Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Цифровое здравоохранение
Аннотация:
В статье изложены перспективы построения цифрового здравоохранения в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которое будет основываться на результатах мероприятий по информатизации здравоохранения, проводимых в течение 2012-2018 гг. Представлены конкретные шаги по достижению поставленной цели: оснащение медицинских организаций информационно-телекоммуникационным оборудованием, внедрение медицинских информационных систем в государственных медицинских организациях, развитие ключевых компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07 мая 2018 г. «0 национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» заданы ключевые направления развития нашей страны и механизмы достижения поставленных целей, наиважнейшим из которых является переход к формату цифровой экономики. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, в рамках разрабатываемого национального проекта в сфере здравоохранения установлена задача по завершению создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. В национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» войдут мероприятия по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение. Решение поставленных задач будет основываться на результатах мероприятий по информатизации здравоохранения, проводимых в течение 2012-2018 гг. В рамках программы модернизации здравоохранения в 2012-2014 гг. проводилось оснащение информационно-телекоммуникационным оборудованием, внедрение медицинских информационных систем в государственных медицинских организациях, преимущественно в головных учреждениях и частично в их структурных подразделениях. Попутно формировался рыночный сегмент отечественного программного обеспечения для медицинских организаций. Сегодня его представляют более 100 российских компаний-разработчиков, продукты которых внедрены многократно и развиваются в соответствии с новыми требованиями законодательства и профессионального сообщества. В 2015 г. после подведения итогов и анализа результатов программы модернизации был разработан план развития региональных медицинских информационных систем «Дорожная карта», одобренная Подкомиссией по развитию электронного здравоохранения при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. С каждым субъектом Российской Федерации Минздравом России было подписано соглашение о реализации индивидуальных планов развития информационных технологий в здравоохранении в 2015-2018 гг. для того, чтобы по окончании этого периода максимально устранить разницу в уровне информатизации отрасли в регионах. Одновременно, в соответствии с утвержденной Концепцией, развивались ключевые компоненты единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), предназначенной для решения задач управления отраслью на федеральном уровне, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи, межведомственного взаимодействия в целях создания сервисов для граждан. Для дальнейшего развития накопленного потенциала применения информационных технологий в здравоохранении был разработан пакет нормативных правовых документов. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» определил составляющие цифрового ландшафта современной системы российского здравоохранения, закрепил возможность ведения медицинской документации в электронном виде без дублирования на бумажных носителях и применения телемедицинских технологий в процессах оказания медицинской помощи. В ст. 91 федерального закона выделены виды информационного обеспечения в сфере здравоохранения: ЕГИСЗ, информационные системы Федерального фонда ОМС и территориальных фондов, государственные информационные системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (региональные системы), медицинские информационные системы медицинских организаций, фармацевтических организаций, а также информационные системы коммерческих организаций, которые могут взаимодействовать с указанными системами для предоставления гражданам услуг и сервисов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 закреплены порядок и сроки предоставления сведений в ЕГИСЗ поставщиками информации, порядок доступа к ее сведениям, структура и функциональность ее основных компонентов: ¦ федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) предназначен для учета сведений о кадровом ресурсе национальной системы здравоохранения, включая оценку уровня и прогноз потребности кадрового обеспечения, формирования единого электронного «портфолио» каждого медицинского работника на протяжении всей его трудовой деятельности; ¦ федеральный реестр медицинских организаций (ФРМ0) предназначен для учета сведений о медицинских организациях всех форм собственности, их структурных подразделениях с указанием профилей их медицинской деятельности, местонахождения, сведений об их оснащении, кадровом составе, а также обеспечения функционала, необходимого для мониторинга, анализа и стратегического планирования ресурсов здравоохранения на уровне субъектов Российской Федерации и для страны в целом; ¦ федеральная электронная регистратура (ФЭР) предназначена для управления потоками пациентов и мониторинга доступности первичной медико-санитарной помощи, организации возможности для граждан дистанционно записаться к врачу или вызвать врача на дом, организации телемедицинских консультаций между специалистами национальных медицинских исследовательских центров и врачами медицинских