Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017. Гпава III. Анализ положения в мире. Африка. Центральная Америка. Международный комитет по контролю над наркотиками.
Аннотация:
По мнению МККН, его роль, согласно международным договорам, состоит в контроле за тем, чтобы осуществление международных конвенций на национальном уровне не выходило за допустимые рамки. Как мы неоднократно отмечали, конвенции допускают определенную гибкость в отношении осуществления своих положений на национальном уровне, в частности в вопросах определения надлежащих правовых санкций, в том числе не связанных с наказанием и лишением свободы, за мелкие правонарушения, например хранение наркотиков для личного пользования. Однако такая гибкость имеет свои пределы и не подразумевает возможности регламентировать использование наркотиков в немедицинских целях. Сегодня перед государствами-участниками встает вопрос о том, как реагировать на развитие ситуации в некоторых странах, которые разрешают и регламентируют использование наркотиков в немедицинских целях вопреки положениям договоров. Успех дальнейшего международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками будет зависеть от осознания государствами-участниками того факта, что главной целью договоров о наркотиках является охрана здоровья людей и защита их прав. Как орган, уполномоченный следить за осуществлением международных договоров, МККН исходит из того, что государства-участники понимают, что в их обязанность входит профилактика злоупотребления наркотиками, лечение связанных с ними расстройств и уменьшение негативных последствий в соответствии с принципами и положениями конвенций и политических деклараций. Охрана здоровья и благополучия населения остается конечной целью системы международного контроля над наркотиками, а все стратегии и программы, направленные на решение текущих проблем в данной области на сбалансированной основе, в соответствии с положениями международных договоров и при уважении прав человека, будут и впредь пользоваться при знанием и поддержкой МККН. Ключевые слова: Международный комитет по контролю над наркотиками, доклад за 2017 г., наркотические средства, психотропные вещества, международная система контроля. А. Африка. 1. Основные события. 362. Незаконные производство, оборот и потребление каннабиса, главного проблемного наркотика в Африке, остаются серьезным вызовом. В то время как марихуана незаконно выращивается во всех субрегионах, незаконное производство смолы каннабиса по-прежнему ограничено несколькими странами Северной Африки. По сообщению властей Марокко, объем изъятий смолы каннабиса в 2016 году еще более вырос — примерно 237 т, тогда как Алжир и Египет сообщили о значительном сокращении объемов изъятий. 363. Хотя каннабис остается наиболее широко потребляемым веществом в Африке, сообщается также о росте злоупотребления кокаином, различными опиоида-ми (включая трамадол), стимуляторами амфетаминового ряда и новыми психоактивными веществами. Употребление наркотиков, в частности злоупотребление героином, похоже, также выросло во всех субрегионах Африки. 364. Незаконный оборот наркотиков нередко происходит параллельно с другими незаконными видами деятельности, такими как торговля людьми и оружием, что лишь ухудшает ситуацию с безопасностью и стабильностью на всем Африканском континенте. В Южной Африке уровень наркопреступности повысился на 11 процентов по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Всплеск наркопреступности зафиксирован в восьми из девяти провинций Южной Африки. 365. Действующие в Африке транснациональные организованные преступные сообщества, в том числе занимающиеся оборотом наркотиков, все чаще осуществляют незаконную деятельность через Интернет. Как сообщило Национальное агентство Нигерии по обеспечению соблюдения законов о наркотиках, наиболее распространенным источником наркотиков стали различные веб-страницы и блоги, а объемы рекламы и продаж наркотиков в Интернете растут. 2. Региональное сотрудничество. 