Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ДНК-МЕТИЛТРАНСФЕРАЗ В МЕХАНИЗМАХ СОХРАНЕНИЯ, НАРУШЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАМЯТИ УСЛОВНОЙ ПИЩЕВОЙ АВЕРСИИ


Аннотация:

Исследовали участие процессов метилирования ДНК в механизмах сохранения памяти, ее реконсолидации, индукции амнезии, а также восстановления памяти условной пищевой аверсии у виноградных улиток. Обнаружено, что инъекции ингибитора ДНК-метилтрансфераз в течение 3 сут, сочетанные с напоминанием условным пищевым стимулом, не влияли на сохранность памяти. Инъекции ингибитора ДНК-метилтрансфераз не подавляли индукцию амнезии, вызываемую применением антагониста NMDA-рецепторов/напоминания. Инъекции ингибиторов ДНК-метилтрансфераз, сочетанные с напоминанием, через 3 сут после индукции амнезии приводили к восстановлению памяти. Ингибиторы ДНК-метилтрансфераз в одних и тех же дозах не влияли на хранение и реконсолидацию памяти, а также на механизмы индукции амнезии. Вместе с тем инъекции ингибиторов приводили к восстановлению памяти, по-видимому, вследствие нарушения процессов реактивации и развития амнезии. Полагают, что в основе механизмов долговременной памяти лежат перестройки генетического аппарата нейронов. Одним из ключевых механизмов консолидации, хранения и реконсолидации памяти у млекопитающих и моллюсков, по-видимому, является метилирование ДНК, дифференциально регулирующее экспрессию генов. Однако многие вопросы, касающиеся участия процессов метилирования в механизмах памяти и развития амнезии, остаются неясными. Ранее на виноградных улитках, обученных условной пищевой аверсии, нами показано, что однократные инъекции ингибиторов ДНК-метилтрансфераз перед реактивацией памяти (напоминание условным пищевым стимулом) не влияют на ее сохранность. Однако нельзя исключить, что процессы метилирования ДНК, вовлекаемые в механизмы памяти, могут происходить в течение более продолжительного времени, чем длительность эффектов ингибиторов ДНК-метилтрансфераз после их однократных инъекций. Так, в исследованиях на крысах выявлено нарушение памяти пассивного избегания после 3-кратных инъекций ингибитора ДНК-метилтрансфераз в течение 2 сут перед тестированием. Нами также показано, что реконсолидация памяти условной пищевой аверсии нарушалась антагонистами NMDA-рецепторов глутамата, но не ингибиторами синтеза РНК. С другой стороны, ингибиторы синтеза РНК препятствовали развитию амнезии, вызванной применением антагонистов NMDA-рецепторов перед напоминанием. Таким образом, процессы транскрипции не вовлечены в механизмы реконсолидации памяти, но необходимы для механизмов индукции амнезии. Эти результаты позволяют предположить, что одним из механизмов РНК-зависимой индукции амнезии может быть устойчивое изменение процессов транскрипции, в частности, за счет метилирования/деметилирования определенных участков ДНК. Кроме того, ранее нами обнаружено, что через 3 сут после индукции амнезии инъекции улиткам ингибиторов ДНК-метилтрансфераз, сочетанные с напоминанием, приводили к восстановлению памяти. Этот факт указывает на возможность реактивации механизмов амнезии при предъявлении напоминания и их зависимость от процессов метилирования ДНК. Таким образом, участие ДНК-метилтрансфераз в механизмах сохранении памяти, ее реконсолидации, индукции амнезии и восстановления памяти может иметь ряд особенностей, которые, однако, остаются практически неизученными. Целью данного исследования являлось изучение продолжительного действия ингибиторов ДНК-метилтрансфераз (инъекции в течение 3 сут) на процессы реконсолидации и сохранности памяти условной пищевой аверсии у виноградных улиток, а также на процессы индукции амнезии, вызванной нарушением реконсолидации памяти антагонистом NMDA-рецепторов глутамата. Кроме того, мы дополнительно исследовали процессы восстановления памяти у амнезированных улиток после применения ДНК-метилтрансфераз/напоминания. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. У виноградных улиток (Helixlucorum) вырабатывали условную пищевую аверсию по ранее описанной методике. За 3 сут до обучения и перед тестированием сохранности навыка животных лишали пищи. Улиток фиксировали к кронштейну за раковину, сохраняя относительную свободу перемещения по пластиковому шару, плавающему в воде. В качестве условного стимула (УС) использовали сырую морковь, а дифференцировочного стимула (ДС) — вареную морковь. В момент первых консуматорных реакций на пищу через тело улитки пропускали электрический ток (50 Гц, 300 мс, 1.2 мА). Сочетанные предъявления пищи и электрического тока осуществляли через каждые 15-20 мин. Улиток обучали в течение 4 сут, ежедневно предъявляя по 3 раза УС и ДС. Пищу предъявляли в течение 120 с. Улитки в среднем получали 6-7 (6.6±0.2) сочетаний условного и подкрепляющего стимула. Исследовали эффекты ингибитора ДНК-метил-трансфераз RG108 (N-phthalyl-1 -tryptophan) и антагониста NMDA-рецепторов глутамата APV (DL-2-amino-5-phosphonopentanoic acid, АР-5) ("Sigma"). APV разводили в физиологическом растворе. RG108 предварительно растворяли в ДМСО, а затем разводили в физиологическом растворе. Растворы веществ (0.25 мл/улитку) вводили в полость тела с помощью шприца через кожу средней части ноги. Доза RG108 составила 10 мг/кг массы, APV — 25 мг/кг. В этих дозах вещества эффективно влияли на процессы консолидации и реконсолидации памяти, в том числе у моллюсков. При изучении влияния на механизмы сохранности и реконсолидации памяти улиткам (n=8) трижды вводили RG108 через каждые 24 ч (через 2,3 и 4 сут после обучения). После каждой инъекции предъявляли напоминание: животных помещали в контекст обучения (на пластиковые шары) и через 1 ч предъявляли 4 УС с интервалом 15 мин. В течение 120 с регистрировали латентные периоды (ЛП) консуматорных реакций. Если животные пытались поедать пищу, ее убирали. Подкрепляющие стимулы при напоминании не применяли. Контрольным животным (n=8) в те же сроки назначали раствор ДМСО/напоминание. Для изучения участия метилирования ДНК в механизмах индукции амнезии через 2 сут после обучения улиткам (n=8) инъецировали RG108, помещали их в контекст обучения, через 1 ч вводили APV и еще через 15 мин предъявляли напоминающие УС. Двум другим группам улиток назначали APV/напоминание (n=8) или ДМСО/напоминание (n=8). Для изучения участия процессов метилирования ДНК в механизмах восстановления памяти через 3 сут после индукции амнезии, вызванной назначением APV/напоминания, улиткам (n=8) вводили RG108 и предъявляли напоминание, используя описанные выше методы. Контрольные группы улиток получали RG108 без напоминания (n=8) или ДМСО/напоминание (n=8). Ответы на пищевые стимулы тестировали за 1 ч до обучения, через 1 сут после обучения, а также через различные сроки после инъекций веществ и напоминания. При тестировании улиток помещали в обстановку обучения на 30 мин, предъявляли УС и ДС с интервалом 15 мин и в течение 120 с измеряли ЛП консуматорных реакций. Если животные пытались поедать пищу, тестирование прекращали. Электрошок при тестировании не использовали. Полученные данные усредняли, вычисляли стандартную ошибку средней (±SEM). Для сравнения ЛП реакций на УС у двух разных групп животных использовали непараметрический критерий Манна—Уитни, для сравнения ЛП реакций на УС и ДС, полученных у улиток одной и той же группы — критерий Вилкоксона. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. У необученных улиток ЛП консуматорных реакций на предъявление сырой или вареной моркови составляли в среднем 20-35 с (рис. 1, тест 1). При тестировании улиток через 1 сут после обучения (рис. 1, тест 2) ЯП консуматорных реакций на УС (сырая морковь) были больше, чем ЯП ответов на ДС (вареная морковь; р<0.01), а также исходных реакций на предъявление сырой моркови перед обучением (р<0.01). Три инъекции RG108 и напоминание через каждые 24 ч не нарушали память. Через 2, 3 и 4 сут после обучения улиткам (р=8) инъецировали RG108 и предъявляли напоминание. При тестировании через 1 и 10 сут после последнего назначения RG108/напоминания выявлено (рис. 1), что ЯП реакций на УС не отличались от ЯП контрольных животных (n=8), которые через 2,3 и 4 сут после обучения получали ДМСО/напоминание (р>0.9), и были больше ЯП ответов на ДС (р<0.01). Таким образом, 3-кратное назначение ингибитра ДНК-метилтрансфераз в сочетании с напоминанием не влияло на сохранность памяти. Совместные инъекции APV и RG108 перед напоминанием не предотвращали развитие амнезии. Через 2 сут после обучения улиткам (n=8) вводили APV и предъявляли напоминание. При тестировании животных через 1 и 10 сут после назначения APV/напоминания обнаружено (рис. 2), что ЯП реакций на УС были меньше ЯП контрольных обученных улиток (n=8; р<0.001) и не отличались от ЯП ответов на ДС (р>0.2). Другим