|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «РЕАВИЗ» ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ БИОЭТИКИ
Аннотация:
В статье проанализированы результаты анкетирования студентов фармацевтического факультета «Медицинского университета «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики. Сделан вывод о том, что при обучении следует обращать особое внимание на понимание студентами ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия, так как от этого зависят их нравственные решения по вопросам зарождения и пресечения человеческой жизни (применение противозачаточных средств, ЭКО, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия). Ответы у значительного большинства студентов совпадают с официальной позицией РПЦ по биоэтике, отражающей традиционные нравственные ценности нашего общества. Это является благоприятным и оптимистичным и соответствует «Соглашению о сотрудничестве между Минздравом и РПЦ». Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курса биоэтики и способствовать выполнению требований ФГОС ВО по направлению подготовки Фармация и профессионального стандарта «Провизор». Ключевые слова: биоэтика, преподавание, фармация, ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Провизор», МУ «Реавиз», студенты, анкетирование, традиционные нравственные ценности, Русская Православная Церковь. Введение. В 2017-2018 учебном году семинарские занятия по курсу биоэтики в МУ «Реавиз» впервые были переданы на профильные по специальностям кафедры. Это может способствовать более совершенному синтезу биоэтических и профессиональных знаний в сознании студентов и реализации их в последующей практической работе. На это нацеливает и новый Федеральный Государственный образовательный стандарт Высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 33.05.01 Фармация, утвержденный приказом Минобрнауки от 11 августа 2016 г. № 1037. Он требует формирования у выпускников следующих компетенций: - способность... нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4); - способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4); - готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-14). Обладание выпускниками этими компетенциями обусловливает их соответствие требованиям профессионального стандарта «Провизор», одна из трудовых функций которого: «Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента». Она предполагает оказание консультативной помощи при выборе и применении лекарственных препаратов; проведение информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и, в целом, соблюдение мо-рально-этических норм в рамках профессиональной деятельности. Таким образом, ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Провизор» и сама жизнь показывают необходимость биоэтических знаний как мировоззренческой составляющей современного специалиста, которая преломляется через всю его профессиональную деятельность и жизнь. Поэтому, начиная преподавание этого предмета на кафедре фармации, представлялось интересным выяснить мнение студентов по актуальным вопросам биоэтики, что позволило бы лучше понимать их мировоззрение и совершенствовать учебный процесс. Учитывая, что в современном обществе все большее значение приобретают религиозные взгляды на жизнь, и это неизбежно проявляется в профессиональной деятельности, то представляет интерес также нравственная оценка основных биоэтических вопросов традиционными в России религиями. Так как «в формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие», то представляет интерес анализ полученных результатов в контексте нравственных позиций Русской Православной Церкви (РПЦ) по основным проблемам биоэтики, которые изложены в ее «Социальной Концепции». 1 декабря 2017 г. Глава государства В.В. Путин, выступая на заседании Архиерейского Собора РПЦ, сказал, что «государство, уважая самостоятельность и независимость Церкви, рассчитывает на продолжение нашего соработничества в таких важнейших сферах, как образование и здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодежи, борьба с социальными недугами.» Президент также отметил, что «уже сегодня мы видим, как размываются традиционные ценности во многих странах, и это ведет к деградации [института семьи], к взаимному отчуждению в обществе, обезличиванию людей... Убежден, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны ... сохранить свою самобытность и идентичность, опираясь на нашу культуру, историю, духовную ценностную основу». Из выступления Президента РФ вытекает актуальность и практическая значимость взаимодействия Государства и Церкви в сфере образования и здравоохранения для подготовки современных специалистов. Этому также способствует «Соглашение о сотрудничестве между Минздравом и Русской Православной Церковью», в котором одним из важных направлений взаимодействия является формирование духовных основ профессий медицинской деятельности и подготовка специалистов в сфере охраны здоровья. По нашему мнению, этот подход способствует реализации политики и достижению главной цели деятельности МУ «Реавиз» в области качества образования - «подготовка высокообразованных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда в соответствии с существующими и перспективными требованиями личности, государства, общества и потребностями института». Целью данной работы стало изучение мнения студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики и соотнесения полученных результатов с нравственной позицией РПЦ по этим вопросам. Для этого были решены следующие основные задачи: 1. Составлена анкета по актуальным вопросам биоэтики. 