Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Телемедицина как механизм обеспечения доступности высокотехнологичных медицинских услуг и инновационных технологий в здравоохранении
Аннотация:
Резюме. В статье отражены актуальные вопросы внедрения высоких технологий в практику отечественного здравоохранения. Рассматриваются проблемы доступности современных лечебно-диагностических методов для жителей малонаселенных и отдаленных регионов для обоснования необходимости развития телекоммуникационных методов как инновационных и новых технологических решений при обеспечении профилактического направления в здравоохранении, обслуживании удаленных субъектов, повышении уровня обслуживания населения, снижении стоимости медицинских услуг. В ходе исследования с использованием литературного анализа решались задачи изучения опыта использования телекоммуникационных технологий в медицинской практике в Российской Федерации и за рубежом. Методы статистического и экономического анализа позволили классифицировать основные направления деятельности в сфере телемедицинских технологий, оценить потребность в данных услугах на территории Новосибирска и Сибирского федерального округа, обосновать необходимость и экономическую целесообразность телемедицины. В рамках комплексного социально-гигиенического исследования по проблемам управления инновациями в здравоохранении при участии Межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири» и ведущих медицинских организаций федерального уровня проведен анализ состояния и перспектив развития телемедицинских технологий на территории Сибирского федерального округа. Показана актуальность использования телемедицинских технологий для целей практической медицины, образования и управления. Телемедицинские технологии заняли достойное место в здравоохранении, реально помогая повысить качество и уровень специализированной медицинской помощи, приблизить высокотехнологичные виды медицинской помощи к их потребителю, проводить обучение медицинского персонала с использованием ресурса ведущих учебных отечественных и зарубежных баз. Ключевые слова: инновации, телекоммуникационные технологии в здравоохранении, доступность квалифицированной медицинской помощи. Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики, поскольку «в современной конкурентной борьбе к первоочередным факторам относится не обладание ресурсами и материалыными ценностями, а способность к нововведениям» (Крозье М., 2010). В соответствии с концепцией развития инновационной экономики России, в том числе в здравоохранении, определены направления деятельности, одним из которых является масштабная модернизация технологий. Современный уровень развития медицины характеризуется наукоемкостью и высокотехнологичностью, что требует подготовленных концептуально и технически квалифицированных специалистов, способных решать задачи инновационного развития и распространения новых технологий. Особо остро в практике мирового и отечественного здравоохранения стоит проблема территориальной несправедливости в доступе к медицинскому обслуживанию, которая решается многими странами на протяжении достаточно долгого периода. Территориальная протяженность и неравномерность заселения территорий Российской Федерации, а также связанная с этим концентрация ведущих медицинских учреждений страны в больших городах свидетельствуют о том, что проблема доступности специализированной и высококвалифицированной медицинской помощи существует и в нашей стране. Одним из крупнейших территориально-административных образований России является Сибирский федеральный округ (СФО), который объединяет 16 регионов. К существенным проблемам здравоохранения СФО можно отнести недостаточное количество высококвалифицированных специалистов в ряде регионов, а также слабое обеспечение дорогостоящим оборудованием. Новой технологией, способной содействовать в решении проблем доступности высококвалифицированной медицинской помощи на отдаленных территориях, является телемедицина (ТМ). Всемирной организацией здравоохранения телемедицина определена как «комплексное понятие для систем, услуг и деятельности в области здравоохранения, которые могут дистанционно передаваться средствами информационных и телекоммуникационных технологий в целях развития всемирного здравоохранения, контроля над распространением болезней, а также образования, управления и исследований в области медицины». К задачам телемедицины отнесены: профилактическое обслуживание населения, снижение стоимости медицинских услуг, обслуживание удаленных субъектов, устранение изоляции, повышение уровня обслуживания. В рамках комплексного социально-гигиенического исследования по проблемам управления инновациями в здравоохранении при участии Межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири» и ведущих медицинских организаций федерального уровня проведен анализ состояния (2007-2017 гг.) и перспектив развития телемедицинских технологий на территории СФО. По представленным Государственным учреждением «Сибирский окружной медицинский центр Минздрава России» обобщенным данным основными направлениями деятельности в сфере телемедицинских технологий в СФО являются: консультационные