Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация:
Цель исследования — выявление особенностей речи детей с расстройствами аутисти-ческого спектра (РАС) в зависимости от их физиологических особенностей и психофизиологических показателей, связанных с речевой деятельностью, по сравнению с типично развивающимися (TP) сверстниками. Участниками исследования явились дети с РАС (F84 по МКБ-10) в возрасте 5—16 лет (п = 40) и их TP-сверстники (п = 300). На основе анализа физиологических показателей детей при рождении, психофизиологических характеристик и уровня сформированности речи выявлены прямые и опосредованные связи, влияющие на становление речи TP-детей и детей с РАС, свидетельствующие о сложной траектории развития. Работа является частью комплексного исследования речевого онтогенеза при типичном и атипичном развитии ребенка. Ключевые слова: ребенок, расстройства аутистического спектра, характеристики речи, физиологические и психофизиологические характеристики.Изучению расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста посвящено большое количество исследований. Множественная симптоматика нарушений, объединенная в «аутистическую триаду», включающую нарушение социального поведения и речи, ограниченность форм поведения и склонность к стереотипиям , степень ее выраженности, возраст проявления всей характерной симптоматики, наличие ведущего симптомокомплекса являются индивидуальными для детей с РАС. Основной механизм РАС недостаточно изучен. Разнообразие симптоматики связывают с абнормальным развитием и функционированием центральной нервной системы (ЦНС).. Поражение ЦНС может происходить на ранних сроках беременности, начиная с пятой недели внутриутробной жизни , или в ранний постнатальный период . Практически в отношении всех выявленных анатомических и функциональных нарушений ЦНС данные противоречивы. Отмечают, что для детей с РАС характерны макроцефалия или микроцефалия, проявляющиеся в разные периоды развития. Большая голова, увеличенный размер черепа и объем мозга в большей степени характерны для детей с синдромом Аспергера по сравнению с типично развивающимися (TP) детьми . Увеличение объема мозга у детей с РАС наиболее часто происходит между двумя и четырьмя с половиной годами, преимущественно за счет увеличения белового вещества . Данные волюметрических исследований в отношении объема серого и белого вещества и их локализации также носят противоречивый характер. В одних работах показано увеличение объема белого вещества в лобных отделах головного мозга , в других — в затылочных и теменных отделах . Описывают уменьшение объема серого вещества и его увеличение . Полагают, что чрезмерный рост головного мозга может иметь отношение к генетическим полиморфизмам ключевых нейротрансмиттеров . Ускоренный рост мозга связывают с появлением клинических симптомов и указывают, что специфическая картина роста отражает выраженность симптоматики . У детей с РАС выявлены нарушения в строении мозжечка, височной области коры головного мозга, теменных и затылочных областей, боковых желудочков мозга, проявляющиеся преимущественно у мальчиков в 2—3-летнем возрасте. Описывают увеличение объема затылочно-височной доли , аномалии зрительного нерва , приводящие к нарушению зрительного и слухового восприятия. В мозжечке выявлено уменьшение клеток Пуркинье и их размера , что может обусловливать специфические особенности двигательной сферы ребенка. Данные об уменьшении размеров миндалевидного тела и гиппокампа рассматриваются в качестве прямых маркеров нарушения выполнения нейропсихо-логических задач. Однако другие исследователи отмечают больший объем гиппокампа у детей с РАС — меньший размер клеток и уплощенное ветвление денд-ритов по сравнению с TP-детьми и увеличение размеров миндалевидного тела в детском возрасте . Указывают, что нарушения в строении лимбической системы выражены в большей степени у детей, чем у взрослых с РАС , вызывая более яркие нарушения эмоциональной сферы в детском возрасте. Моторные и сенсомоторные зоны коры головного мозга имеют колончатую организацию. Каждая функциональная колонка коры характеризуется функциональным единством и состоит из нескольких морфологических микромодулей, включающих 5—6 гнездно расположенных нейронов, отвечающих на раздражитель одной модальности. У пациентов с РАС колонки имеют меньший размер, более