Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Опыт реализации в Хабаровском крае государственного приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации»
Аннотация:
Представлен опыт реализации в Хабаровском крае государственного приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации». Рассмотрены организаци энные, правовые, финансовые и другие аспекты реализации проекта. Проанализированы данные о вылетах санитарной авиации в 201 6-201 8 (4 мес) годах. Указаны трудности, связанные с содержанием и обслуживанием авиационной техники, комплектацией и конструктивными недостатками используемого медицинского сборудования. Особенность Хабаровского края - одного из самых крупных по площади территории (787,6 тыс. к/а2) субъектов Российской Федерации (далее - субъекты) - его протяжённость с севера на юг и с востока на запад. На территории края преобладает горный рельеф. В нём 17 административных районов и 2 города краевого подчинения. Население края распределено крайне неравномерно, средняя плотность населения - 2,2 чел./км2. Разбросанность населённых пунктов, труднодоступ-ность отдельных районов и посёлков, неразвитость дорожно-транспортной инфраструктуры, сложные климатические условия определили необходимость развития санитарной авиации для оказания специализированной медицинской помощи населению в оптимальные сроки. В силу указанных причин Хабаровский край занимает одно из ведущих мест среди российских регионов по количеству вылетов санитарной авиации в труднодэступные населенные пункты и в числе 34 субъектов участвует в реализации государственного приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации» (далее - приоритетный проект, проект), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1640, и государственной программы «Развитие здравоохранения» до 2025 г., направленной на увеличение продолжительности жизни, а также доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток. Цель проекта - увеличение доли лиц, эвакуированных по экстренным показаниям в течение первых суток для снижения смертности от социально-значимых заболеваний, в первую очередь - от инфаркта миокарда и острых нарушений мозгового кровообращения. Министерство здравоохранения Российской Федерации запланировало субсидирование стоимости авиационной услуги в крае в течение трех лет. Обязательные условия участия в проекте: - наличие региональной программы по оказанию экстренной медицинской помощи в труднодоступных районах с применением санитарной авиации; - закупка региональной авиакомпанией нового вертолета на условиях лизинга. Распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 201 6 г. №1 056-рп была утверждена краевая программа «Обеспечение оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Хабаровского края, с применением авиации». Краевая программа предусматривает: - создание региональной системы оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушных судов (ВС); - строительство вертолётной посадочной площадки при городской больнице №2 в г.Комсомольске-на-Амуре; - внедрение современных информационных технологий для создания и развития телемедицинского консультирования. В соответствии с Соглашением, заключенным между Минздравом России и Правительством Хабаровского края, в 2017 г. краю была выделена субсидия федерального бюджета на закупку авиационной услуги для оказания медицинской помощи с применением авиации в размере 110,47 млн руб. - 89,6% от общей суммы соглашения, которая составляет 123,31 млн руб. По условиям соглашения расходы краевого бюджета составляют 1 2,84 млн руб. Ответственным за реализацию мероприятий по организации оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна, оснащенного медицинским модулем, является Хабаровский территориальный центр медицины катастроф (далее - ТЦМК, Центр). Полеты в рамках реализации приоритетного проекта стали выполняться с 24 августа 2017 г. на двух вертолетах, которые дожны отвечать двум требованиям: наличие на борту медицинского оборудования и год производства ВС - не ранее 1 января 2014 г. В соответствии с этими требованиями санитарные задания выполняли вертолеты: базирующийся в г.Хабаровске - 223 вылета, налет часов - 795; базирующийся в п.