Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Разработка и внедрение в практику программы дистанционного образования «Наркология как самостоятельная и междисциплинарная отрасль медицины»


Аннотация:

Представлена методика разработки и внедрения в практику дополнительного образования врачей современной образовательной методики — программы дистанционного обучения врачей психиатров-наркологов, психиатров и врачей-интернистов по вопросам наркологии. Ценность представленного материала состоит в том, что выводы автора основаны на анализе своего собственного практического опыта обучения семидесяти врачей из различных регионов страны и ближнего зарубежья и разных специальностей (психиатров-наркологов, психиатров, анестезиологов-реаниматологов, токсикологов, врачей скорой медицинской помощи, терапевтов, врачей приемных покоев, врачей общей практики). Разработав и внедрив в практику модульную программу «Наркология как самостоятельная и междисциплинарная отрасль медицины», автор приходит к выводу о том, что данная форма обучения не только удобна для практических врачей, она выгодна для работодателя и позволяет интегрировать в учебный процесс по специальным медицинским вопросам врачей-интернистов. Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, дистанционное обучение, программа, психиатрия, психиатрия-наркология, врачи-интернисты. Введение. Актуальность, с точки зрения потребителей услуг, состоит в том, что проблема распространенности наркологической патологии (табакокурение, алкоголизм, наркомании и токсикомании) в России — серьезный вызов политической и социально-экономической безопасности страны . В связи с этим важной задачей здравоохранения является повышение квалификации врачебных кадров наркологической службы, рост эффективности лечения и реабилитации наркологических больных, что, наряду с первичной профилактикой, должно дать снижение уровня заболеваемости и возврат наркологических больных в сферу активного социально-экономического функционирования. В настоящее время быстрыми темпами изменяется спектр употребляемых наркотических средств — началась эра синтетических наркотиков, — вследствие чего появляются новые тяжелые формы наркомании. Употребление технических спиртов изменяет клинику алкоголизма, увеличивая темп его прогредиентности и появления тяжелых осложнений. Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» требует от нас готовить кадры психиат-ров-наркологов для оказания медицинской помощи курильщикам. Все это требует от психиатров-наркологов постоянного, непрерывного усовершенствования, обучения. С другой стороны, внедрение принципа первичной профилактики психических расстройств и зависимостей требует приближение помощи к населению путем обеспечения тесного взаимодействия врачей психиатров-наркологов (психиатров) и врачей-интернистов (анестезиологов-реаниматологов, токсикологов, врачей скорой медицинской помощи, педиатров, терапевтов) в системе первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи». Следовательно, интернистов также необходимо обучать наркологическим вопросам. Актуальность, с точки зрения используемых технологий, обусловлена тем, что во многих странах миpa использование интернет-технологий и электронного обучения является одним из приоритетных направлений развития современных методик преподавания. Широко используются интерактивные обучающие среды, интерактивные практикумы (Second Life и др.), клинические презентации с видео- и аудиоматериала-ми. В Уральском государственном медицинском университете (УГМУ), благодаря специализированному программному обеспечению сайта дистанционного обучения http://do.teleclinica.ru, созданы условия для внедрения методики смешанного обучения (blended method) в традиционные циклы по программам ДПО врачей. Отсутствие на многих кафедрах ФПК и ПП инновационных технологий, в том числе ДОТ, ЭО приводит к снижению рейтинга УГМУ и оттоку хозрасчетных курсантов с факультета повышения квалификации УГМУ в другие медицинские вузы. Проект запланирован и реализован в рамках выполнения Приказа Министерства здравоохранения России от 30 апреля 2013 г. №281 «Об