![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Обоснование оптимального значения индивидуального пожарного риска в Российской Федерации
Аннотация:
Представлен новый метод учета ущерба при пожарах, включающий материальный ущерб и ущерб в результате гибели и травмирования людей, который конвертирован в денежные единицы. Указанный метод позволяет сравнивать затраты, выделяемые на обеспечение пожарной безопасности, с суммарным ущербом при пожарах и вычислять оптимальное значение индивидуального пожарного риска, который соответствует минимуму суммарного ущерба при пожарах и минимуму затрат на обеспечение пожарной безопасности. Ключевые слова: индивидуальный пожарный риск, затраты на обеспечение пожарной безопасности, стоимость человеческой жизни, прямой ущерб при пожарах. Под оптимальным значением индивидуального пожарного риска понимается тот риск, который в соответствии с классическим экономическим анализом безопасности людей соответствует минимуму затрат на обеспечение пожарной безопасности и прямому ущербу в результате пожаров. Этот вопрос применительно к пожарному риску можно разъяснить следующим образом. Общим методом расчета оптимального значения индивидуального пожарного риска Rопт является подход, основанный на экономическом анализе безопасности. Согласно этому методу критерием оптимума уровня безопасности служит минимум величины Q(Roпт), представляющей собой сумму двух составляющих: Q1(R) — расходы на обеспечение пожарной безопасности, соответствующей индивидуальному пожарному риску R; Q2(R) — суммарный ущерб от пожаров, обусловленный индивидуальным пожарным риском R. Таким образом: Q(Roпт) = Q1(R) + Q2(R). Значение Rопт может быть принято в качестве значения допустимого индивидуального пожарного риска. В соответствии с Техническим регламентом допустимый пожарный риск — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий. На рис. 1 представлена графическая иллюстрация приведенного выше выражения. Статистически фиксируемый индивидуальный пожарный риск R — отношение числа людей Nn, погибших при пожарах в стране за один год, к среднегодовой численности населения N страны за этот же период: R=Nn/N. В мировой практике для учета травматизма применяют принцип приравнивания травмы к гибели человека при помощи индексов социального ущерба. При этом индексу социального ущерба в результате гибели человека присваивается высший индекс, равный 1, а травме, в зависимости от ее тяжести, — индекс меньше 1. Таким образом, травмирование людей по своим социальным последствиям приравнивается к гибели человека. В табл. 1 представлены индексы социального ущерба в результате гибели и травмирования людей опасными факторами пожара, принятые в Великобритании и Нидерландах. По статистическим данным при пожарах в Российской Федерации ежегодно погибают около 8 тыс. человек и примерно столько же травмируются. За отсутствием в нашей стране нормативных индексов, приведенных в табл. 1, используем эти индексы, считая, что степень тяжести травмирования человека при пожаре соответствует средней травме. Тогда число травмированных людей, приравненных к погибшим Nтп, равно: Nтп=0,1Nт; где NT — число людей, травмированных при пожарах. Суммарное число погибших людей Nn и травмированных, приравненным к погибшим y Nтп, составляет: Nптп = Nп +Nтп. При пожарах погибают люди самых различных возрастов. Средний возраст людей, погибающих при пожарах в Российской Федерации, составляет t = 51,15 года. Экономический эквивалент стоимости жизни человека (без различия пола), погибшего при пожаре в возрасте 51,15 года, составляет Э(t) = = 10,46 млн руб. Экономический эквивалент стоимости жизни среднестатистического человека (без различия пола) в возрасте 36,8 лет в 2014 г. составлял 22,4 млн руб., в возрасте 1 год — 53 млн руб., в возрасте 100 лет — 1,5 млн руб. Прямой ущерб Уг в результате гибели и травмирования людей при пожарах, выраженный в денежных единицах, составляет: Уг = Э(t)Nптп. Суммарный ущерб от пожаров Q2(R): Q2(R) = Уп+Уг,где Уп — прямой материальный ущерб от пожаров. Расходы