Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА, ДОСТУПНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация:
Анализ показателей безопасности медицинской деятельности свидетельствует о наличии структурных, организационных и оперативных недостатков системы здравоохранения. Одной из главных причин существующих проблем является отсутствие должной регламентации действий медицинского персонала. Решить данную проблему позволяет разработка Стандартных операционных процедур (СОПов) в отношении наиболее значимых для обеспечения безопасности мероприятий. Формирование и внедрение в медицинскую практику ясных, четких, отвечающих современным требованиям медицинской науки и практики стандартных операционных процедур может стать одним из эффективных элементов системы управления качеством медицинской деятельности. 7 мая 2018 года Президент России подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В тексте данного документа указано, что обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет) относятся к первоочередным национальным целям развития Российской Федерации на период до 2024 года. В связи с этим, Правительству Российской Федерации поручено разработать Национальный проект (программу) по направлению «Здравоохранение» и представить для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Таким образом, вопрос повышения качества, доступности и безопасности медицинской помощи продолжает оставаться приоритетным направлением государственной политики России в области укрепления и сохранения здоровья населения. Безопасность пациентов — раздел современной медицины и политики здравоохранения, занимающийся мониторингом и анализом негативных последствий, вызванных воздействием лечения или применением лекарственных средств и медицинских технологий, который поддерживается на глобальном уровне Всемирным Альянсом за безопасность Пациентов ВОЗ. В резолюции 55-й сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения в 2002 г. по вопросу качества медицинской помощи содержался призыв к странам-участникам ВОЗ уделять самое пристальное внимание проблеме обеспечения безопасности пациентов и качества медицинской помощи. Благодаря широкому отклику стран-членов Всемирной Ассамблеи здравоохранения и признанию ситуации в области безопасности пациентов в качестве одной из глобальных инициатив в 2004 г. на 57-ой Всемирной ассамблее здравоохранения было провозглашено создание Всемирного Альянса за Безопасность Пациентов. В задачу Альянса входила координация и ускорение принятия мер по обеспечению безопасности пациентов в международном масштабе. Первая программа перспективного развития Альянса включала 6 разделов: глобальный вызов, обеспечение безопасности пациентов, комплекс мер по борьбе с инфекциями в здравоохранении; пациенты — за безопасность пациентов, развитие идеи безопасности пациентов среди пациентов, активное их привлечение к освещению и разработке данной проблемы; таксономия безопасности пациентов, разработка международных понятий, классификаций нежелательных событий; исследования в области безопасности пациентов — выработка согласованной международной программы научных исследований по вопросам обеспечения безопасности пациентов; решение по обеспечению безопасности пациентов — работа и изучение данной проблемы на международном уровне; отчетность и обучение — разработка руководств и инструментов, помогающих странам создавать и совершенствовать системы отчетности по безопасности пациентов. Создание Всемирного Альянса за Безопасность Пациентов — значительный шаг вперед стран-участниц по пути повышения безопасности здравоохранения. Основная идея Альянса: чистая помощь - безопасная помощь. Альянсом был выбран вопрос безопасности именно в ракурсе инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи. Внутрибольничные инфекции весьма актуальны, как для развитых стран, так и особенно для развивающихся, так как они поражают миллиарды людей во всем мире. Это приводит к огромным затратам финансовых и медицинских ресурсов. Исходом таких инфекций нередко является не только инвалидизация людей, но и смерть. В любой отдельно взятый момент свыше 1,4 млн человек во всем мире страдают от внутрибольничных инфекций. От 5 % до 10 % пациентов, поступающих в современные стационары в странах развитого мира, получают одну или большее число инфекций. В некоторых странах весьма успешно осуществляются согласованные действия правительства и органов управления здравоохранением, направленные на решение проблем безопасности пациентов. Примером могут служить США и Великобритания, где внедряются новые организационные технологии по основным взаимодополняющим направлениям: профилактика нежелательных событий; выявление, анализ и обработка информации о наличии «слабых звеньев» в системе; минимизация последствий нежелательных последствий. Кроме того, в США на федеральном уровне создан Центр по повышению качества и безопасности пациентов (Center for Quality Improvement and Patient Safety, CQalPS), координирующий