организаций субъектов Российской Федерации; ¦ федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК) предназначена для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений об оказании медицинской помощи населению Российской Федерации, поступающих от медицинских информационных систем медицинских организаций всех форм собственности, в том числе для анализа эффективности методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при отдельных заболеваниях; ¦ федеральный реестр электронных медицинских документов (РЭМД) предназначен для учета сведений о медицинских документах, созданных и хранящихся в форме электронных документов в медицинских организациях, обеспечения преемственности и повышения качества оказания медицинской помощи за счет предоставления медицинским работникам, с согласия пациента, доступа к электронным медицинским документам посредством единого портала государственных услуг; ¦ специализированные нозологические регистры (HP) пациентов предназначены для учета лиц, страдающих отдельными заболеваниями, в целях организации оказания медицинской помощи; ¦ информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд (ИАС) предназначена для информационной поддержки и повышения эффективности закупок лекарств, а также оперативного выявления отклонения цен на закупаемые препараты от расчетных средневзвешенных значений и своевременного реагирования на выявленные отклонения органами, осуществляющим контроль в сфере закупок; ¦ подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и формирования отчетности предназначена для сбора статистической и иной отчетной информации о ключевых показателях в сфере здравоохранения, автоматизации ведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения по отдельным формам статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения на основе данных подсистем ЕГИСЗ; ¦ федеральный реестр нормативно-справочной информации (НСИ) предназначен для автоматизированного формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения, обеспечения совместимости информационных систем в сфере здравоохранения. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 № 447 определяет правила взаимодействия информационных систем коммерческих организаций (операторов Иных информационных систем - в терминологии Федерального закона № 242-ФЗ от 29.07.2017) с информационными системами в сфере здравоохранения. Данный нормативный акт позволяет коммерческим организациям создавать на основе данных, получаемых из информационных систем в сфере здравоохранения, качественные и легитимные сервисы для граждан, врачей и медицинских организаций: запись на прием к врачу, телемедицинские консультации и организацию оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, информирование граждан об оказанной медицинской помощи, о состоянии здоровья и ведении здорового образа жизни. Для этого документ устанавливает технические требования к иным информационным системам, в том числе для обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных граждан и медицинских работников, а также условия подключения к ЕГИСЗ и к сервисам (инфраструктуре) Электронного Правительства. Наиболее популярным направлением для коммерческих организаций является создание сервисов для граждан с применением телемедицинских технологий, включая организацию дистанционных медицинских консультаций с врачами. Формат дистанционного взаимодействия врачей при оказании медицинской помощи не является новым. В настоящее время в 82 субъектах Российской Федерации действуют региональные системы телемедицинских консультаций в режиме «врач-врач», к которым подключены более 5,7 тыс. медицинских организаций. Основные направления консультирования: неврология, кардиология, нейрохирургия, рентгенология, хирургия, акушерство и гинекология. Вместе с тем Федеральным законом введены нормы о дистанционном взаимодействии врача и пациента, а также требования к идентификации врачей, пациентов, документированию их действий в электронном виде. В этой связи, в рамках перечня подзаконных актов, издан приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 9б5н, который утверждает порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Приказ определяет дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, а также с пациентами при оказании медицинской помощи в экстренной, неотложной и плановой формах, дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, в том числе посредством медицинских приборов. Выполнение указанного порядка, в том числе, обеспечивается при помощи медицинских информационных систем, позволяющих хранить и обрабатывать медицинскую информацию в форме электронных документов. Для этого приказом Минздрава России от 09.01.2018 № 2н предусмотрен порядок ведения медицинской документации в форме электронных документов. Кроме указанных подзаконных актов разработаны проекты приказов, утверждающих порядок организации обмена электронными медицинскими документами, порядок дачи информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство в форме электронного документа, требования к функционалу медицинских информационных систем и государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации. Принятие указанных подзаконных нормативных актов и реализация мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в медицинских организациях обеспечат основу для развития цифрового здравоохранения и использования новых технологий в медицине. Одним из показателей