Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ЭКСПЕРТИЗА МЕДИЦИНСКИХ ОТДАЛЁННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕАВАРИЙНЫХ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ
Аннотация:
Представлены материалы о работе межведомственных экспертных советов за 2011-2014 гг.; показаны результаты анализа условий и методических подходов установления экспертными советами причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных фактор ов вследствие чернобыльской катастрофы. Приведены данные о количестве и структуре проведенных мероприятий, показано место экспертизы в системе послеаварийных санитарно-гигиенических мероприятий. Ключевые слова: экспертиза; профессиональное облучение; вредные производственные факторы; ЧАЭС; радиационно-гигиенические и медицинские последствия. Введение Авария на ЧАЭС явилась причиной широкомасштабных социальных и медико-гигиенических проблем в области радиационной безопасности и защиты населения. Несмотря на то что с момента аварии на ЧАЭС прошло более 30 лет, обеспечение реализации мероприятий радиационно-гигиенического и социального назначения продолжают оставаться одной из актуальных задач. Последствия аварии не исчерпываются чисто радиологическими или медицинскими вопросами. Целью государственной политики Российской Федерации в области преодоления последствий радиационных катастроф является комплексное, системное обеспечение радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации граждан, подвергшихся аварийному облучению. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, также представлена комплексом осуществляемых государством мер экономического, правового, социального и иного характера, направленных на возмещение вреда, социальную адаптацию и реабилитацию пострадавших граждан. Одной из важных социальных задач в этом комплексе является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, падвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, с воздействием радиации, которая обеспечивается межведомственными экспертными советами (МЭС). В связи с этим оказывается актуальным предста зление опыга работы экспертных советов при установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан РФ, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, как одного из важных направлений комплексных радиационно-гигиенических научнмх исследований. Целью нашего исследования было описание современных экспертных подходов национального уровня к установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов. Материал и методы Исходной позицией исследования были базовые подходы практической деятельности межведомственных экспертных советов (МЭС), предполагающие реализацию системы последовательных мер по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы. Были исследованы организационные основы практической работы, позволившие получить целостное представление о деятельности межведомственных экспертных советов. Был проведен выборочный анализ ряда первичных документов МЭС, включая выборочный анализ заключений, сделанных экспертными советами. При проведении исследования использовались традиционные методы (формально-юридический, системно-структурный, метод сравнительного анализа) и специальные методы, основанные на группировке сходных материалов в рамках тематических блоков: выделении наиболее распространённых практик вынесения решений и их структурно-функциональный анализ. Особенностью применяемой методологии исследования стал переход от анализа законодательных актов к практическим аспектам их реализации (документообороту, взаимодействию между федеральным и территориальными советами, а также взаимодействию советов с институтами гражданского общества, информационным и кадровым ресурсам, включая мнение граждан). Проведен ретроспективный анализ и проанализировано современное состояние основных законодательных aктов, регламентирующих процесс решения вопроса об установлении причинной связи заболеваний с воздействием ионизирующего излучения. Результаты и обсуждение В соответствии с действующим законодательством в РФ установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями воздействия ионизирующей радиации обеспечивается МЭС. В настоящее время в РФ функционируют 6 МЭС: 1. Российский. 2. Новосибирский региональный. 3. Ростовский региональный. 4. Санкт-Петербургский региональный. 5. Челябинский региональный. 6. Федеральный. МЭС осуществляют свою деятельность на основании следующих нормативных документов: - Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; - Постановления Правительства РФ от 04.11.2004 г. № 592 «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; - Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.04.2005 г. № 289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов». - Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.07.2005 г. № 475 «О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов». При подозрении на связь возникшего заболевания с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе с работами по ликвидации последствий катастрофы, пациент имеет право пройти экспертизу сначала в региональном МЭС в соответствии с прикреплением по месту жительства. В