Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Грамотность в вопросах здоровья выходит на передовые позиции повестки дня в профилактике и контроле неинфекционных заболеваний
Аннотация:
Проанализированы зарубежные публикации на тему «Health literacy. Global, national and regional policies and strategies on health literacy promotion. Non-communicable diseases prevention and control», т.е. относительно грамотности в вопросах здоровья (ГЗ); глобальных, национальных и региональных программах и стратегиях по повышению грамотности в вопросах здоровья; профилактики и контроля неинфекционных заболеваний (НИЗ), доступных в PubMed и сети Интернет за период 2012—2017 гг. Для анализа использованы декларации и глобальные планы действий, национальные и региональные стратегии и планы действий по ГЗ и снижению бремени НИЗ, базы данных ВОЗ, а также обзорные статьи и научные отчеты. В рамках проводимого анализа изучался опыт государств-членов ВОЗ по разработке и внедрению стратегий по ГЗ. Авторы поставили перед собой два вопроса. Во-первых, существует ли в изучаемой стране национальная стратегия по ГЗ? Во-вторых, существует ли национальная стратегия по профилактике НИЗ, которая включает тему ГЗ? В ходе анализа было выявлено, что из 194 государств-членов ВОЗ в 10 странах существует отдельная национальная стратегия (программа/план действий) по грамотности в вопросах здоровья (Австралия, Германия, Ирландия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Сингапур, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Таиланд) и в 9 странах тема грамотности в вопросах здоровья включена в национальную стратегию по профилактике и контролю НИЗ (Австралия, Австрия, Бутан, Гана, Китай, Мьянма, Непал, Швейцария, Франция). В принятом в 2014 г. итоговом документе совещания нысокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по всеобъемлющему обзору и оценке прогресса, достигнутого в профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) и борьбе с ними, правительства стран приняли обязательство «...продолжить в надлежащих случаях разработку, укрепление и осуществление многопрофильных государственных стратегий и планов действий, призванных способствовать просвещению и повышению грамотности в вопросах здоровья, делая при этом особый акцент на слои населения с низким уровнем грамотности в вопросах здоровья». Ранее, в 2011 г., аналогичное обязательство было принято в Политической декларации совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по профилактике НИЗ и борьбе с ними. Рекомендации относительно порядка выполнения принятого в 2011 г. обязательства в контексте национальной программной деятельности по НИЗ были включены в Глобальный план действий ВОЗ по профилактике НИЗ и борьбе с ними на период 2013— 2020 гг. В 2016 г. в рамках 9-й Глобальной конференции по укреплению здоровья в Шанхае (9th Global conference on health promotion) грамотность в вопросах здоровья (ГЗ) выходит на глобальную повестку дня и становится одним из приоритетных направлений ВОЗ в укреплении здоровья с целью реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.: надлежащее управление, действия на местном уровне через города и местные сообщества, повышение и укрепление ГЗ. В ходе Глобальной конференции была принята Шанхайская декларация по укреплению здоровья (Shanghai declaration on promoting health), которая в отношении ГЗ признает следующее: — ГЗ расширяет права и возможности отдельных граждан и способствует их участию в совместных мероприятиях по укреплению здоровья; — высокий уровень ГЗ лиц, принимающих решения, способствует реализации их твердых намерений оказывать воздействие на здоровье, обеспечивать взаимные преимущества и принимать эффективные меры в отношении детерминант здоровья; — в основе ГЗ лежит всеобщий и справедливый доступ к качественному образованию и обучению на протяжении всей жизни. Такая грамотность должна стать неотъемлемой частью навыков и знаний, приобретаемых на протяжении жизни, прежде всего в рамках школьной программы. Шанхайская декларация по укреплению здоровья призывает: — признать ГЗ как одну из важнейших детерминант здоровья и осуществлять инвестиции в ее развитие; — разрабатывать, реализовывать и отслеживать межсекторальные национальные и местные стратегии по повышению ГЗ во всех группах населения и во всех образовательных учреждениях; — повышать уровень контроля граждан за своим здоровьем и его детерминантами, используя потенциал цифровых технологий; — обеспечивать ситуацию, чтобы окружение способствовало здоровому выбору потребителей через политику ценообразования, прозрачную информацию и ясную маркировку. В 2016 г. вступили в силу Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН, включающие 17 целей и 169 целевых задач. Несмотря на то что ЦУР не содержат отдельной целевой задачи в отношении ГЗ, действия по повышению ГЗ имеют ключевое значение для