утверждении научных платформ медицинской науки». На основе разработки и внедрения «инновационных методов» профессиональной подготовки психиатров-наркологов (непрерывное, модульное, дистанционное) планируется обеспечить выполнение задачи №3 платформы «Психиатрия и зависимости» — «Обеспечение постоянного повышения качества профессиональной подготовки специалистов, занятых в оказании психиатрической и наркологической помощи» (в кавычках цитируются выдержки из «Целей и задач платформы»). Предлагаемый проект прямо соответствует пункту 17 «Мероприятий, направленных на реализацию научной платформы (градация по видам исследования)» — «Разработка учебно-методических программ для повышения квалификации специалистов, занятых в оказании психиатрической ... и наркологической помощи...». Модульная структура «Образовательной программы дистанционного обучения» позволит выполнить еще очень важную часть «Мероприятий, направленных на реализацию научной платформы (градация по видам исследования)». Речь идет о мероприятиях, направленные на «обеспечение основного принципа первичной профилактики психических расстройств и зависимостей — приближение помощи к населению путем обеспечения тесного взаимодействия врачей психиатров-наркологов (психиатров) и врачей-интернистов (анестезиологов-реаниматологов, токсикологов, врачей скорой медицинской помощи, педиатров, терапевтов) в системе первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи»... для чего необходимо «регулярно повышать уровень компетенции медицинских работников, своевременно информировать их о новейших достижениях профильных наук». Таким образом, представляемый проект полностью соответствует целям и задачам научной платформы «Психиатрия и зависимости». Цель исследования: на основе анализа актуальной законодательной базы разработать и внедрить в практику электронный учебно-методический комплекс дополнительного профессионального образования модульного курса «Наркология как самостоятельная и междисциплинарная отрасль медицины» для повышения профессиональной подготовки психиатров-наркологов, психиатров и врачей-интернистов, занятых в оказании наркологической помощи (анес-тезиологов-реаниматологов, токсикологов, врачей скорой медицинской помощи, педиатров, терапевтов, инфекционистов). Задачи исследования: 1. Изучить федеральные и ведомственные нормативные акты, обеспечивающие легитимность дистанционного обучения в медицине; 2. Создать контент Модульного курса «Наркология как самостоятельная и междисциплинарная отрасль медицины»; 3. Провести рецензирование разработанного Модульного курса; 4. Утвердить электронный учебно-методический комплекс дополнительного профессионального образования модульного курса «Наркология как самостоятельная и междисциплинарная отрасль медицины» (в дальнейшем Модульный курс) на заседании Ученого Совета ФПК и ПП; 5. Разместить Модульный курс на сайте дистанционного обучения УГМУ (сайт ДО) http: / /do.teleclinica.m; 6. Представить Модульный курс «на экспертизу специалистов портала НМО Минздрава России и ввести информацию о запланированных циклах обучения по модулям предложенной программы; 7. Приступить к обучению врачей в рамках образовательных программ Модульного курса; 8. Обобщить годовой опыт работы по учебным программам Модульного курса. Методы исследования В соответствии с задачами разрабатываемого проекта вся работа проводилась в 8 этапов. 1 этап. Был изучен пакет федеральных и ведомственных нормативных актов, обеспечивающих легитимность дистанционного обучения в медицине. Проведен анализ документов по внедрению системы непрерывного медицинского образования и дистанционного образования в медицине. Составлен обзор по данной проблематике. 