мероприятия по повышению безопасности пациентов. Центром разработаны индикаторы качества оказания медицинской помощи, на основании которых устанавливаются ориентиры для развития программ качества в больницах. Всемирная организация здравоохранения уделяет большое внимание проблеме безопасности пациентов. ВОЗ признает наличие нежелательных событий на этапах лечебно-диагностических процессов, особо обращая внимание на значительные риски лечения в стационарах. Согласно концепции ВОЗ, укрепление безопасности пациентов должно проводиться по трем взаимодополняющим направлениям: профилактика нежелательных событий; выявление нежелательных событий; корректировка последствий в случаях, когда они происходят. В зарубежных странах национальные программы безопасности пациентов строятся на основе следующих основных принципов: извлечение уроков из допущенных ошибок за счет совершенствования систем отчетности расследования инцидентов и ответственного распространения полученных данных; развития возможности по предупреждению потенциальных ошибок и выявлению скрытых проблемных областей с нежелательными последствиями; выявление имеющихся источников знаний в здравоохранении и других секторах; совершенствование систем оказания медицинской помощи путем надлежащей структуризации служб и подразделений, переориентации стимулов и превращения качества в стержневую основу всей системы. В России представление о состоянии проблемы безопасности пациентов и масштабах нанесения ущерба здоровью больных из-за некачественной медицинской помощи весьма приблизительное из-за практического отсутствия официальной статистики. Для решения проблемы безопасности пациентов в стационаре некоторые авторы предлагают использовать электронные средства для принятия решений о назначении лечения, обеспечить преемственность на этапах лечебно-профилактического процесса и регулярный пересмотр получаемого пациентом лечения вместе с другими специалистами, участвующими в оказании помощи. Современная концепция безопасности медицинской помощи возлагает ответственность за нежелательные события на структурные, организационные и оперативные недостатки системы здравоохранения, на запланированный риск побочных эффектов при применении продуктов медицинского назначения, а не на отдельных медицинских работников. По мнению ряда специалистов, большинство нежелательных событий это результат отнюдь не халатности или плохой подготовки медицинского персонала, а латентных системных причин. Число таких причин достаточно многообразно. К ним относятся: устаревшая нормативно-правовая база, закрепляющая старые методы медицинской практики и обучения медицинских работников; научные исследования, не соответствующие международным стандартам и не основанные на доказательной базе; узкая специализация и многое другое. Понятия «безопасность» и «качество» практически неразделимы. Несомненно, безопасность медицинской помощи это часть стратегии повышения качества медицинского обслуживания. В современных российских актах медицинского права правовая категория «безопасность пациента» отсутствует. К понятию «безопасность медицинской деятельности» наиболее близкой, юридически закрепленной категорией является «качество медицинской помощи». Достижение целей современной политики государства в области здравоохранения возможно при смене системы управления на другой ее тип — на базе управления рисками, стандартизации, информатизации всей системы здравоохранения. Стремление к стандартизации является важнейшей из реализованных мировых моделей повышения качества и обеспечения безопасности медицинской деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» из доступных для анализа ориентиров (показателей) для стандартизации структуры, процесса и результатов лечебной деятельности должны быть использованы порядки и стандарты оказания медицинской помощи, которые разрабатываются Минздравом РФ, а также клинические рекомендации (протоколы лечения), разработанные профессиональными объединениями специалистов. Порядки оказания медицинской помощи обязательны к исполнению. Они характеризуют организационные аспекты деятельности по ее видам и профилям. Стандарты предназначены для оценки стоимости отдельных нозологий по видам медицинской помощи. Клинические рекомендации (протоколы лечения) — это динамичные, часто обновляемые краткие формализованные документы, содержащие современные представления о профилактике, диагностике и лечении отдельных заболеваний. Современная концепция стандартизации здравоохранения в РФ подразумевает разработку единой системы согласованных между собой стандартов по различным направлениям медицины и здравоохранения, содержащих минимальные, но обязательные к выполнению требования, гарантирующие получение гражданами качественной медицинской помощи. Организация системы стандартизации в здравоохранении включает два блока мероприятий, направленных, во-первых, на решение организационно-технических задач — создание отраслевой службы стандартизации, обеспечивающей