хозяин все время говорил сам! - ответил он. - Давайте я вам лучше расскажу одну занимательную историю о человеке, которого друг укорял за то, что он за пятнадцать лет супружеской жизни не сказал жене ни одного слова. «Как это можно объяснить? Что ты можешь сказать в свое оправдание?» - «Я не решался перебивать ее», - ответил тот. Вопросы: 1. Как зовут главного героя? 2. В чем его упрекнули? 3. Что он ответил на упрек? 4. Какую историю он рассказал? XI В 1855 г. Лондонское филармоническое общество пригласило Рихарда Вагнера дать в британской столице несколько концертов. Едва только Вагнер появился в Лондоне, как сразу же подвергся нападкам. В музыкальных кругах прошел слух, что он свысока относится к непререкаемым авторитетам: Моцарту, Керубини, Бетховену - и «мучает их в своих концертах», как ему угодно. Особенно раздражало лондонцев то, что он дирижирует симфониями Бетховена наизусть. Вагнеру дали понять, что это очень неприлично и неуважительно по отношению к Бетховену. И на следующем концерте партитура лежала на пюпитре. Успех концерта был чрезвычайный. Знатоки музыки окружили Вагнера и наперебой поздравляли: - Ведь мы вам говорили!.. Это совсем другое звучание! Настоящее бетховенское звучание! - С каким совершенством вы взяли темп скерцо! Как гениально вели альты!.. - с этими словами один из музыкальных знатоков схватил открытую партитуру, и - о ужас! - то был «Севильский цирюльник», да еще в переложении для фортепиано, да к тому же стоящий на пюпитре... вверх ногами. Вопросы: 1. Как зовут главного героя? 2. Где он исполнял концерт? 3. Что раздражало лондонцев в исполнениях Вагнера? 4. К какой уловке он прибегнул на одном из своих концертов? XII В архивах французского министерства обороны отыскалось любопытное письмецо. Оно датировано 1960 г. человеком, призванным в армию, но вовсе не желающим отправляться на войну в Алжир. Отметим для простоты понимания, что во французском языке родственники со стороны мужа или жены называются двоюродными братьями или сестрами. Вот текст письма: «Господин министр! Мне 24 года, я женат на вдове 44 лет, которая имеет 25-летнюю дочь. Мой отец женился на этой девушке и таким образом стал моим зятем, поскольку он - муж моей дочери. Таким образом, моя падчерица стала моей мачехой, раз уж она - жена моего отца. У нас с женой родился сын. Он стал братом жены моего отца и двоюродным братом моего отца. И, соответственно, моим дядей, поскольку он - брат моей мачехи. Таким образом, мой сын теперь - мой дядя. Жена моего отца тоже родила ребенка, который стал одновременно моим братом, раз уж он - сын моего отца, и моим внуком, поскольку он - сын дочери моей жены. Так как муж матери кого-либо является его отцом, получается, что я - отец своей жены, раз я - брат своего сына. Таким образом, я стал своим собственным дедом. Учитывая вышеизложенное, господин министр, прошу вас принять необходимые меры для моей демобилизации, поскольку по закону нельзя призывать на службу одновременно сына, отца и деда. Р.5. С надеждой на ваше понимание, примите, господин министр, уверения в моих искренних чувствах...» Вопросы: 1. В какой стране письмо обнаружено? 2. Каким годом письмо датировано? 3. В связи с каким событием автор письма решил его написать? 4. Что в итоге доказал в своем письме 24-летний автор?
Авторы:
Щербакова М.М.
Издание:
Справочник поликлинического врача
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.58-64. Библ. 9 назв.
Просмотров: 53