Охотск - 14 вылетов, налет часов - 30. Субсидия федерального бюджета израсходована в полном объеме. В соответствии с соглашением результативность предоставления субсидии из федерального бюджета по плановому показателю «Доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток» -52,9%. По итогам 201 7 г. результативность составила 55,9% (план на 201 8 г. - 62,3%). Из отдаленных районов Хабаровского края санитарная авиация эвакуировала 337 пациентов, в том числе 65 детей, из них 36 - в возрасте до одного года. На 2018 г. общий объем финансового обеспечения реализации приоритетного проекта составляет 151,09 млн руб., из них за счет субсидии федерального бюджета -119, 87 млн руб. или 79,34% от общего объема финансирования; за счет средств краевого бюджета -31,22 млн руб. Контракт заключен с единственным поставщиком - АО «Авиационная компания «Восток». По условиям государственного контракта, воздушное судно должно быть оборудовано медицинским модулем, что позволяет авиамедицинской бригаде (АМБр) оказывать скорую специализированную медицинскую помощь на его борту. Модуль медицинский и медицинское оборудование, входящее в состав модуля, должны быть зарегистрированы и подлежать обращению на территории Российской Федерации в установленном законом порядке, а факт регистрации - подтвержден регистрационным удостоверением, выданным Росздравнадзором. Техническое задание к контракту должно соответствовать нормативной базе приоритетного проекта, что и было соблюдено при заключении контракта с авиакомпанией «Восток». Правда, при заключении контракта в 2017 г. в «Техническом задании» нами не были учтены некоторые особенности, касающиеся дальности полета ВС без дозаправки или с дозаправкой в пунктах по пути следования. Поэтому в некоторых случаях авиакомпания, выполняя дальний рейс, удлиняла время полёта на 1 -1,5 ч для дозаправки в пункте, не находящемся на пути следования. В контракте на 201 8 г. данный пункт включен в «Техническое задание». При составлении аукционной документации возникли сложности при расчете стоимости летного часа в 201 8 г. - на территории Хабаровского края находится только одна авиакомпания, имеющая вертолет с медицинским модулем. Так как предложения по стоимости латного часа значительно превышали среднюю стоимость по России, они не вошли в расчет начальной минимальней стоимости контракта, и стоимость летного часа формировалась из расчета средней стоимость летного часа по России и с учетом выделенной федеральной субсидии. Стоимость одного часа дежурства также формировалось по остаточному принципу - оставшаяся от субсидии сумма делилась на среднюю стоимость часа дежурства ВС по России. В итоге в 201 8 г. воздушное судно дежурит не в течение всего периода ожидания, а только 15 ч в сутки. В декабре 201 7 г. авиакомпания «Восток», входящая в группу компаний ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», поставила по лизингу вертолет Ми-8АМТ с бортовым номером 22804, построенный в ноябре 2017 г. на Улан-Удэнско/U вертолетном заводе. Место базирования вертолета - малый аэропорт авиакомпании «Восток». На вертолете был смонтирован медицинский модуль, получено регистрационное удостоверение на медицинскую аппаратуру, разрешающее её эксплуатацию на территории Россий[ ской Федерации. Модуль рассчитан на транспортировку и оказание специализированной медицинской помощи двум пациентам. В состав модуля входят: портативные ап параты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) «Medima Standarta» и «LTV 1200»; отсос-аспираторы медицинские «Accuvac Rescue»; система мониторинга и дефибрилляции сердца «Corpuls3» с принадлежностями. Указанное оборудование позволяет проводить постоянный мониторинг состояния пациета по многим параметрам, проводить ИВЛ не только взрослым больным, но и детям массой от 5 кг. После ознакомления врачей авиамедицинских бригад Центра с работой модуля были подписан акт о его вводе в эксплуатацию. Авиакомпания взяла на себя организацию и проведение санитарной обработки салона воздушного судна и медицинского модуля в соответствии с требованиями, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами. Вылеты АМБр на новом вертолете по санитарным заданиям ТЦМК для оказания экстренной специализированной медицинской помощи начались с 11 января 2018 г. в рамках государственного