Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «РЕАВИЗ» ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ БИОЭТИКИ


Аннотация:

В статье проанализированы результаты анкетирования студентов фармацевтического факультета «Медицинского университета «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики. Сделан вывод о том, что при обучении следует обращать особое внимание на понимание студентами ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия, так как от этого зависят их нравственные решения по вопросам зарождения и пресечения человеческой жизни (применение противозачаточных средств, ЭКО, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия). Ответы у значительного большинства студентов совпадают с официальной позицией РПЦ по биоэтике, отражающей традиционные нравственные ценности нашего общества. Это является благоприятным и оптимистичным и соответствует «Соглашению о сотрудничестве между Минздравом и РПЦ». Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курса биоэтики и способствовать выполнению требований ФГОС ВО по направлению подготовки Фармация и профессионального стандарта «Провизор». Ключевые слова: биоэтика, преподавание, фармация, ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Провизор», МУ «Реавиз», студенты, анкетирование, традиционные нравственные ценности, Русская Православная Церковь. Введение. В 2017-2018 учебном году семинарские занятия по курсу биоэтики в МУ «Реавиз» впервые были переданы на профильные по специальностям кафедры. Это может способствовать более совершенному синтезу биоэтических и профессиональных знаний в сознании студентов и реализации их в последующей практической работе. На это нацеливает и новый Федеральный Государственный образовательный стандарт Высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 33.05.01 Фармация, утвержденный приказом Минобрнауки от 11 августа 2016 г. № 1037. Он требует формирования у выпускников следующих компетенций: - способность... нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4); - способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4); - готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-14). Обладание выпускниками этими компетенциями обусловливает их соответствие требованиям профессионального стандарта «Провизор», одна из трудовых функций которого: «Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента». Она предполагает оказание консультативной помощи при выборе и применении лекарственных препаратов; проведение информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и, в целом, соблюдение мо-рально-этических норм в рамках профессиональной деятельности. Таким образом, ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Провизор» и сама жизнь показывают необходимость биоэтических знаний как мировоззренческой составляющей современного специалиста, которая преломляется через всю его профессиональную деятельность и жизнь. Поэтому, начиная преподавание этого предмета на кафедре фармации, представлялось интересным выяснить мнение студентов по актуальным вопросам биоэтики, что позволило бы лучше понимать их мировоззрение и совершенствовать учебный процесс. Учитывая, что в современном обществе все большее значение приобретают религиозные взгляды на жизнь, и это неизбежно проявляется в профессиональной деятельности, то представляет интерес также нравственная оценка основных биоэтических вопросов традиционными в России религиями. Так как «в формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие», то представляет интерес анализ полученных результатов в контексте нравственных позиций Русской Православной Церкви (РПЦ) по основным проблемам биоэтики, которые изложены в ее «Социальной Концепции». 1 декабря 2017 г. Глава государства В.В. Путин, выступая на заседании Архиерейского Собора РПЦ, сказал, что «государство, уважая самостоятельность и независимость Церкви, рассчитывает на продолжение нашего соработничества в таких важнейших сферах, как образование и здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодежи, борьба с социальными недугами.» Президент также отметил, что «уже сегодня мы видим, как размываются традиционные ценности во многих странах, и это ведет к деградации [института семьи], к взаимному отчуждению в обществе, обезличиванию людей... Убежден, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны ... сохранить свою самобытность и идентичность, опираясь на нашу культуру, историю, духовную ценностную основу». Из выступления Президента РФ вытекает актуальность и практическая значимость взаимодействия Государства и Церкви в сфере образования и здравоохранения для подготовки современных специалистов. Этому также способствует «Соглашение о сотрудничестве между Минздравом и Русской Православной Церковью», в котором одним из важных направлений взаимодействия является формирование духовных основ профессий медицинской деятельности и подготовка специалистов в сфере охраны здоровья. По нашему мнению, этот подход способствует реализации политики и достижению главной цели деятельности МУ «Реавиз» в области качества образования - «подготовка высокообразованных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда в соответствии с существующими и перспективными требованиями личности, государства, общества и потребностями института». Целью данной работы стало изучение мнения студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики и соотнесения полученных результатов с нравственной позицией РПЦ по этим вопросам. Для этого были решены следующие основные задачи: 1. Составлена анкета по актуальным вопросам биоэтики. 