Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ОБ ОДНОМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Аннотация:
В статье рассматривается содержание проекта профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» на соответствие действующему законодательству. Обоснована необходимость коренной переработки данного документа. Ключевые слова: проект, профессиональный стандарт, специалист по медицинской реабилитации, нормативные правовые акты, коррупциогенные факторы. Введение. Контроль качества медицинской помощи включает систему оценки деятельности медицинских работников, осуществляющих оказание медицинской помощи гражданам. Повышению качества оказания медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации, посвящены работы многих видных ученых. Одним из механизмов реализации данного направления является разработка профессиональных стандартов медицинских специалистов. В настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Специалист по медицинской реабилитации». Однако проект данного документа, изложенный на 66 листах, содержит нарушения федерального законодательства и действующих нормативных правовых актов. В частности, Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ в пункте 2 статьи 1 приводит перечень факторов, которые законодатель относит к коррупциогенным. В их число входят положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Выявление и устранение коррупциогенных факторов можно отнести к числу важнейших задач при разработке профессиональных стандартов. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года совершенствуется национальная система квалификаций, разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты, создается и развивается система оценки профессиональных качеств работников. Данные мероприятия позволят реформировать систему профессионального образования всех уровней, развить систему непрерывного профессионального образования, систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 было предписано Правительству Российской Федерации подготовить и внести до 1 сентября 2012 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Этим же актом планировалось утвердить до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов, а к 2015 году разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЭ в статье 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации определены понятия квалификации работника и профессионального стандарта, в статье 195.2. установлен порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а в статье 195.3. разъяснен порядок их применения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 №23 были утверждены Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. В настоящее время в интересах системы здравоохранения принято только 20 профессиональных стандартов. Поэтому работа по разработке проектов данных документов для специалистов, оказывающих медицинскую помощь населению, не закончена до настоящего времени. Общероссийская общественная организация содействия развитию медицинской реабилитологии «Союз реабилитологов России» (г. Москва) выступила в качестве ответственной организации-разработчика проекта профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации». В качестве разработчиков данного документа была привлечена 21 организация. Данный проект документа и пояснительная записка к нему размещен на официальном сайте Общероссийской общественной организации содействия развитию медицинской реабилитологии «Союз реабилитологов России» (г. Москва). Целью нашего исследования является изучение проекта профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» на соответствие действующему законодательству и наличие коррупциогенных факторов. Данное исследование проводится в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в соответствии с которой готовящиеся проекты нормативных правовых актов должны проходить общественную экспертизу. Материалы и методы. В ходе исследования изучены и проанализированы действующие нормативные правовые акты федерального уровня, а также проект профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» и пояснительная записка к нему. Методологическую основу работы составил ряд подходов и приемов изучения различных видов общественных отношений: организационно-правовой, организационно-методический, комплексный, системный. Применен комплекс общенаучных методов: аналитический, сравнительный, а также специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой; способы толкования права (логический, системный, исторический, функциональный). Результаты. Анализ проекта профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» проводился научными работниками Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Минтруда России с сентября 2017 года по настоящее время. Замечания по проекту были направлены учредителю. Пункт 14 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 №23, гласит, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям проект профессионального стандарта, информацию о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для проведения экспертизы. