Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОЩНОСТЬЮ БЕТА-2-ЧАСТОТ В ЭЭГ ЛОБНЫХ ОБЛАСТЕЙ КОРЫ


Аннотация:

В лонгитюдных обследованиях, проведенных с использованием процедуры нейро-тренинга-БОС (биологическая обратная связь), 17 человек в течение 12 тренингов (3 недель) обучали произвольно увеличивать выраженность бета2-частот в ЭЭГ лобных отведений правого (D-сценарий) или левого (S-сценарий) полушарий. По эффективности обучения все участники были разделены на 3 группы: лица, успешно управляющие БЕТА-активностью в лобных отведениях обоих полушарий (9 чел.), только правого полушария (4 чел.) и не обучившиеся в течение указанного периода (4 чел.). Анализ полученных результатов указывает на зависимость эффективности обучения от содержания когнитивной деятельности, направленной на достижение соответствующих ЭЭГ-эффектов, и индивидуально-типологических особенностей личности. Ключевые слова: биообратная связь, биоэлектрическая активность мозга, спектральный анализ, индивидуальные особенности. Одно из актуальных направлений современных исследований и разработок связано с созданием так называемых интерфейсов мозг-компьютер {Brain-Computer- Interface — ВСГ), позволяющих человеку управлять внешними устройствами с помощью произвольно генерируемых паттернов электрической активности собственного мозга. Эти системы предназначались в первую очередь для социально-психо-логической реабилитации частично или полностью парализованных больных с сохранным интеллектом. Однако, как стало понятно позднее, они также могут использоваться в качестве дополнительных каналов коммуникации и управления, например, в компьютерных играх или при работе человека-оператора в особых условиях. В настоящее время активно обсуждается вопрос о том, что будущее технологии BCI зависит от решения 3 основных задач, а именно (1) расширения алфавита управляющих команд, представляющих собой специфические паттерны (f3, F4, F7, Fs, C3, C4, T3, T4, T5, T6, P3, P4, 0„ 02) no системе 10x20 с референтными электродами, расположенными на мочках ушей. Частота дискретизации сигнала составляла 250 Гц по каждому каналу, полоса пропускания частотных фильтров — 1^-70 Гц (дополнительно использовался режектор-ный фильтр 50 Гц). В апостериорном режиме осуществлялся анализ безартефактных ЭЭГ-эпох длительностью 1 с, отобранных на всех этапах каждого тренинга. Всего, таким образом, анализировалось от 150 до 220 эпох для каждого обследуемого в рамках одного сценария. Для каждой эпохи рассчитывали спектральную мощность (СпМ) в 0(4-^7 Гц)-, а(8-НЗ Гц)-, Р,(14-И9 Гц)-, (32(20-30 Гц)-, у,(31-48 Гц)-и у2(52^-70 Гц)-диапазонах частот. Анализ полученных значений использовался для характеристики индивидуальных особенностей биоэлектрической активности мозга каждого участника обследования, а также локальности (в частотной области) наблюдаемых в ЭЭГ изменений. Статистическую оценку полученных значений СпМ осуществляли с помощью многофакторного дисперсионного анализа ANOVA/MANOVA, реализованного в пакете прикладных программ Statistica 10. Использовали процедуру повторных измерений {repeated measures ANOVA). При p < 0.05 различия считались достоверными, при 0.05 < р < 0.08 — существенными (констатировали наличие тренда). Изменения СпМ (в %) нормировали относительно первого показателя в сравниваемой паре по формуле: Изм(%)А_Б = (Б—А)/А х 100%. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ эффективности управления, проведенный с использованием метода LS lineartrend, показал, что динамика значений КП носила нелинейный и в значительной степени индивидуальный характер. Их устойчивый рост наблюдался не у всех обследуемых, мог начинаться ни с первого тренинга и завершаться до окончания всего цикла обучения. Учитывая указанные особенности, на кривых изменений значений КП выделяли так называемые периоды эффективного обучения. Последнее имело место в том случае, если от тренинга к тренингу наблюдалась устойчивая положительная динамика значений КП в соответствии с условиями сценария. Наличие обучения констатировалось лишь в тех случаях, когда значения КП вначале (Н) и конце (К) этого периода достоверно различались. Согласно проведенному анализу, из 17 участников 9 (7 девушек и 2 юноши) успешно справились с задачей управления в рамках обоих сценариев (1 группа), 4 человека (3 девушки и юноша) эффективно обучались