2 этап. Осуществлена разработка и создание интерактивного обучающего контента Модульного курса. При создании контента за основу брались Федеральные клинические рекомендации по направлению учебных программ. Каждый модуль имеет четкую структуру, отражающую суть изучаемой проблемы и соответствующую всем требованиям, предъявляемым к программам дистанционного обучения. Представленные материалы снабжены иллюстративным материалом (рисунками, фотографиями, схемами), видеоматериалами и интерактивными ссылками на оригинальные источники, что способствует эффективному усвоению изучаемого раздела. Каждый модуль снабжен перечнем вопросов для самоконтроля усвоения материала, тренировочными тестовыми заданиями, клиническими ситуационными задачами и списком рекомендуемой учебной литературы. Модульный курс представляет собой комплекс из семи постоянно обновляемых и дополняемых модулей: 1. «Новые виды наркотиков и острые отравления ими», 36 уч. часов; 2. «Этиология, клиника и лечение наркомании. Новые виды наркотической зависимости», 36 уч. часов; 3. «Алкоголизм: новый взгляд на проблему» , 36 уч. часов; 4. «Диагностика и лечение наркологических заболеваний: от рутины к эффективным современным технологиям», 36 уч. часов; 5. «Клиника, лечение и профилактика табачной зависимости», 36 уч. часов; 6. «Современная наркология: проблемные зоны и пути преодоления кризиса», 36 уч. часов; 7. «Наркологические проблемы детского и подросткового возраста», 36 уч. часов. Четыре первых модуля при их объединении представляют полноценную 144-часовую программу «Современные аспекты наркологии» для психиатров-наркологов, освоение которой позволяет им сдавать сертификационный экзамен. 3 этап. Проведено рецензирование разработанного Модульного курса. 4 этап. На заседании Ученого Совета ФПК и ПП 30 сентября 2016 г. были утверждены учебные программы Модульного курса. 5 этап. Для размещения Модульного курса на сайте дистанционного обучения УГМУ (http: //do.teleclinica.ru) использовалась автоматизированная система дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (далее — система). В систему внесены контрольно-измерительные материалы, а также материалы для самостоятельной работы: методические разработки кафедры, клинические рекомендации. Тестирование при промежуточной и итоговой аттестациях проводится через систему. Для работы с информационным ресурсом необходимо наличие программ Microsoft Word, Power Point, Frontpage 2003. В течение октября-ноября 2016 г. контент утвержденных программ был размещен на сайте дистанционного обучения УГМУ. 6 этап. В декабре 2016 г. учебные программы Модульного курса «Наркология как самостоятельная и междисциплинарная отрасль медицины» были представлены на экспертизу специалистов портала НМО Минздрава России. После получения положительного экспертного заключения на портале Минздрава России была помещена информация о запланированных циклах обучения по модулям предложенной программы. 7 этап. С 20 января 2017 г. началось регулярное дистанционное обучению курсантов по заявленным учебным программам Модульного курса «Наркология как самостоятельная и междисциплинарная отрасль медицины». 8 этап. В январе 2018 г. опыт работы по учебным программам Модульного курса за 2017 г. был обобщен и представлен в данной статье. Содержание учебных модулей и их целевая аудитория 1. «Новые виды наркотиков и острые отравления ими», 36 уч. часов: • входное тестирование; • учебный блок №1. «Определения понятий наркотические вещества (средства), наркомании»; • учебный блок №2. «Классификация средств, вызывающих зависимость»; • учебный блок №3. «Эпидемиология наркоманий»; • учебный блок №4. «Патогенез и токсикокине-тика наркотических средств»; • учебный блок №5. «Острая интоксикация наркотическими средствами»; • учебный блок №6. «Острое отравление наркотическими средствами»; • ситуационные задачи; • итоговый тест; • анкета слушателя «Качество обучения». Целевая аудитория: психиатры-наркологи, психиатры, анестезиологи-реаниматологи, токсикологи, врачи СМП, терапевты, врачи приемных покоев, врачи общей практики, инфекционисты. 2. «Этиология, клиника и лечение наркомании. Новые виды наркотической зависимости», 36 уч. часов: • входное тестирование; • учебный блок №1. «Пагубное употребление наркотических средств»; • учебный блок №2. «Синдром зависимости, вызванный употреблением наркотических средств»;• учебный блок №3. «Синдром отмены наркотических средств»; • учебный блок №4. «Психотические расстройства, вызванные употреблением наркотических средств»; • учебный блок №5. «Абстинентное состояние с делирием, вызванное употреблением наркотических средств»; • учебный блок №6. «Синтетические каннабино-иды: особенности формирования синдрома зависимости и подходы к терапии»; • ситуационные задачи; • итоговый тест; • анкета слушателя «Качество обучения». Целевая аудитория: психиатры-наркологи, психиатры, анестезиологи-реаниматологи, токсикологи, врачи СМП, терапевты, врачи приемных покоев, врачи общей практики, инфекционисты. 