многочисленны и менее компактны. Самые узкие колонки обнаружены в дорсолатеральной префронтальной коре мозга аутистичных пациентов . Согласно нейрофизиологическим исследованиям, при аутизме отмечается ослабленная интегративная деятельность головного мозга . Предполагается, что это может быть обусловлено большей разрозненностью локальных специализированных кортикальных областей (анатомически и/или функционально) . По одной из гипотез, основанной на анатомических данных, при созревании мозга у детей с РАС увеличение объема мозга не сопровождается соответствующим увеличением взаимосвязей между областями . Гипотезу подтверждают данные об уменьшении размеров мозолистого тела и мозговых извилин, приводящих к ограниченному количеству комиссуральных связей при большом числе кортико-кортикальных связей . В соответствии с другой гипотезой нарушения интегративной-деятельности мозга являются и следствием сенсорной гиперчувствительности . Существует точка зрения, что мозг аутистов в пределах одной функциональной области (лобной и теменной) имеет повышенное количество взаимосвязей в нейронной сети, но длинные коммуникационные связи между лобной областью и задними отделами мозга нарушены [16]. Предполагают, что общее уменьшение взаимосвязей в нейронных сетях «аутичного» мозга может быть результатом того, что ошибки в локальных нейронных циркуляциях распространяются очень широко . Различного рода атипичные анатомические и функциональные взаимосвязи приводят в конечном итоге к когнитивным и поведенческим нарушениям, характерным для пациентов с РАС . У детей с РАС отмечают нарушения способности к имитации — мимической, жестовой, действий с объектами , что связывают с нарушениями в работе «системы зеркальных нейронов» . Однако другими исследователями показано, что дети третьего года жизни с диагнозом аутизм способны понимать намерения окружающих при наблюдении за их действиями . Изучение речевых областей коры головного мозга показало снижение плотности нейронов в области Вернике (поле 22 по Бродману) и угловой извилине (поле 39), увеличение плотности глиальных клеток в этих областях и в области Брока (поле 44) у пациентов с РАС по сравнению с представителями ТР-сверст-ников . Структурные изменения в «речевых» областях коры головного мозга могут быть ответственны за возникновение речевых и коммуникативных расстройств. Дефицит социального взаимодействия связывают с неспособностью к установлению зрительного контакта , полагая, что оно обусловлено нарушением связи между зрительной корой (поле 17) и затылочно-височной извилиной , специфическую моторику, преимущественно с мозжечковыми нарушениями, изменения в когнитивной сфере, как уже отмечали, с нарушениями интегратив-ной деятельности мозга. Таким образом, представленные данные свидетельствуют об отсутствии специфичности нарушений при аутизме. Наряду с нейроанато-мическими и нейрофизиологическими изменениями существуют генетические, нейроэндокринные, нейрогуморальные нарушения, которые проявляются на разных уровнях организации организма. Это позволяет считать, что РАС — сложное расстройство, разные аспекты которого могут вызываться разными причинами, при их возможном одновременном действии. Изучению особенностей речи людей с РАС посвящено множество исследований, в которых отмечается нарушение речи у информантов с РАС, несмотря на противоречивость сведений в отношении ее характеристик . Нашими работами выявлена совокупность акустических параметров речи детей с РАС, имеющих в анамнезе ведущий диагноз РАС или симптоматику РАС, сопровождающую основное психоневрологическое заболевание , что позволило рассматривать акустические характеристики речи в качестве одного из дополнительных диагностических критериев аутизма . Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей речи детей с РАС в зависимости от их физиологических особенностей и психофизиологических показателей, связанных с речевой деятельностью, по сравнению с МЕТОДИКА. Участниками исследования явились TP-дети (п = 300) в возрасте 5—16 лет и их сверстники с РАС (МКБ — F84 [3], п = 40) в возрасте 5—16 лет, разделенные на 2 группы. В первую группу (РАС-1) вошли дети с регрессом в развитии в возрасте 1.5—3 лет. У детей, отнесенных во вторую группу (РАС-2), риск развития диагностирован при рождении, РАС являются следствием органического нарушения ЦНС. Для оценки тяжести аутистических расстройств использовали шкалу CARS [45]. В обе группы вошли дети с разной степенью тяжести по аутизму (баллы по шкале CARS для детей группы 1 составили 38 ± 5.4, для группы 2 — 36.4 ± 11.5 баллов), и на момент сбора материала группы значимо не различались. Родители детей подписывали информированное согласие на участие ребенка в исследовании. Отвечая на вопросы, содержащиеся в анкетах, и заполняя опросники, они предоставляли данные о ходе беременности, сроке гестации, развитии детей до начала исследования, наличии/отсутствии диагноза. Родители детей с РАС заполняли опросник CARS [45] для определения степени выраженности аутистических расстройств у детей на основании суммы баллов по вопросам, объединенным в 15 блоков. Для TP-детей использовали следующие ситуации записи : 1) диалог ребенка с экспериментатором, в процессе которого экспериментатор задавал каждому ребенку стандартный набор вопросов; 2) повторение ребенком слов за экспериментатором; 3) игру ребенка со стандартным набором игрушек (кукол, животных), позволяющим ребенку включиться в сюжетную игру; 4) просмотр картинок, ответы на вопросы экспериментатора об изображенном на них, рассказ по картинкам (в зависимости от возраста и возможностей ребенка с подсказкой экспериментатора, включающей наводящие вопросы, или самостоятельно). С учетом возраста и речевых навыков ребенка некоторые из заданий были упрощены, или ребенок мог их не выполнять. Запись TP-детей проведена в условиях детского сада, школы и в домашних условиях. Для максимально возможной стандартизации условий исследования ситуации записи вокализаций и речи детей с РАС и их последовательность были аналогичны таковым для TP-детей, однако до начала занятий с экспериментатором ребенок плавал с тренером в бассейне (30—45 мин) для снятия напряжения и/или уменьшения уровня агрессивности. Работу с детьми с РАС проводили в присутствии их родителей. Запись речи и поведения детей с РАС осуществлена в условиях бассейна на кафедре теории и методики гидрореабилитации Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Видеозапись поведения детей осуществляли на видеокамеру «SONY HDR-СХ560Е»; аудиозапись вокализаций (при отсутствии речи) и речи — на цифровой магнитофон «Marantz PMD660» с выносным микрофоном «SENNHEIZER e835S». Время записи варьировало от 20 до 40 мин в зависимости от состояния ребенка. До начала исследования и после его завершения проводили контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) с использованием пульсоксиметра «Choicemmed MD300C318». Для детей с РАС оценку ЧСС дополнительно осуществляли в процессе исследования, что позволяло остановить работу с ребенком не только по его желанию, но и объективным показателям. Инструментальный спектрографический анализ вокализаций и речевого материала детей проводили в звуковом редакторе «Cool Edit». Частота дискретизации составляла 44100 Гц. Применяли равномерный тип квантования сигналов. Звуковые сигналы сохраняли в формате Windows PCM (wav.), 16 бит. Определяли значение частоты основного тона (ЧОТ, F0), ее максимальное и минимальное значение, считали диапазон ЧОТ [FOmax—FOmin], значение двух первых формант (F1, F2), значение третьей форманты (F3) и длительность гласного.В координатах первой и второй формант на двухформантной плоскости строили треугольники гласных с вершинами /а/, /и/, /i/. Четкость артикуляции гласных определяли на основании значений площадей формантных треугольников гласных по формуле [49], модифицированной для русского языка . Площадь = 0.5 X {(F2[i] X Fl[a] + F2[a] X Fl[u] + F2[u] X Fl[i])-(F1 [i] X F2[a] + F1 [a] X F2[u] + Fl[u] X F2[i])>, где F1, F2 — значения первой и второй формант соответствующих гласных. Индекс артикуляции гласных звуков (VAI) вычисляли по формуле VAI = (F1 [а] + F2[i]) / (F1 [i] + F1 [u] + F2[a] + F2[u]), где Fl[x] и F2[x] - значения первой и второй формант соответствующих гласных . Считали зависимость интенсивности форманты (En), нормированной по отношению к интенсивности ЧОТ (Еп/ЕО) [32]. Выбор для анализа определенного набора акустических признаков речевого сигнала обусловлен их информативностью при изучении акустических характеристик речи TP-детей и детей с РАС. В программе Praat v.6.0 36 определяли соответствие повторяемого ребенком слова образцу по интонационному контуру (ИК) на основе визуальной аппроксимации ИК