2.Проведено анкетирование среди студентов 2-го и 5-го курсов фармацевтического факультета. 3.Изучена официальная позиция РПЦ по этим вопросам и соотнесена с результатами анкетирования студентов. Материалы и методы. Для решения этих задач была составлена анкета из 16 вопросов, и проведено добровольное, анонимное анкетирование среди 42 студентов 2-го и 72 студентов 5-го курсов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» в осенне-зимний семестр 2017-2018 учебного года. Всего было опрошено 114 человек. Средний возраст второкурсников составил 19-20 лет, а пятикурсников - 23-26 лет. Выбраны студенты 2-го и 5-го курсов, как начинающие и завершающие обучение в университете. Биоэтика преподается на 2-м курсе в осенне-зимнем семестре. В анкете студентам задавался вопрос: «Ваше отношение к», на который нужно было дать ответ «За» или «Против». Вопросы представлены на рис. 1. Полученные результаты обрабатывались стандартными способами. Опрошенные дали согласие на обработку результатов анкет. Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования получены следующие данные (рис. 1): Большинство студентов считает, что рассматриваемые вопросы имеют серьезное значение в жизни человека - 76,2% (2-й курс) и 97,2% (5-й курс). Около 70% из них «за» права ребенка до рождения, но при этом согласны с абортом 38,1% (2-й курс) и 29,1 % (5-й курс) учащихся. Подавляющее большинство опрошенных «за» экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) - 88, 1% (2-й курс) и 97,2% (5-й курс), при котором пресекается жизнь, так же как и при аборте, «запасных» эмбрионов. К суррогатному материнству положительно относятся 50% студентов 2-го и 69,4% 5-го курсов. Из этих данных следует, что студенты как «за» права ребенка до рождения, так и «за» аборты, ЭКО и суррогатное материнство, которые противоречат этим правам и нравственно неприемлемы, так как попирают ценность и достоинство человеческой жизни. В этом противоречии кроется недопонимание учащимися сути данных вопросов, что требует их внимательного и аргументированного рассмотрения на семинарских занятиях по биоэтике. Несмотря на то, что большинство студентов «за» ЭКО, тем не менее, только 13,0% (2-й курс) и 16,7% (5-й курс) из них, согласны с зачатием детей из половых клеток трех родителей. Подавляющее большинство опрошенных «за» применение противозачаточных средств. Отрадным, с нравственной точки зрения, является то, что 88,1% (2-й курс) и 97,2% (5-й курс) «за» трансплантацию органов от человека к человеку. Но, при этом, менее 20% студентов 5 курса согласны с трансплантацией органов и применением стволовых клеток от животных к человеку и от человека к животным, которые нарушают личностное душевно-телесное единство и уникальность человека. У 2-го курса эти показатели существенно выше - 54,7% и 33,3%, соответственно. Большинство студентов против генно-модифицирующего совершенствования человека, однако около четверти опрошенных согласны с этим. «Конвенцией о правах человека в биомедицине» признано, что вмешательство в геном человека может быть только в целях профилактики, диагностики, лечения и не может быть направлено на изменение генома их наследников. Это также показывает необходимость разъяснения учащимся данного вопроса в контексте генетической и личностной уникальности и достоинства каждого человека. Подавляющее большинство учащихся (85-95%) против клонирования человека, которое не допускается «Всеобщей декларацией о геноме человека и правах человека», а также против вживления чипа (вероятно из-за опасений тотального контроля и ограничения свободы) и против гомосексуализма и смены пола, которые разрушают семью, не принимаются общественной моралью и противоречат традиционным нравственным ценностям нашего общества. Особо следует отметить отношение студентов к эвтаназии, которая запрещена законом РФ, осуждается в обществе и является сочетанием убийства и самоубийства. Приемлемой ее считает почти половина второкурсников (45,2%) и более трети пятикурсников (36,1%). В целом, из полученных данных можно заключить, что особое внимание на семинарских занятиях по биоэтике со студентами фармацевтического факультета следует уделять вопросам, связанным с зарождением жизни (противозачаточные средства, ЭКО, суррогатное материнство) и ее искусственным пресечением (аборт, эвтаназия) в контексте ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия. При сравнении ответов студентов 2-го и 5-го