полноценной реализации социальных, экономических и экологических задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Многие страны и регионы уже приступили к реализации мер по повышению уровня ГЗ. Правительства в ряде стран разработали национальные и региональные программы/стратегии и целевые показатели по повышению ГЗ, включили ГЗ в национальные программы по профилактике НИЗ. ГЗ на глобальном уровне рассматривают как основу для достижения целей, относящихся к здоровью и равенству. В ближайшие годы правительствам государств необходимо разработать всеобъемлющую политику и программы для повышения уровня ГЗ, чтобы достичь поставленные ЦУР. Необходимы действия не только от министерств здравоохранения, но также требуется разработка стратегий и планов действий от различных секторов, включая образование, развитие городов и сельских районов, безопасность, иммиграцию, охрану окружающей среды и др. Следовательно, разработанные программы должны создавать потенциал как для отдельных людей, так и местных сообществ, а также укреплять системы здравоохранения, чтобы они соответствовали уровню ГЗ населения. Цель исследования — провести обзор национальных, региональных и глобальных программ/стратегий, направленных на повышение ГЗ в одном из аспектов — профилактике и контроле НИЗ. Провести обзор литературы на тему «Повышение грамотности в вопросах здоровья как мера профилактики и контроля НИЗ. Программы и стратегии по повышению грамотности в вопросах здоровья». Провести анализ существующих на сегодняшний день программ и стратегий на национальном, региональном и глобальном уровнях по повышению уровня ГЗ у населения. Отобрать и представить передовой мировой опыт по повышению ГЗ как меры профилактики и контроля НИЗ. Проведен контент-анализ. Изучена литература по проблеме повышения ГЗ, существующих национальных и региональных программ и стратегий, направленных на повышение ГЗ, на английском языке. Анализ литературы проводился с 2012 г., поскольку полученные доказательные результаты первого европейского исследования по ГЗ, проведенного в 2009—2012 гг., ознаменовали начало нового этапа в развитии современного понимания и подходов к изучению и повышению ГЗ, а также легли в основу разработанных в дальнейшем стратегий и программ по профилактике НИЗ в ряде стран-участниц данного исследования. В обзор включены документы, соответствующие определенным требованиям: — документ относится к одному из 194 государств-членов ВОЗ; — документ включает и использует современное понимание ГЗ; — документ является национальной/региональной программой/стратегией по ГЗ или национальной/региональной программой/стратегией по профилактике и контролю НИЗ, включающей тему ГЗ. Помимо обзора и анализа литературы проводилось кабинетное исследование (desk research) существующих национальных стратегий и программ по ГЗ, которые были предоставлены страновыми экспертами по ГЗ в рамках Глобального координационного механизма ВОЗ на онлайн-платформе по ГЗ. Результаты проведенных анализа и исследования приведены в табл. 1 и 2: в табл. 1 — отдельно существующие национальные/региональные стратегии по ГЗ; в табл. 2 - национальные программы/стратегии по профилактике НИЗ, в которые включена тема повышения уровня ГЗ. Результаты представлены в едином формате: страна, название программы/стратегии, год публикации, разработчики. ВОЗ определяет ГЗ как наличие познавательных и социальных навыков, которые определяют мотивацию и способность человека получать, воспринимать и использовать информацию для укрепления и поддержания хорошего здоровья. В широком понимании ГЗ — это способность человека находить, понимать и использовать информацию в целях укрепления и сохранения как своего здоровья, так и здоровья своей семьи и местного сообщества. Несмотря на то что существует ряд различных определений и наполнение самого понятия ГЗ со временем меняется, в научном сообществе существует консенсус о том, что ГЗ — это не просто способность прочитать брошюру, записаться на прием к врачу, понимать маркировку на упаковках продуктов питания или соблюдать предписания врача. ГЗ уже не является исключительно личным ресурсом, ответственностью отдельно взятых людей, а рассматривается как ответственность органов государственной власти и систем здравоохранения, которым надлежит обеспечивать предоставление понятной, точной, достоверной и доступной информации различным целевым аудиториям населения. Часто возникает путаница в отношении охвата концепции ГЗ и ряда взаимосвязанных понятий, таких как просвещение, информирование, повышение осведомленности, обучение пациентов, расширение прав и возможностей пациентов и многих других. ГЗ признана важной не только для просвещения населения и индивидуального использования знаний о здоровье, но также для повышения доступности услуг здравоохранения и их использования, участия людей в обсуждении вопросов, которые влияют как на здоровье их семей, так и местного сообщества. ГЗ служит ключевым результатом информационных и просветительских программ, а также инструментом для измерения эффективности информационно-коммуникационных кампаний. ГЗ измерима: «...