слов и вычисления значений ЧОТ на выделенных стационарных участках и их переходах, обусловленных повышением или понижением ЧОТ (в звуковом редакторе «Cool Edit»). При оценке диалогов взрослого и ребенка считали количество минимальных диалогических единств (МДЕ) — совокупность вопросной и ответной реплики. Проверяли способность ребенка к чтению материала разной степени сложности (букв, слогов, слов и фраз) по букварю, тексту сказки «Волк и семеро козлят», стихам Д. Хармса. Оценивали беглость чтения и степень сформированности у детей ориентации на смысл текста и качество понимания слов и фраз с помощью вопросов о прочитанном. Оценку психофизиологических характеристик ребенка проводили по ранее разработанной методике , включающей определение ведущего полушария по речи, фонематического слуха, порогов слуха, профиля латеральной функциональной асимметрии (ПЛФА). Дихотическое тестирование проводили для оценки ведущего полушария по речи детей. Оно заключалось в одновременном предъявлении через стереонаушники «HD 415» в программе «Cool Edit Pro 2.1» на одно ухо одних слов, на другое ухо — других слов . Ребенок должен был повторить услышанное слово, которое записывали на магнитофон «Marantz PMD660». В качестве стимулов использовали 60 пар слов, объединенных в последовательность с интервалом между парами слов в 3 с. Коэффициент латерального предпочтения (КЛП) вычисляли по формуле КЛП = (П - Л) X 100 / (П + Л) (в %), где П — количество «правых выборов» — слов, произнесенных ребенком из стимулов, подаваемых на правое ухо; Л — количество «левых выборов» — слов, произнесенных ребенком из стимулов, подаваемых на левое ухо. Если значения КЛП находились в диапазоне от -10 до +10 % — отсутствие предпочтения — амбивалентность; меньше -10 % — левостороннее предпочтение (доминирование правого полушария); более +10 % — правостороннее предпочтение (доминирование левого полушария).Проверку фонематического слуха для TP-детей проводили с помощью компьютерной программы на основе используемых в логопедической работе пар и троек слогов. Дети с РАС должны были повторять услышанные пары, тройки слогов за экспериментатором (одним и тем же для всех детей). Изменение методики тестирования связано с невозможностью восприятия детьми с РАС звуковой информации, поступающей с магнитофона/планшета. Методом аудиометрии определяли слуховые пороги восприятия у детей с использованием клинического одноканального тонального аудиометра «Maico AD229E» в диапазоне частот 125—8000 Гц, интенсивностью от -10 до 120 дБ. Определяли ПЛФА по тестам, содержащим стандартный набор заданий, направленных на выявление ведущей руки, ноги, глаза и уха . Считали коэффициент асимметрии (КЛП) для каждого задания и общий коэффициент. Статистическая обработка данных проведена с использованием критерия Манна—Уитни, корреляционного анализа по Спирмену (при уровне значимости р < 0.05), факторного анализа (вращение факторов методом Варимакс с исходными нагрузками фактора более 1.0), регрессионного, мультирегрессионного и дис-криминантного анализов в статистическом пакете Statistica 10.0. Исследование одобрено Этическим комитетом СПбГУ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧСС у TP-детей в начале исследования составила 82—90 уд/мин, в конце исследования — 85—90 уд/мин, значимо не менялась на протяжении исследования; у детей с РАС 80—90 уд/мин, в конце — 85—115 уд/мин, т. е. повышалась к концу исследования, что свидетельствовало о возбужденном состоянии ребенка с РАС. Анализ коммуникации TP-детей с взрослым (экспериментатором) показал использование детьми вербальных ответов, содержащих сложные реплики, сопровождающиеся разнообразными жестами, соответствующими возрасту ребенка. Выявлена корреляция (тест Спирмена, р < 0.05) между возрастом TP-ребенка и его способностью к пересказу сюжета (г = 0.583); коэффициентом латерального предпочтения (КЛП) и фонематическим слухом (-0.576). Для детей с РАС характерна: ограниченная коммуникация, эхолалия, не/мало функциональная конкретная речь, неправильное употребление местоимений, при отсутствии или незначительном числе личных местоимений; жесты, не дополняющие речь; ограниченный репертуар эмоций, отсутствие или нетипичный контакт «глаза в глаза». Количество МДЕ в диалогах с взрослым у детей с РАС меньше (р < 0.001 — критерий Манна—Уитни), чем у TP-детей, ответные