366. В ноябре 2016 года Интерпол провел восьмидневную операцию под кодовым названием «Адвенпа II» по укреплению безопасности границ в субрегионе Западной Африки. Операция была направлена на закрепление успеха первой операции «Адвенпа», которая была проведена в рамках программы наращивания потенциала в сфере пограничного контроля в Западной Африке. В операции «Адвенпа II» участвовали 28 важных контрольно-пропускных пунктов на границе между 14 странами: Бенином, Буркина-Фасо, Гайбией, Ганой, Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Кот-д'Ивуаром, Либерией, Мали, Нигером, Нигерией, Сенегалом, СьерраЛеоне и Того. В результате операции были, в частности, произведены многочисленные изъятия кокаина, кан-набиса, героина, метамфетамина и других наркотиков. 367. В 2016 году УНП ООН, ЭКОВАС и Европейский союз объявили прием заявок на финансирование инновационных проектов и экспериментальных программ в области профилактики наркомании. Был отобран ряд инициатив и программ в Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Либерии, Мавритании, Сьерра-Леоне и Того. Главной целевой группой проектов является молодежь. Предоставление финансирования должно позволить организациям гражданского общества осуществлять мероприятия и стратегии, профилактический эффект которых подтверждается имеющимися научными данными в соответствии с Международными стандартами профилактики наркомании УНП ООН. Была также оказана поддержка национальным органам и учреждениям в целях поощрения внутриотраслевого сотрудничества. 368. С 20 по 24 марта 2017 года в Аддис-Абебе прошло второе совещание Специализированного технического комитета Африканского союза по вопросам здравоохранения, населения и контроля над наркотическими средствами. В совещании участвовали представители 34 государств — членов Африканского союза, органов Африканского союза, ЭКОВАС, учреждений Организации Объединенных Наций, межправительственных и неправительственных организаций и партнеров по сотрудничеству. На совещании были представлены следующие государства — члены Африканского союза: Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея, Демократическая Республика Конго, Египет, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Лесото, Мавритания, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Объединенная Республика Танзания, Руанда, Свазиленд, Сенегал, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тунис, Уганда, Чад, Эритрея, Эфиопия, Южная Африка и Южный Судан. На совещании министров, проведенном в рамках этого мероприятия, был одобрен ряд рекомендаций, в том числе о необходимости рассматривать расстройства на почве употребления наркотиков как нарушения здоровья и лечить их соответствующим образом; разработать и принять полноценную национальную политику в области наркотиков; обеспечить доступ к лечению и психологической помощи для лиц, употребляющих наркотики; признать особые риски, с которыми сталкиваются молодые женщины и девочки в связи с употреблением наркотиков; включить тему профилактики потребления наркотиков в основные программы подготовки сотрудников правоохранительных органов и медицинских учреждений с целью увеличить численность специалистов по профилактике наркомании в Африке. 369. В январе 2017 года в Аддис-Абебе был официально учрежден Механизм сотрудничества между органами полиции Африканского союза (АФРИПОЛ). Механизм провел свое первое общее собрание в Алжире в мае 2017 года. Участники из 45 государств —- членов Африканского союза договорились принять трехлетний план работы (2017—2019 годы), в котором определены стратегические цели по различным областям преступности, включая незаконный оборот наркотиков. 370. В марте 2017 года в Занзибаре состоялась первая встреча представителей Трехсторонней инициативы с представителями государств Африки и региона Индийского океана. В работе этого совещания приняли участие в том числе следующие шесть африканских государств: Кения, Мадагаскар, Нигерия, Объединенная Республика Танзания, Сейшельские Острова и Южная Африка. Совещание предоставило возможность на межрегиональном уровне обменяться опытом и передовыми видами практики в области выявления, расследования и ликвидации используемых транснациональными организованными преступными группами методов финансирования своей деятельности. 