2.Проведено анкетирование среди студентов 2-го и 5-го курсов фармацевтического факультета. 3.Изучена официальная позиция РПЦ по этим вопросам и соотнесена с результатами анкетирования студентов. Материалы и методы. Для решения этих задач была составлена анкета из 16 вопросов, и проведено добровольное, анонимное анкетирование среди 42 студентов 2-го и 72 студентов 5-го курсов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» в осенне-зимний семестр 2017-2018 учебного года. Всего было опрошено 114 человек. Средний возраст второкурсников составил 19-20 лет, а пятикурсников - 23-26 лет. Выбраны студенты 2-го и 5-го курсов, как начинающие и завершающие обучение в университете. Биоэтика преподается на 2-м курсе в осенне-зимнем семестре. В анкете студентам задавался вопрос: «Ваше отношение к», на который нужно было дать ответ «За» или «Против». Вопросы представлены на рис. 1. Полученные результаты обрабатывались стандартными способами. Опрошенные дали согласие на обработку результатов анкет. Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования получены следующие данные (рис. 1): Большинство студентов считает, что рассматриваемые вопросы имеют серьезное значение в жизни человека - 76,2% (2-й курс) и 97,2% (5-й курс). Около 70% из них «за» права ребенка до рождения, но при этом согласны с абортом 38,1% (2-й курс) и 29,1 % (5-й курс) учащихся. Подавляющее большинство опрошенных «за» экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) - 88, 1% (2-й курс) и 97,2% (5-й курс), при котором пресекается жизнь, так же как и при аборте, «запасных» эмбрионов. К суррогатному материнству положительно относятся 50% студентов 2-го и 69,4% 5-го курсов. Из этих данных следует, что студенты как «за» права ребенка до рождения, так и «за» аборты, ЭКО и суррогатное материнство, которые противоречат этим правам и нравственно неприемлемы, так как попирают ценность и достоинство человеческой жизни. В этом противоречии кроется недопонимание учащимися сути данных вопросов, что требует их внимательного и аргументированного рассмотрения на семинарских занятиях по биоэтике. Несмотря на то, что большинство студентов «за» ЭКО, тем не менее, только 13,0% (2-й курс) и 16,7% (5-й курс) из них, согласны с зачатием детей из половых клеток трех родителей. Подавляющее большинство опрошенных «за» применение противозачаточных средств. Отрадным, с нравственной точки зрения, является то, что 88,1% (2-й курс) и 97,2% (5-й курс) «за» трансплантацию органов от человека к человеку. Но, при этом, менее 20% студентов 5 курса согласны с трансплантацией органов и применением стволовых клеток от животных к человеку и от человека к животным, которые нарушают личностное душевно-телесное единство и уникальность человека. У 2-го курса эти показатели существенно выше - 54,7% и 33,3%, соответственно. Большинство студентов против генно-модифицирующего совершенствования человека, однако около четверти опрошенных согласны с этим. «Конвенцией о правах человека в биомедицине» признано, что вмешательство в геном человека может быть только в целях профилактики, диагностики, лечения и не может быть направлено на изменение генома их наследников. Это также показывает необходимость разъяснения учащимся данного вопроса в контексте генетической и личностной уникальности и достоинства каждого человека. Подавляющее большинство учащихся (85-95%) против клонирования человека, которое не допускается «Всеобщей декларацией о геноме человека и правах человека», а также против вживления чипа (вероятно из-за опасений тотального контроля и ограничения свободы) и против гомосексуализма и смены пола, которые разрушают семью, не принимаются общественной моралью и противоречат традиционным нравственным ценностям нашего общества. Особо следует отметить отношение студентов к эвтаназии, которая запрещена законом РФ, осуждается в обществе и является сочетанием убийства и самоубийства. Приемлемой ее считает почти половина второкурсников (45,2%) и более трети пятикурсников (36,1%). В целом, из полученных данных можно заключить, что особое внимание на семинарских занятиях по биоэтике со студентами фармацевтического факультета следует уделять вопросам, связанным с зарождением жизни (противозачаточные средства, ЭКО, суррогатное материнство) и ее искусственным пресечением (аборт, эвтаназия) в контексте ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия. При сравнении ответов студентов 2-го и 5-го курсов между собой видны существенные отличия (на 20-30%) по 5-ти вопросам из 16-ти, предложенных в анкете. На 