реплики представлены преимущественно одним словом (р < 0.001) или ответом «да-нет». У детей группы РАС-2 вербальный ответ мог дополняться и/или заменяться жестом, для детей группы РАС-1 выявлено отсутствие жестов, уточняющих и дополняющих вербальный ответ. Для детей с РАС определена связь между степенью выраженности аутистиче-ского расстройства по шкале CARS, баллами по опроснику для оценки психофизиологического состояния и способностью ребенка к описанию картинки/показу изображенного на ней FU5 = 13.265, р < 0.0001 (Beta = -0.524, R2 = 0.275) и уровнем сформированности речи: вокализация, слоги, отдельные слова, фразы F1i35 = 10.634, р < 0.0001 (Beta = -0.483, R2 = 0.233) — регрессионный анализ. Спектрографический анализ речи детей показал, что во все возрастные срезы значения ЧОТ (высоты голоса) в речи детей с РАС значимо выше (р < 0.001), чем у TP-детей, у детей РАС-1 выше (р < 0.01), чем у детей РАС-2 (рис. 1). Значения двух первых формант как акустических ключей для идентификации гласных у детей с РАС и TP в возрасте 5—12 лет различаются. Формантные треугольники гласных из спонтанной речи детей с РАС-1 и РАС-2 (рис. 2, А) и повторяемых слов детей РАС-1 и РАС-2 (рис. 2, А) располагаются на двухформант-ной плоскости в более высокочастотной области по сравнению с локализацией треугольников TP-детей (рис. 2, А, Б). Площади формантного треугольника гласных из повторяемых слов 5—7-летних ТР-детей (334 327 усл. ед.) и детей РАС-1 (267 179 усл. ед.) имеют максимальные значения по сравнению с значениями формантного треугольника гласных из слов детей с РАС-2 в спонтанной речи (143 945 усл. ед.) и РАС-1 (127 763 усл. ед.). Большие площади формантных треугольников гласных из повторяемых слов свидетельствуют о более четкой артикуляции ребенком при повторении слов по сравнению со спонтанной речью. VAI в повторяемых словах ТР-детей 5—7 лет составил 1.07, для ТР-детей 7—12 лет — 1.09, для детей с РАС-1 — 1.05 и РАС-2 — 0.92. Эти данные свидетельствуют о возможности четкого произнесения слов детьми с РАС-1, несмотря на отсутствие желания использовать речь. Однако в модели повторения слов количество слов TP, соответствующих образцу (слову, которое дети повторяли), по ИК составило 74.7 ± 7.4 %, для детей с РАС — 64.4 ± 4.0 % слов. У ТР-детей 7—12 лет и детей с РАС-1 и РАС-2 длительность ударных гласных в повторяемых словах больше, чем в словах из спонтанной речи (р < < 0.001 — для ТР-детей 7—12 лет; р < 0.05 — для детей с РАС-1; р < 0.005 — для детей с РАС-2). Для ТР-детей 5—7-летнего возраста значимых различий в длительности ударных гласных в словах спонтанной речи и повторяемых словах не выявлено. Для 73 ТР-детей в возрасте 5—16 лет, речь которых записана в стандартизированных условиях диалога с экспериментатором, выявлены связи между полом, возрастом и значениями ЧОТ и двух первых формант ударных гласных из слов. Показано, что пол ребенка связан F2 920 — 81.479, р < 0.0001, R2 — 0.150 со средними значениями ЧОТ (Beta = 0.266), ее интенсивности Е0 (Beta = —0.205); связан F4 919 = 21.629, р < 0.0001, R2 = 0.086 со значениями первой форманты (Beta = = 0.199) и ее интенсивности El (Beta = -0.144) — мультирегрессионный анализ. На основе регрессионного анализа показана связь пола ребенка с относительными значениями интенсивности второй форманты Е2/Е0 F, 922 = 19.261, р < 0.0001 (Beta = 0.143, R2 = 0.020).Возраст ребенка влияет F4919 — 134.53, р < 0.0001, R- — 0.369 на спектральные характеристики гласных: значение F1 (Beta = -0.330), ее интенсивности Е1 (Beta = 0.424), F2 (Beta = 0.080). Таким образом, в возрастной динамике 5— 16 лет пол ребенка (мальчики/девочки) в большей степени влияет на значения высоты голоса, а его возраст на процесс артикуляции. Для детей в возрасте 9—16 лет на основе дискриминантного анализа показано, что различия по полу обусловлены ?