Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация:
В обзоре изложено основное содержание проблемы биологической безопасности в современный период. Обсуждаются вопросы последипломного образования в области биологической безопасности по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также вопросы подготовки специалистов высшей квалификации. Отмечена необходимость формирования отдельной специальности «Биологическая безопасность» для специалистов медицинского и биологического профилей. Биологическая безопасность (ББ) является важной проблемой мирового сообщества. Актуальность ее определяется угрозами, исходящими от инфекционных болезней и их возбудителей, приобретающими в современном мире глобальный характер. До недавнего времени основное содержание ББ было связано, главным образом, с вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что в концепции ББ сегодня соответствует ее «узкому формату». Современный этап эволюции взглядов на биологическую безопасность характеризуется существенным расширением ее основного содержания, что стало следствием возникновения угроз, способных создать в общественном здравоохранении чрезвычайные ситуации (ЧС), масштаб которых сопоставим с угрозой национальной и международной безопасности. Классификация биологических угроз в настоящее время включает перечень опасных биологических факторов как естественной природы (инфекционные заболевания возникающие, возвращающиеся, новые, появляющиеся на новых территория, природно-очаговые), так и искусственных угроз, обусловленных профессиональной деятельностью человека (усложнение и интенсификация исследовательских работ с использованием ПБА, неконтролируемое высвобождение или распространение живых организмов с неустановленными механизмами влияния на экосистемы, увеличение количества биологически опасных объектов с предельно допустимыми или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами, аварии на объектах, где проводятся работы с патогенными микроорганизмами). Отдельное место отводится биологическим угрозам, вызванным актами преднамеренного использования ПБА (биоагрессии, биотерроризм, «экологические» войны). Именно этот вид угроз, как наименее контролируемых, по мнению многих специалистов, представляет наибольшую опасность для человечества. Ведущие специалисты в области ББ прогнозируют также возможное появление принципиально новых угроз, связанных с передовыми биотехнологиями (геномными, постгеномными), и созданием биологического («молекулярного оружия») оружия нового поколения. Очевидна отмеченная многими специалистами необходимость в постоянном развитии системы биологической безопасности. Формирование широкого взгляда йа ББ определило ее существенные принципы, заключенные в разработанной в Российской Федерации системе надзора (мониторинга) в виде верификации, скрининга, индикации, идентификации, диагностики опасных биологических ситуаций и контроля за проведением мероприятий профилактического и экстренного характера по локализации и ликвидации ЧС биологического (санитарно-эпидемиологического) характера. Интеграция России в мировое пространство также диктует необходимость в совершенствовании санитарного законодательства, модернизации и развитии информационных технологий, создании специализированных баз данных ПБА и др. Таким образом, ББ в современных условиях одновременно с обширной областью деятельности становится отдельной областью знаний, объединяющей как практику, так и теорию защиты человека от опасных биотических факторов. С этой точки зрения биологическую безопасность можно рассматривать как развивающуюся научно-практическую дисциплину, которая опирается на новейшие достижения эпидемиологии, микробиологии, молекулярной биологии, молекулярной генетики, вирусологии, молекулярной медицины и других предметных областей. Подготовка специалистов, обладающих знанием проблемы ББ в ее современной трактовке, компетентных в различных областях медицинских и биологических знаний занимает важное место в создании эффективной системы обеспечения биологической безопасности и рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере биологической безопасности. В соответствии с этим целью обучения специалистов должно стать создание образовательной основы, на которую будет опираться российская система биологической безопасности, согласованной с российскими образовательными стандартами и существующими международными аналогами. На сегодняшний день совершенствование процесса подготовки специалистов в области ББ приобретает особую актуальность для учреждений медико-биологического профиля, поскольку проблема биобезопасности как область специальных знаний и прикладных разработок в значительной степени имеет непосредственное отношение к медицине и биологии. В современных условиях образовательная база по биологической безопасности должна формировать у специалистов органов здравоохранения готовность к проведению комплекса санитарно-эпидемиологических мероприятий в ЧС, а также овладение необходимыми для этого знаниями, навыками и техническими приемами. Одновременно расширение концепции ББ требует от специалистов компетенции в разрабатываемых законодательных актах, нормативно-методических документах, регламентирующих деятельность по безопасной работе с ПБА различной патогенности, в вопросах санитарной охраны и противодействия биотерроризму на территории РФ и за ее пределами. Современное состояние российской системы профильного образования и профессиональной переподготовки в области биологической безопасности демонстрирует достаточно эффективные образовательные возможности, прежде всего, в области дополнительного профессионального образования, регламентированные законодательными документами и ориентированные на существующие Санитарные правила, практические руководства, рекомендации ВОЗ и Международные медико-санитарные правила. Научно-исследовательские организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) и учреждения высшего профессионального образования Министерства здравоохранения осуществляют образовательную деятельность по биологической безопасности в рамках дополнительного профессионального образования для специалистов противочумных учреждений, отделов особо опасных инфекций Центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, учреждений других министерств и ведомств (Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 от 1.07.