применения информационных технологий в здравоохранении субъектов Российской Федера1}ми является возможность получения гражданами сервисов личного кабинета пациента «Моё здоровье» на едином портале государственных услуг, запущенном в 2017 г., которым воспользовались уже более 1 млн человек. Кроме популярной услуги «запись на прием к врачу», гражданам доступны также сервисы по проверке полиса обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации, прикрепления к медицинской организации и оценке удовлетворенности работой медицинской организации. В 2018 г. запланированы новые услуги личного кабинета пациента по информированию об оказанной медицинской помощи, записи на диспансеризацию, доступ к электронным медицинским документам. Перечисленные сервисы будут возможны при условии доработки и интеграции информационных систем медицинских организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования с ЕГИСЗ. Таким образом, приоритетом для развития информатизации в здравоохранении субъектов Российской Федерации в 2018 г., наряду с развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в медицинских организациях, является достижение следующих результатов: ¦ использование медицинскими организациями медицинских информационных систем, соответствующих утверждаемым Минздравом России требованиям, обеспечение их информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и ЕГИСЗ; ¦ ведение в медицинских организациях расписаний приема врачей в электронном виде и обеспечение возможности дистанционной записи граждан на прием к врачу с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций); ¦ обеспечение медицинскими организациями электронного медицинского документооборота, в т.ч.: ведение электронных медицинских карт пациентов, обеспечение обмена медицинской документацией в форме электронных документов между медицинскими организациями, автоматизированное взаимодействие с ЕГИСЗ, включая передачу в нее сведений, содержащихся в медицинских информационных системах, формирование счетов за оказанную медицинскую помощь и автоматизированное информационное взаимодействие с информационными системами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В рамках создания национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2018 г. Минздравом России, Минкомсвязью России, автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», а также представителями бизнес-сообщества прорабатывается новое направление «Цифровое здравоохранение», предполагающее цифровую трансформацию посредством следующих инновационных сервисов и платформ: ¦ создание централизованных диагностических информационных сервисов (для группы медицинских организаций, субъекта Российской Федерации, федерального уровня), предусматривающих дистанционную интерпретацию результатов исследований, дистанционный аудит (оценку качества) результатов исследований референсными центрами; ¦ обеспечение перехода к персонализированной медицине через формирование предиктивной аналитики на основе алгоритмов обработки биомедицинских данных, в рамках которого будут созданы сервисы персонализированной диагностики, профилактики и лечения, интеграции медицинских данных пациента для последующего анализа, удаленного контроля состояния пациента (по граничным значениям, предиктивной аналитики на основе больших данных) и быстрой связи с пациентом, подготовки большого объема деперсонифициро-ванных данных для клинических исследований методик лечения, медицинских изделий, мониторинга результативности выбора методик лечения; ¦ формирование платформы «умная клиника» на базе комплекса решений «Internet of things», в рамках которой предусматривается создание систем управления потоками пациентов для эффективного отслеживания статуса пациента, графика лечения, а также прогнозирования возможных рисков, связанных с текущим состоянием пациентов, систем оповещения персонала, работающих на основе данных, получаемых с персональных устройств контроля состояния пациента, систем автоматизации пополнения запасов лекарств, обеспечивающих предиктивный анализ необходимого уровня запаса препаратов и расходных материалов, систем сбора данных и контроль состояния среды внутри медицинского центра, систем контроля технического состояния зданий и инфраструктуры медицинского центра; ¦ внедрение телемедицинских технологий, в рамках которого предусмотрено создание дистанционных сервисов мониторинга состояния здоровья пациента с помощью медицинских приборов, медико-социального мониторинга пожилых людей, врачебных консультаций, расшифровки результатов диагностики, а также диспансеризация, профосмотры, предрейсовые осмотры с применением телемедицинских технологий, в т.ч. для обеспечения населения в сельских, удаленных и труднодоступных районах; ¦ создание экспертных систем поддержки принятия врачебных решений на основе искусственного интеллекта; ¦ создание специализированных информационных систем по профилям оказания медицинской помощи (онкология, акушерство и гинекология, профилактическая медицина и другие) национальных медицинских исследовательских центров. Все перечисленные, связанные, дополняющие друг друга проекты должны стать основой ландшафта цифрового здравоохранения (цифрового контура), в центре которого будут находиться прорывные информационные технологии.
Авторы:
Бойко Е.Л.
Издание:
Вестник Росздравнадзора
Год издания: 2018
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2018.-N 3.-С.5-8. Библ. 0 назв.
Просмотров: 41