дл44 = 12.211, р < 0.0001 совокупностью параметров: рост (0.838), возраст (0.863), значения ЧОТ (0.835) и ее интенсивностью Е0 (0.812). Рост ребенка связан F2j451 = 97.008,/? < 0.00Щ, R2 = 0.300 с высотой голоса ЧОТ (Beta = -0.529), Е0 (Beta = -0.092) и значениями первой форманты F2451 = 30.478, р < 0.0001 (Beta = -0.365, R2 = 0.119), второй форманты F4449 = = 11.353,/? < 0.0001 (Beta = -0.247, R2 = 0.092) — мультирегрессионный анализ. Для 12 TP-детей в возрасте 7—12 лет проведена запись спонтанной речи (диалог с экспериментатором), определены антропометрические показатели (рост и вес) и пороги слуха. Выявлены корреляции (по Спирмену р < 0.05) между возрастом ребенка и его ростом (0.85), весом (0.62) и четкостью артикуляции по индексу VAI (-0.60). С возрастом детей артикуляция становится менее четкой, что связано с тем, что ребенку не требуется отработка моторных программ артикуляционных движений, и процесс артикуляции становится «непроизвольным», речь — беглой (что характерно и для речи взрослого). Пол ребенка коррелирует с ростом (мальчики выше). ЧОТ (высота голоса) — с общим снижением слуха (-0.71) и снижением слуха на левое ухо (-0.59). Сведения о связи порогов слуха и значений ЧОТ подтверждены данными регрессионного анализа: слух — левое ухо F, 10 = 5.468, р < 0.04 (Beta = -0.595, R2 = 0.354); общее снижение слуха (с учетом двух ушей) Fuo = 10.141,/? < 0.009 (Beta = -0.709, R2 = 0.504). На основе факторного анализа выделено 2 фактора. Фактор 1: антропометрические показатели и четкость артикуляции — возраст (-0.42), рост (-0.945), вес (-0.719), VAI (0.797). Фактор 2: пороги слуха и высота голоса — ЧОТ средняя (0.885), слух — левое ухо (-0.720), слух — общий (-0.910). Для всех детей на основании корреляционного анализа (по Спирмену, р < 0.05) установлены корреляции между сроком гестации и весом ребенка при рождении (0.8); баллами по шкале Апгар (1.0). Вес при рождении связан с ответными репликами ребенка в диалогах одним словом (0.77) (рис. 3). Возраст детей на момент записи речи связан с индексом артикуляции VAI (0.77) и употреблением детьми сложноподчиненных предложений, т. е. для более старших детей характерна четкая артикуляция и употребление в речи сложноподчиненных предложений, свидетельствующих о высоком уровне сформированное™ речи. Данные корреляционного анализа подтверждаются мультирегрессионным анализом — возраст TP-ребенка является предиктором Fg33 = 5.228, р < 0.0001, R2 = 0.559 уровня сформированное™ речи — использование сложноподчиненных предложений (Beta = 0.643, р < 0.02); значений ЧОТ (Beta = -0.443, р < 0.009); вариативности ЧОТ [F0 max—F0 min] (Beta = 0.473, р <0.01).Возраст ребенка связан со сформнрованностью навыка чтения (чтение фраз и понимание прочитанного) FI>25 = 21.633, р < 0.0001 (Beta = 0.681, R2 = 0.4639) -регрессионный анализ (рис. 3). Определенное на основе дихотического теста ведущее полушарие по речи — левое — связано с ответными репликами ребенка, содержащими несколько фраз (0.86). Индекс артикуляции коррелирует со значениями ЧОТ (-0.79), т. е. четкая артикуляция гласных в словах связана с более низкими значениями ЧОТ, и сфор-мированностью навыка чтения (-0.76). На основании регрессионного анализа показана связь между весом ребенка при рождении и индексом артикуляции в анализируемом возрасте г 129 = 6.519, р < 0.01 (Beta = —0.428, R2 = 0.184). С целью выявления возможных зависимостей между показателями ребенка при рождении (срок гестации, баллы по шкале Апгар), психоневрологическим диагнозом, баллами по шкале CARS (степень выраженности аутистических расстройств) и сформнрованностью речи детей с РАС проведен статистический анализ всего массива имеющихся данных (рис. 4). Дихотическое тестирование прошли 11 детей с РАС, ПЛФА — 17 детей, определение фонематического слуха — 15 детей, аудиометрию — 1 ребенок. На основе регрессионного анализа показано, что баллы по шкале Апгар-1 связаны с баллами CARS F, 51 = 11.579, р < 0.001 (Beta = -0.430, R2 = 0.169), группой РАС F, 51 = 32.199,р< 0.0001 (Beta = -0.622, R2 = 0.375), уровнем сформированное™ речи Fli50 = 4.218, р < 0.045 (Beta = 0.280, R2 = 0.059). Баллы по шкале Апгар-2 (через 5 мин после перерезки пуповины) связаны с баллами по CARS F[ 51 = 8.076,/? < 0.006 (Beta =-0.367, R2 = 0.137), группой РАС F1)51 = 16.805, р < 0.0001 (Beta = -0.498, R2 = 0.248).