20% меньше второкурсников считают эти вопросы серьезными для жизни. Почти на 20% больше второкурсников «за» трансплантацию органов от животных к человеку, и почти на 35% их больше «за» трансплантацию стволовых клеток от животных к человеку и от человека к животным. Но, с суррогатным материнством согласны на 19,4% меньше второкурсников, чем пятикурсников. Несколько лояльнее 2-й курс относится к гомосексуализму - 14,3%, против 4,2% у 5-го курса. Исходя из полученных различий, можно предположить, что студенты 2-го курса несколько менее критично, с нравственных позиций, относятся к современным биомедицинским технологиям и либеральным взглядам на жизнь. Изучение ответов студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» в контексте официальной позиции РПЦ по биоэтике показало (данные 2-го и 5-го курсов были объединены), что по 9 из 12 вопросов (а это 75%) совпадение составляет от 60 до 90% (рис. 2). То есть, значительное большинство студентов отвечает на значительное большинство вопросов так же, как и РПЦ, отражающая исторически сложившиеся традиционные нравственные ценности нашего общества. Так, например, подавляющее большинство учащихся (от 86,6 до 92,7%), как и РПЦ, против клонирования человека, смены пола, гомосексуализма и, наоборот, «за» трансплантацию органов от человека к человеку. Большинство учащихся (от 59,3 до 74,3%) занимает такую же нравственную позицию, как и РПЦ, по эвтаназии, трансплантации органов и стволовых клеток от животных к человеку, абортам, генно-модифицирующему совершенствованию человека. И только по 3-м вопросам анкеты из 12-ти, совпадение позиций студентов и РПЦ составляет менее 50%. Это суррогатное материнство, где у 40,3% опрошенных такое же мнение, как и у РПЦ, а также применение противозачаточных средств и ЭКО - 9,3% и 7,3% опрошенных, соответственно. В целом, по нашему мнению, нравственная позиция у большинства студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» является благоприятной и соответствует традиционным нравственным ценностям нашего общества. Выводы: 1.На семинарских занятиях по биоэтике следует обращать особое внимание на понимание студентами ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия, так как от этого зависят их нравственные решения по вопросам зарождения и пресечения человеческой жизни (применение противозачаточных средств, ЭКО, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия). 2.Особо следует обратить внимание на тот факт, что 40,7% студентов положительно относятся к эвтаназии, которая запрещена законом РФ, осуждается общественной моралью. 3.Почти все студенты 5-го курса считают рассматриваемые вопросы важными (97,5%). Они лояльнее, чем второкурсники, относятся к биомедицинским технологиям, направленным на зарождение жизни человека (ЭКО, зачатие детей из половых клеток 3-х родителей, суррогатное материнство) и, наоборот, сдержаннее к средствам, препятствующим ее зарождению (противозачаточные средства, аборты). 4.Большинство студентов 2-го курса считают рассматриваемые вопросы важными (76,2%). Они сдержаннее, чем пятикурсники относятся к трансплантации органов от человека к человеку, но лояльнее к трансплантации органов и стволовых клеток от животных к человеку, а также к гомосексуализму и эвтаназии. 5.Ответы у большинства студентов (от 62,2 до 92,7%) на большинство вопросов анкеты (75,0%) совпадают с официальной позицией РПЦ по биоэтике, отражающей традиционные нравственные ценности нашего общества. В заключение следует отметить, что выявленные в данном исследовании нравственные позиции студентов по вопросам применения противозачаточных средств, ЭКО, суррогатному материнству, абортам, эвтаназии, являются частным случаем понимания ими ценности и достоинства каждой человеческой жизни. Именно это может быть «красной нитью», проходящей через все занятия по биоэтике, конечной целью которой «является защита человека от возможных негативных воздействий медицины и биологии на его жизнь и здоровье». До сознания и мировоззрения студентов нужно донести то, что не все современные биомедицинские технологии является благом для людей, но могут представлять угрозу для уникальности и здоровья человека и его потомков. Подводя итог исследования, можно с оптимизмом отметить благоприятную нравственную позицию значительного большинства студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики, которая совпадает с традиционными ценностями нашего общества, и к которым призывал Глава государства В. В. Путин, выступая на заседании Архиерейского Собора РПЦ. Полученные результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса биоэтики и способствовать выполнению требований ФГОС ВО по направлению подготовки Фармация и профессионального стандарта «Провизор». Авторы благодарят всех студентов 2-го и 5-го курсов фармацевтического факультета МУ «Реавиз», участвовавших в опросе, за отзывчивость и искренность в ответах.
Авторы:
Нефедов И.Ю.
Издание:
Вестник медицинского института Реавиз
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.145-151. Библ. 12 назв.
Просмотров: 37