федерального бюджета на обеспечение пожарной безопасности приведены в работах, статистически фиксируемый индивидуальный пожарный риск R, число людей, погибших Nп и травмированных Nт при пожарах, прямой материальный ущерб Уп при пожарах зафиксированы в статистическом сборнике. В табл. 2 представлена динамика основных показателей обстановки с пожарами в Российской Федерации для обоснования оптимального (допустимого) значения индивидуального пожарного риска. Используя метод наименьших квадратов, выведем эмпирические формулы по восьми точкам R, Q1(R), Q2(R) с 2009 по 2016 год (см. табл. 2): Q1(R) = 23 132 + 2949R - 25R2 млн руб.; Q2(R) = 3448R -13R2 - 45 643 млн руб. Ошибка аппроксимации формул (7) и (8) составляет менее 2%. На основании полученных результатов, с учетом данных табл. 2, формулы (7) и (8) представлены графически на рис. 2 и 3. С помощью формул (7) и (8) попытаемся отыскать RonT, как это представлено на рис. 1. Для этой цели сумму составляющих формул (7) и (8) приравняем к эмпирическим значениям Q1(R) + Q2(R) за 2016 год (см. табл. 2): Q(Rопт)=Q1(R) + Q2(R)= = 23 132 + 2949R — 25R2 + 3448R - 13R2 —45 643 = 6397R - 22 511 -38R2 = 224 867, где Q1(R) = 111 228 и Q2(R) = 113639; Q1(R) + Q2(R) = = 111 228 + 113 639 = 224 867. Решая уравнение (9), получаем Rom = 60. В уравнении (9) индивидуальный пожарный риск R выражен в единицах 10 1/чел. год. Таким образом, Roпт = 60x10 в -6 степени 1/чел. год, т. е. в 2016 г. на 1 млн человек в Российской Федерации при пожарах погибало 60 человек в год, а отношение Q1(Rопт)/Q2(Rопт) = 111228 млн руб. / 113 639 млн руб. = = 0,979 (см. рис. 1). Отношение: Q1(R)/Q2(R) (10) характеризует эффективность вложений расходов на обеспечение пожарной безопасности в стране. При Q1(R)/Q2(R) = 1 в соответствии с рис. 1 индивидуальный пожарный риск принимает оптимальное значение RonT. Если Q1(R)/Q2(R) < 1, то расходы на обеспечение пожарной безопасности в стране недостаточны, а индивидуальный пожарный риск является социально неприемлемым, так как R > Roпт (расходы на обеспечение пожарной безопасности в стране меньше суммарного ущерба при пожарах). В табл. 3 приведены отношения Q1(R)/Q2(R) в различных странах. Объяснение того, что в США, Великобритании, Швеции (и в других развитых странах) отношение Q1(R)/Q2(R) существенно выше единицы (а в соответствии с рис. 1 должно быть равно единице), содержится в Британском стандарте, в разделе 4.3.1. Безопасность людей, где разъясняется, что если риск, связанный с пожаром, является существенным, то противопожарные характеристики здания должны снижать пожарный риск до такой степени, при которой он может рассматриваться как допустимый. Для того чтобы этот подход имел силу, затраты на дальнейшее снижение пожарного риска должны учитывать непредвиденные обстоятельства, препятствующие эвакуации людей из зданий и сооружений. Иными словами, риск, связанный с пожаром, должен быть минимальным практически допустимым (в соответствии с принципом ALARP). Принцип ALARP — минимальный практически допустимый риск (ALARP — As Low As Reasonably Practicable) — ситуация, при которой предпринимаются все разумные меры по снижению риска в допустимых пределах до момента, когда затраты на его снижение непропорционально высоки по сравнению с ожидаемым повышением уровня безопасности. По-видимому, наблюдаемое значение отношения Q1(R)/Q2(R) больше единицы во всех странах, указанных в табл. 3, за исключением России, представляет собой практическое применение принципа ALARP в сфере обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. После достижения оптимального уровня риска в точке пересечения кривых Q1(R) и Q2(R) (рис. 1) затраты на обеспечение пожарной безопасности значительно превосходят, особенно в США, итоговое снижение риска, а это и есть управление индивидуальным пожарным риском в соответствии с принципом ALARP. Если ориентироваться на опыт Швеции (см. табл. 3) в области обеспечения пожарной безопасности, где отношение Q1(R)/Q2(R) = 1,28, то в соответствии с принципом ALARP расходы федерального