организацию разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов и контроля за выполнением их требований. Во-вторых, - на решение задач нормативного обеспечения - формирование системы нормативных документов по стандартизации в здравоохранении, а именно, выбор объектов стандартизации, разработка ее структуры, разработка комплекса нормативных документов. Можно выделить 3 основных укрупненных объекта стандартизации и 3 группы стандартов: стандарты ресурсного обеспечения здравоохранения (кадрового, материального, финансового, информационного); стандарты технологий в здравоохранении, включая административные; стандарты результата. Основные направления стандартизации в здравоохранении включают: стандартизацию медицинских услуг; стандартизацию лекарственного обеспечения; регламентацию требований к условиям оказания медицинской помощи; стандартизацию профессиональной деятельности; стандартизацию информационного обеспечения. Необходимость стандартизации медицинских услуг определяется потребностями здравоохранения, медицинского страхования; является основой для планирования деятельности медицинских учреждений, органов здравоохранения, фондов ОМС; является основой для оценки результатов оказания медицинской помощи (качества, экономических показателей, расчета подушевых нормативов и т.д.). Стандартизация медицинских услуг осуществляется: на федеральном уровне в форме протоколов ведения больных и стандартов медицинской помощи; на региональном уровне в форме клиникоэкономических протоколов (стандартов); на уровне медицинской организации в форме клинических протоколов медицинской организации и стандартных операционных процедур (СОП). Протоколы ведения больных определяют виды, объем и индикаторы качества медицинской помощи гражданам при определенном заболевании, синдроме или клинической ситуации. Принципы и порядок их разработки определены ГОСТ Р 52600-2006 «Протоколы ведения больных. Общие положения», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2006 г. N 288-ст (введен с 01.10.2007 г.). Основной целью стандартизации протоколов ведения больных является унификация требований к качеству оказания медицинской помощи. При адаптации протоколов на региональном уровне и уровне медицинской организации основные перечни медицинских услуг и лекарственных средств не могут быть уменьшены, но могут быть расширены за счет перевода в них услуг дополнительного ассортимента. Если выполнение отдельных требований протокола невозможно из-за отсутствия необходимых ресурсов, должен быть разработан поэтапный план перехода к соблюдению требований протокола. Стандарты медицинской помощи разрабатывают на основе протоколов ведения больных для решения следующих задач: регламентации объемов дополнительной медицинской помощи; формирования перечней лекарственных средств (ДЛО — дополнительное льготное обеспечение); регламентации объемов дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи; расчета затрат на оказание медицинской помоши при определенном заболевании. Структура стандарта медицинской помоши определена приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.08.2008 г. № 410н. Однако ни одного стандарта после издания данного приказа не утверждено. Перспективы разработки стандартов медицинской помощи (СМП) имеют три основных направления: 1. Первичное звено СМП: а) амбулаторно-поликлинические условия. Для создания 84 утвержденных на данный момент СМП (амбулаторнополиклинические условия) использовались 22 утвержденных протокола ведения больных и 20 протоколов ведения больных, находящихся на стадии разработки, то есть половина СМП в той или иной степени подтверждена протоколами ведения больных; б) условия «скорой медицинской помощи» Разработаны и утверждены 42 стандарта. 2. Специализированная помощь СМП — стационарные условия. Разработаны и утверждены 45 стандартов. 3. Высокотехнологичная помощь СМП — стационарные условия. В разработке и рецензировании стандартов высокотехнологичной медицинской помощи участвуют 52 федеральные медицинские организации. Разработано 297 стандартов, из них 245 утверждено приказами Минздравсоцразвития РФ. На региональном уровне клинико-экономические стандарты, конкретизирующие требования федеральных стандартов и содержащие оценку стоимости оказания медицинской помощи, разрабатываются субъектами РФ на основе федеральных стандартов медицинской помощи. Однако в большинстве субъектов РФ такие стандарты до настоящего времени не разработаны. Стандарты различного уровня устанавливают показатели, обеспечивающие качество медицинской помощи, однако в них отсутствует детальное описание процедуры, которую необходимо выполнить и не содержится информации о том, как именно, кем именно и в каких условиях эта процедура должна быть выполнена. Такая информация содержится в документах другого уровня — стандартных операционных процедурах. Стандартная операционная процедура (СОП) — это предназначенный для конкретного исполнителя документ, содержащий детальное описание последовательности действий, необходимых для выполнения конкретной задачи. СОПы разрабатывают в форме процедур, обеспечивающих выполнение требований уже разработанных протоколов ведения больных, стандартов медицинской помощи, клинических протоколов медицинских организаций и как самостоятельные нормативные документы. В первую очередь СОПы разрабатываются по наиболее проблемным областям функционирования медицинской организации (Соколов В.