Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Влияние аскаридоза на качество жизни детей школьного возраста


Аннотация:

Цель исследования - оценка качества жизни детей школьного возраста с кишечной стадией аскаридоза. Обследован 51 ребенок с кишечной стадией аскаридоза в возрасте от 8 до 18 лет на базе Луганской городской многопрофильной детской больницы № 3 с 2012 по 2016 г. Контрольную группу составил 51 практически здоровый ребенок того же возраста без аскаридоза. Дети были распределены в зависимости от возраста в подгруппы. Диагностику аскаридоза проводили копроовоскопически методом толстого мазка по Като двукратно с интервалом 3 дня и методом флотации по Калантарян. Качество жизни детей изучали с помощью опросника PedsQL4.0 - Pediatric Quality of Life Inventory Peds QL4.0™, блок для детей 8-12 лет и блок для детей 13-18 лет. PedsQL 4.0 - Pediatric Quality of Life Inventory Peds QL 4.0™, блок для детей 8-12 лет и блок для детей 13-18 лет. Статистическую обработку данных проводили при помощи компьютерных программ Microsoft Excel 7.0, Statistica 6.0. В результате в группах детей с аскаридозом общий балл по опроснику был достоверно ниже, чем у детей контрольной группы: у детей младшего школьного возраста отмечено снижение баллов по шкале «Психосоциальное здоровье», а у детей старшего школьного возраста достоверно снижены баллы по всем шкалам по сравнению с показателями детей контрольной группы. Вывод. Инвазия аскаридами негативно влияет на качество жизни детей школьного возраста по всем аспектам. Для детей младшего школьного возраста с аскаридозом характерно снижение показателей по шкалам «Эмоциональное функционирование» и «Школьное функционирование». Родители этих детей дали сравнительно низкую оценку по шкале «Физическое функционирование». По результатам самооценки детей старшего школьного возраста с аскаридозом установлено снижение показателей по всем аспектам качества жизни. Оценка качества жизни (КЖ) является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. В настоящее время исследования КЖ проводят практически во всех областях медицины, как клинической, так и социальной. В России, несмотря на мировую практику, проблема исследования КЖ остается недостаточно изученной. Широкий круг специалистов разных стран сходятся во мнении, что показатель КЖ является весьма достоверным критерием оценки здоровья ребенка и эффективности применяемых медицинских технологий. На современном этапе развития медицины внедрение методик оценки КЖ позволяет оживить старый принцип «лечить пациента, а не болезнь». Проблема КЖ способна установить интересы и преимущества человека в приоритете над интересами науки и общества. Содержание понятия КЖ в педиатрии отличается от такового у взрослых. Это обусловлено зависимостью детей от родителей, ровесников, одноклассников. Важную роль играют развитие ребенка и демографические факторы, а также различия в системах медицинского обслуживания детей и взрослых. Исследование КЖ детей дает возможность дополнительного анализа состояния их здоровья. Благодаря многочисленным исследованиям, было установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. Принимая во внимание особенности детского возраста: отсутствие жизненного опыта, зависимость от семейных и средовых факторов, незрелость физиологических и психологических процессов, несформированность социальных отношений, оценка КЖ ребенка призвана охарактеризовать степень его адаптированности в медико-биологическом и социальном плане. Работы по оценке этого показателя немногочисленны и посвящены, как правило, особенностям изменения КЖ при определенной хронической патологии. Достаточно узок круг исследований КЖ детей при инфекционной патологии и отдаленных последствиях болезни. Не изучен вопрос оценки КЖ детей при паразитарных инвазиях. Кишечные паразитозы, являясь наиболее распространенными заболеваниями среди детей, оказывают многостороннее негативное воздействие на их здоровье. Более 270 млн детей дошкольного возраста и 600 млн детей школьного возраста живут в районах