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 утверждает Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Помимо Министерства юстиции Российской Федерации к проведению экспертизы могут быть привлечены юридические и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Пункт 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, гласит, что для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта. Поэтому каждая составная часть проекта профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» и пояснительной записки к нему были подвергнуты анализу на предмет наличия коррупциогенных факторов. Законодателем определен круг факторов, которые можно отнести к коррупциогенным. К их числу относятся неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Пункт 4 Методики детализирует перечень вышеуказанных коррупциогенных факторов. Прежде всего, это наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, а также юридико-лингвистическая неопределенность, то есть употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Пунктом 4 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318, в качестве цели оценки регулирующего воздействия проектов актов определено выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, пункт 9 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, определяет, что подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен не только на соответствие законодательству Российской Федерации, но и правилам русского языка. Проведенный анализ проекта профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» и пояснительной записки к нему показал, что данный документ является продуктом коллективной деятельности работодателей, их объединений, профессиональных сообществ и союзов, федеральных и региональных органов исполнительной власти, образовательных организаций, что соответствует пункту 3 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов. Однако данный документ получился очень громоздким, кратно превышающим по своему объему действующие профессиональные стандарты врачей-специалистов (например, врача-педиатра участкового, врача-лечебника (врача-терапевта участкового), врача-оториноларинголога, врача-стоматолога, врача-офтальмолога). Данное обстоятельство делает этот документ трудно применимым на практике. Основная цель профессиональной деятельности не содержит запрограммированный результат, предмет и объект воздействия. В цели нет краткого описания вида профессиональной деятельности. В представленном варианте профессионального стандарта описаны трудовые функции врача по медицинской реабилитации, врача-физиотерапевта, врача-рефлексотерапевта, врача по лечебной физкультуре. В то же время, в строке «Группа занятий» указан только врач-физиотерапевт. Это противоречит требованиям подпункта 3 пункта 7 методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н. Уровни квалификации, определенные в проекте профессионального стандарта, противоречат положениям приказа Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Раздел 1 п. 86.90.4 общих сведений (виды экономической деятельности) противоречит п. 86.90.4 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта России от 31.01.2014 № 14-ст. Проект содержит большое количество стилистических, орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок, что противоречит пункту 9 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009. Проект профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» содержит коррупциогенные факторы, к которым относятся неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Как вытекает из формулировки основной цели профессиональной деятельности, специалист должен уметь диагностировать все нарушенные функции и структуры (сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и т.п.), ограничения активности (трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид) и ограничения возможности участия (проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации) с учетом контекстных факторов (окружающей среды и личностных (персональных) факторов) и заниматься их профилактикой. Однако, как показывает не только отечественный, но и зарубежный опыт, таких специалистов не существует. Перечень медицинских экспертиз и медицинских освидетельствований изложен в главе 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Порядок их проведения определен нормативными правовыми актами. Данные исследования преследуют различные цели и возлагаются на врачей-специалистов, имеющих соответствующую подготовку. Возложение медицинской экспертизы в отношении пациентов, имеющих потребности в социальной защите, в том числе реабилитации, вызванных ограничениями жизнедеятельности, на специалиста по медицинской реабилитации противоречит статье 7, статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ, а также статье 58, статье 59 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЭ. Формулировка трудовой функции ТФ А/04.8 приводит к установлению неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам. Необходимые знания в рамках трудовой функции С/01.8 предусматривают владение специалистом в полном объеме нормативными документами в области организации безопасности труда, электробезопасности, что также приводит к установлению трудновыполнимых и обременительных требований к специалисту по медицинской реабилитации. Создается впечатление, что при формулировании обобщенной трудовой функции А авторы данного документа предлагают специалисту по медицинской реабилитации владеть в полном объеме методиками исследования жизнедеятельности пациентов. К их числу относят методики, применяемые психологами (оценка внимания, памяти, межличностных взаимоотношений и т.д.), педагогами (оценка навыков при обучении, применения знаний и пр.), социальными работниками (оценка способности ведения домашнего хозяйства, заботы о домашнем имуществе, приобретения предметов первой необходимости и т.д.), специалистами службы занятости (оценка возможности сохранения/получения работы, подготовка к профессиональной деятельности и т.п.), социологами (оценка политической жизни, прав, духовной жизни и т.