Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНОСА ХОЛЕРЫ В СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Аннотация:

Определение степени потенциальной эпидемической опасности миграции населения в возможности заноса холеры в субъекты Российской Федерации с (без) международными пунктами пропуска на воздушном, морском, автомобильном и железнодорожном транспорте как составляющей при определении эпидемического потенциала территории. Использованы данные Управлений Роспотребнадзора по 83 субъектам Российской Федерации, в том числе по 61 субъекту с международными пунктами пропуска на воздушном, морском, автомобильном и железнодорожном транспорте, с учетом связей со странами, неблагополучными по холере, и в 22 — без международных пунктов пропуска (2011 — 2015 гг.). Использованы демографические показатели для характеристики интенсивности и определения степени потенциальной эпидемической опасности миграции населения. В 83,6% субъектов установлен миграционный прирост населения при межгосударственной миграции различными видами транспорта. Разработан алгоритм эпидемиологической оценки и определена степень потенциальной эпидемической опасности (СПЭО) миграции населения в возможности заноса холеры для 83 административных территорий. Из 61 субъекта с пунктами пропуска в 17 установлена высокая СПЭО миграции населения, в 39 — повышенная и в 5 — низкая; в 22 субъектах без международных пунктов пропуска — 8, 12 и 2 соответственно. Полученные результаты свидетельствует о наличии эпидемиологических рисков, связанных с миграцией населения. Заносы холеры и других инфекционных болезней, в том числе регламентированных Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), в различные страны с последующими вспышками и эпидемиями обусловлены межконтинентальной, межгосударственной и внутригосударственной миграцией населения. Подтверждением этому является история начала семи пандемий холеры в странах Азии (с 1961 г.), Африки, Европы, в том числе России (с 1970 г.), Южной и Центральной Америки (с 1991 г.), Карибского бассейна (с 2010 г.), обусловленных заносами инфекции при миграция населения различными видами международного транспорта из стран, неблагополучных по холере. Миграция населения рассматривается Б.Л. Черкасским как один из основных социальных факторов эпидемиологического риска с переходом из потенциального в реальный риск при активизации эпидемического процесса, определяя его генез. Миграция населения как одна из составляющих использовалась при районировании территории России по типам эпидемических проявлений. Демографические показатели, характеризующие миграционные процессы населения, наряду с другими использованы при определении эпидемического потенциала административных территорий (территорий риска) Ростовской области при холере. Оценка миграции населения в Ставропольский край из других регионов Российской Федерации, из стран СНГ и Балтии, а также из государств дальнего зарубежья использована в комплексе с санитарно-гигиеническими и природно-климатическими факторами для оценки и определения риска распространения холеры. При дифференциации территории Забайкальского края на основе систематизации эпидемиологических рисков вероятность заноса опасных инфекционных болезней с эндемичных территорий рассматривается как внешний эпидемиологический риск, связанный с особенностями транспортной инфраструктуры и миграционных потоков населения. Учитывая неблагополучную эпидемиологическую обстановку по холере в мире, неблагоприятный прогноз для России в плане возможных заносов инфекции, определение выраженности миграционных процессов с оценкой эпидемической опасности миграции населения представляет научный интерес на современном этапе седьмой пандемии холеры. Цель работы — определение степени потенциальной эпидемической опасности миграции населения в возможности заноса холеры в субъекты Российской Федерации с (без) международными пунктами пропуска на воздушном, морском, автомобильном и