услуги, видеоконференции, дистанционные формы обучения. В настоящее время на территории округа существуют 26 ТМ-пунктов с различным уровнем оснащения и структурной организации в Новосибирской, Омской, Томской и Кемеровской областях, Алтайском, Красноярском краях и Республике Бурятия. Существующие сегодня ТМ-центры оснащены специализированными программно-аппаратными комплексами, позволяющими транслировать видеоизображение, передавать электрокардиограммы, рентгеновские снимки, УЗИ, эндоскопические, цитологические, томографические и другие изображения в режиме реального времени либо в режиме офлайн. Скоростными каналами, обеспечивающими высококачественную видеосвязь (ISDN), пользуются шесть ТМ-центров (Новосибирск, Барнаул, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Омск). Остальные используют каналы Internet, которые могут быть альтернативным перспективным техническим решением в связи с ограниченными возможностями ряда регионов в подключении к скоростным каналам. Возможность организовать многоточечную связь (подключение одновременно нескольких терминалов) непосредственно со своего телемедицинского пункта имеют только Иркутский региональный центр телемедицины и ТМЦ ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России. Остальные при организации видеоконференций пользуются услугами других центров. Всего по округу за последние пять лет проведено 5380 телемедицинских сеансов, из них 3397 консультаций, 1042 конференции, две коллегии, 36 лекций и семинаров, три аттестации и предаттестации. В среднем на один центр приходится по 81 ТМ-сеансу в год. В структуре сеансов в целом по округу преобладают ТМ-консультации (96 %). Конференции, лекции и семинары составляют 4 %. Поэтапный ввод в действие новых ТМ-пунктов в анализируемый период привел к росту числа ТМ-консультаций. Количество телесеансов выросло более чем в 10 раз по сравнению с 2007 г., главным образом за счет ТМ-консультаций. Число ТМ-конференций также выросло в 7 раз. Показателем повышения активности работы ТМ-центров является рост числа ТМ-консультаций на 1 центр более чем в 3 раза, конференций — в 2,6 раза. В качестве консультантов приглашаются специалисты ведущих клиник и медицинских центров страны. Преимущественно это клиники отраслевых НИИ, расположенные в столице (80%), единичные пациенты консультированы в клиниках Швейцарии, Германии, США. Перечень медицинских учреждений Сибирского региона менее обширен. Порядка 20% приходится на клиники Томского и Новосибирского научных центров. В процессе ТМ-консультации уточняется диагноз, выбирается тактика лечения, осуществляется отбор на госпитализацию. В этом смысле телемедицина — фактор приближения специализированной и высококвалифицированной помощи к населению регионов. Но преобладание в перечне специализированных медицинских центров столичных клиник вряд ли характеризует обоснованность их выбора для консультации — это, скорее всего, историческая традиция. Ведь первые ТМ-комплексы устанавливались в крупных многопрофильных специализированных учреждениях, в административных центрах, так как были ориентированы на высокоскоростные каналы связи и, соответственно, более качественную связь с Москвой и Санкт-Петербургом. Сказывается также отсутствие информации о наличии ТМ-центров и возможностях получения консультативной помощи в регионе. Близость региональных медицинских центров могла бы облегчить и ускорить поиск консультанта, удешевить консультацию, а меньшая разница во времени — сделать ее более удобной как для пациента, так и для лечащего врача. К критериям медицинской эффективности ТМ-консультации отнесены снижение длительности лечения, своевременный и быстрый отбор на госпитализацию в специализированные ЛПУ, оперативно сделанный выбор правильного и эффективного метода лечения. Основную долю в структуре составляют плановые консультации (90%) по профилям: онкология, травматология, неврология, ревматология, трансплантология, гепатология, гастроэнтерология, хирургия, перинатология, офтальмология, нейрохирургия, гематология, фтизио-пульмонология, кардиология, цито-морфология. Телемедицина на сегодняшний день остается дорогостоящей технологией. Источниками финансирования являются бюджеты субъектов Федерации, средства ОМС, федерального бюджета, часть консультаций предоставляется на платной основе. Анализ экономического эффекта ТМ-консультаций проводится не во всех центрах. В Иркутском региональном центре ТМ наиболее полно разработана методика с использованием анализа затрат, т.