только в рамках /)-сценария (2 группа), а еще 4 (3 девушки и юноша) не обучились управлять (32-активностью собственного мозга (3 группа). Лиц, научившихся успешно управлять КП только в рамках ^-сценария, в данной выборке не оказалось. Учитывая полученные результаты, дизайн многофакторного дисперсионного анализа ANOVA/ MANOVA включал следующие факторы: ГРУППА (уровни: 1, 2 и 3 группы обследуемых); СЦЕНАРИЙ (Ф^, Фd, S и D); ЭТАП (начало (Н) и конец (К) периода эффективного обучения); ЭЭГ (/?,) (14 отведений х 6 ритмов). Сравнительный анализ ЭЭГ, зарегистрированной до начала БОС-тренингов в состоянии спокойного бодрствования с открытыми глазами (ГО), показал, что между выделенными группами наблюдались достоверные различия (табл.). Обследуемые 2 группы имели максимальную суммарную спектральную мощность ЭЭГ и по этому показателю значимо отличались от двух других. ЭЭГ обследуемых 1 и 3 групп по этому показателю не различалась. Детализация полученных результатов с помощью двух- и однофакторного {breakdown & one-way ANOVA) анализа показала (рис. 2), что у лиц 2 группы в ЭЭГ практически всех отведений мощность всех частотных диапазонов (особенно медленных) была выше, чем у двух других групп. В ЭЭГ обследуемых 1 группы мощность быстрых ((32 и у) частот была ниже, а медленных (9, а, р,) — выше, чем у 3. В ЭЭГ обследуемых 3 группы мощность медленных частот была ниже, чем у двух других групп, а быстрых—выше, чем улиц 1 группы (особенно в передних отведениях правого полушария), но ниже, чем 2 (особенно в задних отведениях). ЭЭГ обследуемых разных групп отличалась не только в состоянии спокойного бодрствования, но и во время оперативного покоя и тренингов, причем если в покое эти различия были на уровне тренда (F$0H (2; 2053) = 2.6 р — 0.075), то во время тренингов — на уровне достоверных различий (^тренинг (2; 9630) = 204.7 р = 0.000). Попарное сравнение показало, что в начале обучения на этапе оперативного покоя (фон) различия наблюдались только между 1 и 3 группами и то на уровне тренда, тогда как 2 группа от двух других не отличалась (табл.). Во время тренингов достоверные различия наблюдались уже между всеми тремя группами. Причиной усиления межгрупповых различий являлись изменения параметров ЭЭГ, формируемые в процессе обучения у представителей каждой из групп. Оценка их динамики проводилась с помощью однофакторного ANOVA-анализа (рис. 3). Сравнительный анализ показал, что в ЭЭГ обследуемых 1 группы, успешно обучавшихся по обоим сценариям, динамика спектральных характеристик ЭЭГ, зарегистрированных в условиях тренингов поактивности мозга, (2) разработки алгоритмов их идентификации из суммарной активности, в т.ч. в режиме реального времени, (3) разработки программ обучения потенциальных пользователей генерации кратковременных специфических паттернов ЭЭГ в произвольные моменты времени. Использование технологии биологической обратной связи (БОС или biofeedback), в том числе на основе ЭЭГ (neurofeedback, NFB), отчетливо продемонстрировало, что человек способен научиться целенаправленно изменять характеристики биоэлектрической активности собственного мозга . Было показано, что эффективность БОС-тренинга зависит от уровня его мотивации , функционального состояния и индивидуальных особенностей . А также, что доля лиц, способных эффективно управлять активностью собственного мозга, составляет от половины до 70 и даже 100% . Однако остаются открытыми вопросы о том, возможно ли и каким образом произвольное формирование в ЭЭГ достаточно локальных устойчиво идентифицируемых паттернов активности; каковы их минимальные характеристические времена и скорость произвольного воспроизведения; возможно ли обучение последнему с закреплением выработанных навыков; влияют ли и каким образом индивидуальные особенности на эффективность обучения и т.