|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЭТАПАХ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМ ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫМ ПАРОДОНТИТОМ
Аннотация:
Высокая актуальность вопроса, связанного со своевременным лечением и профилактикой заболеваний пародонта, приводит к постоянному поиску новых высокотехнологичных материалов для изготовления лечебно-профилактических конструкций. В статье отражены основные свойства материала «Dental D» и представлены возможности его использования в качестве конструкционного материала для изготовления съемной шинирующей конструкции. Развитие стоматологии позволяет на сегодняшний день использовать большой арсенал средств для эффективного лечения заболеваний пародонта путем воздействия на различные звенья патогенеза. Несмотря на это, показатель распространенности данной патологии в мире не имеет тенденции к снижению и по различным данным достигает порядка 95%. Бессимптомное течение воспалительных заболеваний пародонта на ранних стадиях патологического процесса значительно отдаляет начало лечебно-профилактических мероприятий, а отсутствие единого взгляда на восстановление функции зубочелюстной системы определяет недостаточную эффективность реабилитации данной категории больных. Важную роль в программе реабилитационных мероприятий играет ортопедическое лечение, которое проводится на всех стадиях развития патологического процесса и включает избирательное пришлифовывание, шинирование зубов и рациональное протезирование. Актуальным направлением в решении перечисленных проблем является профилактика формирования вторичной травматической окклюзии и возникновения патологической подвижности зубов, за счет перераспределения функциональных нагружений, чего возможно достичь путем разработки и внедрения рациональных шинирующих лечебно-профилактических конструкций. Цель нашего исследования - провести сравнительную характеристику основных физико-механических показателей термопластического материала «Dental D» с таковыми укобальто-хромового сплава, традиционно используемого для изготовления съемных шин и проанализировать, рациональность применения термопластического материала в качестве конструкционного, для изготовления новой съемной лечебно-профилактической назубо десневой шины. Материал «Dental D» представляет собой органический полимер на основе полиоксиметиллена. Более 20 лет он успешно применяется для изготовления мостовидных протезов, каркасов бюгельных протезов и их кламмеров. Зубные протезы из материала «Dental D» изготавливаются методом литьевого прессования, что дает возможность получать достаточно точные ортопедические конструкции. Исследователями были изучены свойства данного термопластического материала и установлена зависимость оптимальных параметров кламмера, а именно его длины, толщины и ширины от индивидуального размера зуба. На основании обзора исследований отечественных ученых проведена сравнительная характеристика основных физико-механических характеристиктермопластического материала «Dental D» и кобальто-хромового сплава [КХС]. Результаты исследования представлены в таблице 1. Материал «Dental D» по сравнению с КХС имеет удовлетворительные показатели модуля упругости, прочности при растяжении и относительного удлинения на разрыв, достаточную плотность, прочность при растяжении, низкое водопоглощение, пластичность термопласта в 5 раз выше такового показателя у КХС. Представленные свойства позволяют сделать предположение о том, что применение материала «Dental D» для изготовления конструкций съемных шин способно обеспечить снижение уровня растягивающих напряжений в тканях пародонта, и как следствие, сохранить подвижность зубов в пределах физиологической нормы. Традиционные конструкции шин, изготовленные из кобальто-хромовых сплавов, имеют определенные недостатки: не отвечают требованиям эстетики; оказывают достаточно жесткое воздействие на ткани пародонтального комплекса; кроме того, кламмерные шины, вызывают компрессию десневого края отдельными элементами, расположенными в пришеечной области зуба. Низкая пластичность сплавов металлов приводит к тому, что наложение и снятие шины иногда вызывает перегрузку пародонта отдельных зубов. Технические характеристики термопластов позволяют исключить вышеуказанные недостатки и изготавливать, в зависимости от клинической ситуации, индивидуализированные лечебно-профилактические шинирующие конструкции. По результатам исследования была разработана лечебно-профилактическая назубодесневая шина, состоящая из следующих структурных элементов: многозвеньевого кламмера расположенного на вестибулярной и оральной поверхностях зубов и перекидных элементов (2). Ввиду повышенной эластичности материала необходимая минимальная толщина звена кламмера составляет 1.5 мм. В конструкции сформированы окклюзионные окна (3),а также зона для депонирования лекарственного препарата (4), расположенная на внутренней поверхности вестибулярной части конструкции в области свободной части десны и межзубных сосочков. Технология изготовления лечебно-профилактической назубо-десневой шины включает в себя несколько последовательных этапов. На первом клиническом этапе получают силиконовые оттиски с обеих челюстей и определяют цвет будущей конструкции. Далее на первом лабораторном этапе изготавливают диагностические модели из высокопрочного гипса IV класса, изучают их в паралеллометре и наносят границы шины. Из воска моделируют пространство для депонирования лекарственного препарата толщиной 1 мм на 3 мм ниже края десны, модель дублируют и осуществляют гипсование моделей в окклюдатор или артикулятор. На дублированной модели по намеченным границам моделируют восковую конструкцию назубо-десневой шины. Гипсуют модель в специальной кювете и формируют литникообразующую систему. Далее проводят этап замены воска на пластмассу, для этого закрытую кювету устанавливают в инжекционный термопресс, где под давлением 6-8 бар и температуре порядка 220 °С происходит прессование термопластического материала «Dental D». Кювету охлаждают и извлекают готовую конструкцию шины, которую в последующем обрабатывают и полируют. Заключительным клиническим этапом является припасовывание и фиксация шины в полости рта пациента. Таким образом, выбор термопластического материала «Dental D» QuattroTi (Италия) в качестве конструкционного - для изготовления шин позволит обеспечить их плотное прилегание и, как результат, надежную фиксацию конструкции. За счет эластичности материала лечебно-профилактическая шина не оказывает чрезмерно жесткого давления на ткани пародонтального комплекса, сохраняет физиологическую подвижность зубов.
Авторы:
Асташина Н.Б.
Издание:
Современная ортопедическая стоматология
Год издания: 2018
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2018.-N 29.-С.41-43. Библ. 10 назв.
Просмотров: 32