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»). Научно-исследовательские противочумные институты ежегодно проводят курсы профессиональной переподготовки врачей и биологов по утвержденным руководителем Роспотребнадзора программам дополнительного профессионального образования «Бактериология. Основы безопасной работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) 1 — 11 групп», «Эпидемиология. Основы безопасной работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) I — II групп», «Зоология. Особо опасные зоонозные инфекции», содержащие разделы по биологической безопасности. Указанные программы предполагают всестороннюю подготовку специалистов по разделам микробиологии, эпидемиологии, эпизоотологии, генетики, иммунологии, клинике, лечению, профилактике, лабораторной диагностике инфекций, в том числе, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, а также способных вызывать чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение. Определенное внимание уделяется также социально значимым инфекционным болезням, инфекциям, представляющим опасность для окружающих или составляющие национальную и региональную проблему. Практические разделы программ направлены на приобретение слушателями навыков в лабораторной диагностике, соответствующих современным алгоритмам и методам специфической индикации и идентификации ПБА I — IV групп. По программе «Эпидемиология. Основы безопасной работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) I — II групп» дополнительно проводится обучение слушателей принципам, стратегии и тактике работы врача-эпидемиолога при возникновении чрезвычайных ситуаций с эпидемическими последствиями, что предусматривает решение ситуационных эпидемиологических задач, максимально приближенных к реальным условиям, составленных на конкретных примерах выявления, локализации и ликвидации вспышек и эпидемий особо опасных инфекционных болезней (чума, холера, бруцеллез, сибирская язва, туляремия). Программа «Зоология. Особо опасные зоонозные инфекции» направлена на приобретение современных теоретических знаний, профессиональных навыков и умений, необходимых для работы в природных очагах зоонозных инфекций. Одновременно программа включает сведения, касающиеся действующей на территории Российской Федерации законодательной, нормативно-методической документации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарной охраны территорий от завоза и распространения особо опасных инфекций. Необходимо отметить, что реализуемые в Научно-исследовательских противочумных институтах Роспотребнадзора программы профессиональной переподготовки носят фундаментальный характер и отличаются широким образовательным диапазоном, позволяющим слушателям получать не только специальные теоретические знания, но приобретать практические навыки безопасной работы с ПБА I — IV групп в процессе реальных диагностических исследований с использованием вакцинных штаммов опасных патогенов и их имитаторов. Наряду с курсами профессиональной переподготовки обучение специалистов медицинского и биологического профиля по вопросам Е>Б проводится в цикле образовательных программ повышения квалификации. На сегодняшний день разработано несколько таких программ: «Бактериология. Инфекционные болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации», «Эпидемиология. Инфекционные болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации», «Лабораторная микология», «Зоология», «Лабораторная диагностика и эпидемиологический надзор за холерой», «Бактериология», «Особо опасные инфекции», «ПЦР в диагностике инфекционных болезней и индикации патогенных микроорганизмов». Перечисленные программы составлены с учетов современного состояния знаний в соответствующих им профильных дисциплинах, одновременно они знакомят слушателей с новыми методами и приемами проведения различных исследований с соблюдением требований биологической безопасности. Для получения дополнительного профессионального образования в сфере биологической безопасности специалистами Российского научно-исследовательского противочумного института «Микроб» в последние годы были разработаны программы «Биологическая безопасность», «Противодействие биотерроризму», «Санитарная охрана территории Российской Федерации». Программа повышения квалификации «Биологическая безопасность» предусматривает совершенствование у обучающихся знаний и навыков в области обеспечения биобезопасности при организации и проведении всех видов работе ПБА, в том числе, в очагах особо опасных инфекций. Цикл усовершенствования включает теоретические разделы по биологической безопасности с оценкой биологических угроз и рисков, вопросы противодействия биологическому терроризму с акцентом на вероятные агенты биотерроризма, а также вопросы проведения специфической индикации и идентификации патогенных биологических агентов I — II групп.
Авторы:
Меринова О.А.
Издание:
Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии
Год издания: 2018
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2018.-N 3.-С.87-96. Библ. 30 назв.
Просмотров: 392