3. «Алкоголизм: новый взгляд на проблему», 36 уч. часов: • входное тестирование; • учебный блок №1. «Дефиниции»; • учебный блок №2. «Эпидемиология алкоголизма»; • учебный блок №3. «Этиловый спирт»; • учебный блок №4. «Токсикокинетика и токси-кодинамика этилового спирта»; • учебный блок №5. «Острая интоксикация, вызванная употреблением алкоголя»; • учебный блок №6. «Острое отравление этанолом»; • учебный блок №6. «Пагубное употребление алкоголя»; • учебный блок №7. «Синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя»; • учебный блок №8. «Синдром отмены алкоголя (Алкогольный абстинентный синдром — ААС)»; • учебный блок №9. «Психотические расстройства, вызванные употреблением алкоголя»; • учебный блок № 10. «Абстинентное состояние с делирием, вызванное употреблением алкоголя»; • учебный блок № И. «Амнестический синдром, вызванный употреблением алкоголя»; • ситуационные задачи; • итоговый тест; • анкета слушателя «Качество обучения». Целевая аудитория: психиатры-наркологи, психиатры, анестезиологи-реаниматологи, токсикологи, врачи СМП, терапевты, врачи приемных покоев, врачи общей практики, инфекционисты. 4. «Диагностика и лечение наркологических заболеваний: от рутины к эффективным современным технологиям», 36 уч. часов: • входное тестирование; • учебный блок №1. Общие вопросы диагностики наркологических заболеваний: — острая интоксикация, вызванная употреблением психоактивными веществами; — пагубное употребления психоактивных веществ; — синдром зависимости, вызванный употреблением психоактивными веществами; — психотические расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ; — синдром отмены, вызванный употреблением психоактивных веществ; — абстинентное состояние с делирием, вызванный употреблением психоактивных веществ; — амнестический синдром, вызванный употреблением психоактивных веществ; • учебный блок №2. Общие принципы лечения наркологической патологии: — лечение острой интоксикации, вызванной употреблением психоактивными веществами; — лечение пагубного употребления психоактивных веществ; — терапия синдрома зависимости; — терапия психотических расстройств; — лечение синдрома отмены; — терапия абстинентного состояния с делирием; — лечение амнестического синдрома; — эффективность лечения; • ситуационные задачи; • итоговый тест; • анкета слушателя «Качество обучения». Целевая аудитория: психиатры-наркологи, психиатры, анестезиологи-реаниматологи, токсикологи, врачи СМП, терапевты, врачи приемных покоев, врачи общей практики, инфекционисты. 5. «Клиника, лечение и профилактика табачной зависимости», 36 уч. часов: • входное тестирование; • учебный блок №1. «Эпидемиология табачной зависимости»; • учебный блок №2. «Историческая справка»; • учебный блок №3. «Табак: способы употребления, компоненты табачного дыма»; • учебный блок №4. «Никотин и его действие на организм»; • учебный блок №5. «Психические расстройства, вызываемые употреблением табака»; • учебный блок №6. «Диагностика табачной зависимости»; • учебный блок №7. «Лечение табачной зависимости»; • учебный блок №8. «Пассивное курение»; • учебный блок №9. «Последствия употребления табака»; • учебный блок №10. «Профилактика табачной зависимости»; • ситуационные задачи;• итоговый тест; • анкета слушателя «Качество обучения». Целевая аудитория: психиатры-наркологи, психиатры, психотерапевты, терапевты, врачи общей практики. 