д.), другими специалистами, и выполнять их функции. Ряд трудовых действий (например, исследование психомоторного развития ребенка от рождения до 3-х лет, назначение технических средств реабилитации и других) противоречит пункту 1 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статье 11.1. Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и входит в трудовые функции профессиональных стандартов других специалистов, утвержденных приказами Минтруда России. Требования к специалисту по медицинской реабилитации иначе, чем трудновыполнимыми и обременительными не назовешь. В описании ряда трудовых действий идет ссылка на порядки оказания медицинской помощи, что при немедицинских специальностях противоречит ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Проекту данного документа присуща юридико-лингвистическая неопределенность. В частности, понятие «реабилитационная медицинская помощь» не имеет правовой основы, так как мероприятия по медицинской реабилитации проводят врачи-специалисты разных специальностей. Понятие «реабилитационный диагноз» не определен нормативными правовыми актами. Данное словосочетание в качестве термина встречается только в п. 9 и приложениях №7 и № 13 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н без определения его содержания. Статус мультидисциплинарной команды не определен документами Минздрава России. Данные функции в Российской Федерации в соответствии со статьей 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ выполняет лечащий врач. В проекте профессионального стандарта (например, в перечне необходимых знаний в рамках трудовой функции С/01.8) употребляются наименования медицинских организаций, которые не соответствуют номенклатуре медицинских организаций, утвержденных Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н. При формулировании трудовых действий, необходимых знаний, умений в рамках трудовых функций А/05.8, В/07.8, D/04.8 применяются термины «профилактические мероприятия», «санитарно-противоэпидемические мероприятия», «противоэпидемические мероприятия», что противоречит положениям статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Употребляемый при описании обобщенной трудовой функции А термин «специализированная реабилитационная помощь» прямо противоречит положениям статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ. Не раскрыто значение термина «актуальной окружающей среды», который авторский коллектив употребил при написании проекта документа. Первые три трудовые функции в рамках обобщенной трудовой функции С перечислены в порядке, нарушающем требования подпункта 3 пункта 7 методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н, о сквозной нумерации трудовых функций. Так, после описания трудовой функции С/01.8 изложена трудовая функция С/03.8, затем - следует трудовая функция под обозначением С/01.8. Так как в рамках этой обобщенной трудовой функции не встречается трудовой функции под обозначением С/02.8, возможно функции, которую повторно обозначили С/01.8, авторы проекта профессионального стандарта хотели присвоить данный порядковый номер. В рамках обобщенной трудовой функции А в качестве возможных наименований должностей, профессий приведены: «Врач физической и реабилитационной медицины» и «Врач по медицинской реабилитации». Однако федеральные государственные образовательные стандарты, номенклатура специальностей, классификатор и программы дополнительного образования специальность «Физическая и реабилитационная медицина» не содержат. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (пункт 1 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЭ). Между тем аккредитация специалистов осуществляется по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры; включенная в проект профессионального стандарта специальность «Физическая и реабилитационная медицина» отсутствует в Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной Приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н. Уровень квалификации специалиста, обозначенный в проекте профессионального стандарта специалиста по медицинской реабилитации, противоречит п. 8 раздела II приказа Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. Требования к образованию и обучению в проекте профессионального обучения «Специалист по медицинской реабилитации» противоречат приказам Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 и Минздрава России от 08.10.2015 № 707н. Проект профессионального стандарта в разделе «Требования к образованию и обучению» содержит врачебную специальность «Физическая и реабилитационная медицина», которая отсутствует в перечне профессий, специальностей и направлений подготовки, Порядок формирования которых утвержден Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1059; между тем согласно п. 3. данного Порядка «внесение изменений в перечни осуществляется после принятия Минобрнауки соответствующего федерального государственного образовательного стандарта», который отсутствует. Кроме того, проектом профессионального стандарта при создании новой укрупненной специальности «Физическая и реабилитационная медицина» не предусмотрено упразднение специальностей «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Физиотерапия», «Рефлексотерапия», трудовые функции, действия, умения и знания специалистов которых дублируют компетенции специалистов по предлагаемой специальности «Физическая и реабилитационная медицина», что повлечет за собой внесение неразберихи в профессиональном сообществе и приведет к установлению неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам (п. 4 Методики, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96). В качестве адресата получателя медицинской помощи указаны больные и инвалиды, что противоречит пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ. Проведение обследования и лечения пациентов любого возраста также противоречит требованиям действующего законодательства. Формулирование трудовых функций специалиста по медицинской реабилитации во многом сходны с формулировками ранее принятых профессиональных стандартов врачей-специалистов, что противоречит требованию относительной автономности (завершенности) части профессиональной деятельности. При описании трудовых функций А/03.8, А/04.8 необходимо было учесть, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, пунктом 2 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденного Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, оформляется только инвалидам и ни при всех нозологических формах заболеваний. Пункт 21 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденного Приказом Минтруда России от 13.06.2017 №486н, прямо указывает, что оценка результатов проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном проведении медико-социальной экспертизы инвалида (ребенка-инвалида) и заносится в протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы. Контроль эффективности выполнения этих программ описан в трудовых функциях, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе». В рамках трудовой функции А/01.6 профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» в качестве необходимых умений указана оценка реабилитационных мероприятий. Контроль мероприятий по созданию доступной среды, изложенные в формулировке трудовой функции ТФ А/05.8, также входит в трудовую функцию специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере. В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденный Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, врачи по медико-социальной экспертизе определяют перечень реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей. Во исполнение статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, пункта 6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденного Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, формулировки трудовых функций А/01.8, А/02.8, А/03.8, А/04.8, D/02.8 целесообразно изложить в иной редакции. Трудовые действия в рамках трудовой функции А/03.8 (например, обучение пользованию техническими средствами реабилитации) обязаны выполнять специалисты со средним медицинским или иным образованием. Авторы проекта профессионального стандарта при описании трудовых функций А/02.8 обязывают специалиста по медицинской реабилитации оказывать медицинскую помощь пациентам при неотложных состояниях в чрезвычайных ситуациях в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи. Таких порядков не существует. Формулировка видов и форм медицинской помощи при описании трудовых функций в рамках А/07.8 противоречит положениям статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ. Трудовые действия в рамках трудовой функции А/05.8, касающиеся профессиональной переподготовки пациентов, прямо противоречат требованиям подпункта 18 статьи 2, пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ, так как именно образовательные организации осуществляют образовательную деятельность, разрабатывают и утверждают образовательные программы. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ профессиональное образование и обучение относится к основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов. Изучение текста проекта профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» показало, что авторы этого документа не знакомы с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Практически во всех местах, где идет ссылка на МКФ, она некорректна. Приводимые формулировки функций организма и ограничений жизнедеятельности не соответствуют МКФ. Ни одна классификация, в том числе и МКФ, не раскрывает алгоритм обследования, лечения пациентов. Для этих целей необходимо использовать методики, связанные с классификацией. Эти методики и их соответствие степени выраженности нарушения отдельным категориям функций, структур, жизнедеятельности, факторам окружающей среды, в конечном итоге, позволяют создать категориальный профиль реабилитируемого, поставить цель реабилитации, подобрать соответствующие мероприятия, провести воздействие, оценить результат воздействия. Для целей реабилитации целесообразно и даже необходимо применять МКФ, однако сама по себе МКФ не может подменить комплекс связанных с ней методик и технологий и требует мультидисциплинарного подхода, адекватного применения ее инструментов специалистом по медицинской реабилитации. Изучение пояснительной записки к проекту профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» показало, что обобщенные трудовые функции ОТФ В, ОТФ С, ОТФ D не прошли процедуры общественного обсуждения, что противоречит пункту 9 Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23, и пункту 13 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н. Заключение. Как видно из представленных выше материалов, требуется существенная переработка проекта профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации». Это будет содействовать формированию национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновлению государственных образовательных стандартов и модернизации программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры. В конечном итоге это приведет к повышению качества подготовки медицинских кадров и оказываемой медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации.
Авторы:
Пономаренко Г.Н.
Издание:
Вестник медицинского института Реавиз
Год издания: 2018
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.125-135. Библ. 33 назв.
Просмотров: 45