случаях несогласия пациента с решением регионального совета, он имеет право обратиться для повторной экспертизы в Федеральный МЭС. Авторами этой статьи был проведен анализ деятельности МЭС РФ по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смертности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, за период 2011-2014 гг. Результаты представлены в табл. 1-5. В табл. 1 приведены сведения о рассмотрении поступивших за 2011 г. дел как в территориальные МЭС, так и в целом по России. Всего поступило 3824 заявления, согласно которым было рассмотрено 3657 дел. Из них 81% были рассмотрены впервые, а 19% составили повторные рассмотрения. Оценивая общие итоги деятельности МЭС, необходимо отметить, что в 1930 случаях были приняты положительные решения об установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов. В 1336 случаях в установлении было отказано и отложено рассмотрение 391 дела. Табл. 2 содержит данные за 2012 г., в течение которого во все МЭС поступило 3251 заявление. Было рассмотрено 3145 дел. Из них 2587 (82%) были рассмотрены впервые и повторно 556 дел (18%). В 1589 случаях были приняты положительные решения об установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов; 1205 заявителям было отказано в установлении причинной связи и было отложено рассмотрение 351 дела. В габл. 3 приведены данные о деятельности российских МЭС в 2013 г. За указанный год в МЭС поступило 2805 заявлений. Из них в течение года были рассмотрены все: 922 дела были рассмотрены впервые и 883 повторно. В 1470 случаях (52,4%) были приняты положительные решений об установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов; 1038 заявителям было отказано в установлении причинной сдай и отложено рассмотрение 297 дел. В 2014 г. (см. табл. 4) в МЭС поступило 2547 заявлений, каждое из которых было рассмотрено на заседаниях МЭС. Соотношение первичных и повторных рассмотрений составляет 74% и 26% соответственно. В 1410 случаях (55%) были приняты положительные решения об установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов, 904 заявителям было отказано в установлении причинной связи и было отложено рассмотрение 233 дел. Заключение Из вышесказанного следует, что при анализе деятельности МЭС РФ выявлено, что общее число ежегодно проходимых МЭС экспертиз составляет в среднем от 2 до 4 тысяч. Отмечается тенденция к снижению числа проводимых экспертиз. Так, из таблицы 5 видно, что за 2011 г. МЭС РФ была проведена экспертиза 3657 дел, в 2012 г. -3145, в 2013-2805, а в 2014 - 2547 дел. При этом следует отметить, что связь с радиационным воздействием была признана в 40-50% случаен из всех рассмотренных дел (табл. 5). Спустя 30 лет после аварии становится все меньше оснований для продолжения большинства санитарно-гигиенических мероприятий по снижению уровней облучения, обусловленных Чернобыльской аварией. Понятно, что в настоящее время основной задачей является концептуальное, методологическое и практическое обеспечение возврата к полноценному социально-экономическому функционированию загрязненных радионуклидами территорий и к нормальной жизнедеятельности населения. Официальные источники информации о результатах состояния здоровья различных категорий населения России, пострадавшего в результате аварии на Чернобыльской АЭС, свидетельствуют, что заболеваемость пострадавшего населения как по онкологической, так и по неонкологической патологии, несмотря на относительно высокий уровень заболеваемости, не имеет реальной связи с радиационным фактором, а по целому ряду нозологий отсутствуют статистически значимые различия по сравнению с таковыми показателями по стране в целом. Исключение составляет рак щитовидной железы у лиц, облучённых в детском возрасте. В этих условиях повышение качества экспертизы связи состояния здоровья с радиационным воздействием дополняет возможности санитарно-гигиенического мониторинга при проведении аналогичных исследований и будет способствовать накоплению данных по качественным и количественным характеристикам профессиональных рисков. Сегодня с учётом опыта ликвидации последствий аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии мы должны еще раз переосмыслить весь мировой опыт в сфере обеспечения радиационной безопасности и радиационной защиты населения, ориентируясь на совершенствование разработанных методических подходов в области экспертных оценок профессионального радиационного риска. Проведённый анализ работы МЭС по установлению причинной связи развившихся заболеваний, инвалидности и смертности с последствиями радиационных аварий и катастроф позволяет предположить, что планировать и осуществлять меры по предотвращению и минимизации последствий подобных инцидентов на территории Российской Федерации и вне ее пределов следует только на основе комплексных радиационно-гигиенических научных исследований, направленных на получение более точных критериев определения связи между отдельными заболеваниями и воздействием радиационного фактора.
Авторы:
Бирюков А.П.
Издание:
Гигиена и санитария
Год издания: 2017
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2017.-N 9.-С.840-844. Библ. 14 назв.
Просмотров: 19