д? Целью данной работы являлся анализ взаимосвязи индивидуальных особенностей ЭЭГ с эффективностью управления мощностью Р2-частот в активности лобных областей коры. МЕТОДИКА. В обследовании приняли участие 17 добровольцев (13 девушек и 4 юноши, средний возраст 20.3 + 1.3 года), студенты Южного федерального университета, давшие, в соответствии с нормами, утвержденными комитетом по этике ЮФУ, свое письменное согласие на участие в экспериментах. БОС-тренинг проводился по 2 сценариям, которые всегда следовали в одной и той же последовательности и различались контролируемыми параметрами, по которым была организована обратная связь. В рамках S-сценария тренируемому необходимо было научиться произвольно увеличивать суммарную мощность бета2-частот в ЭЭГ лобных областей левого (отведения F3+F7), в рамках ^-сценария - правого (F4+F8) полушария. Известно, что бета2-активность является доминирующей в ЭЭГ лобных отведений в состоянии спокойного бодрствования , имеет преимущественно корковое происхождение и модулируется различными когнитивными нагрузками . Тренинг по каждому сценарию включал следующие этапы: оперативный покой или фон (Фд, Фd, длительностью 1 мин), ознакомление с инструкцией (20 с), собственно тренинг (S, D, по 4 мин) и отдых (1 мин), включенный в сценарий для минимизации влияния предыдущего тренинга на последующий (рис. 1). В инструкции указывалось, что для эффективного управления можно использовать любую стратегию, однако, поскольку требовалось максимально быстрое обучение, обследуемым рекомендовалось для достижения успеха в S-тренинге выполнять "в уме" арифметические вычисления, удерживая в памяти промежуточный результат, а в D-тренинге - максимально ярко представлять эмоционально неприятные (негативные) образы. Основанием для этих рекомендаций послужили сведения об участии лобной коры левого полушария в оперировании вербально-знаковой информацией и формировании рабочей памяти , а правого - в оценке эмоциональной экспрессии и степени приятности/неприятности объектов . Согласно результатам интервьюирования, проводимого по окончании обследования, практически все участники воспользовались этими рекомендациями, особенно в начале обучения. В течение каждого тренинга обследуемый находился в свето- и звукоизолированной камере в кресле в удобной для него позе с открытыми глазами. На экране монитора, расположенного перед ним на уровне глаз на расстоянии 1 м, ему предъявлялось цветное изображение, частично закрытое черными квадратами (рис. 1). Исходный уровень зашумления, определяемый как среднее значение контролируемого параметра (КП) на этапе предшествующего фона, составлял 50% площади изображения. В случае повышения мощности бета2-частот в ЭЭГ соответствующих отведений (согласно сценарию), уровень зашумленности изображения снижался, в случае снижения - повышался. Задачей обследуемого являлось снижение уровня шума посредством изменения величины соответствующего КП. Во время БОС-тренинга текущие значения КП (суммарная мощность бета2-частот в ЭЭГ лобных отведений левого (6) или правого (D) полушарий) рассчитывались на интервалах в 128 мс (по 32 отсчета) и определяли уровень зашумления предъявляемого изображения. Изменения уровня шума начинались при превышении стартовых значений на 20% и осуществлялись пропорционально величине КП. Весь цикл обучения включал 12 тренингов, которые проводились в течение 3 недель (как правило, через день) в одно и то же время (в первой половине дня). Эффективность тренинга оценивали по изменению величины КП в течение всего цикла обучения. Динамику значений КП оценивали с использованием метода линейного тренда (LS lineart-rend). Для оценки особенностей электрической активности мозга и устойчивости функционального состояния обследуемых до и после каждого тренинга регистрировали ЭЭГ спокойного бодрствования с открытыми (ГО) и закрытыми (ГЗ) глазами. Для регистрации ЭЭГ и организации БОС-тренинга использовали реабилитационный психофизиологический комплекс "РЕАКОР" фирмы Медиком МТД (г. Таганрог, Россия). ЭЭГ регистрировали непрерывно, монополярно, от 14 областей коры S- и Д-сценариям, существенно различалась. При реализации 5-сценария в ЭЭГ обследуемых этой группы к концу тренировочного цикла наблюдалось снижение мощности ос-частот почти во всех отведениях, а остальных частот — в отведениях правого полушария (рис. 3, S). Параллельно регистрировался рост мощности быстрых (|32 и у) частот в отведениях левого полушария, что соответствовало условиям тренинга. Величина КП к концу обучения увеличилась на 19.1 % (Fs( 1; 2674) = 178.5 р = 0.000). При реализации /)-сценария (рис. 3, D) увеличение мощности быстрых (Р2 и у) частот наблюдалось практически во всех отведениях ЭЭГ лиц 1 группы, включая правые лобные (FA и F8), по которым шел тренинг. Мощность медленных (G, а и (3|) частот в ЭЭГ отведений левого полушария увеличивалась, а правого — снижалась. Во всех случаях увеличение мощности (32-частот сопровождалось увеличением мощности у-частот. Величина КП к концу обучения у них увеличивалась на 36.0% (Fd(1; 2765) = 458.3 р = 0.000).