с интенсивной передачей возбудителей этих паразитозов и нуждаются в лечении и профилактике. Одновременно с этим раскрываются новые стороны социально-экономической значимости кишечных паразитозов: их воздействие на психическое и физическое развитие детей, - что, в свою очередь, способствует изменению КЖ. Одним из наиболее распространенных кишечных гельминтозов является аскаридоз. Аскаридоз - глистная инвазия из группы геогельминтозов, возбудителем которой является нематода (круглый червь) Ascaris lumbricoides. Для аскаридоза характерны сравнительно медленное развитие болезни, хроническое течение, нередко с длительной компенсацией. Ослабляя защитные функции организма детей, паразитирование аскарид способствует созданию благоприятных условий для развития различных соматических, инфекционных, аллергических, кожных, стоматологических заболеваний, нанося тем самым существенный ущерб здоровью. Так, боль в животе, утрата аппетита, уменьшение массы тела, метеоризм, диарея, повышение температуры, анемия остаются наиболее частыми клиническими симптомами кишечной фазы аскаридоза. Нередко отмечается хроническое течение аскаридоза, сопровождающееся нарушениями моторно-тонической функции желчевыделительной системы. Зачастую данная инвазия носит стертую форму, а паразиты, длительное время находясь в организме растущего ребенка, наносят существенный вред здоровью. И это не может не отразиться на физическом развитии ребенка и на качестве его жизни в целом. Цель исследования - оценка КЖ детей школьного возраста с кишечной фазой аскаридоза. Материал и методы. Клиническое наблюдение и лабораторно-инструментальные исследования были проведены у 51 ребенка в возрасте 8-18 лет с кишечной стадией аскаридоза на базе Луганской городской многопрофильной детской больницы № 3 в 2012-2016 гг. Контрольную группу составил 51 практически здоровый ребеноктого же возраста без аскаридоза, не состоящий на диспансерном учете, без острых, хронических и декомпенсированных заболеваний. Дети с аскаридозом основной группы принадлежали к разным возрастным подгруппам: 1-ю подгруппу составили 18 (35,3%) человек в возрасте второго детства (мальчики 8-12 лет, девочки 8-11 лет), 2-ю подгруппу - 17 (33,3%) человек подросткового возраста (мальчики 13-16 лет, девочки 12-15 лет), 3-ю подгруппу - 16 (31,4%) человек юношеского возраста (юноши 17-18 лет, девушки 16-18 лет),. Клиническое обследование каждого ребенка включало анализ амбулаторной карты, сбор жалоб с применением разработанной анкеты для более тщательной детализации, выяснение эпидемиологического анамнеза с последующим анализом актов эпидемиологического расследования микроочага, оценку факторов риска, анамнез жизни, осмотр пациента. При объективном осмотре оценивали общий статус детей с выявлением клинической картины и симптомов проявления глистных инвазий, проводили оценку физического развития. Инструментальные методы обследования включали обзорную рентгенографию органов грудной клетки, электрокардиографию, электроэнцефалографию, УЗИ органов брюшной полости. Лабораторный комплекс исследований - клинический анализ крови, общий анализ мочи. Копроовоскопическую диагностику проводили методом толстого мазка по Като двукратно с интервалом 3 дня и методом флотации по Калантарян. Для изучения КЖ детей 8-12 лет в исследуемых группах использовали опросник Pediatric Quality of Lifenventory Peds QL 4.0™ (PedsQL 4.0), блок для детей 8-12 лет. КЖ у детей 13-15 и 16-18 лет исследовали с помощью общего опросника PedsQL 4.0™, блок для детей 13-18 лет. Анкетирование проводили в поликлинике по месту жительства ребенка. Родители детей обеих групп заполняли специально разработанную медико-социальную анкету. Обязательным условием было раздельное заполнение опросников детьми и родителями для исключения взаимного влияния друг на друга. Анкета включала 23 вопроса, которые позволяли оценить КЖ по 4 шкалам: «Физическое функционирование», «Эмоциональное функционирование», «Социальное функционирование», «Школьное функционирование», на основании которых рассчитывали