371. С 18 по 22 сентября 2017 года в Хургаде (Египет) прошло Двадцать седьмое Совещание руководителей национальных учреждений по обеспечению соблюдения законов о наркотиках стран Африки. На совещании были обсуждены вопросы регионального и субрегионального сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков. В формате рабочих групп были рассмотрены следующие темы: эффективные меры борьбы с отмыванием денег и незаконными финансовыми потоками; улучшение взаимодействия региональных платформ для связи органов по обеспечению соблюдения законов о наркотиках в странах Африки; незаконный оборот новых психоактивных веществ, в том числе ката (Catha edulis), бензодиазепинов и трамадола, и правоохранительные меры реагирования; учет особых потребностей женщин и девочек в контексте мировой проблемы наркотиков. 3. Национальное законодательство, политика и мероприятия. 372. В марте 2017 года Сейшельские Острова внесли поправки в Закон о злоупотреблении наркотиками, добавив в Список I синтетические каннабинои-ды в любой форме. 373. В новом национальном плане развития Сомали на период 2017—2019 годов, опубликованном федеральным правительством в ноябре 2016 года, указано, что незаконный оборот наркотиков создает серьезную угрозу безопасности на море. Стратегическое географическое положение Сомали открывает широкие возможности для незаконной деятельности, включая незаконный оборот наркотиков. В плане подчеркивается, что наркотики являются серьезной проблемой современной сомалийской молодежи. Национальный план развития предусматривает расширение экономических возможностей молодежи как один из способов противодействия этим негативным тенденциям. 374. В мае 2017 года парламент Туниса принял Закон №2017-39 о внесении поправок в Закон №92-52 о наркотических средствах. Эта поправка отменяет действие статьи 12 Закона №92-52 и заменяет ее другой статьей. Согласно этой новой статье, судьям разрешается по собственному усмотрению (в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса) не назначать минимальный срок тюремного заключения и штраф, предусмотренные законом №92-52. Это относится только к потреблению или хранению наркотиков для личного потребления. 375. В феврале 2017 года функции главного органа в области контроля над наркотиками в Объединенной Республике Танзания официально перешли от Комиссии по контролю над наркотиками к Управлению по контролю над наркотиками и правоприменению. Управление создано в соответствии с Законом о контроле над наркотиками и правоприменительной деятельности 2015 года, заменившим собой Закон о наркотиках и предотвращении незаконного оборота наркотиков 1995 года. Ему поручено координировать национальные меры борьбы с наркотиками и предоставлены полномочия проводить расследования, изымать наркотики и задерживать нарушителей. 4. Культивирование, производство, изготовление и незаконный оборот а) Наркотические средства. 376. Африка по-прежнему является основным регионом транзита для наркоторговцев. Каннабис продолжает создавать проблемы на континенте. В то время как марихуана незаконно выращивается во всех субрегионах, незаконное производство смолы каннабиса по-прежнему ограничено несколькими странами, в основном в Северной Африке, а в качестве страны происхождения в сообщениях чаще всего фигурирует Марокко. По имеющимся сведениям, основная часть смолы каннабиса из Северной Африки незаконно поступает в Европу. Оборот же марихуаны, судя по имеющейся информации, происходит в основном в пределах Африканского континента. Также растет значимость Африки как региона транзита кокаина. Если в предыдущие годы основным районом транзита кокаина были страны Западной Африки, в настоящее время для транзита кокаина из Южной Америки в Европу все чаще используются также страны Северной Африки. По данным УНП ООН, кокаин попадает в Африку различными путями, главным образом напрямую из Южной Америки, либо в обход через Сахельский регион и Западную Африку или, реже, через Европу. Опиаты афганского происхождения поставляются транзитом через Африку в Европу, Северную Америку и на другие рынки сбыта. 