группам улиток через 2 сут после обучения инъецировали RG108 и APV (n=8) и предъявляли напоминание. Тестирование животных через 1 и 10 сут после сочетанных инъекций препаратов перед напоминанием показало (рис. 2), что ЯП реакций на УС были меньше, чем ЯП ответов у контрольных улиток (n=8), получавших ДМСО/напоминание (р<0.001), и не отличались от ЯП ответов на ДС (р>0.8). Таким образом, ингибирование NMDA-рецепторов, сочетанное с напоминанием, вызывало нарушение реконсолидации памяти и развитие амнезии, а инъекции ингибитора ДИК-метилтрансфераз не предотвращали индукцию NMDA-зависимой амнезии. Ингибирование ДНК-метилтрансфераз, сочетанное с напоминанием, через 3 сут после индукции амнезии приводило к восстановлению памяти. На 3-й сутки после действия APV/напоминания улиткам (n=8) инъецировали RG108 и предъявляли напоминание. Тестирование через 2 и 10 сут после инъекций/напоминания показало (рис. 2), что Л П реакций на УС не отличались от ЛП контрольных обученных животных (n=8; р>0.2) и были больше ЛП ответов на ДС (р<0.001). Вместе с тем изолированные инъекции RG108 улиткам (n=8) или применение ДМСО/напоминания (n=8) через 3 сут после назначения APV/напоминания не влияли на развитие амнезии: тестирование через 2 и 10 сут после инъекций показало (рис. 3), что ЛП реакций на УС были меньше ЛП контрольных обученных животных (n=8; р<0,001) и не отличались от ЛП ответов на ДС (р>0.4). Таким образом, через 3 сут после индукции амнезии, вызванной действием APV/напоминания, введения улиткам ингибитора метилирования ДНК в сочетании с напоминанием вызывали восстановление памяти. Проведенное исследование показало, что 3 инъекции через каждые 24 ч ингибиторов ДНК-метилтрансфераз перед напоминанием УС не влияют на сохранность памяти. Полученный результат согласуется с данными наших предыдущих исследований. В частности, реконсолидация памяти условной пищевой аверсии у улиток нарушалась ингибиторами синтеза белка, но не РНК. Таким образом, процессы реконсолидации памяти условной пищевой аверсии у улитки не зависели как от синтеза мРНК, так и от метилирования ДНК. Эти результаты позволяют предположить, что белки, необходимые для процессов реконсолидации памяти, транслируются с ранее синтезированной мРНК, находящейся в неактивном, "депонированном" состоянии. Однако трудно представить, что поддержание памяти не требует обмена РНК на протяжении длительного времени, особенно учитывая, что периодическая реактивация памяти при напоминании требует трансляции "запасенной" РНК. Кроме того, в ряде исследований показана необходимость синтеза РНК или метилирования ДНК для реконсолидации памяти в том числе у моллюсков. Возможны различные интерпретации противоречий полученных нами результатов и данных литературы. Во-первых, нельзя исключить, что некоторые формы памяти могут вовлекать очень медленный метаболизм РНК, существенно более медленный, чем при других формах памяти. Длительность или выраженность подавления метилирования ДНК его ингибиторами в наших опытах могла быть все еще недостаточной для нарушений функций генома, лежащих в основе поддержания памяти. В какой-то мере это предположение согласуется с тем фактом, что такие формы памяти, как условная пищевая аверсия, чрезвычайно устойчивы к модификации. Так, показано, что процедура угашения даже при ее длительном и интенсивном применении приводит лишь к частичной потере этой памяти, с последующим быстрым спонтанным ее восстановлением. Другие виды памяти, напротив, вовлекают более мобильные РНК и гены, чем память пищевой аверсии. В исследованиях на моллюске аплизии показано, что ингибиторы ДНК-метилтрансфераз в дозах, сравнимых с использованными в наших опытах, нарушали как консолидацию, так и поддержание неассоциативной памяти. Другая возможность заключается в том, что некоторые виды памяти могут иметь особый механизм формирования и поддержания. Так, у цыплят для поддержания памяти вкусовой аверсии критически необходим синтез ДНК, поскольку введение веществ, нарушающих синтез ДНК при обучении, приводило к развитию амнезии. Интересно отметить отсутствие эффектов ингибиторов синтеза ДНК в других моделях обучения (импринтинг, пассивное избегание, обучение в лабиринте), что указывает на критическую роль ДНК-метилтрансфераз в механизмах памяти таких видов обучения, как вкусовая аверсия. Отсутствие влияния ингибиторов ДНК-метилтрансфераз на сохранность