суммарный балл. 3 последних шкалы формируют показатель психосоциального здоровья. Вопросы затрагивают отношения со сверстниками, повседневную деятельность, эмоциональное состояние, школьную успеваемость. Для ответов использована 5-балльная шкала Лайкерта, при этом количество баллов варьировало от 0 («никогда, нет проблем») до 4 («почти всегда трудно»). Полученные ответы подвергали процедуре перекодирования по разработанному авторами алгоритму в 100-балльной системе, при этом уровень КЖ находится в прямой зависимости от величины набранных баллов. Опросник прошел мультицентровые исследования в разных странах мира и доказал свою высокую информативность и чувствительность, что говорит о его надежности и достоверности для оценки КЖ детей младшего школьного возраста. Статистическую обработку данных проводили с помощью компьютерных программ Microsoft Excel 7.0, Statistica 6.0. Выборки оценивали по характеру распределения данных. В случае отсутствия нормального распределения для статистического анализа использовали критерий Манна-Уитни. Результаты и обсуждение. Анализ данных опросника показал, что КЖ детей младшего школьного возраста с аскаридозом было ниже, чем в контрольной группе (табл. 1). Суммарный общий балл у детей контрольной группы 8-12 лет, как по оценке родителей (74,3+7,67), так и самих детей (78,65+6,59), был достоверно выше, чем в группе детей с аскаридозом (родители: 61,11+11,33; дети: 61,81+16,52; р<0,01). Более того, значения практически всех шкал в данной возрастной группе имели достоверные различия в основной и контрольной группах, что указывает на более высокий уровень КЖ здоровых детей. Исключение составила шкала «Физическое функционирование», где не установлено статистически значимых отличий как по оценке родителей, так и по оценке самих детей. Показатели шкалы «Эмоциональное функционирование» по оценке детей с аскаридозом (55,56±27,07; р<0,01) оказались ниже, чем в контрольной группе (80,4±14,56), при этом по оценке родителей показатели данной шкалы также значимо отличались (51,39+15,53 против 67,07+12,18; р<0,01). Такую же ситуацию выявили при анализе показателей шкалы «Школьное функционирование»: оценки детей с аскаридозом и их родителей были значимо ниже при сравнении с оценками контрольной группы (см. табл. 1). При анализе показателей шкалы «Социальное функционирование» были установлены значимые отличия в оценке родителей. Родители детей с аскаридозом оценили своих детеи по данной шкале достоверно ниже, чем родители здоровых младших школьников (61,11+20,79 против 79,27+12,12; р<0,01). 3 показателя (эмоциональное, школьное и социальное функционирование) сформировали показатель суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье», который по оценке как детей (58,33+18,43 против 79,04±7,23; р<0,01), так и родителей (56,17±12,46 против 72,43+7,7; р<0,01) оказался достоверно ниже у детей основной группы. При статистическом анализе результатов исследования КЖ детей подросткового и юношеского возраста был установлен ряд особенностей. По оценке старших школьников с аскаридозом, общий балл был достоверно ниже в сравнении с оценкой детей контрольной группы (табл. 2). Так, в основной группе детей 13-15 лет средний общий балл составил 65,81+6,05 (против 76,0+4,39; р<0,01), а по оценке инвазированных аскаридой детей 16-18 лет 71,31+3,93 (против 79,43±4,38; р<0,01). Проанализировав данные всех шкал, мы установили, что на суммарный показатель «общий балл» у детей старшего школьного возраста повлиял показатель «Физическое функционирование», который был значимо ниже в данных возрастных группах детей с аскаридозом (р<0,05). Это стало основным отличием от результатов исследования младших школьников (табл. 1). В группе подростков с аскаридозом были установлены статистически значимые отличия во всех исследуемых шкалах при сравнении с показателями здоровых детей того же возраста. Так, показатели шкалы «Эмоциональное функционирование» в среднем составили 65,41+10,19, что достоверно ниже по сравнению с контрольной группой детей (73,56+9,2; р<0,05). Более