377. Об изъятиях марихуаны в 2016 году сообщили несколько африканских стран. По сообщениям из Египта, объем изъятий сократился примерно на 45 процентов по сравнению с предыдущим годом — с 360 до 200 т. Объем изъятий на Мадагаскаре, по сообщениям, также сократился на 62 процента — с 8 до 3 т, в то время как Замбия сообщила о росте изъятий с 17 до 20 т. О крупных изъятиях марихуаны сообщили также Гана (более 2 т), Кения (почти 9 т), Мозамбик (более 1 т), Нигерия (более 4 т) и Судан (45 т). 378. В 2016 году Марокко сообщило об изъятии одного из самых больших объемов смолы каннабиса в мире, составившего почти 237 т (в 2015 году — 235 т). Большая часть смолы каннабиса, изъятой в Марокко, предназначалась для сбыта на европейских рынках, в частности в Испании и Франции, а часть — для сбыта на местном рынке. Серьезной проблемой для марокканских властей также остается незаконный оборот каннабиса по морю. 379. Об изъятии больших объемов смолы каннабиса вновь сообщили Алжир и Египет. Однако за последние несколько лет, особенно с 2013 года, объемы, о которых сообщают правительства обеих стран, заметно сократились. В Алжире объем изъятий смолы каннабиса в 2016 году сократился до 109 т — на 14 процентов по сравнению с показателями 2015 года (127 т) и на 48 процентов по сравнению с показателями 2013 года (211 т). По имеющимся оценкам, от 75 до 80 процентов смолы каннабиса незаконно провозится через северо-западные провинции страны, в том числе через морские порты. Остальные 20—25 процентов предназначаются для внутреннего потребления. Египет сообщил об изъятии в 2016 году около 29 т смолы каннабиса, что на 12 процентов меньше, чем в 2015 году (33 т), и на 65 процентов меньше, чем в 2013 году (84 т). 380. Различные сообщения, поступающие из стран Европейского союза, говорят о появлении нового маршрута незаконного оборота смолы каннабиса через Ливию, превратившуюся в крупный транзитный центр. Смола каннабиса из Марокко все чаще переправляется по Средиземному морю, главным образом в Италию, а оттуда — в другие пункты назначения. Однако основная часть смолы каннабиса из Марокко по-прежнему поступает в-Испанию и лишь меньшая часть в Италию — напрямую либо через Ливию. 381. Поступающие из африканских стран данные об уничтожении посевов каннабиса по-прежнему носят ограниченный характер, поэтому оценить усилия в этом направлении весьма сложно. Судя же по имеющейся информации, Марокко занимает второе, а Нигерия — третье место в мире по площади посевов каннабиса, ликвидированных в период 2010—2015 годов. Хотя, по данным национальных властей, площадь посевов каннабиса в Марокко в последние годы сократилась, размер урожая, похоже, остался стабильным в результате внедрения высокоурожайных сортов. Имеются сведения о том, что в последнее время в Марокко были внедрены новые агротехнические методы и сорта с высоким содержанием действующих веществ. Также в 2016 году власти Кении уничтожили 12 га посевов каннабиса и изъяли 6095 растений каннабиса, а власти Замбии изъяли порядка 40 т растений каннабиса. 382. О растущем значении Африки как транзитного региона для кокаина говорит ряд крупных изъятий этого наркотика, о которых сообщили разные страны континента. По мнению УНП ООН, такое развитие ситуации обусловлено расширением рынка кокаина во всем мире. 383. Ввоз кокаина из Южной Америки в Марокко осуществляется в основном коммерческим воздушным и морским транспортом. В 2016 году власти Марокко сообщили об изъятии самого большого объема кокаина в истории страны — 1 621 кг (для сравнения: в 2015 году было изъято 120 кг). В октябре 2017 года, по сообщениям, власти Марокко изъяли 2,5 т кокаина в ходе только одной операции, проводившейся в двух разных местах. Кокаин происходил из Бразилии и предназначался для стран Африки и Европы. В январе 2017 года уголовная полиция страны сообщила об изъятии в Танжере еще около 116 кг кокаина. 