контракта, заключенного с авиакомпанией «Восток». Как видно из данных таблицы, в 2016-201 8 (4 мес) годах увеличилось как количество вылетов по санитарным заданиям, так и число эвакуируемых пациентов. К 1 мая 201 8 г. в рамках реализации приоритетного проекта выполнены 68 вылетов, налёт часов - 238:50, в краевые учреждения здравоохранения для оказания специализированной медицинской помощи эвакуированы 1 1 9 пациентов, в том числе 16 детей, из них 5 -в возрасте до одного года. В 201 8 г. по государственному контракту плановый налет составит 795 ч по тарифу 108,52 тыс. руб. за 1 ч. Кроме того, контрактом предусмотрено дежурство вертолета для поддержания его готовности к выполнению полетов в целях оказания скорой специализированной медицинской помощи, объем дежурств - 5138 ч по тарифу 12,61 тыс. руб. за 1 ч. При решении вопроса об эвакуации пациента из труднодоступных районов края силами санитарной авиации проводятся видеоконференции между учреждениями здравоохранения и авиамедицинскими бригадам i ТЦМК. В 2017 г. были проведены 482 телемедицинские консультации, что в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Проконсультирован 1 031 пациент. Эксплуатация нового вертолёта с медицинским модулем имеет свои преимущества: воздушное судно используется только для выполнения санитарных заданий; новая удобная система мониторинга состояния эвакуируемого; новые современные аппараты для юмещения дыхательной функции с возможностью проведения ИВЛ детям. Следует, однако, отметить некоторые трудности организационного характера: - медицинская аппаратура принадлежит оеиоционной компании и всё техническое обслуживание, ремонт, приобретение расходных материалов, заправку кислородных баллонов осуществляет авиакомпания, котоэая в то же время не имеет лицензии на проведение данных работ; - использовать медицинскую аппаратуру, входящую в состав медицинского модуля, сотрудники ТЦМК могут только после оформления акта передачи во временное пользование или после передачи медицинского оборудования по «Журналу передачи...»; - проверка исправности медицинского оборудования в вертолете проводится непосредственно перед вылетом АМБр, что увеличивает время от поступления заявки на эвакуацию пациента до начала выполнения санитарного задания; - медицинский модуль - двухместный, и при использовании его второго яруса возникают трудности с размещением пациента: поскольку в состав АМБр входят 2 чел., один из которых, как правило - женщина, поднять пациента на носилках на высоту второго яруса практически невозможно; - оказать экстренную медицинскую помощь на верхнем ярусе модуля также практически невозможно, так как расстояние между больным и потолком ВС слишком мало; - при эвакуации пациента на нижнем ярусе модуля в случае необходимости интубации или переинтубации трахеи доступ к головному концу модуля бывает зат руднён из-за установленного в этом месте блока кислородных баллонов; - при постановке вертолета с медицинским модулем на технический осмотр (1 -2 дня в месяц) нет возможности выполнять в данный период санитарные задания, так как второго вертолета, удовлетворяющего требованиям проекта, нет; - еще один недостаток - отсутствие дополнительных наружных баков для авиационного топлива. Учитывая особенности нашего региона - дальность расположения населенных пунктов от места базирования вертолета, не всегда хватает топлива на выполнение полета без дополнительной заправки по пути следования, а в некоторые населенные пункты, где отсутствуют заправочные станции авиакомпании, вылет вообще невозможен. Кроме того, расположение дополнительного бака внутри вертолета затрудняет мониторинг состояния пациента и оказание ему экстренной медицинской помощи на борту воздушного судна. Полагаем, что наш небольшой опыт поможет медицинским специалистам в других регионах быстрее решать возникающие проблемы, обратит их внимание на особенности получения и использования медицинского оборудования, входящего в состав медицинского модуля, а также на необходимость внесения некоторых конструктивных изменений в модуль медицинский вертолетный.
Авторы:
Курнявка П.А.
Издание:
Медицина катастроф
Год издания: 2018
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.39-41. Библ. 0 назв.
Просмотров: 27