курсов между собой видны существенные отличия (на 20-30%) по 5-ти вопросам из 16-ти, предложенных в анкете. На 20% меньше второкурсников считают эти вопросы серьезными для жизни. Почти на 20% больше второкурсников «за» трансплантацию органов от животных к человеку, и почти на 35% их больше «за» трансплантацию стволовых клеток от животных к человеку и от человека к животным. Но, с суррогатным материнством согласны на 19,4% меньше второкурсников, чем пятикурсников. Несколько лояльнее 2-й курс относится к гомосексуализму - 14,3%, против 4,2% у 5-го курса. Исходя из полученных различий, можно предположить, что студенты 2-го курса несколько менее критично, с нравственных позиций, относятся к современным биомедицинским технологиям и либеральным взглядам на жизнь. Изучение ответов студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» в контексте официальной позиции РПЦ по биоэтике показало (данные 2-го и 5-го курсов были объединены), что по 9 из 12 вопросов (а это 75%) совпадение составляет от 60 до 90% (рис. 2). То есть, значительное большинство студентов отвечает на значительное большинство вопросов так же, как и РПЦ, отражающая исторически сложившиеся традиционные нравственные ценности нашего общества. Так, например, подавляющее большинство учащихся (от 86,6 до 92,7%), как и РПЦ, против клонирования человека, смены пола, гомосексуализма и, наоборот, «за» трансплантацию органов от человека к человеку. Большинство учащихся (от 59,3 до 74,3%) занимает такую же нравственную позицию, как и РПЦ, по эвтаназии, трансплантации органов и стволовых клеток от животных к человеку, абортам, генно-модифицирующему совершенствованию человека. И только по 3-м вопросам анкеты из 12-ти, совпадение позиций студентов и РПЦ составляет менее 50%. Это суррогатное материнство, где у 40,3% опрошенных такое же мнение, как и у РПЦ, а также применение противозачаточных средств и ЭКО - 9,3% и 7,3% опрошенных, соответственно. В целом, по нашему мнению, нравственная позиция у большинства студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» является благоприятной и соответствует традиционным нравственным ценностям нашего общества. Выводы: 1.На семинарских занятиях по биоэтике следует обращать особое внимание на понимание студентами ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия, так как от этого зависят их нравственные решения по вопросам зарождения и пресечения человеческой жизни (применение противозачаточных средств, ЭКО, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия). 2.Особо следует обратить внимание на тот факт, что 40,7% студентов положительно относятся к эвтаназии, которая запрещена законом РФ, осуждается общественной моралью. 3.Почти все студенты 5-го курса считают рассматриваемые вопросы важными (97,5%). Они лояльнее, чем второкурсники, относятся к биомедицинским технологиям, направленным на зарождение жизни человека (ЭКО, зачатие детей из половых клеток 3-х родителей, суррогатное материнство) и, наоборот, сдержаннее к средствам, препятствующим ее зарождению (противозачаточные средства, аборты). 4.Большинство студентов 2-го курса считают рассматриваемые вопросы важными (76,2%). Они сдержаннее, чем пятикурсники относятся к трансплантации органов от человека к человеку, но лояльнее к трансплантации органов и стволовых клеток от животных к человеку, а также к гомосексуализму и эвтаназии. 5.Ответы у большинства студентов (от 62,2 до 92,7%) на большинство вопросов анкеты (75,0%) совпадают с официальной позицией РПЦ по биоэтике, отражающей традиционные нравственные ценности нашего общества. В заключение следует отметить, что выявленные в данном исследовании нравственные позиции студентов по вопросам применения противозачаточных средств, ЭКО, суррогатному материнству, абортам, эвтаназии, являются частным случаем понимания ими ценности и достоинства каждой человеческой жизни. Именно это может быть «красной нитью», проходящей через все занятия по биоэтике, конечной целью которой «является защита человека от возможных негативных воздействий медицины и биологии на его жизнь и здоровье». До сознания и мировоззрения студентов нужно донести то, что не все современные биомедицинские технологии является благом для людей, но могут представлять угрозу для уникальности и здоровья человека и его потомков. Подводя итог исследования, можно с оптимизмом отметить благоприятную нравственную позицию значительного большинства студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики, которая совпадает с традиционными ценностями нашего общества, и к которым призывал Глава государства В. В. Путин, выступая на заседании Архиерейского Собора РПЦ. Полученные результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса биоэтики и способствовать выполнению требований ФГОС ВО по направлению подготовки Фармация и профессионального стандарта «Провизор». Авторы благодарят всех студентов 2-го и 5-го курсов фармацевтического факультета МУ «Реавиз», участвовавших в опросе, за отзывчивость и искренность в ответах.