значимые отличия по оценкам детей подросткового возраста были установлены при анализе шкал «Социальное функционирование» (71,94±10,14 против 80,25+10,69; р<0,01) и «Школьное функционирование» (59,94+15,35 против 73,17+8,43; р<0,01). Соответственно и показатели суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье» также достоверно ниже были в группе подростков с аскаридозом: 67,76+7,25 против 75,65+4,91 (р<0,01). В группе старших школьников 16-18 лет показатели шкалы «Социальное функционирование» не имели значимых отличий при сравнении с контрольной группой. Однако были установлены сравнительно низкие показатели шкалы «Эмоциональное функционирование» (76,38+8,75 против 81,45+6,49; р<0,01) и «Школьное функционирование» (67,44+15,13 против 78,55+7,53), что отразилось на показателях суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье» (71,38±5,32 против 79,43±4,61; р<0,01). Оценка родителями КЖ их детей несколько отличалась от самооценки юных респондентов (табл. 3). Суммарный общий балл также был достоверно ниже в основной группе детей: как у подростков (66,96±5,85 против 75,36±5,07; р<0,01), так и у старших школьников 16-18 лет (71,13+6,19 против 79,61±4,86; р<0,01). Анализ всех шкал опросника показал, что, по оценкам родителей инвазированных аскаридозом детей 13-15 лет, показатели всех шкал, кроме «Физического функционирования», были достоверно ниже по сравнению с оценкой родителей здоровых детей того же возраста. По шкале «Эмоциональное функционирование» среднее значение составило б0,24±12,72 балла, в то время как в контрольной группе - 71,44±10,69 (р<0,05), а показатели шкалы «Социальное функционирование» - 69,24±10,4 против 7б,13±9,96 (р<0,05). Анализ данных шкалы «Школьное функционирование», по оценке родителей детей основной группы, показал достоверно значимые различия показателей по сравнению с контрольной группой (61,94+9,39 и 74,63+11,21 соответственно, р<0,01). Показатель суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье» также был ниже в основной группе (63,8±7,61 против 74,06+5,92; р<0,01). В группе старших школьников 16-18 лет родители дали несколько другую оценку: оценка родителей детей основной и контрольной групп по шкале «Социальное функционирование» не имела значимых отличий, хотя самооценка детей основной группы была ниже (см. табл. 2). Показатели шкал «Эмоциональное функционирование» (68,13±12,43 против 77,53±10,34; р<0,05) и «Школьное функционирование» (68,38+11,46 против 78,35+10,87; р<0,01), по оценке родителей детей 16-18 лет, оказались ниже в основной группе, чем в контрольной. Поэтому и среднее значение суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье», по оценке родителей в данной возрастной группе, было ниже (70,85+7,33 против 78,3+6,48; р<0,01). «Физическое функционирование» родители инвазированных детей оценили сравнительно ниже (71,94+13,62 против 83,81+8,2; р<0,01), чем родители контрольной группы, что совпадает с самооценкой детей (см. табл. 2). Таким образом, уровень КЖ детей с аскаридозом младшего школьного возраста ниже в сравнении с неинвазированными детьми. По оценке детей с аскаридозом достоверным было снижение значений шкал «Эмоциональное функционирование», «Школьное функционирование» и, как следствие, суммарной шкалы «Психосоциальное здоровье». По оценкам родителей инвазированных детей, низкие показатели были выявлены по всем шкалам опросника, за исключением шкалы «Физическое функционирование». КЖ детей с аскаридозом в подростковом и юношеском возрасте ниже по сравнению с контрольной группой детей того же возраста. При этом немаловажным является тот факт, что суммарный общий балл снижен за счет составляющих всех шкал. Суммарная шкала «Психосоциальное здоровье», по самооценке детей и их родителей, также оказалась достоверно ниже. Наиболее низкие показатели были установлены в шкалах «Эмоциональное функционирование» и «Школьное функционирование», что указывает на влияние инвазии аскаридой на процесс обучения и психоэмоционального состояния детей старшего школьного возраста.

