Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Опыт реализации в Хабаровском крае государственного приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации»


Аннотация:

Представлен опыт реализации в Хабаровском крае государственного приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации». Рассмотрены организаци энные, правовые, финансовые и другие аспекты реализации проекта. Проанализированы данные о вылетах санитарной авиации в 201 6-201 8 (4 мес) годах. Указаны трудности, связанные с содержанием и обслуживанием авиационной техники, комплектацией и конструктивными недостатками используемого медицинского сборудования. Особенность Хабаровского края - одного из самых крупных по площади территории (787,6 тыс. к/а2) субъектов Российской Федерации (далее - субъекты) - его протяжённость с севера на юг и с востока на запад. На территории края преобладает горный рельеф. В нём 17 административных районов и 2 города краевого подчинения. Население края распределено крайне неравномерно, средняя плотность населения - 2,2 чел./км2. Разбросанность населённых пунктов, труднодоступ-ность отдельных районов и посёлков, неразвитость дорожно-транспортной инфраструктуры, сложные климатические условия определили необходимость развития санитарной авиации для оказания специализированной медицинской помощи населению в оптимальные сроки. В силу указанных причин Хабаровский край занимает одно из ведущих мест среди российских регионов по количеству вылетов санитарной авиации в труднодэступные населенные пункты и в числе 34 субъектов участвует в реализации государственного приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации» (далее - приоритетный проект, проект), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1640, и государственной программы «Развитие здравоохранения» до 2025 г., направленной на увеличение продолжительности жизни, а также доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток. Цель проекта - увеличение доли лиц, эвакуированных по экстренным показаниям в течение первых суток для снижения смертности от социально-значимых заболеваний, в первую очередь - от инфаркта миокарда и острых нарушений мозгового кровообращения. Министерство здравоохранения Российской Федерации запланировало субсидирование стоимости авиационной услуги в крае в течение трех лет. Обязательные условия участия в проекте: - наличие региональной программы по оказанию экстренной медицинской помощи в труднодоступных районах с применением санитарной авиации; - закупка региональной авиакомпанией нового вертолета на условиях лизинга. Распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 201 6 г. №1 056-рп была утверждена краевая программа «Обеспечение оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Хабаровского края, с применением авиации». Краевая программа предусматривает: - создание региональной системы оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушных судов (ВС); - строительство вертолётной посадочной площадки при городской больнице №2 в г.Комсомольске-на-Амуре; - внедрение современных информационных технологий для создания и развития телемедицинского консультирования. В соответствии с Соглашением, заключенным между Минздравом России и Правительством Хабаровского края, в 2017 г. краю была выделена субсидия федерального бюджета на закупку авиационной услуги для оказания медицинской помощи с применением авиации в размере 110,47 млн руб. - 89,6% от общей суммы соглашения, которая составляет 123,31 млн руб. По условиям соглашения расходы краевого бюджета составляют 1 2,84 млн руб. Ответственным за реализацию мероприятий по организации оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна, оснащенного медицинским модулем, является Хабаровский территориальный центр медицины катастроф (далее - ТЦМК, Центр). Полеты в рамках реализации приоритетного проекта стали выполняться с 24 августа 2017 г. на двух вертолетах, которые дожны отвечать двум требованиям: наличие на борту медицинского оборудования и год производства ВС - не ранее 1 января 2014 г. В соответствии с этими требованиями санитарные задания выполняли вертолеты: базирующийся в г.Хабаровске - 223 вылета, налет часов - 795; базирующийся в п.