А.). В Российской Федерации на необходимость проведения работы по разработке и внедрению стандартных операционных процедур в рамках системы управления качеством в медицинских организациях указывалось еще в решении коллегий Минздрава, Госстандарта России и Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования от 3 декабря 1997 г. «Об основных положениях стандартизации в здравоохранении». Тем не менее, эти подходы так и не нашли широкого применения в отечественном здравоохранении. Термин «СОП» встречается в нормативных документах федерального уровня. Так, в Приказе Минздрава России № 267 от 19.06.2003 г. «Об утверждении правил лабораторной практики», которые направлены на соблюдение требований GLP (GLP - Good Laboratory Practice; Надлежащая лабораторная практика), устанавливаются требования к организации, планированию и проведению доклинических исследований лекарственных средств, оформлению результатов и контролю качества. В соответствии с данным документом, стандартные операционные процедуры разрабатываются на все производственные операции, включая: поступление, идентификацию, маркировку, обработку, отбор проб, использование и хранение исследуемых и стандартных веществ; обслуживание и калибровку измерительных приборов и оборудования для контроля окружающей среды; приготовление реактивов, питательных сред, кормов; ведение записей, отчетов и их хранение; обслуживание помещений, в которых содержатся тест-системы; прием, транспортировку, размещение, описание, идентификацию и уход за тест-системами; обращение с тест-системами; обезвреживание или утилизация тест-системы; осуществление программы по обеспечению качества. Цель соблюдения стандартных операционных процедур - обеспечение качества, достоверности и воспроизводимости результатов исследования. Методические указания МУ 64-04-003-2002 «Производство лекарственных средств. Документация. Общие требования. Примерные формы и рекомендации по их заполнению» от 15.04. 2003 г. направлены на создание системы документации предприятия, отвечающей правилам GMP (GMP - Good Manufacturing Practice; Надлежащая производственная практика). В документе СОП определен как подробная письменная инструкция, касающаяся стандартных действий или операций, выполняемых на предприятии, и составленная по унифицированной форме, которые должны описывать систему управления качеством, производственные процессы, процесс упаковки, порядок приемки исходного сырья, вспомогательных, упаковочных и печатных материалов, порядок отбора проб и проведения контроля качества. Важность разработки СОПов подчеркивается и в документах, описывающих принципы надлежащей клинической практике (Good Clinical Practice; GCP). Так, в «ГОСТ Р 52379-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Надлежащая клиническая практика» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.09.2005 N 232-ст) стандартные операционные процедуры определены как подробные письменные инструкции, предназначенные для достижения единообразия при осуществлении определенной деятельности. Соблюдение указанного стандарта служит гарантией того, что клиническиеисследования, проведенные в соответствии с принципами GCP, достоверны. При этом ГОСТ Р 52379-2005 идентичен ICH GCP - Руководству по надлежащей клинической практике (Guideline for Good Clinical Practice) Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации фармацевтических продуктов, предназначенных для применения человеком (International Conference on Harmonization of Technical Requirements for Registration of Pharmaceuticals for Human Use; ICH), которое, в свою очередь, разработано с учетом действующих требований надлежащей клинической практики Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, а также Австралии, Канады и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В настоящее время для контроля качества и обеспечения безопасности лечения пациентов могут быть использованы положения Приказа МЗ РФ от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Применительно к системе менеджмента качеством (СМК) возможно использование «Предложений (практических рекомендаций) по организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи в медицинской организации, разработанных ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора» (2015, 2017). Руководители медицинских организаций должны формировать СМК в соответствии с этими консолидированными стандартами качества и безопасности медицинской помощи, созданными в разных федеральных структурах и отражающими две утвержденные формы контроля процесса оказания медицинской помощи: ведомственного (Минздрав России) и государственного (Росздравнадзор). Поиск ориентиров - на соответствии каким именно требованиям строить СМК в России — привел некоторые медицинские организации к аккредитации по международным стандартам ISO 9001 (International Organization for Standartization - Международная Организация по Стандартизации) и JC1 (Joint Commission International — Межднародной объединенной комиссии). Стандарты JCI выделяют шесть целей безопасности: правильная идентификация пациента; оптимизация взаимодействия персонала; безопасное применение препаратов высокого риска; безопасность медицинской деятельности; профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; профилактика падений пациентов в медицинской организации. Кроме этого следует добавить такие важные цели, как совершенствование форм общения с пациентами, оптимизация взаимодействия всего персонала, предупреждающая оценка риска опасных ситуаций. Современный взгляд на достижение безопасности медицинской помощи заключается в комплексности и системности, которые предусматривают накопление опыта и использование новаторских подходов, четкую обоснованность методики в рамках доказательной медицины и максимальную коррекцию с законодательно определенными в стране принципами организации контрольно-надзорной деятельности в системе здравоохранения. В основе такого подхода непременно должны присутствовать такие действия как: применение диагностических и лечебных подходов с высокими уровнем доказанной эффективности, признанных профессиональными медицинскими сообществами; стандартизация процесса обследования и лечения пациентов; эффективное обучение старшего и среднего медицинского персонала принципам реализации избранной стратегии лечения; формирование моделей интегрального взаимодействия всех участников лечебного процесса; динамический мониторинг результатов избранной стратегии лечения, конструктивных корректив; максимально возможная степень защиты отдельных медицинских работников и медицинских организаций в целом при возникновении конфликтных ситуаций. На основе практического опыта некоторые специалисты считают необходимым внедрять комплексный подход к безопасности лечения в медицинских организациях, который предусматривает разработку программы безопасности пациентов, в основе которой должны быть положены: стратегия национальной безопасности в области здравоохранения в рамках Государственной программы развития здравоохранения РФ (2013-2020 гг.) одной из 11 подпрограмм которой является экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья; законодательно определенные принципы организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которые на практике должны быть реализованы в формах государственного, ведомственного и внутреннего контроля при единстве общепризнанных критериев качества медицинской помощи; диагностические и лечебные подходы с высоким уровнем доказанной эффективности, признанные международными и национальными профессиональными сообществами; стандартизация, которой подлежат такие основные элементы системы функционирования медицинской организации, как ее структура, организация диагностической, лечебной и реабилитационной помощи и, в определенной степени, результат лечения. Ориентиры (целевые показатели) для стандартов должны быть определены на основе национальных клинических рекомендаций либо обоснованных литературных данных. Логистика же достижения высоких результатов должна базироваться на критериях качества, определенных национальными регламентирующими актами, а также на стремлении к соответствию международным стандартам аккредитации, таким как ISO 9001 и JCI; единое информационное пространство сферы здравоохранения, основанное на внедрении современных информационных технологий в практику каждой медицинской организации для обеспечения интегрального взаимодействия всей вертикали управления системой здравоохранения, формирования объективной обратной связи и преемственности между специалистами на всех этапах обследования, лечения и реабилитации пациента, непрерывности медицинского образования, упорядочения взаимоотношений всех субъектов медицинского права на уровне медицинской организации; риск-менеджмент в каждой медицинской организации, то есть внедрение системы управления рисками при оказании медицинской помощи, компонентами которой должны быть: своевременное выявление реального (потенциального) нежелательного события либо опасной ситуации, эффективный анализ причин и последствий, недопущение повтора подобного явления, постоянно обновляющаяся программа идентификации рисков, информирование персонала о произошедшем и выводы на основе анализа ошибок; риск-ориентированный принцип организации вертикали системы управления качеством и безопасностью лечения пациентов от учрежденческого до национального уровней; универсальность компонентов программы, их доступность, простота освоения, простота воспроизводимости в каждом отделении. Соблюдение основных принципов — стандартизации процессов