В конце периода эффективного обучения описанные изменения наблюдались и в состоянии оперативного покоя, хотя были менее выражены (рис. 3, Os, ФйО; значения КП превышали исходные на 8.2 и 26.3% соответственно, в Фз и Фб/ (F0s(l; 566) = 6.93 р = 0.008; /^(1; 495) = 45.3 /> = 0.000). У лиц, успешно обучавшихся в рамках одного /)-сценария (2 группа), на заключительной стадии тренингов рост мощности (3,-частот наблюдался в ЭЭГ практически всех отведений, а |32- и у-ча-стот — в отведениях правого (тренируемого) полушария (рис. 3). Параллельно наблюдалось снижение мощности у-частот в отведениях левого полушария. Изменения в области медленных (0 и а) частот были аналогичны у-частотам, но менее выражены. Величина КП к концу обучения улиц 2 группы увеличивалась на 35.7% (FD(1; 1225) = 170.4 р = 0.000). В отличие от лиц 1 группы, достоверные изменения ЭЭГ имели место только в тренинге и не затрагивали состояние оперативного покоя (за исключением у2-частот, мощность которых возрастала в покое практически во всех отведениях). В динамике неэффективного ^-тренинга в ЭЭГ обследуемых этой группы наблюдалось снижение мощности всех частот в отведениях правого и передних отведениях —левого полушария, наиболее выраженное на медленных (0 и а) и быстрых (у) частотах. Тренируемые изменения КП при этом отсутствовали. К концу обучения существенные изменения в ЭЭГ лиц этой группы наблюдались также в фоне: имело место снижение мощности у-частот по всей поверхности коры и рост медленных (0 и а) частот в отведениях правого полушария. Несмотря на то, что лица 3 группы не обучались управлять мощностью (32-частот лобных отведений, к концу обученияу них также наблюдались существенные изменения в ЭЭГ (рис. 3). При реализации обоих сценариев в ЭЭГ большинства отведений наблюдалось снижение мощности |3- и у-ча-стот. При этом в рамках ^-сценария мощность медленных (0 и а) частот в ЭЭГ этих лиц преимущественно росла, а D-сценария — снижалась. Изменения ЭЭГ, которые наблюдались у 3 группы участников к концу обучения на этапе оперативного покоя, не зависели от предстоящего сценария (?или D) и сводились к преимущественному росту мощности а-частот на фоне снижения мощности остальных частотных диапазонов. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ При обсуждении полученных результатов, прежде всего, следует остановиться на вопросе о том, действительно ли наблюдаемые нами закономерности связаны именно с корковыми процессами. С одной стороны, ранее было показано, что Р2-ритм имеет сугубо корковое происхождение [12] и отражает взаимодействие корковых областей с подкорковыми структурами, в частности, с гип-покампом и ретикулярной формацией среднего мозга [19]. С другой стороны, некоторые авторы [20] указывают на то, что в ряде случаев активность, регистрируемая в ЭЭГ, особенно передних областей коры, содержит миографические компоненты, связанные с сокращением мимических мышц. В пользу того, что описанные выше ЭЭГ-феномены связаны именно с неокортикальной активностью, могут быть приведены следующие аргументы. Во-первых, максимум мышечной активности наблюдается, как правило, на частотах выше 60 Гц [21], что соответствует области у-, а не р2-частот. Во-вторых, изменения в диапазоне Р2-и у (в т.ч. у2)-частот в ряде случаев существенно различались, что указывает на независимость источников их формирования. Наконец, изменения мощности Р2-частот, как правило, затрагивали не только передние, но и другие отведения. Наблюдаемые при этом зависимости носили неслучайный характер и полностью соответствовали сведениям, приводимым в литературе [22, 23]. Полученные в рамках настоящего исследования результаты указывают на то, что человек способен обучиться произвольно управлять выраженностью (мощностью) Р2-частот в ЭЭГ передних областей одного (правого и/или левого) из полушарий. После достаточно непродолжительного (трехнедельного) тренинга такую способность продемонстрировали более 75% (13 из 17) лиц, принявших участие в ЭЭГ-БОС-тренинге, из которых более половины (9 из 13, 69%) эффективно обучились управлять выраженностью быстрых частот в ЭЭГ лобных отведений как левого, так и правого полушария, относительно