![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация:
Условия труда водителей характеризуются сочетанным воздействием факторов производственной среды: шума, локальной и общей вибрации, неблагоприятного микроклимата, вредных химических веществ, тяжести и напряженности трудового процесса. Выявлены города области, в которых основная доля рабочих мест автотранспортных предприятий не соответствует гигиеническим нормативам. Установлено, что уровень профессиональной заболеваемости водителей в регионе превышает общероссийский в 3 раза. Основными причинами развития профессиональных заболеваний у водителей являлись конструктивные недостатки машин и механизмов (57%), а также несовершенство технологического процесса (36%). На основе автокорреляционного анализа получен линейный тренд, показывающий тенденцию увеличения уровня профессиональных заболеваний в данной отрасли в 2008-2015 гг. Наибольшему риску формирования профессиональных заболеваний подвержены работники в возрасте 50 лет и старше, а также при стаже свыше 20 лет. В структуре профессиональных патологий преобладали заболевания опорно-двигательного аппарата (44%). Результаты исследования использованы для риск-ориентированного подхода в проведении контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора. Анализу профессиональной заболеваемости работников автотранспортных предприятий посвящен ряд научных публикаций, в которых рассмотрен анализ условий труда водителей, изучены структура и факторы риска развития профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний. Профессия водителя является одной из наиболее распространенных и вместе с тем опасных и вредных для здоровья с точки зрения неблагоприятного воздействия комплекса производственных и социальных факторов. Условия труда водителей характеризуются длительным сочетанным воздействием таких факторов производственной среды и трудового процесса, как шум, локальная и общая вибрация, неблагоприятный микроклимат, вредные химические вещества, тяжесть и напряженность трудового процесса. Актуальность проблемы изучения профессиональной заболеваемости работников автотранспортных предприятий Кемеровской области (КО) определяется тем, что ее уровни, составляя 6,1-9,88 случая на 10 тыс. работающих, превышают аналогичный показатель по Российской Федерации в 2,3-3 раза (2,58-3,06 случая на 10 тыс. работающих). Цель исследования — изучить взаимосвязи между условиями труда и уровнями профессиональной заболеваемости работников автотранспортных предприятий КО. Для гигиенической характеристики производственной среды и трудового процесса на автотранспортных предприятиях КО использовалась информация Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КО (Государственные доклады «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Кемеровской области» в 2008-2015 гг.), результаты аттестации рабочих мест, проведенной аккредитованными организациями, сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда Росстата по КО в период с 2008 по 2015 гг. В работе проведена выборка материалов по 511 случаям профессиональных заболеваний, диагностированных в 2008-2015 гг. у работников автотранспортных предприятий КО, из компьютерных баз данных социально-гигиенического мониторинга по разделу «Условия труда и профессиональная заболеваемость» Управления Роспотребнадзора по КО. При анализе профессионального заболевания у работников учитывались сведения о диагнозах, условиях труда, стаже, возрасте, сохранении общей трудоспособности у заболевших лиц, территориальной принадлежности предприятий, где работали лица, получившие профессиональные заболевания. Статистическая обработка результатов выполнена с использованием прикладных программ пакета Statistica 6.0. Направленность изменений профессиональной заболеваемости в течение 2008-2015 гг. на автотранспортных предприятиях оценивалась по линейным трендам, полученным на основе автокорреляционного анализа (программа «Time Series Analysis»). Согласно статистическим данным за 2016 г., на территории КО среднегодовая численность работающих на автотранспортных предприятиях составила 98 500 человек. В 2015 г. на пассажирских автотранспортных предприятиях и предприятиях горэлектротранспорта области трудилось более 11 тыс. человек, из них водителей — около 4 тыс. человек и более 2 тыс. кондукторов. В общем объеме перевозок по машино-часам городские перевозки занимают 77%, пригородные — 16% и междугородные — 7%. Автобусными сообщениями охвачены все города, рабочие поселки и 90% сельских населенных пунктов. Согласно Постановлению Коллегии Администрации КО от 24.09.2013 №405 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Оптимизация развития транспорта и связи Кузбасса» на 2014-2020 годы», транспортный комплекс региона включает 32 предприятия автомобильного и городского электрического