то, что можно измерить, тем можно управлять». Взаимосвязь между низким уровнем грамотности населения в вопросах здоровья и неинфекционных заболеваний Недостаточная ГЗ связана с нездоровыми моделями образа жизни и поведения (нерациональное питание, курение, недостаточная физическая активность), с которыми связан повышенный риск болезней и преждевременной смерти. Люди с недостаточной ГЗ с меньшей вероятностью воспользуются профилактической помощью, но более вероятно — службами скорой помощи; они также плохо контролируют возникающие хронические заболевания, и это увеличивает затраты на медицинскую помощь. Уровень ГЗ, как правило, связан с социально-экономическими условиями, в которых человек живет, учится, работает и т.д. Любой человек может иметь недостаточный уровень ГЗ, но все же с большей вероятностью люди с низким уровнем образования, низким уровнем доходов, слабыми социальными связями будут иметь недостаточный или плохой уровень ГЗ. Усилия по улучшению ГЗ создают ряд преимуществ. Они повышают знания по вопросам здоровья, приводят к позитивным переменам в образе жизни, дают людям возможность эффективнее контролировать хронические заболевания и уменьшают нагрузку на медицинские и социальные службы. Имеющиеся данные свидетельствуют, что стратегии по улучшению ГЗ служат важным инструментом расширения возможностей для укрепления здоровья и уменьшения социального неравенства, так как уязвимые и социально незащищенные группы населения находятся в зоне риска по недостаточному или низкому уровню ГЗ. Для анализа существующих программ и стратегий по ГЗ использована база данных Глобальной обсерватории здравоохранения ВОЗ, Глобальная онлайн-платформа по ГЗ Глобального координационного механизма ВОЗ, а также Интернет. В рамках проводимого анализа авторы поставили перец собой два вопроса. Во-первых, существует ли в изучаемой стране национальная стратегия/программа по ГЗ? Во-вторых, существует ли национальная стратегия/ программа по профилактике НИЗ, которая включает тему ГЗ? В результате анализа было выявлено, что из 194 государств-членов ВОЗ в 10 странах существует отдельная национальная стратегия/программа по ГЗ (Австралия, Германия, Ирландия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Сингапур, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Таиланд) (см. табл. 1); в 9 странах тема ГЗ включена в национальную стратегию по профилактике и контролю НИЗ (Австралия, Австрия, Бутан, Гана, Китай, Мьянма, Непал, Швейцария, Франция). Помимо этого, в ряде стран ГЗ включена в национальную стратегию, но представлена либо в качестве одной и:: мер по укреплению здоровья (Боливия, Бразилия, Норвегия), либо в контексте лишь просвещения, обучения, информирования населения (Перу, Словакия, Турция, Шри-Ланка). В некоторых странах повышение уровня ГЗ рассматривают в стратегиях по отдельным НИЗ, как правило, по сахарному диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям (Камерун, Нидерланды, Япония); или для отдельных групп населения (Австрия — для мигрантов, Германия -для пожилых людей, Швеция — для беженцев). Проведенное впервые в Европе сравнительное попу-ляционное исследование по измерению уровня ГЗ (восемь стран: Австрия, Болгария, Германия, Греция, Ирландия Нидерланды, Польша и Испания) стало толчком для принятия решительных мер по разработке стратегий, направленных на решение проблемы низкого уровня ГЗ. Многие страны последовали их примеру и сначала провели исследования на выявление уровня ГЗ, чтобы использовать полученные результаты при создании стратегически ч документов. Так, за последние несколько лет были проведены исследования в таких странах, как Албания (2014 г.), Бельгия (2016 г.), Венгрия (2016 г.), Дания (2017 г.), Италия (2016 г.), Португалия (2016 г.), Чешская Республика (2016 г.) и Швейцария (2016 г.); а также в ряде азиатских стран — Вьетнам, Индонезия, Казахстан, Малайзия, Мьянма, Тайвань, Япония (2015 г.). Изучив и проанализировав опыт стран, были обобщены полученные результаты. За последние годы количество стратегических документов по ГЗ, профилактике и контролю НИЗ, включающих тему ГЗ, существенно возросло. Так, например, в 2010, 2012 и 2013 гг. разрабатывали в год по два документа. В 2014 г. — четыре документа, в 2015 и 2016 гг. — по три документа в год, в 2017 г. — шесть локументов (см. рисунок). Обобщен опыт стран по повышению ГЗ как меры профилактики и контроля НИЗ. 1. ГЗ является одной из основных мер на пути укрепления здоровья населения и профилактики НИЗ. ГЗ представляет собой результат действий, направленных на укрепление здоровья и снижение факторов риска НИЗ, активное вовлечение граждан в мероприятия по укреплению здоровья, а также повышение доступности услуг здравоохранения. 