быстро (в течение 4—6 мин) переходя от одних КП к другим. Еще около четверти (4 из 13, 23.5%) научились управлению (^-активностью только в отведениях правого полушария. Лишь 23.5% от общего числа участников не обучились управлять параметрами электрической активности мозга в рамках обоих используемых сценариев. Сходные результаты по эффективности обучения были получены авторами ранее при оценке способности к управлению выраженностью ос-и (32-частот в ЭЭГ теменных и лобных областей [24], а также межполушарными отношениями а-частот центральных областей коры [25]. Как указывалось выше, для достижения полезного результата в ходе тренингов обследуемые либо производили арифметические вычисления (5-сценарий), либо представляли эмоционально неприятные образы (^-сценарий). Обращает на себя внимание тот факт, что эффективность обучения в рамках сценария D, в целом, была выше, чем S. Последнее, по-ви-димому, связано с тем, что представление эмоционально значимых образов приводило к более существенным изменениям ЭЭГ, в т.ч. в передних областях коры, чем выполнение несложных арифметических операций. Глобальный характер изменений, наблюдаемых в ЭЭГ при реализации D-сценария, мог являться следствием генерализованных активирующих влияний на кору из подкорковых структур (в частности, гипоталамо-гипофизарной системы), участвующих в формировании эмоций [26]. Поскольку эти влияния связаны с ростом мощности быстрых частот, это способствовало более выраженному проявлению эффекта, тренируемого в рамках D-cценария, причем не только в контролируемых, но и в соседних областях. Указанные особенности следует учитывать при разработке сценариев ЭЭГ-БОС-тренингов для потенциальных пользователей BCI- систем. Существенные межгрупповые различия, наблюдаемые в ЭЭГ спокойного бодрствования с открытыми глазами у обследуемых с различной эффективностью обучения, в значительной степени стирались на этапе оперативного покоя или фона (т.е. при подготовке к тренингам), приводя к формированию сходной стартовой пространственно-ча-стотной структуры ЭЭГ. Однако на этапе тренинга различия между группами существенно возрастали. В ЭЭГ успешно обучавшихся в рамках обоих сценариев лиц мощность быстрых (|32, у) частот была ниже, чем у лиц двух других групп. Это свидетельствовало о более низком уровне активации ЦНС лиц этой группы. Вместе с тем на завершающих этапах обучения у данной группы формировались специфичные для каждого сценария изменения ЭЭГ требуемой направленности. Более низкий исходный уровень корковой активации может указывать на преобладание в ЦНС тормозных процессов, которые, как полагают, играют важную роль в регулировании активности различных корковых областей по нисходящим (top-down) путям, в частности, при замене устаревших когнитивных установок на новые, адекватные изменившимся условиям . Лица, эффективно обучавшиеся только в рамках D-сценария, имели максимальную спектральную мощность ЭЭГ как в области медленных, так и быстрых частот. Это могло указывать на выраженность как возбудительных, так и тормозных процессов в ЦНС. Повышение спектральной мощности БЕТА2-частот в ЭЭГ этих лиц в динамике тренингов наблюдалось только в отведениях правого полушария, тогда как в левом происходило снижение. Можно предположить, что характерный для них исходный уровень активации коры был достаточным для выполняемых вычислительных операций в рамках ^-сценария, в результате чего мощность бета2-частот в передних областях коры левого полушария не только не повышалась (в рамках ^-сценария), но даже несколько снижалась. Наконец, 3 группа лиц, не обучившихся повышать выраженность БЕТА2-частот в ЭЭГ передних областей коры, характеризовалась более низкой, чем две другие группы, мощностью медленных частот, которые преимущественно связывают с тормозными процессами и механизмами регуляции функционального состояния мозга . Мощность быстрых частот у них была выше, чем у лиц 1 группы (особенно в передних отведениях правого полушария), но ниже, чем у 2 (особенно в задних отведениях). Низкая мощность медленных частот в сочетании с высокой выраженностью быстрых может указывать на слабость тормозных процессов и превалировании активационных процессов в состоянии покоя. В ЭЭГ обследуемых этой группы к концу периода обучения, независимо от сценария, происходило достоверное снижение мощности быстрых частот, которое зачастую сопровождалось диффузным ростом мощности медленных (6 и а). Такие изменения могут свидетельствовать о снижении функционального состояния коры, что и делает невозможным эффективное управление. Кроме того, усиление а-активности в ЭЭГ рассматривается некоторыми авторами как признак отключения механизмов внешнего внимания и его переключение на внутренние, в т.