Охотск - 14 вылетов, налет часов - 30. Субсидия федерального бюджета израсходована в полном объеме. В соответствии с соглашением результативность предоставления субсидии из федерального бюджета по плановому показателю «Доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток» -52,9%. По итогам 201 7 г. результативность составила 55,9% (план на 201 8 г. - 62,3%). Из отдаленных районов Хабаровского края санитарная авиация эвакуировала 337 пациентов, в том числе 65 детей, из них 36 - в возрасте до одного года. На 2018 г. общий объем финансового обеспечения реализации приоритетного проекта составляет 151,09 млн руб., из них за счет субсидии федерального бюджета -119, 87 млн руб. или 79,34% от общего объема финансирования; за счет средств краевого бюджета -31,22 млн руб. Контракт заключен с единственным поставщиком - АО «Авиационная компания «Восток». По условиям государственного контракта, воздушное судно должно быть оборудовано медицинским модулем, что позволяет авиамедицинской бригаде (АМБр) оказывать скорую специализированную медицинскую помощь на его борту. Модуль медицинский и медицинское оборудование, входящее в состав модуля, должны быть зарегистрированы и подлежать обращению на территории Российской Федерации в установленном законом порядке, а факт регистрации - подтвержден регистрационным удостоверением, выданным Росздравнадзором. Техническое задание к контракту должно соответствовать нормативной базе приоритетного проекта, что и было соблюдено при заключении контракта с авиакомпанией «Восток». Правда, при заключении контракта в 2017 г. в «Техническом задании» нами не были учтены некоторые особенности, касающиеся дальности полета ВС без дозаправки или с дозаправкой в пунктах по пути следования. Поэтому в некоторых случаях авиакомпания, выполняя дальний рейс, удлиняла время полёта на 1 -1,5 ч для дозаправки в пункте, не находящемся на пути следования. В контракте на 201 8 г. данный пункт включен в «Техническое задание». При составлении аукционной документации возникли сложности при расчете стоимости летного часа в 201 8 г. - на территории Хабаровского края находится только одна авиакомпания, имеющая вертолет с медицинским модулем. Так как предложения по стоимости латного часа значительно превышали среднюю стоимость по России, они не вошли в расчет начальной минимальней стоимости контракта, и стоимость летного часа формировалась из расчета средней стоимость летного часа по России и с учетом выделенной федеральной субсидии. Стоимость одного часа дежурства также формировалось по остаточному принципу - оставшаяся от субсидии сумма делилась на среднюю стоимость часа дежурства ВС по России. В итоге в 201 8 г. воздушное судно дежурит не в течение всего периода ожидания, а только 15 ч в сутки. В декабре 201 7 г. авиакомпания «Восток», входящая в группу компаний ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», поставила по лизингу вертолет Ми-8АМТ с бортовым номером 22804, построенный в ноябре 2017 г. на Улан-Удэнско/U вертолетном заводе. Место базирования вертолета - малый аэропорт авиакомпании «Восток». На вертолете был смонтирован медицинский модуль, получено регистрационное удостоверение на медицинскую аппаратуру, разрешающее её эксплуатацию на территории Россий[ ской Федерации. Модуль рассчитан на транспортировку и оказание специализированной медицинской помощи двум пациентам. В состав модуля входят: портативные ап параты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) «Medima Standarta» и «LTV 1200»; отсос-аспираторы медицинские «Accuvac Rescue»; система мониторинга и дефибрилляции сердца «Corpuls3» с принадлежностями. Указанное оборудование позволяет проводить постоянный мониторинг состояния пациета по многим параметрам, проводить ИВЛ не только взрослым больным, но и детям массой от 5 кг. После ознакомления врачей авиамедицинских бригад Центра с работой модуля были подписан акт о его вводе в эксплуатацию. Авиакомпания взяла на себя организацию и проведение санитарной обработки салона воздушного судна и медицинского модуля в соответствии с требованиями, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами. Вылеты АМБр на новом вертолете по санитарным заданиям ТЦМК для оказания экстренной специализированной