Способ рождения ребенка (роды — кесарево сечение или естественные) связан с баллами по шкале Апгар-1 (сразу после рождения) F15] = 4.445, р < 0.03 (Beta = 0.328, R2 = 0.801); баллами по шкале CARS (тестирование в возрасте 4—16 лет) F1>51 = 34.329,р < 0.0001 (Beta = -0.634, R2 = 0.432); уровнем сформированности речи (вокализации, слоги и простые слова, слова, слова и фразовая речь) F, 50 = 18.253, р < 0.0001 (Beta = 0.517, R2 = 0.267); описанием картинок (не обращает внимания; фиксирует внимание и что-то показывает; показывает, но отвлекается; показывает и рассказывает) F, 50 = 5.889, р < 0.018 (Beta = 0.325, R2 = 0.089). Корреляционный анализ (по Спирмену р < 0.05) указывает на наличие корреляций по тем же параметрам, что и регрессионный анализ. Отнесение ребенка с РАС в первую или вторую группу связано со средними значениями ЧОТ F5,13 = 8.536,р< 0.0001 (Beta = -0.364, R2 = 0.767), значениями F3 (Beta = -0.743, R2 = -0.767), уровнем сформированное™ речи (Beta = -0.484, R2 = 0.767). Чем более выражено заболевание, тем выше значения ЧОТ и третьей форманты, ниже уровень сформированное™ речи. Баллы по CARS связаны с уровнем сформированности речи F1,51 = 23.832, р < 0.0001 (Beta = 0.564, R2 = = 0.385). На основании выполнения задания на повторение слов показано, что предиктором для отнесения ребенка с РАС в группу F18163 = 2.716,р < 0.0001 является пол ребенка (мальчики) (Beta = 0.417, R2 = 0.231), и длительность ударных гласных (Beta = 0.180, R2 = 0.231). Регрессионный анализ подтверждает данные корреляционного анализа, выявившие связи между способностью ребенка к описанию картинок и речью (0.77), КЛП (0.59), ПФЛА (0.54), фонематическим слухом (0.56) и чтением (0.66). Сфор-мированность речи коррелирует с баллами по CARS (-0.56), описанием картинок (0.77), КЛП (0.52), ПФЛА (0.52), фонематическим слухом (0.56). Чтение коррелирует с описанием картинок (0.66), КЛП (0.69), ПФЛА (0.59) и фонематическим слухом (0.69). ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В ходе проведенного исследования выявлены зависимости между разными уровнями речевого развития ТР-детей и детей с РАС — с одной стороны, физиологическими показателями детей при рождении и психофизиологическими характеристиками, связанными с речевой деятельностью на момент записи речи, — с другой. Показано, что для детей с РАС количество связей больше, чем для ТР-детей, преимущественно применительно к показателям, характеризующим срок гестации и раннее развитие новорожденного ребенка. Для детей с РАС установлены зависимости между сроком гестации и группой, в которую условно отнесен ребенок на основании анамнеза. Срок гестации влияет на вес TP ребенка при рождении и на баллы по шкале Апгар при рождении TP-детей и детей с РАС. Для TP-детей баллы по шкале Апгар составляют 8—10, 9—10 баллов, для детей с РАС — 4—5, 6—7, 8—9 баллов. Для детей с РАС эта связь имеет сложную траекторию. Срок гестации — баллы по шкале Апгар — дальше дихотомия: неврологический диагноз и группа (РАС-1, РАС-2) — баллы по шкале CARS — характеристики речи — сложность реплик в диалоге, связанных с возможностью описания картинок и составлением рассказа, ПЛФА, ведущее полушарие по речи, сформированность фонематического слуха. Следовательно, физиологические показатели ребенка при рождении обусловливают в дальнейшем его речевое развитие. Показана связь между данными по дихотическому тесту (КЛП) и употреблением TP-детьми реплик, состоящих из нескольких фраз; детьми с РАС — более сложных реплик в диалоге (слов или простых фраз в зависимости от вербальных возможностей ребенка), т. е. левое ведущее полушарие по речи связано с более высоким уровнем речевого развития детей. Однако для детей с РАС значимой является сама возможность выполнения теста. Указывают, что слуховое обучение может способствовать уменьшению слухового и речевого дефицита и развитию речи у детей с РАС . Отмечают, что для детей с РАС характерна атипичная асимметрия речевой функции, обусловленная редукцией левосторонней латерализации , среди детей с РАС чаще встречаются дети с ведущей левой рукой, чем среди детей нормативного развития . Однако наши данные, возможно в силу небольшой выборки детей, оказавшихся способными выполнить задания, позволяют говорить только о том, что профиль функциональной латеральной асимметрии по всем заданиям является слабо выраженным, близким по значениям коэффициента к показателям, присущим амбидекстрии. Качество фонематического слуха традиционно рассматривают как предпосылку успешного освоения ребенком навыка чтения , что было показано и в нашем исследовании для 5—7-летних ТР-детей . Результаты проведенного исследования подтверждают ранее полученные данные для TP-детей, расширяя возрастной диапазон TP-детей до 16 лет и распространяя данное положение на детей с атипичным развитием. В настоящем исследовании выявлена связь между сформированностью фонематического