е. эффективности по актуальным профилям консультаций. Она опубликована и одобрена Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Еще одним направлением деятельности ТМ-технологий является организация ТМ-совещаний, коллегий, ТМ-конференций. Их объединяет возможность двустороннего видео- и аудиообщения нескольких сторон и большая длительность во времени, чем ТМ-консультации, а также необходимость дополнительного технического оснащения для трансляции демонстрационных материалов и размещения аудитории. Таких телесеансов проводится в среднем по 20-25 на 1 ТМ-центр в год. Дистанционное обучение как один из видов деятельности ТМ-центров — перспективное направление повышения квалификации специалистов. Однако развитие его сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы, регламентирующей этот процесс. Всего по округу за четыре года транслировались 38 лекций и семинаров (1% всех ТМ-сеансов) — по 1,2 на один центр в год. В аттестации врачей и среднего медицинского персонала телемедицина используется также недостаточно, всего по округу проведено три таких сеанса. Таким образом, несмотря на увеличение количества ТМ-центров на территории Сибирского федерального округа, преждевременно сегодня говорить о формировании единой ТМ-сети. Такая сеть, объединяющая региональные ТМ-сети в рамках единой политики информационного обеспечения здравоохранения округа, могла бы реально способствовать приближению высококвалифицированной медицинской помощи к конкретному больному, повышению профессионального уровня медицинских кадров, совершенствованию организации здравоохранения, обеспечивая в итоге качество медицинской помощи. В качестве факторов, сдерживающих внедрение ТМ-технологий в региональное здравоохранение и здравоохранение Сибирского федерального округа, по данным социологического исследования, проведенного среди руководителей ТМ-центров в количестве 35 специалистов, выявлены следующие: 1) отсутствие единой нормативной базы, регламентирующей деятельность ТМ-центров и порядок предоставления ТМ-консультаций; 2) отсутствие стабильных источников финансирования; 3) отсутствие единых подходов к разработке технического проекта организации и развития региональных телемедицинских сетей; 4) отсутствие структуры, координирующей деятельность ТМ-центров в округе и владеющей информацией о возможностях ТМ-центров в регионах, а также о возможностях получения специализированной консультативной помощи на территории округа. Данные, полученные при опросе руководителей, вполне соотносятся с указанными в литературных источниках проблемами организации единой телекоммуникационной системы в сфере здравоохранения. Важнейшей проблемой является также отсутствие четко регламентированных подходов к организации телемедицинских консультаций с использованием инструментов системы менеджмента качества. Основываясь на анализе использования телемедицинских технологий в СФО и руководствуясь задачами по организации потоков нуждающихся в оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи травматолого-ортопедического профиля, используя колоссальный опыт интерактивных технологий при организации консультационной, образовательной деятельности и управления, Новосибирский НИИТО в ходе исследования предложил систему стандартизации передачи и обмена медицинскими данными (как текстовыми, так и визуальными); разработаны методические подходы к организации и проведению телемедицинских консультаций (см. рисунок). Были также сформулированы предложения для Министерства здравоохранения области по совершенствованию и развитию данного направления в здравоохранении, которые включили: 1) разработку проектного варианта нормативных актов, регламентирующих правовую базу (региональную) при проведении телемедицинских консультаций, включая вопросы лицензирования телемедицинских услуг; 2)создание национальных стандартов; 3)рассмотрение механизмов оплаты телемедицинских консультаций через различные варианты медицинского страхования (добровольное, обязательное); 4)принятие мер по совершенствованию и развитию каналов связи, высокоскоростных цифровых каналов в отдаленных от федеральных центров районах; 5)создание проекта программы развития телемедицины с реальным финансированием (на региональном уровне). Выводы: В целом телемедицинские технологии заняли достойное место в здравоохранении, реально помогая приблизить высокотехнологичные виды медицинской помощи к их потребителю. Перспективными направлениями развития телемедицины в России можно назвать развертывание телеконсультационных центров на базе ведущих республиканских и региональных больниц и центров, организацию региональных центров телемедицинского сервиса и объединение их в телемедицинскую сеть России, принятие региональных целевых программ по развитию телемедицины, налаживание долговременных контактов с зарубежными телеконсультационными клиниками, проведение дистантного обучения по различным областям медицины, рассмотрение проблемы государственной поддержки телемедицины на уровне Правительства РФ. Внедрение в деятельность учреждений здравоохранения СФО телемедицинских технологий позволит повысить качество и уровень специализированной медицинской помощи, ускорить и обеспечить развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, оперативно консультировать больных, проводить эффективный отбор на госпитализацию, проводить обучение медицинского персонала на курсах повышения квалификации с использованием ресурса ведущих учебных баз. Для дальнейшего развития телемедицины в СФО необходимы объединение усилий и координация действий всех заинтересованных сторон. Имеющийся научный потенциал, наличие клиник и НИИ позволяют оказывать специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь больным в разных клиниках СФО.
Авторы:
Тоцкая Е.Г.
Издание:
Врач скорой помощи
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 6.-С.71-77. Библ. 8 назв.
Просмотров: 61