6. «Современная наркология: проблемные зоны и пути преодоления кризиса», 36 уч. часов: • входное тестирование; • учебный блок №1. «Законодательная основа деятельности наркологической службы»; • учебный блок №2. «Клинические рекомендации одобренные «Ассоциацией наркологов России»; • учебный блок №3. «Клинические рекомендации Московского научно-практического центра наркологии»; • учебный блок №4. «Показатели эффективности работы в наркологии»; • учебный блок №5. «Новейшие международные инициативы по наркополитике»; • учебный блок №6. «Наркомания и пандемия ВИЧ»; • учебный блок №7. «Основы профилактической деятельности»; • ситуационные задачи; • итоговый тест; • анкета слушателя «Качество обучения». Целевая аудитория: психиатры-наркологи, психиатры, инфекционисты. 7. «Наркологические проблемы детского и подросткового возраста», 36 уч. часов: • входное тестирование; • учебный блок №1. Определения; • учебный блок №2. Классификация средств, вызывающих зависимость; • учебный блок №3. Психические расстройства, вызванные употреблением наркотических веществ; • учебный блок №4. Психические расстройства, вызванные употреблением летучих растворителей; • учебный блок №5. Психические расстройства, вызванные употребление табака; • учебный блок №6. Ранний алкоголизм; • учебный блок №7. Профилактика употребления психоактивных веществ; • ситуационные задачи; • итоговый тест; • анкета слушателя «Качество обучения». Целевая аудитория: психиатры-наркологи, психиатры, педиатры. Результаты Дистанционное образование как самостоятельная форма в образовательном процессе определена в Федеральном Законе России №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. [9]. В нем выделена специальная статья 82: «Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования», где в первом разделе указывается, что «подготовка медицинских работников... осуществляется путем реализации ... программ дополнительного профессионального образования». Федеральный Закон сделал легитимными все формы дистанционного образования. Так, в разделе «О формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся» значится: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Таким образом Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» полностью легитимизировал дистанционные образовательные технологии и приравнял их к традиционным. В январе 2014 г. Минобрнауки России окончательно, с точки зрения законодательной основы, закрепил легитимность дистанционной формы обучения [7]. Приказом было четко определено, что «при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается отсутствие аудиторных занятий». Вслед за Министерством образования и науки Российской Федерации был выпущен и ведомственный приказ — Приказ Минздрава России от 11.11.2013 года №837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций (с изменениями на 9 июня 2015 года) [3]. Понятие о непрерывном медицинском образовании (НМО) были уточнены в Приказе Минздрава России №328 от 9 июня 2015 г. [5], в Постановлении Правительства России №332 от 21.04.2016 «Об утверждении правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» [2] и Приказе Минздрава России от №575н 04.08.2016 «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» [3]. Внедрение программы дистанционного образования в практику началось в январе 2017 г. Символическим является тот факт, что первой реализуемой программой была 144-часовая программа «Современные аспекты наркологии», позволяющая осуществить допуск к сертификационному экзамену по специальности «психиатрия-наркология». География врачей, проходивших повышение квалификации, простиралась от Новосибирска на Востоке, до Брянска — на Западе, от Заполярья на Севере, до Краснодарского края на юге страны. Один курсант был из Республики Молдова. Как видно из данных, представленных в табл. 1, всего за 2017 г. дистанционное обучение по разработанной нами модульной программе прошло 70 врачей из 23 республик и областей Российской Федерации. Наибольшее число курсантов было из Свердловской области, где расположен университет, проводящий обучение, и соседней с нею Челябинской области (18,6 и 12,9% соответственно). Повышенное внимание к программам дистанционного обучения проявили представители северных и северо-западных регионов России: Архангельская область (10,0%), ХМАО-Югра (7,1%), Республика Коми (5,7%), Республика Карелия (4,3%) и Вологодская область (4,3%). Пять курсантов (7,1%) были