железнодорожном транспорте как составляющей при определении эпидемического потенциала территории. Для оценки миграции населения использованы данные Управлений Роспотребнадзора по 83 субъектам (область, край, республика, автономный округ, город федерального значения) Российской Федерации, в том числе по 61 субъекту с международными пунктами пропуска на воздушном (ВПП), морском (МПП), автомобильном (МАПГТ) транспорте и в 22 — без международных пунктов пропуска (2011 — 2015 гг.). Использованы также сведения о миграции населения через международные пункты пропуска на железнодорожном транспорте (ППЖД) Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по 15 субъектам. Сведения о миграции населения в Республике Крым взяты из. При характеристике миграции населения брали показатели, характеризующие выраженность миграционных процессов населения: коэффициент интенсивности миграционного оборота (КИМО) — отношение суммы прибывших и убывших к численности населения в субъекте на 100 тыс. населения (%0000); коэффициент интенсивности чистой миграции (КИЧМ) — отношение сальдо миграции к численности населения (%ооо); данные о наличии ВПП, МПП, МАПП и ЖДПП международных пунктов пропуска. Для определения степени потенциальной эпидемической опасности (СПЭО) миграции населения в возможности заноса холеры применены: показатель интенсивности прибытий — отношение прибывших к численности населения в субъекте (%0000); данные о странах, с которыми осуществляются международные транспортные связи, в том числе, неблагополучных по холере; данные Федеральной службы государственной статистики о мигрантах из-за пределов Российской Федерации и численности населения в субъектах по состоянию на 01.01.2015. При статистической обработке вариационных рядов использованы показатели средних значений коэффициентов интенсивности прибытий, определение границ уровня проводили с учетом величины среднего квадратичного отклонения (о) от средней арифметической с использованием пакета программ 1УМсгозой ОШсе (Мюгозой Ехсе1, 2007). Значения коэффициентов ранжированы для выявления административных территорий с высокими, повышенными и низкими показателями. Установлено, что на территории Российской Федерации в 2011 — 2015 гг. международные пункты пропуска на воздушном транспорте были расположены в 56 субъектах, на морском — в 17, на автомобильном — в 24, на железнодорожном — в 15. Общее количество международных пунктов пропуска составило 267, в том числе ВПП - 71 (26,59%), МПП - 63 (23,60%), МАПП - 95 (35,58%), ЖДПП - 33 (12,36%) и пять (1,87%) смешанных (в период ледостава — автомобильный, в период навигации — водный). Рассматривая миграцию населения как потенциальный эпидемиологический риск в возможности заноса холеры и активизации эпидемического процесса, следует отметить, что выраженность миграционных процессов, рассчитанная с использованием КИМО, позволила выявить административные территории с высокими значениями показателя при наличии различных видов международных пунктов пропуска. Повышенные значения КИМО на воздушном транспорте в 12 субъектах варьировали от 5144.5 до 9786,5 о/оооо; на морском и автомобильном — в шести субъектах; на железнодорожном — в четырех с показателями — 1681,3 — 9686,9 о/оооо 1 54 334,3 — 92 3819,0 о/оооо; 5259,5 — 9407,2 о/оооо соответственно. Низкая интенсивность миграционного оборота выявлена в 21субъекте при миграции населения через ВП П с значениями КИ МО 1,0 — 4208,6 о/оооо- В эту группу включены административные территории с МПГ1, МАПП иЖДПП в трех, восьми и двух субъектах с коэффициентами 5,53 — 749,2 о/оооо; 1935,0 — 40 391,4 о/оооо и 1281,9 — 2034,6 о/оооо соответственно. Необходимо отметить, что с использованием коэффициента интенсивности чистой миграции в 51 (83,6%) субъекте установлен миграционный прирост населения при межгосударственной миграции различными видами транспорта. В десяти регионах выявлено превышение числа убывшего населения через ВПП (Республики Дагестан, Кабардино-Балкария