медицинской помощи начались с 11 января 2018 г. в рамках государственного контракта, заключенного с авиакомпанией «Восток». Как видно из данных таблицы, в 2016-201 8 (4 мес) годах увеличилось как количество вылетов по санитарным заданиям, так и число эвакуируемых пациентов. К 1 мая 201 8 г. в рамках реализации приоритетного проекта выполнены 68 вылетов, налёт часов - 238:50, в краевые учреждения здравоохранения для оказания специализированной медицинской помощи эвакуированы 1 1 9 пациентов, в том числе 16 детей, из них 5 -в возрасте до одного года. В 201 8 г. по государственному контракту плановый налет составит 795 ч по тарифу 108,52 тыс. руб. за 1 ч. Кроме того, контрактом предусмотрено дежурство вертолета для поддержания его готовности к выполнению полетов в целях оказания скорой специализированной медицинской помощи, объем дежурств - 5138 ч по тарифу 12,61 тыс. руб. за 1 ч. При решении вопроса об эвакуации пациента из труднодоступных районов края силами санитарной авиации проводятся видеоконференции между учреждениями здравоохранения и авиамедицинскими бригадам i ТЦМК. В 2017 г. были проведены 482 телемедицинские консультации, что в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Проконсультирован 1 031 пациент. Эксплуатация нового вертолёта с медицинским модулем имеет свои преимущества: воздушное судно используется только для выполнения санитарных заданий; новая удобная система мониторинга состояния эвакуируемого; новые современные аппараты для юмещения дыхательной функции с возможностью проведения ИВЛ детям. Следует, однако, отметить некоторые трудности организационного характера: - медицинская аппаратура принадлежит оеиоционной компании и всё техническое обслуживание, ремонт, приобретение расходных материалов, заправку кислородных баллонов осуществляет авиакомпания, котоэая в то же время не имеет лицензии на проведение данных работ; - использовать медицинскую аппаратуру, входящую в состав медицинского модуля, сотрудники ТЦМК могут только после оформления акта передачи во временное пользование или после передачи медицинского оборудования по «Журналу передачи...»; - проверка исправности медицинского оборудования в вертолете проводится непосредственно перед вылетом АМБр, что увеличивает время от поступления заявки на эвакуацию пациента до начала выполнения санитарного задания; - медицинский модуль - двухместный, и при использовании его второго яруса возникают трудности с размещением пациента: поскольку в состав АМБр входят 2 чел., один из которых, как правило - женщина, поднять пациента на носилках на высоту второго яруса практически невозможно; - оказать экстренную медицинскую помощь на верхнем ярусе модуля также практически невозможно, так как расстояние между больным и потолком ВС слишком мало; - при эвакуации пациента на нижнем ярусе модуля в случае необходимости интубации или переинтубации трахеи доступ к головному концу модуля бывает зат руднён из-за установленного в этом месте блока кислородных баллонов; - при постановке вертолета с медицинским модулем на технический осмотр (1 -2 дня в месяц) нет возможности выполнять в данный период санитарные задания, так как второго вертолета, удовлетворяющего требованиям проекта, нет; - еще один недостаток - отсутствие дополнительных наружных баков для авиационного топлива. Учитывая особенности нашего региона - дальность расположения населенных пунктов от места базирования вертолета, не всегда хватает топлива на выполнение полета без дополнительной заправки по пути следования, а в некоторые населенные пункты, где отсутствуют заправочные станции авиакомпании, вылет вообще невозможен. Кроме того, расположение дополнительного бака внутри вертолета затрудняет мониторинг состояния пациента и оказание ему экстренной медицинской помощи на борту воздушного судна. Полагаем, что наш небольшой опыт поможет медицинским специалистам в других регионах быстрее решать возникающие проблемы, обратит их внимание на особенности получения и использования медицинского оборудования, входящего в состав медицинского модуля, а также на необходимость внесения некоторых конструктивных изменений в модуль медицинский вертолетный.

Авторы:

Курнявка П.А.
Катик А.А.
Суханов А.В.
Перевалов Д.Н.