из Самарской области. Остальные регионы были представлены 1—2 курсантами. Данные о медицинских специальностях врачей, прошедших обучение, представлены на рис. 1. Данные свидетельствуют о том, что около половины всех курсантов, прошедших обучение (47,1%) составили врачи психиатры-наркологи. Каждый четвертый обучающийся (22,9%) был врачом-психиатром, каждый десятый — врачом-токсикологом. Далее шли врачи СМП (8,6%). Замыкали список специальностей врачи анестезиологи-реаниматологи и терапевты (5,7% по каждой специальности). Особый интерес представляют данные о предпочтениях курсантов в отношении конкретных учебных программ (табл. 2). Данные, представленные в табл. 2, показывают, что интерес курсантов был продекларирован ко всем разработанным нами программам. Наибольшее число специалистов выбрали два учебных модуля: «Новые виды наркотиков и острые отравления ими» (28,6%) и «Алкоголизм: новый взгляд на проблему» (25,7%). Еще два модуля («Клиника, лечение и профилактика табачной зависимости» и «Диагностика и лечение наркологических заболеваний: от рутины к эффективным современным технологиям») выбрали 14,3% и 10,0% соответственно. Программу «Современные аспекты наркологии» выбрали 11,4% врачей. По частоте использования в числе лидеров фигурируют следующие модули: «Алкоголизм: новый взгляд на проблему» (4 цикла), «Новые виды наркотиков и острые отравления ими» и «Клиника, лечение и профилактика табачной зависимости» (по 3 цикла каждый). Была,отмечена высокая частота обращений и на 144-часовую программу «Современные аспекты наркологии» (4 цикла). Не вызывает сомнения тот факт, что для перспективы реализации учебных программ важно два условия: изначально хорошее качество предлагаемых на рынок образовательных услуг программ и их постоянное обновление. В этой связи отрадно отметить, что высокий уровень качества учебных модулей, представленных автором, подтвержден полученными в адрес ректора УГМУ Благодарственными письмами от работодателей и положительной обратной связью от курсантов, закрепленных как в ответах на анкету по качеству, так и в письмах от врачей, окончивших обучение. Косвенно высокий уровень учебного материала подтверждается и тем, что мы имеем в 2018 г. повторные заявки от врачей, проучившихся в 2017 г. Немаловажным эффектом от внедрения программ дистанционного обучения являются имиджевая и финансовая составляющие. Внедрение модульной программы «Наркология как самостоятельная и междисциплинарная отрасль медицины» и 144-часовой учебной программы «Современные аспекты наркологии» позволило расширить круг обучаемых специалистов и привлечь к обучению докторов из многих регионов страны и ближнего зарубежья. О медицинском университете стало известно многим врачам, которые и не знали о его существовании. Высокий уровень как содержания учебных программ, так и организации процесса обучения был подтвержден положительной обратной связью от работодателей. Непосредственно от курсантов нами были получены благодарственные письма и письма благодарности на имя куратора учебных циклов. Учитывая тот факт, что на кафедре психиатрии нет бюджетных ставок для осуществления дополнительного образования, все циклы осуществлялись на договорной основе. В целом за 2017 год внебюджетная деятельность в рамках реализации дистанционного обучения по внедренной нами модульной программе принесла доход университету в сумме 281 680 руб. Выводы. 1. Федеральный закон от №273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» полностью легитимизировал дистанционные образовательные технологии и приравнял их к традиционным; 2. К дистанционной форме обучения по вопросам наркологии в рамках НМО выразили практический интерес врачи из 23 регионов России, что составило 27% от всех 85 субъектов Федерации. Примечательно, что к предложенной форме обучения тяготеют и коллеги из ближнего зарубежья, например из Приднестровья (Республика Молдова). В целом в 2017 г. программы дистанционного обучения освоили 70 специалистов. Все они получили удостоверения о прохождения обучения установленного государственного образца; 3. В обучении участвовали практически все специалисты, для которых разрабатывалась представляемая междисциплинарная учебная программа, за исключением врачей-педиатров и врачей-инфекционистов. Но интерес к модулю, разработанному для врачей-педиатров в начале 2018 года уже подтвержден тремя реальными заявками на обучение в феврале-марте текущего года. Специальность врач-инфекционист была заявлена в программу обучения по просьбе главного врача Свердловского областного центра профилактики и борьбы со СПИД (ГБУЗ ОЦ СПИД) Подымовой А.