транспорта, из них 27 предприятий автомобильного и 5 предприятии городского электрического транспорта, а также 9 автовокзалов, 17 автостанций, 3 авто кассы, 2 аэропорта федерального значения, аэропорт местного значения, выполняющий функции вертолетной площадки, сеть железнодорожных вокзалов и станций, которые обеспечивают потребности населения в совершении поездок как внутри области, так и за ее пределы. Анализ показателей таких физических факторов рабочей среды, как шум и вибрация показал, что основная доля рабочих мест автотранспортных предприятий, не соответствующих гигиеническим нормативам, отмечена в городах Березовский, Киселевск, Междуреченск, Новокузнецк, Юрга, Прокопьевск, Осинники. Показатель профессиональной заболеваемости на автотранспортных предприятиях в КО в 2015 г. составил 7,93 на 10 тыс. занятого населения, что превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (2,58) в 3 раза. Автокорреляционный анализ позволил получить линейный тренд, из которого следует, что в течение 2008-2015 гг. наблюдалась тенденция к увеличению уровней профессиональных заболеваний в изучаемом виде экономической деятельности. Пиковым периодом регистраций профессиональных заболеваний явился 2013 г. Можно предположить, что одним из оснований такого роста профессиональной заболеваемости послужило позднее внедрение приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 апреля 2012 г. № 417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний», в связи с чем период установки окончательных диагнозов был сдвинут на конец 2012-2013 г. В структуре нозологических форм профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата составляют 44%, вибрационная болезнь — 42,6%, нейросенсорная тугоухость — 13%. Анализ данных возрастной структуры работников автотранспортных предприятий с установленными профессиональными заболеваниями в 2008-2015 гг. показал, что наибольшему риску возникновения профессиональной патологии подвержены работники в возрасте 50-55 лет (40%) и в возрасте свыше 55 лет (42%). Максимальный риск возникновения профессионального заболевания проявляется у работников при контакте с вредным производственным фактором в течение 31-40 лет (44%) и 21-30 лет (42%). По данным Росстата, в КО за период с 2008 по 2015 гг. удельный вес мужчин среди работников автотранспортных предприятий составил 75%. Наибольшее количество зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний отмечается при работе во вредных условиях труда второй степени (класс 3.2) — 48%. Основными причинами возникновения профессиональных заболеваний среди работников автотранспортных предприятий в КО являлись конструктивные недостатки машин, механизмов (57%) и несовершенство технологического процесса (36%). Выявлено, что эксплуатируемые транспортные средства имеют ряд технических недостатков, ведущих к несоответствию санитарного паспорта рабочего места водителя основным санитарно-гигиеническим характеристикам, а именно: • сиденье водителя в большинстве случаев не имеет регулировочных механизмов и достаточного состояния набивки и обивки; • система вентиляции и отопления не обеспечивает допустимые нормативы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автотранспортных средств в холодный и переходный периоды года; • уровни общей и локальной вибрации, шума превышают установленные санитарным законодательством нормативы. В 84% случаев диагноз профессионального заболевания был установлен при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, в 16% случаев — при обращении граждан в медицинские учреждения. В 297 случаях (58%) исходом профессиональных заболеваний являлось сохранение трудоспособности. Высокий уровень инвалидности среди профессиональных больных в изучаемой профессии (42%) объясняется неблагоприятными условиями труда (удельный вес профессиональной заболеваемости, вызванной вредными условиями труда 2 степени и выше, составлял 67%) и длительным временем работы (вплоть до профессиональной непригодности работников). Выводы: 1. Работа во вредных условиях труда при сочетанном воздействии неблагоприятных производственных факторов и факторов трудового процесса в течение длительного времени объясняет высокий уровень профессиональной заболеваемости и инвалидности среди водительского состава автотранспортных предприятий КО. 2. Определение причинно-следственных связей между условиями труда, производственными факторами, стажем работы и исходами профессиональной заболеваемости может быть рекомендовано к использованию при внедрении риск-ориентированного подхода в проведении контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора.
Авторы:
Сувидова Т.А.
Издание:
Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2018
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2018.-N 6.-С.4-7. Библ. 11 назв.
Просмотров: 126