Авторы:

Нефедов И.Ю.
Нефедова И.Ю.

Издание: Вестник медицинского института Реавиз
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.145-151. Библ. 12 назв.
Просмотров: 37

Рубрики
Ключевые слова
vitro
аборт
август
авторский
акты
анализ
анкетирование
анкеты
анонимные
аптечная
ассортимент
безопасности
биология
биомедицинская
биомедицинские
биоэтика
благоприятный
болеющие
большая
борьба
будущего
бытовые
введен
вероятность
вживление
взаимный
взаимодействие
взгляд
видимый
вмешательства
внимание
воздействие
возраст
вопрос
воспитание
впервые
второй
выбор
вывод
вызовы
выполнение
выпуск
высокий
высшая
выявленный
генетическ
генный
геном
глава
главные
года
годовые
гомосексуализм
государств
государственная
готовности
даль
данные
данных
деградации
декларация
деонтология
детей
деятельности
диагностика
добровольное
дона
достижение
другого
душевный
единый
животного
животным
жизнедеятельности
жизни
задач
закон
занятия
зачатие
защита
здоровое
здоровья
здравоохранение
знание
значению
значимость
зрения
идентичность
изменение
изучение
изучению
институт
информационное
иска
искусственная
использованием
исследование
исторические
история
исход
итоги
кафедры
качества
клеток
клонирование
ключ
конечные
конкурентоспособности
консультативная
контроль
концепция
культур
культурное
курсов
курсовая
лекарственна
лет
лечение
личности
личностная
людей
материал
материнства
материнство
медицин
медицинская
медицинское
метод
минздрав
мирового
мировоззрение
мнение
мнения
молодежь
момент
мораль
моральное
направление
направлениях
направленный
население
негативное
независимые
необходимости
нескольким
нить
новые
нормы
нравственный
областей
обработка
образ
образов
образование
обучение
общества
общественного
ограничения
одного
оказание
оплодотворение
опрос
оптимизм
органов
осенне-зимний
основа
основной
особо
особый
ответ
ответственности
отличия
отношение
отчуждение
официальное
охрана
оценка
перед
перспективная
подавляющие
подготовка
поддержки
подход
поза
позиция
показатели
пола
политика
половины
полового
положительные
помощи
послед
потомки
потребности
права
православие
православная
практическая
предмета
препараты
преподавание
прием
приказы
применение
принцип
принятия
проблема
проведение
проведения
пропаганда
против
противозачаточные
профессии
профессиональная
профилактика
профиль
проход
процесс
проявления
пути
работа
работник
различие
рамки
реализация
ребенка
результата
религиозные
религия
решений
решения
родителей
рождении
роль
россии
русская
рынка
самостоятельность
самоубийства
свобода
связанные
сегодня
семей
семинары
семьи
серый
синтез
систем
след
слова
случаев
смены
совершенствование
современная
согласие
сознание
соответствие
состав
сотрудничества
сохранение
социальная
специалистов
специальности
способ
способности
сравнение
среда
среднего
средств
средства
стандартам
стандартные
статьи
стволовых
страна
студентов
студенты
суррогатное
суррогатные
сфера
технология
товара
тотального
точка
традиционная
трансплантации
требования
трети
труда
трудовая
убийство
угроза
университет
университеты
участники
учащихся
учебная
факторы
факультет
фармацевтическая
фармация
федеральный
формирование
функции
цели
целом
целью
целях
ценность
церковь
частная
человек
человеческая
четвертый
чи
эвтаназия
эко
экстракорпоральная
эмбрион
этический
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.112.72)
Яндекс.Метрика