С., которая выразила большое желание поучить своих специалистов по программам, связанным с клиникой и диагностикой наркоманий; 4. Практика проведения дистанционного обучения по вопросам наркологии среди врачей различных специальностей показала, что все заявленные тематики актуальны и востребованы врачами. Наибольший спрос выявлен в отношении следующих трех тематических модулей: «Новые виды наркотиков и острые отравления ими», «Алкоголизм: новый взгляд на проблему» и «Клиника, лечение и профилактика табачной зависимости». Стабильным спросом пользовалась 144-часовая учебная программа «Современные аспекты наркологии», позволяющая курсанту сдавать сертификационный экзамен. Врачи двух заявленных специальностей (педиатрия, инфекционные болезни) планируют присоединиться к дистанционному обучению в текущем году; 5. Высокий уровень качества предлагаемых нами учебных программ дистанционного обучения подтвержден благодарственными письмами от работодателей, положительной обратной связью от курсантов и повторными заявками врачей, ранее обучавшихся на наших циклах; 6. Осуществление программ дистанционного образования дает возможность университету довольно существенно расширить круг курсантов в географическом плане. Данное обстоятельство является важным с точки зрения знакомства врачей всех регионов России и зарубежья с Уральским государственным медицинским университетом, его возможностями по дополнительному образованию врачей различных специальностей, что может служить одним из путей повышения рейтинга университета в стране и за рубежом; 7. Дистанционное обучение позволяет студенческим кафедрам, не имеющим ранее возможностей представлять программы дополнительного образования, развивать данную сферу без ущерба для основной деятельности по обучению студентов. Используя возможность осуществления внебюджетной деятельности, преподаватели студенческих кафедр получают возможность повышать свою заработную плату, что является весьма важным условием для закрепления преподавательских кадров; 8. Опыт создания и проведения междисциплинарных учебных программ свидетельствует об актуальности таковой потребности у интернистов и возможен для распространения и в других сферах медицины, например в психиатрии.

Авторы:

Богданов С.И.

Издание: Наркология
Год издания: 2018
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2018.-N 6.-С.8-16. Библ. 9 назв.
Просмотров: 31

Рубрики
Ключевые слова
word
абстинентный
автоматизированный
авторский
активные
акты
алкоголизм
алкоголь
амнестические
анализ
анестезиологическое
анестезиология
анкеты
архангельская
аспекты
аттестация
аудит
аудитория
базы
безопасности
ближнее
блока
болезнь
больные
большая
борьба
брал
брянская
быстрый
бюджет
введен
ведение
ведомственной
ведомственные
веса
вещество
взаимодействие
взгляд
видео
виды
внебюджетные
внедрение
внимание
возврат
воздействие
возможности
возраст
вологодская
вопрос
восток
врача
врачебной
врачи
время
вследствие
входной
выбор
вывод
выделение
вызванные
вызовы
вызываемые
вызывать
вызывающие
выполнение
высокий
высшая
гбуз
географические
главные
года
годовые
государственная
гражданский
даль
дальний
данные
данных
действие
детская
деятельности
диагностика
дистанционная
дистанционного
дистанционное
договорной
доктор
документы
дополнительного
дополнительные
достижение
доход
другого
другому
дым
заболеваемость
заболевания
зависимости
задания
задач
закон
законодательный
занятия
запад
запас
заработная
зарубежье
заявка
здоровья
здравоохранение
знаков
зоны
зрения
изменение
изменения
изучению
имидж
инновационный
интерактивные
интерактивный
интернет
интерниста
интоксикация
инфекцией
инфекций
инфекционная
