Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Правила создания и работы врачебной комиссии
Аннотация:
Резюме. Росздравнадзор утвердил проверочные листы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Большинство пунктов устанавливают требования к врачебной комиссии. Структура комиссии и подкомиссий зависит от размера медучреждения, организационно-правовой формы и лицензии. Правильная организация работы врачебной комиссии является одним из важных факторов обеспечения качества медицинской помощи. Ключевые слова: врачебная комиссия, правила создания, функции, отчетная документация. Врачебная комиссия — особый орган, функционирующий на постоянной регулярной основе при каждой медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных ситуациях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Врачебная комиссия создается в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Порядок создания и работы, оформляемая документация являются предметом государственного контроля. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регламентируется приказом от 05.05.2012 № 502. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации определяет цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации. Врачебная комиссия медицинской организации (далее — врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам. В своей деятельности врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, включая Порядок, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Врачебная комиссия осуществляет следующие функции: - принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения; - определение трудоспособности граждан; - продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; - принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации; - проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников; - оценку качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; - оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации; разработку мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов; изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента; принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации; принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2011 № 1689н (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2012 № 23164); вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение; выдачу заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (СЗ РФ, 2008, № 15, ст. 1550; № 23, ст. 271 3; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 33, ст. 4083; № 43, ст. 5064; № 45, ст. 5350; 2010, № 4, ст. 394; № 11, ст. 1225; № 25, ст. 3167; 2011, №2, ст. 339); осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением правительства РФ от 14.01.2011 № 3 (СЗ РФ, 2011,№ 4, ст. 608); проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; выдачу справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну; вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред; анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями; организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации); взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями; - рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации; - иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами президента РФ, правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации. Как и любой регламент работы, положение о врачебной комиссии должно раскрывать: - правовые основы деятельности; - цели и задачи; - порядок создания; - структуру и численный состав; - правила деятельности; - функции (круг решаемых вопросов); - порядок принятия решений; - порядок замещения отсутствующих членов; - порядок учета и предоставления отчетности по итогам деятельности; - другие важные для организации вопросы. Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом — положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии. Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии. Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий. Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии). В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) осуществляет следующие функции: - составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии); - подготовку материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); - уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (далее — журнал); организацию хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии). Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии). План-график заседаний на год может включать в себя: - изучение нормативных документов (федеральных законов, постановлений правительства, приказов Министерства здравоохранения, санитарных правил и норм), а также информационных писем Минздрава, Росздравнадзора, Роспотребнадзора и т. п.; - обсуждение конкретных случаев ведения пациентов с анализом медицинской документации, случаев обращения с жалобами или претензиями на качество медицинской помощи; - обсуждение вопросов повышения квалификации специалистов; - обсуждение внедрения новых услуг, методик, продуктов для повышения качества оказания медицинской помощи; - обсуждение внутренних локальных актов. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии). Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: - дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); - список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании; - перечень обсуждаемых вопросов; - решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование. Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством. Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии. Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал. Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления. Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет. Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий. Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации. Какие подкомиссии выделить во врачебной комиссии и как распределить функции, решает руководитель учреждения. Состав подкомиссий конкретного учреждения зависит от работ и услуг, которые прописаны в лицензии. Например, если медорганизация проводит экспертизу профпригодности и освидетельствование на годность к управлению транспортными средствами, право владения оружием, нужны две подкомиссии. Необходимо учесть организационно-правовую форму медорганизации. Так, коммерческой клинике не нужна подкомиссия по плановой госпитализации. Подкомиссии можно укрупнить. Например, объединить отбор на санаторно-курортное лечение и контроль назначения лекарств. И наоборот, создать отдельные подкомиссии для стационарных и амбулаторно-поликлинических отделений. Каждая будет выполнять все функции врачебной комиссии. Центральная врачебная комиссия контролирует исполнение всех функций, независимо от того, какой подкомиссии делегирует отдельное направление. В обязательном составе врачебной комиссии — председатель, один или два заместителя, секретарь и члены. Минимум пять человек. У всех должно быть высшее медицинское образование (п. 8, 12 приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н). Небольшим медицинским организациям полный состав собрать трудно. Во время отпусков врачебная комиссия и подкомиссии могут состоять из четырех человек. Подводя итог, перечислим документы, которые оформляются для работы врачебной комиссии: - приказ о создании врачебной комиссии и утверждении ее состава; - приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии (подкомиссиях); - положение о врачебной комиссии (подкомиссиях); - приказ об утверждении плана-графика заседаний врачебной комиссии (подкомиссий). - план-графикзаседаний врачебной комиссии (подкомиссий); - приказ об утверждении журнала учета решений врачебной комиссии (подкомиссий); - протоколы врачебной комиссии; - журнал учета решений врачебной комиссии (подкомиссий); - отчеты о работе врачебной комиссии, утвержденные руководителем организации. Журнал клинико-экспертной работы (журнал контроля качества медицинской помощи): ведение журнала регламентируется Приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» (вместе с «Инструкцией по заполнению учетной формы 035/У-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения») и методическими рекомендациями № 2002/140 «Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений». Отчеты председателя врачебной комиссии руководителю организации заполняются в форме, предложенной методическими рекомендации № 2002/1401, однако в случае оказания платных услуг в клинике косметологии и пластической хирургии, где нет медико-социальной экспертизы, экспертизы временной нетрудоспособности и льготного обеспечения лекарственными препаратами, отчет может трансформироваться в аналитическую записку главного врача (он же и председатель врачебной комиссии) руководителю организации, где помимо медицинских показателей могут присутствовать и маркетинговые. Например: - количество проданных услуг по наименованиям, с указанием наиболее популярных и наименее востребованных; - количество комплексных программ и обоснованность их назначения, как с точки зрения медицинской, так и маркетинговой; - анализ движения пациентов; - анализ востребованности аппаратных услуг и причины простоя оборудования; - график обучения (сертификационные циклы)врачей и среднего медперсонала на год; - предложения по введению новых услуг, покупке новых продуктов и оборудования (основанные на аналитических данных). Как видим, врачебная комиссия на самом деле не столько тяготы для клиники, сколько реальный инструмент управления разными процессами — от создания и продвижения услуг до контроля качества оказания медицинской помощи.
Авторы:
Николаева А.В.
Издание:
Главврач
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 6.-С.20-26. Библ. 3 назв.
Просмотров: 31