и Чувашия, Камчатский край, Магаданская и Липецкая области), МПП (Санкт-Петербург, Астраханская область) и МАПП (Ростовская область, Республика Карелия). Приведенные данные свидетельствуют об интенсивной с положительным сальдо международной миграции населения. Для определения степени потенциальной эпидемической опасности миграции населения в возможности заноса холеры в субъектах с международными пунктами пропуска разработан алгоритм, включающий следующие этапы: расчет коэффициентов интенсивности прибытий с учетом приехавших из-за пределов России в 56 субъектах с ВПП, в 17 — сМПП,в24 — с МАПП и в 15 — с ЖДПП; систематизацию значений коэффициентов интенсивности прибытий с обработкой вариационных рядов по субъектам за 2011 — 2015 гг. по каждому виду транспорта; определение диапазонов значений указанных коэффициентов для каждого вида транспорта с градацией по трем рангам (высокий, повышенный и низкий) и соответствующей группировкой субъектов по всем видам международного транспорта; определение баллов — низкий, повышенный и высокий — эквивалентных ранжированным значениям коэффициентов интенсшности прибытий. Оценочная шкала баллов для определения СПЭО миграции населения (низкая, повышенная и высокая) в возможности заноса холеры для субъектов с (без) международными пунктами пропуска рассчитана по сумме баллов соответствующих показателей (табл. 2). При эпидемиологической оценке миграции населения в возможности заноса холеры на территорию Российской Федерации для субъектов с международными пунктами гропуска на различных видах транспорта установлена высокая СПЭО (15 и более баллов) для Краснодарского, Приморского, Хабаровского, Красноярского краев, Калининградской, Оренбургской, Белгородской, Мурманской, Сахалинской, Омской, Астраханской, Ростовской областей, Республик Бурятия, Дагестан, Северная-Осетия Алания, Москвы и Санкт-Петербурга. При этом во всех административных территориях имеются пункты тропуска на воздушном транспорте, для которого установлена основная роль при заносах холеры [10]. При анализе связи со странами, неблагополучными по холере, выявлены возможные пути заноса инфекции через воздушные пункты пропуска в Краснодарский край из Афганистана, Индии, Кении; в Сахалинскую область и Приморский край — из Китая и Филиппин; в Ростовскую, Астраханскую, Омскую, Оренбургскую, Белгородскую области и Красноярский край — из Индии; в Санкт-Петербург — из Конго, Либерии и Доминиканской Республики; в Москву — из Индии, Непала, Афганистана. Мьянмы, Доминиканской Республики, Уганды; в Республику Бурятия — из Индии и Филиппин. Наличие международных воздушных пунктов пропуска определяет внешние эпидемиологические риски в плане заносов холеры, имевших место в Республику Дагестан из Пакистана (1993 г.), в Сахалинскую область из Китайской Народной Республики (1999 г.), в Москву из Индии (2010, 2012 и 2014 гг.). Следует отметить осуществление миграции населения через пункты пропуска на всех других видах транспорта в Краснодарском крае, Приморском крае, Калининградской области и Республике Дагестан; в Санкт-Петербурге — на морском и железнодорожном; в Мурманской области и Хабаровском крае — на морском и автомобильном; в Оренбургской, Белгородской областях и Республике Бурятия — на автомобильном и железнодорожном; в Сахалинской и Астраханской областях, Красноярском крае — на морском; в Омской области и Республике Се верная-Осетия Алания — на автомобильном; в Москве — на железнодорожном транспорте. Наличие международных пунктов пропуска на указанных видах транспорта имеет эпидемиологическое значение, так как известны случаи заноса холеры в Республику Дагестан (1994 г.) и в Приморский край (1999 г.) автомобильным транспортом, в Тверскую область и Москву (2005 г.) — железнодорожным. В Республике Крым ранее выявлена высокая СПЭО заноса холеры различными видами транспорта. Импорт холеры (перенесшими инфекцию в пути следования или вибриононосителями) возможен при миграции населения через