информации
информационное
исключение
использование
исследование
источник
итоги
кадровый
кадры
каннабиноиды
карелия
кафедра
кафедры
качества
квалификации
классификация
клиники
клиническая
ключ
коми
компетенции
комплекс
компонент
конкретный
контент
контроль
контрольные
косая
краснодарский
кризис
круг
курение
курсов
летучие
лечение
литература
материал
медики
медицин
медицинская
медицинское
междисциплинарная
междисциплинарный
международна
мероприятия
метод
методика
методические
методов
минздрав
министерство
модели
модуль
молдова
московского
наибольшая
наличия
направлениях
направленный
наркологическая
наркология
наркоманией
наркомании
наркотики
наркотические
население
настоящие
наука
научной
начала
некоммерческие
немая
непосредственные
непрерывно
новосибирск
новые
нормативная
нормативные
нормирование
обеспечение
обзор
областей
областной
оборудование
образ
образов
образование
образовательных
образцов
обратная
обращение
обстоятельствам
обучающие
обучение
общей
общие
объединение
обязательного
одного
оказание
окружающая
определение
определения
опыт
организации
организм
осложнение
основа
основания
основной
особенности
особый
острая
осуществление
ответ
отмена
отношение
отравление
отраслевые
отсутствие
оттока
охрана
оценка
пакет
пандемия
патологии
педиатрия
педиатров
педиатры
первая
первичная
перспективы
письма
планы
плата
платформа
повторная
повышение
повышенная
подготовка
подростковая
подход
поза
покоя
пола
политическая
полностью
полноценн
половины
положения
положительные
получение
польза
помещения
помощи
понятие
понятий
портал
порядка
после
последствие
постановление
постоянная
потребителей
потребление
потребности
правила
правительство
практика
практикум
практическая
предпочтений
представители
презентация
преодоления
преподавание
преподаватели
преподавательский
приемное
приказы
применение
принцип
приобретение
приоритеты
приступы
проблема
проблемно
проведение
проведения
проводящая
программ
программам
программного
прогредиентный
проект
промежуточная
простая
профессиональная
профилактика
профилактическая
профиль
проход
прохождение
процесс
прямая
психиатр
психиатрии
психиатрическая
психиатрия
психически
психические
психоактивные
психотерапия
психотические
пункт
путей
путем
пути
пять
работа
работник
работодатель
развитие
раздел
различный
размещение
разработка
рамки
ранний
распространение
распространенность
расстройств
растворители
реабилитации
реализация
регион
регулярный
результата
рейтинг
рекомендации
ремонт
республика
ресурсами
рецензии
речи
рисунок
роль
россии
российская
рост
рубежом
рутин
рынок
сайт
самарская
самоконтроль
самостоятельная
самостоятельной
свердловск
свидетельства
своевременная
связанные
связей
север
северная
семей
сертификация
серый
символы
синдром
синдромы
синтетическая
систем
ситуации
ситуационные
скорая
след
следовой
слова
служб
смешанная
снижение
собственно
совет
современная
содержание
создание
создания
создать
соответствие
состав
состояние
социальная
спектр
специализированная
специалистов
специалисты
специального
специальностей
специальности
специальность
специальным
спид
спирт
спиртовая
списки
способ
справкой
спрос
среда
средств
средства
стабильная
статьи
стран
страна
страхование
страховая
структур
студентов
субъект
сфера
схема
счет
табак
табакокурение
табачной
тематический
темп
терапевты
терапия
территориальная
тест
тестирование
тестовые
техническая
технология
течения
ток
токсикодинамика
токсикокинетика
токсикология
токсикомания
точка
традиционная
требования
трение
тяжелая
удостоверений
указ
университет
употребление
уральский
уровень
уровни
условия
услуг
усовершенствования
утверждение
участие
участники
учебная
ученые
ущерб
факторы
факультет
фармацевтическая
федеральная
федеральный
федерации
фигуры
финансовое
фонды
форма
формирование
формы
фотография
функционирование
хмао-югра
хозрасчетный
хороший
целевая
целом
цель
целях
ценность
центр
цикла
циклов
циклы
часовой
частей
части
частота
часть
челябинск
четвертый
четыре
число
широкая
экзамен
экспертиза
экспертная
электронная
электронный
эра
этанол
этап
этиловый
эффект
эффективность
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.145.70.44)
Яндекс.Метрика