слуха и сложностью реплик в диалоге и сформированностью навыка чтения для детей с РАС. Наши данные об отсутствии связи между порогами слуха, возрастом и полом TP-детей подтверждены результатами аудиологических исследований , в которых показано для разных тестов отсутствие тендерной и возрастной динамики для детей 7—12 лет. В отношении акустических характеристик речи детей с РАС сведения противоречивы. В одних работах отмечают монотонность речи , в других — увеличенный диапазон частоты основного тона и атипичный спектр речевых сигналов . Преобладающее количество работ посвящено анализу речи детей с высоко функциональным аутизмом . Данные, полученные в работе на большей выборке детей средней и тяжелой степени выраженности РАС в возрасте 5—16 лет, подтверждают результаты наших предыдущих исследований, показавших высокие значения ЧОТ у детей с РАС , и сведения, полученные на материале других языков . Нарушение просодики у людей с РАС отмечается всеми исследователями, начиная с пионерских работ L. Karmer , и, по-видимому, может рассматриваться в качестве центральной характеристики аутизма . Просодика играет ведущую роль в процессе вербальной коммуникации и установлении социальных контактов между людьми. Особенностью речи детей с РАС является специфическая просодика, обусловленная постановкой ударения и выделением ударного слога в слове и слова во фразе; «нетипичная» спектрограмма сигнала за счет выраженности высокочастотных составляющих и интенсивности третьей форманты по сравнению с соответствующими характеристиками спектра речевого сигнала ТР-детей .Эта особенность выявлена и в данном исследовании, однако показано, что при повторении слов количество слов детей, соответствующих образцу по интонационному контуру, превышает 50 %. В процессе повторения слов дети более четко произносят слова, о чем свидетельствуют значения площадей формантных треугольников гласных и индексы артикуляции. Повторение слов детьми с РАС базируется на специфической особенности речи этих детей — эхолалии , и, как полагают, эта способность может быть использована при коммуникации с детьми с РАС . Значимым результатом проведенного исследования явились данные о значениях индекса артикуляции детей с РАС-1, значимо не отличающихся от соответствующей характеристики артикуляции ТР-детей, свидетельствующие о возможности четкого произнесения слов детьми с РАС-1, несмотря на отсутствие желания использовать речь. На материале детской русской речи индекс артикуляции для определения четкости произнесения гласных в словах ТР-детей и детей с РАС использован впервые. Заслуживающей интерпретации явилась отрицательная корреляция между значениями индекса артикуляции ТР-детей и сформиро-ванностью навыка чтения. Артикуляция у детей, бегло читающих фразы, не очень четкая, так как моторная программа на произнесение уже сформирована и не требуется четко артикулировать звуки, как при чтении по слогам и простых слов. Для ТР-детей в возрастной динамике 5—16 лет показано, что пол ребенка (мальчики/девочки) в большей степени влияет на значения высоты голоса, а его возраст на процесс артикуляции. Эти данные получены на материале русского языка впервые. Они отражают «созревание» механизмов процесса речеобразова-ния. Сравнение с данными по 4—18-летним информантам на американском английском позволяет говорить об общих закономерностях процессов речеобразования в норме, вне зависимости от языковой специфичности информанта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В работе описаны специфические особенности речи детей с РАС и TP в возрасте 5—16 лет. На основании разнообразных дополняющих и уточняющих друг друга методов статистической обработки данных выявлены прямые и опосредованные связи, влияющие на становление речи ТР-детей и детей с РАС, позволяющие говорить о сложной траектории развития. В целом в работе представлены новые и оригинальные данные о речевом развитии ТР-детей и детей с РАС и влиянии на этот процесс физиологических, психофизиологических особенностей ребенка и его неврологического статуса. Работа является частью комплексного исследования речевого онтогенеза при типичном и атипичном развитии ребенка.
Авторы:
Ляксо Е.Е.
Издание:
Российский физиологический журнал
Год издания: 2018
Объем: 16с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.600-615. Библ. 53 назв.
Просмотров: 215