Авторы:

Лохматова И.А.

Издание: Инфекционные болезни. Новости. Лечение. Обучение.
Год издания: 2018
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.149-154. Библ. 10 назв.
Просмотров: 49

Рубрики
Ключевые слова
ascaris
excel
lumbricoides
авторский
адаптированный
акты
алгоритм
аллергические
амбулатория
анализ
анамнез
анемия
анкетирование
анкеты
аппетит
аскаридоз
аскариды
аспекты
базе
благоприятный
блока
болезнь
болезньПрофине
болеющие
боль
больница
брюшные
варьирующая
веса
взаимный
взрослые
влияние
внедрение
внимание
возбудители
воздействие
возможности
возраст
возрастные
вопрос
вред
время
второй
выборка
вывод
высокий
выявление
гармоничный
гельминтозы
геогельминты
глисты
городские
грудная
групп
даль
данные
данных
девочки
девушек
декомпенсированный
демографическая
детей
дети
детская
детства
детям
деятельности
диагностика
диарейный
диспансерное
длительная
длительное
дополнительного
дошкольные
другого
жалобы
желчевыделительная
живого
живот
жизненно
жизни
жители
заболевания
зависимости
защитная
здоровое
здоровья
значению
значимости
игровая
изменение
изучение
изучению
инвазии
инвазия
инструментальная
интенсивная
интервал
инфекционная
информативность
иска
исключение
использованием
исследование
исследований
калия
карта
картина
качества
качество
кишечная
клетки
клиническая
ключ
кожного
количество
компенсации
комплекс
компьютерная
контрольные
критерии
критерийФишера
крови
круг
круглая
лабораторная
лет
лечение
мазки
мальчики
манна-уитни
массы
материал
медики
медицин
медицинская
медленно
место
метеоризм
метод
методика
микробы
мирового
младшего
мнение
многопрофильных
моторная
мочи
мульти
наблюдение
надежность
наличия
нарушения
настоящие
наука
негативное
недостаточное
нематоды
немая
нескольким
несформированный
низкие
новые
нормальная
нужды
обзор
областей
обработка
образ
обследование
обследования
обслуживание
обучение
общего
общества
общие
объективная
обязательного
одновременная
одного
определенного
опросник
организм
органов
осмотры
основание
основной
особенности
острая
ответ
отдаленные
отличия
отношение
отсутствие
оценка
паразит
паразитарные
паразитоз
патологии
пациент
педиатрия
передача
планы
повседневная
повышение
подвергали
подгруппы
подростковая
поза
показатели
пола
поликлиника
полост
помощи
понятий
послед
последствие
правила
практика
практическая
применение
принцип
приоритеты
проблема
проведения
программ
против
профилактика
процедура
процесс
проявление
прямая
психическая
психологическая
психосоциальная
психоэмоциональный
работа
развитие
раздельное
различие
различный
разным
район
распределение
распределения
распространенный
расследование
ребенка
ребенок
результата
рентгенография
риск
родителей
роль
россии
ряда
самооценка
сбор
семейная
симптом
систем
ситуации
следствия
слова
случаев
снижение
современная
содержание
создание
соматические
соответствующие
состав
состояние
состоящие
социальная
специалистов
специального
способ
способность
сравнение
сравнительная
среда
среднего
средовые
стадии
старше
старый
статистические
статус
степени
стоматологическая
стран
страна
суммарный
счет
тела
температура
технология
течения
толстого
трудности
узи
указ
уменьшение
уровень
уровни
условия
утрата
учет
ущерб
фазовая
фазы
фактор
факторы
физиологическая
физическое
флотация
функции
функциональная
функционирование
характер
характерного
хроническая
хронически
хронической
целом
цель
часы
человек
червь
чувствительность
широкая
шкала
школьная
школьники
электрокардиография
электроэнцефалография
эмоциональный
эпидемиологическая
этап
эффективность
юношеский
юноши
юный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.16.217.59)
Яндекс.Метрика