бюджета по разделу "Обеспечение пожарной безопасности" необходимо увеличить по сравнению с 2016 г. на 11 123 млн руб. (на 10%). Обоснование прогнозируемых показателей представлено ниже. Расходы Q1(R) за 2016 г. составляли 111 228 млн руб. (см. табл. 2), а за 2009 г. — 75 529 млн руб. За это время расходы увеличены на 35 699 млн руб.: АQ1(R) = 111 228 - 75 529 = 35 699 млн руб. Индивидуальный пожарный риск R (см. табл. 2) за это время снизился с 98 до 60 на 38 единиц: AR = 98 - 60 = 38. Уменьшение риска R на одну единицу потребовало 939 млн руб.: формула. Уменьшение риска с R = 60, наблюдавшегося в 2016 г. (см. табл. 2), до прогнозируемых R = 48 (см. рис. 3) потребует 11 268 млн руб.: АQ1(R = 12) = AQ1(R = 1)(60 - 48) = = 939-12 = 11 268 млн руб., где Q\(R = 12) — расходы на снижение индивидуального пожарного риска на R = 12 единицам. Тогда прогнозируемые расходы федерального бюджета Q1(R)п на обеспечение пожарной безопасности составят 111 228 млн руб., выделявшиеся в 2016 г., плюс AQ1(R = 12) = 11 268 млн руб. Q1(R)п = 111 228 + 11 268 = 122 496 млн руб. Суммарный ущерб от пожаров Q2(R) сократился со 170 950 млн руб. в 2009 г. до 113 639 млн руб. в 2016 г. (см. табл. 2) на 57 311 млн руб.: AQ2(R) = 170 950 - 113 639 = 57 311 млн руб. Суммарный ущерб от пожаров AQ2(R) сократился в результате снижения наблюдаемого индивидуального пожарного риска с R = 98 в 2009 г. до R = 60 в 2016 г. (см. табл. 2) на AR = 98 - 60 = 38. Тогда сокращение суммарного ущерба AQ2(R=1) в результате снижения наблюдаемого индивидуального риска R на одну единицу (R = 1) составляет: формула. Уменьшение риска с R = 60 до прогнозируемых R = 48 должно сопровождаться уменьшением суммарного ущерба на 18 096 млн руб. АQ2(R = 12) = AQ2(R = 1)(60 - 48) = = 1508 млн руб.-12 = 18 096 млн руб., где AQ2(R = 12) — снижение суммарного ущерба в результате снижения индивидуального пожарного риска на R = 12 единицам. Тогда прогнозируемый суммарный ущерб от пожаров AQ2(R)п составит суммарный ущерб 113 639 млн руб., наблюдавшийся в 2016 г. (см. табл. 2), минус прогнозируемый суммарный ущерб AQ2(R = 12) = 18 096 млн руб. в результате снижения риска с R = 60 до R = 48 на 12 единиц: AQ2(R)п = 113 639 - 18 096 = 95 543 млн руб. В соответствии с формулой (10) отношение Q1(R)/Q2(R) = 122 496 млн руб./95 543 млн руб. = 1,28. Выводы: Предлагаемый метод учета ущерба при пожарах в виде прямого материального ущерба и прямого ущерба в результате гибели и травмирования людей позволяет обосновать затраты на обеспечение пожарной безопасности в стране. При этом методе жизни погибающих и травмируемых людей конвертируются в денежные единицы, которые суммируются с прямым материальным ущербом, также выраженным в денежных единицах. Суммарный ущерб при пожарах в виде денежных единиц можно сравнить с затратами на обеспечение пожарной безопасности в стране и обосновать оптимальное значение индивидуального пожарного риска в зданиях и сооружениях. Оптимальное (допустимое) значение индивидуального пожарного риска — это пожарный риск, который допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий в стране. Статистически фиксируемый индивидуальный пожарный риск в 2016 г. составлял 60x10 в 6 степени 1/чел. год. Оптимальное значение индивидуального пожарного риска на ближайшие три года составляет 48х10 в -6 степени 1/чел. год. Это потребует увеличения расходов федерального бюджета по разделу "Обеспечение пожарной безопасности" с 111 228 млн руб. на 10% по сравнению с 2016 г. Указанное увеличение расходов приведет к сокращению суммарного ущерба при пожарах со 113 639 млн руб. в 2016 г. до 95 543 млн руб. Индивидуальный пожарный риск при этом снизится с 60х10 в -6 степени до 48х10 -6 степени. Это означает сокращение числа людей, погибающих при пожарах, на (60 - 48)х10 в -6 степени х 147-10 в 6 степени = 1764 человека (147-106 — среднегодовая численность населения РФ).
Авторы:
Харисов Г.Х.
Издание:
Безопасность жизнедеятельности
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 7.-С.36-42. Библ. 11 назв.
Просмотров: 70