ч. неконтролируемые, мыслительные операции . Можно предположить, что к концу обучения участники 3 группы, по-видимому, теряли интерес к тренингам в силу недостаточности мотивации к деятельности и отвлечения внимания. Об этом, в том числе, свидетельствовали результаты их последующего интервьюирования. У наиболее успешной 1 группы лиц к концу обучения тренируемые изменения появлялись уже на этапе оперативного покоя, что могло указывать на непроизвольную концентрацию внимания и подготовку к предстоящей деятельности. Возможно, у данной группы к концу обучения развивался кумулятивный эффект, который приводил к появлению тренируемых изменений КП даже на этапе оперативного покоя. У остальных двух групп такой преднастройки в фоне не наблюдалось. Более того, в ситуации неуспешного управления на этапе оперативного покоя у разных групп (2 и 3) наблюдались схожие изменения ЭЭГ: рост мощности ос- на фоне снижения быстрых частот. Это указывало на формирование в коре сходного сниженного функционального состояния, не зависящего от семантического характера предстоящей деятельности. Это предположение косвенно подтверждается данными других авторов о том, что при формировании изменений в характере когнитивной деятельности , а также при успешном обучении с использованием процедуры обратной связи наблюдается не рост, а супрессия амплитуды а-ди-, апазона частот. Снижение а-мощности в состоянии физиологического покоя в условиях усиления общей мозговой активности было показано и при одновременном использовании методов ЭЭГ и ф-МРТ . Наконец, проведенный анализ показал, что успешное обучение, как правило, сопровождалось ростом в ЭЭГ мощности не только бета2-, но и у-частот, который наблюдался не только в тренируемых лобных, но и в соседних областях. В ряде случаев в этот процесс были вовлечены передние области другого полушария. Мощность медленных частот при этом существенно снижалась. Все это, очевидно, связано с характером реализуемой в ходе тренингов когнитивной деятельности, которая включает в себя различные этапы (произвольную инициацию, выполнение, контроль и т.д.) и требует участия многих областей коры. Более дифференцированные изменения, имевшие место на заключительных этапах обучения, указывают на то, что ряд обследуемых смогли выработать некий поведенческий стереотип, позволяющий достигать требуемого результата без вовлечения в деятельность областей, активность которых не влияла на качество управления. При этом они могли и не осознавать, что содержание деятельности в данном случае отличается от того, что было рекомендовано для достижения желаемого результата. Этот обнадеживающий вывод указывает на перспективность использования индивидуальных стратегий для расширения алфавита управляющих команд на основе ЭЭГ для использования в системах ВС. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В целом проведенный анализ показал, что спектральная мощность быстрых (бета2и у) частот, регистрируемых от передних областей неокортекса, может быть использована для организации упра'вления в системах ВС/, поскольку человек способен обучиться произвольно и достаточно оперативно изменять её мощность в ЭЭГ левого и/или правого полушарий. Однако быстро научиться это делать (в течение нескольких тренингов) могут далеко не все. Последнее определяется как индивидуальными особенностями пространственно-временной организации биоэлектрической активности тренируемых лиц и уровнем их мотивации к достижению успеха, так и стратегиями управления активностью: собственного мозга. Поиск оптимальных стратегий управления - одна из актуальных задач создания 5С/-систем, решение которой должно быть ориентировано на использование либо качественно различных когнитивных процессов, либо максимально "простых" двигательных или перцептивных представлений.

Авторы:

Асланян Е.В.
Кирой В.Н.
Лазуренко Д.М.

Издание: Физиология человека
Год издания: 2018
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2018.-N 3.-С.34-42. Библ. 35 назв.