морские лункты пропуска в Краснодарский край из Нигерии, Кении, Мозамбика и Доминиканской республики; в Приморский край — из Филиппин, Индии и Мьянмы; в Калининградскую область — из Нигерии, Либерии, Конго, Ганы и Камеруна; в Мурманскую область — из Индии, Филиппин, Танзании и Нигерии; в Хабаровский край — из Филиппин; в Санкт-Петербург — из Конго, Либерии и Кении, в Сахалинскую область — из Индии и Филиппин. В 34 (86,8%) субъектах с повышенной СПЭО миграции населения в возможности заноса холеры расположены международные воздушные пункты пропуска. При этом в Архангельскую, Вологодскую, Нижегородскую, Московскую, Самарскую области, Республики Башкортостан и Татарстан, Волгоградскую, Челябинскую области, Пермский край. Новосибирскую, Тюменскую, Томскую, Иркутскую, Кемеровскую области и в Республику Хакасия возможен занос холеры из Азии (Индия, Афганистан, Филиппины, Мьянма), на долю которой приходится наибольший удельный вес в структуре заносов в мире, в том числе межгосударственных и межконтинентальных. В этом аспекте прогностически неблагоприятными являются также сообщения с эндемичными по холере странами Африки (Конго, Либерия, Уганда, Кения) и Америки (Доминиканская Республика). В административных территориях этой группы расположены также другие виды пунктов пропуска в различных сочетаниях: в Амурской области и Еврейской автономной области — МПП и МАПП; в Псковской, Брянской, Курской областях и Забайкальском крае — МАПП иЖДПП; в Ленинградской области — МПП, МАПП иЖДПП; в Архангельской области, Камчатском крае и Чукотском автономном округе — МПП; в Воронежской области, Республиках Карелия, Тыва и Алтай, Курганской области — МАПП. В группу субъектов Российской Федерации с низкой СПЭО миграции населения в возможности заноса холеры вошли Магаданская область с ВПП и МПП, Липецкая и Ярославская области, Республика Калмь кия и Чувашская Республика, где имеются только ВПП. Транспортные сообщения через международные пункты пропуска в вышеуказанных субъектах со странами, неблагополучными по холере, отсутствуют. Степень потенциальной эпидемической опасности определена также для 22 субъектов без международных пунктов пропуска, так как существует потенциальный риск распространения холеры по внутренним путям сообщения на всех видах транспорта. Это подтверждается заносами холеры в Республику Башкортостан (2004 г.) и в Мурманск (2006 г.) железнодорожным транспортом после прибытия из Индии авиатранспортом. Установлена высокая СПЭО для Тверской, Калужской, Тамбовской, Тульской, Смоленской областей, Республик Мордовия, Адыгея и Ямало-Ненецкого автономного округа; для Владимирской, Ульяновской, Новгородской, Кировской, Костромской, Ивановской, Орловской, Пензенской, Рязанской областей, Республик Удмуртия и Марий Эл — повышенная; для Ненецкого автономного округа, Республик Карачаево-Черкессии и Ингушетии определена низкая СПЭО. Таким образом, разработан алгоритм эпидемиологической оценки и определена СПЭО миграции населения в возможности заноса холеры различными видами транспорта через международные пункты пропуска (без) для 83 административных территорий Российской Федерации. Из 61 субъекта с пунктами пропуска в 17 установлена высокая СПЭО миграции населения, в 39 — повышенная V в 5 — низкая; в 22 субъектах без международных пунктов пропуска — 8,12 и 2 соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о наличии внешних эпидемиологических рисков, связанных с миграцией населения. Необходимо отметить, что выявление субъектов с учетом СПЭО миграции населения в возможности заноса холеры через воздушные, морские, автомобильные и железнодорожные международные пункты пропуска предусмотрено использовать в комплексе с другими данными при определении эпидемического потенциала территории.

Авторы:

Тюленева Е.Г.
Москвитина Э.А.

Издание: Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии
Год издания: 2018
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2018.-N 3.-С.3-10. Библ. 14 назв.