2. Большинство уже разработанных программ/стратегий по ГЗ нацелены на определение/выявление проблемы и постановку вопроса по решению данной проблемы на повестку дня, но оценка и мониторинг результатов пока не ставятся в качестве основных задач и представляют собой серьезный пробел в существующих программах. 3. Межсекторальные подходы к повышению уровня ГЗ используют в ряде стран: Австрии, Германии, Нидерландах, Португалии, Швейцарии созданы национальные альянсы/сети/ платформы по ГЗ, которые объединяют все заинтересованные стороны — правительства, министерства и ведомства, сектор здравоохранения, образования, исследовательские институты, фонды, коммерческие и некоммерческие организации, ассоциации врачей и пациентов, страховые компании, СМИ, социальные медиа и т.д. 4. Равенство в отношении здоровья и равный доступ к системе здравоохранения и социальных служб — основополагающие принципы в существующих стратегиях по повышению уровня ГЗ. Неравенство в отношении здоровья имеет место в каждом регионе мира, и показатели заболеваемости существенно выше именно среди представителей беднейших и самых незащищенных слоев населения. Повышение ГЗ нацелено в первую очередь именно на такие группы населения. 5. Использование простого и доступного языка (plain language) — распространение своевременной и точной информации в отношении здоровья для медицинских работников и общественности щ, основе простого и доступного языка с целью повышения уровня ГЗ. 6. Социальный контекст ГЗ. ГЗ относится не только к контенту, но и контексту. Рассматривается способность человека иметь доступ к информации в отношении здоровья. Его мотивация и навыки использования информации в значительной степени зависят от возраста, этапа в жизни, а также контекста (обстоятельства, место), в котором может применяться данная информация. ГЗ все чаще признают одной из основных детерминант здоровья во всем мире, и внимание к проблеме низкого уровня ГЗ растет. Ряд стран разработали национальные программы/стратегии по повышению уровня ГЗ как в системе здравоохранения, так и области общественного здоровья, а также включили проблему ГЗ в повестку и план действий национальных и региональных стратегий по профилактике и контролю НИЗ. В существующих стратегиях/программах по ГЗ наблюдается разнообразие понимания, охвата и применения концепции ГЗ: в 5 странах ГЗ представлена в качестве одной из мер укрепления здоровья, а в 6 других странах — в контексте лишь просвещения, обучения, информирования населения. Результаты проведенного анализа доказывают тот факт, что большинство стран только начинают рассматривать проблему ГЗ в своих программах. Это подтверждается и тем фактом, что в 163 государствах-членах ВОЗ на данный момент не разработана стратегия/программа по ГЗ, а 20 государств-членов ВОЗ находятся на этапе разработки стратегии по ГЗ. Было также обнаружено, что лишь 10 стран проводят политику по ГЗ на национальном уровне, а 9 стран включили ГЗ в национальные стратегические документы по профилактике и контролю НИЗ. В данном обзоре отражено, что повышение уровня ГЗ связано не только с передачей информации в отношении здоровья (повышение информированности/осведомленности, просвещение населения), хотя это важная задача, но и в помощи людям уверенно использовать полученные знания, поддерживать их в принятии решений в отношении здоровья благодаря более личным формам общения, а на популяцион-ном уровне — посредством просветительской работы на уровне местных сообществ. Концепция ГЗ может стать полезным дополнением к более общей политике укрепления здоровья и просвещения, поскольку она позволяет лучше адаптировать подходы к укреплению здоровья и образования для отдельных лиц или групп населения с низким уровнем ГЗ и повышать эффективность предпринимаемых мер. До недавнего времени ГЗ рассматривалась и измерялась как исключительно личный навык/ресурс человека. Однако в последнее время больше внимания уделяют системе социальной поддержки человека (например, семья, сообщество) и контексту (например, система здравоохранения), в котором люди используют эти навыки. Необходимы регулярные инвестиции в исследования по изучению ГЗ, измерению ее уровня и внедрению мер, доказавших свою эффективность. Добиться успеха по повышению уровня ГЗ можно будет только при условии формирования партнерства, объединяющего широкий спектр заинтересованных сторон, с использованием так называемого межсекторального подхода. Проведение регулярных исследований и регулярных измерений уровня ГЗ, особенно сравнительных межстрановых, позволяет привлечь дополнительное широкое внимание к проблеме, и повлечь за собой решительные политические действия.
Авторы:
Лопатина М.В.
Издание:
Профилактическая медицина
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 3.-С.31-37. Библ. 41 назв.
Просмотров: 67