Просмотров: 49

Рубрики
Ключевые слова
32
50
bioVISION
in
line
st
авторский
адекватность
активационный
активация
активирующие
активность
активные
акты
алгоритм
алфавит
амплитуда
анализ
аналоги
бета1-гликопротеин
биологическая
биологический
биоэлектрический
бодрствование
болеющие
больные
большая
бос-тренинг
будущего
быстрое
быстрый
бытовые
вербальное
веса
взаимодействие
взаимосвязи
включениями
влияние
внешний
внешними
внимание
внутренняя
возбудительные
возраст
вопервыхх
вопрос
воспроизведение
временная
время
выборка
вывод
выделение
выполнение
высокий
вычислительная
генерализация
генерация
гипоталамическая
гиппокамп
глаз
глазных
глобальный
года
головной
групп
даль
данные
данных
двигательная
девушек
действие
детям
деятельности
диапазона
дизайн
динамика
дисперсия
дифференцированная
диффузная
длительность
доброва
доля
дом
дополнительные
достижение
другого
другому
зависимости
задач
заднее
закономерности
закрытие
замена
звуки
значению
игровая
идентификации
идентификация
изменение
изменения
измерение
изображение
индивидуального
инициации
инструкции
интеллект
интервал
интервьюирование
интерфейс
информации
исключение
использование
использованием
исследование
источник
исход
исходный
камера
канал
качества
качественный
квадратов
ключ
когнитивная
команды
комитет
коммуникации
комплекс
компонент
компьютерная
конста
контролируемая
контроль
концентрация
корковая
коры
косая
кратковременная
кресло
кривая
кумулятивный
левого
линейная
литература
лица
лицами
личности
лобная
локальная
людях
максимальная
максимум
медики
медленно
межполушарная
место
метод
методика
методов
механизм
мимическая
минимально
миография
многофакторный
модуль
мозг
мозга
мозговая
мозговых
момент
мониторы
монополярные
мотивация
мощности
мощность
мышечная
мышца
навыкам
нагрузка
наличия
направлениях
направленность
направленный
настоящие
начала
негативное
недостаточность
независимые
неконтролируемый
нелинейная
неокортекс
непрерывно
непроизвольный
нескольким
низкие
нисходящая
новые
нормы
областей
образ
образов
обратная
обследование
обучение
общего
общей
объект
одновременная
одного
окончания
оперативная
операции
оперированного
оптимальное
организации
организация
основа
основание
основной
особенности
особый
осознает
отведение
отдых
отключение
открытого
отличия
относительная
отношение
отчетов
оценка
пакет
памяти
пара
параллель
параметр
паре
паттернов
паттерны
первая
перед
переднего
передние
переключение
переход
период
перспективная
перцептивная
письменное
площадь
поведенческая
поверхности
повторная
повышение
подготовка
подкорковый
поза
поздние
поиск
показатели
покой
покоя
пола
полезная
полностью
половины
положительные
полосы
полушарий
полушария
польза
пользователи
помощи
после
послед
последовательностей
потенциальный
правила
право
правого
практическая
превышения
представители
представлений
признаки
прикладная
причина
проведения
проводимая
программ
произвольная
произвольные
происхождение
промежуточная
пропорционально
пространственная
процедура
процесс
процессы
проявление
психофизиологическая
путем
работа
рабочей
разделение
различие
различный
различными
разработка
рамки
расположенные
расстояния
расширение
реабилитации
реабилитационные
реализация
регистр
регистрация
регулирование
регуляции
режим
результата
рекомендации
ретикулярная
референтный
решение
решения
ритмы
роль
россии
рост
ряда
свидетельства
связанные
связей
связь
семантический
сигнал
силлард
систем
ситуации
скорость
слабости
след
следовой
следствия
слова
случаев
снижение
сниженной
собственно
современная
согласие
содержание
создание
сокращение
соответствие
соответствующие
состав
состояние
социальная
спектральная
спектральный
специфическая
специфичный
способ
способности
способность
сравнение
сравнительная
среднего
стадии
старт
статистические
степени
стереотип
стратегия
структур
студенты
суммарный
супрессия
теменная
технология
течения
тормозной
трение
тренинг
увеличение
указ
университет
управление
управлять
управляющая
уровень
уровни
усиление
условия
успехе
устаревшие
устойчивое
устойчивости
устройств
участие
участники
фактор
факторы
федеральная
физиологическая
физиологические
физиология
фильтры
фирма
фон
фоновое
формация
формирование
формула
функциональная
характер
характеристика
характерного
цветная
целом
целью
целях
центральная
цикл
цикла
цнс
частичная
частная
частота
человек
черная
четвертый
число
шума
экранов
эксперимент
экспрессия
электрическая
электрод
электроэнцефалография
эмоции
эмоциональный
этап
этика
эффект
эффективность
эффективный
ээг
южный
юноши
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.225.175.152)
Яндекс.Метрика