медицинской деятельности, информатизации всей системы и риск-ориентированного подхода к управлению качеством в медицинской организации - даст, по мнению многих авторов публикаций, обеспечение максимально возможной безопасности при оказании медицинской помощи. В последнее время уделяется повышенное внимание рискам и их минимизации во многих отраслях, в том числе в здравоохранении, в целях повышения уровня безопасности охраняемых законом ценностей, к которым относится здоровье и жизнь человека. Согласно постановлению Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», государственный контроль качества и безопасности медицинской помощи отнесен к видам контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного похода, актуального в сфере здравоохранения, поскольку при оказании медицинской помощи практически всегда существует вероятность профессионального риска. При любых условиях риск медицинского вмешательства не должен быть выше риска бездействия медицинского работника. Унификация показаний для вмешательств содержится в клинических рекомендациях (протоколах лечения) — документах, основанных на доказанном клиническом опыте, помогающих врачу принимать правильные клинические решения. Базовой технологией, обеспечивающей преимущественное использование медицинских вмешательств с максимальным клиническим эффектом и минимальным риском для пациентов, является доказательная медицинская практика. Она опирается на те методы в диагностике и лечении, эффективность которых доказана в научных исследованиях высокого методологического уровня (рандомизированные клинические исследования, одномоментные и когортные исследования, мета-анализы, систематические обзоры). Однако в России оценки, основанные на доказательной медицине, имеют узкое применение и касаются в основном качества лекарственных средств. Риск-ориентированный подход при медицинских вмешательствах предполагает целесообразность использования регистров. Регистры представляют собой централизованную активную систему наблюдения по конкретному заболеванию, ведутся в течение продолжительного времени, что позволяет оценивать отдаленные результаты медицинских вмешательств, качество жизни пациента. В России регистры используются значительно реже, чем за рубежом, используются преимущественно на федеральном уровне и касаются единичных нозологий: редкие заболевания, злокачественные опухоли, сахарный диабет, инфаркт миокарда, острый коронарный синдром. Как правило, регистры подразделяются на группы по признакам формирования, заболеваний, применения препаратов, медицинских вмешательств и т.д. В рамках регистров заболеваний может быть произведена оценка отдаленных последствий лечения. Регистры медицинских вмешательств могут позволить планировать предельно допустимые уровни послеоперационной летальности, превышение которых могло бы стать основанием для более частых и интенсивных контрольно-надзорных мероприятий. Учитывая риск-ориентированный подход появляется возможность внести некоторые уточнения в определение качества медицинской помощи в ФЗ от 21.11.2011г. № 323-03, которое содержит такой критерий как запланированный результат. Качество медицинской помощи тогда определяется как содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на профессионализме и стремлении пациента к здоровью, способности врача снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновения нового патологического процесса и неблагоприятного исхода медицинского вмешательства. С проблемой безопасности медицинской помощи связаны вопросы медицинских ошибок. К сожалению, в действующем законодательстве опущена специфика медицинской деятельности, конкретизирующая и детализирующая квалификацию врачебной ошибки. В результате использование этого понятия в качестве термина приводит к неосновательному смешению с применяемой в действующем законодательстве юридической терминологией, необходимой и достаточной для квалификации вредообразующего посягательства. Таким образом, риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением производственной деятельности к определенной категории риска. Такой подход требует разработки методологии оценки риска, которая позволит выявить наиболее важные элементы деятельности персонала медицинской организации, разработать и внедрить стандартные операционные процедуры, использование которых повысит безопасность медицинской деятельности. Разработка СОПов должна проводиться для всех организаций системы здравоохранения: от федеральных и региональных органов управления здравоохранением, до конкретных медицинских организаций и их персонала. Формирование и повсеместное использование ясных, четких, отвечающих современным требованиям медицинской науки и практики стандартных операционных процедур может стать одним из действенных элементов системы управления качеством медицинской деятельности.
Авторы:
Шестопалова Т.Н.
Издание:
Дезинфекционное дело
Год издания: 2018
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.5-12. Библ. 32 назв.
Просмотров: 403