Издание: Медицина катастроф
Год издания: 2018
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.39-41. Библ. 0 назв.
Просмотров: 27

Рубрики
Ключевые слова
st
август
авиационная
авиация
административный
акты
амбра
аналоги
аппарат
аппаратура
аспекты
аукцион
аэропорт
базе
базы
бака
баллон
блока
болезни
болезнь
больница
больным
больными
больных
большая
бригадный
быстрый
бытовые
бюджет
ведущие
вентиляция
вертолет
верхний
взрослые
видеоконференции
включениями
внедрение
внимание
внутри
воздушная
возможности
возраст
вопрос
восток
врачи
временных
время
второй
входной
выделение
выполнение
высотная
года
годовые
голова
горная
город
городские
госпитализированные
государственная
готовности
гражданский
групп
даль
дальний
данные
двумя
детей
детям
дефибрилляция
дозирование
документация
доли
дополнительного
дополнительные
дорожный
доступ
другого
дыхательная
единственная
женщин
жизни
заболевания
заводы
задания
заключенные
закон
закупка
закупки
запад
заявка
здравоохранение
ивл
изменение
индекс
интубация
инфаркт
информационное
инфраструктура
искусственная
использование
итоги
катастроф
кислородный
климатические
ключ
количество
компании
компания
комплект
комсомольск
конструктивный
консультации
консультирование
контракт
краевая
край
крайний
критически
кровообращение
крупного
легкая
лет
летного
лизинг
лицами
лицензия
малого
малый
массой
материалов
медицин
медицина
медицинская
мероприятия
мест
места
место
минздрав
минимально
министерство
миокард
миокарда
модуль
мозговая
мониторинг
налет
наличия
направленный
наружная
нарушения
население
населенных
начала
начальный
небольших
необходимости
непосредственные
неравномерное
нижная
новая
новые
нормативная
обеспечение
оборудование
оборудования
обработка
обращение
обслуживание
общего
общей
общие
объем
обязательного
одного
ожидания
оказание
оптимальное
опыт
организации
организационная
осмотры
оснащение
особенности
остаточная
острая
ответ
отдаленные
отдельные
отсутствие
оформление
пара
параметр
пациент
первая
перед
передача
период
план
плановый
плотности
площадь
поддержание
подострых
подписи
поза
показания
показатели
пола
полет
полная
получение
пользования
помощи
помощь
портативный
порядка
после
поставщик
постановление
постоянная
поступление
правила
правительство
правовые
правого
практическая
предложения
применение
принадлежности
принцип
приобретение
приоритеты
причина
проблема
проведение
проведения
проверка
программ
продолжительности
проект
производства
пункт
пути
работа
развитие
размер
размещение
район
рамки
расположение
распоряжение
распределения
расстояния
расходов
расчет
реализация
регион
региональной
регистрационный
регистрация
результативность
ремонт
решение
россии
российская
руды
салон
санитарная
санитарно-авиационная
санитарно-эпидемиологическая
сбор
связанные
севера
сердца
сила
силлард
систем
скорая
след
следованию
слова
сложные
служба
случаев
смертности
снижение
современная
соглашение
содержание
создание
соответствие
состав
составление
состояние
социальная
специализация
специализированная
специалистов
среда
среднего
средств
средства
сроки
стадиях
станции
степени
стоимости
строительство
субсидии
субсидия
субъект
суд
судно
суток
счет
таблицы
тариф
телемедицина
территориальная
территории
техника
техническая
техническое
технология
течения
топливо
транспортировка
транспортные
трахеи
требования
трудности
тяжести
увеличение
удостоверение
указ
условия
услуг
участие
участники
учет
учреждение
факторы
федеральная
федерации
финансирование
финансовое
функции
хабаровск
хабаровский
характер
характеристики
цель
целях
центр
часовой
часы
число
эвакуация
эксплуатация
экстремальные
экстренная
юг
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.144.253.195)
Яндекс.Метрика