Просмотров: 1842

Рубрики
АВИАЦИЯ
АВТОМОБИЛИ
АДЫГЕЯ
АЛТАЙ (РЕСП)
АМЕРИКА
АНАЛИЗ
АФГАНИСТАН
БУРЯТИЯ
ДАГЕСТАН
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
ЕВРЕИ
ЕВРОПА
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
ЗАБАЙКАЛЬЕ
ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ИНГУШЕТИЯ
ИНДИЯ
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, БОРЬБА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КАМЕРУН
КАРЕЛИЯ
КЕНИЯ
КОНГО
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
КРЫМ
ЛИБЕРИЯ
МАРИЙ ЭЛ
МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ КАЧЕСТВО, ДОСТУПНОСТЬ И ОЦЕНКА
МИКРОБИОЛОГИЯ
МОЗАМБИК
МОРДОВИЯ
МОСКВА
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
НАСЕЛЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕ
НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ ХАРАКТЕРИСТИКИ
НЕПАЛ
НИГЕРИЯ
ПАКИСТАН
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ БОЛЕЗНИ
ПРОГНОЗ
РИСК КОНТАКТА С БОЛЬНЫМ, ОПОВЕЩЕНИЕ
РИСКА СТЕПЕНИ ОЦЕНКА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СЕВЕРНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
СТАТИСТИКА
ТАНЗАНИЯ
ТАТАРСТАН
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
ТЫВА
УГАНДА
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС
УДМУРТИЯ
ФАКТОРЫ РИСКА
ФИЛИППИНЫ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
ХАРАКТЕР
ХОЛЕРА
ХОЛЕРА СВИНЕЙ
ХОЛЕРНАЯ БОЛЕЗНЬ
ХОЛЕРНЫЙ ТОКСИН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
ЧУВАШИЯ
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Ключевые слова
60
авиация
автомобили
автономная
автономный
административный
адыгея
активизация
алания
алгоритм
алтай
америка
амурская
анализ
архангельск
аспекты
астраханская
афганистан
бассейн
башкортостан
белгородский
болезни
болезнь
болеющие
больным
борьба
брал
брянская
бурятия
вариационный
варьирующая
вероятности
вес
вибрион
видовая
виды
включения
включениями
владимир
внешний
внутренняя
внутри
водное
воздушная
возможности
волгоградская
вологодский
воронежская
вспышки
высокий
выявление
генез
город
государств
государственная
граница
групп
дагестан
дальний
данные
движение
демографическая
диапазона
дифференциация
доминиканская
дороги
доступность
другого
евреи
европа
ждп
железнодорожные
железные
забайкалье
занос
зарубежье
значению
ивановский
иммунобиологические
импорт
ингушетия
индий
индия
интенсивная
интенсивность
инфекцией
инфекционная
инфекционные
инфраструктура
иркутская
использование
использованием
история
калининградская
калия
камерун
карелия
карибский
качество
квадратов
кемеровская
кения
кировск
китайска
ключ
количество
комплекс
конго
контакта
косая
коэффициент
краевая
край
краснодарский
красноярский
крым
курган
курск
ленинград
либерия
липецкая
лунка
магаданская
мап
марий
медики
медико-санитарной
международна
мест
место
мигранты
миграции
микробиологи
мирового
мозамбик
мордовия
морская
москва
московская
мурманск
навигации
наибольшая
наличия
народная
население
населения
населенных
научной
начала
неблагополучия
неблагоприятные
ненецкий
непал
нигерия
низкие
новгород
новосибирск
областей
оборот
обработка
образ
обстановка
обусловленные
общей
одного
округ
округа
омская
опасности
опасные
оповещение
определение
определения
оренбургская
орловской
основа
основной
особенности
осуществление
отклонение
отношение
оценка
оценочная
пакет
пакистан
пандемия
переход
период
пермская
планы
повышенная
поза
показатели
пола
положительные
помощи
после
послед
потенциал
потенциальный
поток
правила
превышения
применения
приморский
природная
природно-очаговые
прогноз
прогностическая
программ
процесс
проявление
пункт
путем
пути
пять
работа
различный
различными
район
распространение
расчет
регион
результата
республика
риск
риска
роль
роспотребнадзор
россии
российская
ростов
ростовская
ростовской
ряда
рязанская
самарская
санитарная
санкт-петербург
сахалин
свидетельства
свиней
связанные
связей
северная
седьмого
семей
систематизация
след
следованию
слова
служб
случаев
смешанная
смоленская
смп
современная
сообщений
соответствующие
состав
состояние
социальная
среднего
средства
ставропольский
статистика
статистические
степени
стран
страна
структур
субъект
танзания
татарстан
тверская
территории
территория
типа
токсин
томская
транспорт
транспортные
тульская
тыва
тюменская
уганда
удельный
удмуртия
указ
ульяновская
управление
уровни
учет
фактор
факторы
федеральная
федерации
филиппины
хабаровск
хабаровский
хакасия
характер
характеристика
характеристики
холера
холерная
холерный
цель
центральная
челябинск
четыре
численный
число
чистая
чувашия
шесть
шкала
эквиваленты
эндемические
эпидемии
эпидемиологическая
эпидемиологические
эпидемиология
эпидемический
этап
южный
ямал
ярославская
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.15.231.176)
Яндекс.Метрика