и реконсолидацию памяти не исключало возможности вовлечения процессов метилирования ДНК и функций генома в механизмы индукции амнезии, вызываемой нарушением реконсолидации памяти. Как отмечено выше, ингибиторы транскрипции не влияли на реконсолидацию памяти, но подавляли развитие амнезии, вызываемое назначением антагониста NMDA-рецепторов глутамата/напоминанием. Однако в данной работе нами не обнаружено влияния ингибиторов ДНК-метилтрансфераз на индукцию амнезии, вызываемую применением APV/напоминания. Вместе с тем ДНК-метилтрансферазы вовлечены в другие механизмы развития амнезии. Нами показано, что назначение ингибиторов ДНК-метилтрансфераз/напоминания через 3 сут после индукции NMDA-зависимой амнезии приводило к восстановлению памяти. Мы предположили, что напоминание, предъявляемое во время развития амнезии, не теряет своего сигнального значения и играет сходную роль с напоминанием при реактивации памяти. В частности, оно вызывает реактивацию процессов амнезии, в том числе метилирования/деметилирования ДНК, в результате которой механизмы амнезии становятся лабильными, доступными для различных воздействий. Применение ингибиторов ДНК-метилтрансфераз в это время приводило к нарушению процессов развития амнезии и восстановлению памяти. Таким образом, ингибиторы ДНК-метилтрансфераз в одних и тех же дозах не влияют на хранение и реконсолидацию памяти, а также на механизмы индукции амнезии. Вместе с тем они вызывают восстановление памяти, по-видимому, вследствие нарушения процессов реактивации и развития амнезии. Учитывая данные литературы и полученные нами результаты, можно предположить, что процессы метилирования ДНК дифференциально вовлечены в механизмы памяти при разных формах обучения, а также в механизмы индукции и развития амнезии.

Авторы:

Никитин В.П.
Козырев С.А.
Солнцева С.В.

Издание: Бюллетень экспериментальной биологии и медицины
Год издания: 2018
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2018.-N 7.-С.4-9. Библ. 15 назв.
Просмотров: 33

Рубрики
Ключевые слова
nmda
аверсия
амнезия
антагонисты
аппарат
белки
белковая
болеющие
большая
быстрый
бытовые
введен
вещество
видовая
виды
виноградная
вкусового
влияние
вода
воздействие
возможности
вопервыхх
вопрос
восстановление
временная
время
вследствие
вызванные
вызываемые
вызывать
генетическ
генов
геном
гены
глутамат
групп
данные
данных
двумя
действие
дифференциальная
дифференцировочные
длительная
длительность
днк-метилтрансфераза
днк
доза
долговременного
дополнительные
доступ
другого
другому
ежедневный
животного
животным
зависимости
значению
игровая
избегания
изменение
изолированное
изучение
импринтинг
ингибирование
ингибитор
индукция
интенсивная
интервал
интерпретация
инъекции
иска
использованием
исследование
исследований
исход
качества
ключ
кожу
консолидация
контрольные
критерийФишера
критическая
крон
крыса
лабильный
лабиринт
латентная
лежащий
литература
лишай
манна
массы
медленно
метаболизм
метилирование
метилтрансферазы
метод
методика
механизм
млекопитающие
мобильные
модели
модификация
моллюск
моллюски
момент
морковь
навыкам
назначение
напоминания
напоминающие
нарушения
неактивная
недостаточное
нейроновые
необходимости
необходимые
непараметрическая
неясный
ноги
обмен
обнаружение
образ
обстановка
обучение
обучения
одного
однократное
определенного
основа
особенности
особый
ответ
относительная
отсутствие
ошибки
памяти
память
пассивно
пассивное
первая
перед
перемещение
перестройки
период
периодическая
пищевая
пищевой
пищи
пластиковые
подавление
поддержание
подкрепляющий
поза
пола
полост
помощи
после
послед
потери
практическая
предварительной
предъявления
препараты
применение
проведения
продолжительное
против
процедура
процесс
работа
развитие
развод
различный
раковина
раствор
реактивация
реактивы
реакцией
регистр
регулирующая
результата
роль
ряда
свобода
сигнальная
синтез
слова
совместного
состав
состояние
сохранение
сочетанная
сочетанные
спонтанная
сравнение
среднего
сроки
стандартные
стимула
стимулы
счет
сыр
тела
тело
тест
тестирование
тестирования
течения
ток
транс
транскрипции
трансляции
три
трудности
угашение
указ
улитка
условные
устойчивое
участие
участковый
факторы
физиологическая
формирование
формы
функции
хранение
целью
цыплята
части
частичная
частная
число
чрезвычайных
шара
шприц
экспрессия
электрическая
электрошок
эффект
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.137.190.6)
Яндекс.Метрика