384. О беспрецедентном объеме изъятий кокаина из Южной Америки также сообщили власти Туниса. Как представляется, Тунис является как страной транзита, так и страной назначения кокаина из Южной Америки. В сентябре 2016 года властями Бразилии было изъято 602 кг кокаина, сокрытого в 18 мешках органического сахара, помещенных в контейнер, который направлялся в порт Туниса через Италию. В марте 2017 года береговая охрана Туниса изъяла более 31,5 кг кокаина на Средиземном море. В 2016 году об изъятии кокаина сообщили также Алжир (59 кг), Египет (26 кг), Замбия (26 кг), Кения (ИЗ кг), Судан (10 кг) и Южная Африка (191 кг). 385. Об изъятиях кокаина сообщили также другие страны Африки, включая Джибути, Гану, Мадагаскар, Мали, Мозамбик и Нигерию. В январе 2017 года в главном порту Джибути сотрудниками полиции было изъято 500 кг кокаина в грузе из Бразилии. По данным властей, это крупнейшее изъятие кокаина в Джибути и всей Восточной Африке с 2004 года. Важной страной транзита кокаина, предназначенного для сбыта в Европе, является Гана, хотя объем производимых там изъятий сократился и в настоящее время является довольно скромным. В 2016 году Гана сообщила об изъятии 6 кг кокаина (из Бразилии), тогда как в 2014 году там было изъято 465 кг, а в 2013 году — 901 кг. В 2016 году Мадагаскар и Мозамбик сообщили о незначительных изъятиях кокаина — менее 1 кг в каждой из этих двух стран. 386. В декабре 2016 года и январе 2017 года в Бамако (Мали) сотрудники совместной целевой группы по пресечению незаконного оборота в аэропортах, созданной в рамках проекта УНП ООН, Интерпола и Всемирной таможенной организации (ВТО) по обеспечению связи между аэропортами (AIRCOP), изъяли 2 кг кокаина, следовавшего из Латинской Америки в Европу. В 2016 году Нигерия сообщила об изъятии в общей сложности 82 кг кокаина. 387. Незаконный оборот опиатов из Афганистана по южному маршруту продолжается, а злоупотребление опиатами в Африке продолжает расти. В Южной Африке имело место несколько случаев контрабандного ввоза героина из Пакистана для переправки в Соединенные Штаты. Основная же часть незаконно ввозимого в Южную Африку героина предназначалась для местного потребления. В 2016 году об изъятиях героина сообщило лишь небольшое число африканских стран: Алжир, Гана, Египет, Замбия, Кения, Мадагаскар, Марокко, Мозамбик, Нигерия, Объединенная Республика 1 анзания и Южная Африка. Изъятое количество составляло от 30 г до 816 кг. В период с января по июнь 2017 года властями Объединенной Республики Танзания было изъято более 27 кг героина. Сообщения об изъятиях героина, незаконно ввезенного из Африки, поступают также от властей европейских стран. Объединенные военно-морские силы, действующие в Индийском океане у побережья Восточной Африки, регулярно перехватывают грузы героина весом в несколько сот килограммов. Так, в мае 2017 года Королевскими военно-морскими силами Соединенного Королевства было обнаружено и уничтожено 266 кг героина, находившегося в морозильной камере рыболовецкого судна. 388. В Южной Африке растет злоупотребление наркотической смесью «ньяопе», хотя она запрещена с марта 2014 года. Ее основным действующим веществом является героин, а смесь вызывает быстрое привыкание. Смесь «ньяопе» обычно заворачивается в листья каннабиса и потребляется путем курения. Симптомы абстиненции очень серьезны. Смесь «ньяопе» потребляется главным образом молодыми людьми из бедных слоев населения, поскольку она дешевле других наркотиков и легко доступна в населенных пунктах и неформальных поселениях. Ь) Психотропные вещества 389. Власти Марокко сообщили об изъятии более 1 млн таблеток психотропных веществ в 2016 году. 390. Все большее беспокойство вызывает изготовление метамфетамина в Западной Африке. В последние годы метамфетамин ввозился в Азию и Океанию из разных субрегионов Африки, в первую очередь из Северной, Западной и Центральной Африки. Действующие в Нигерии организованные преступные сети, занимающиеся изготовлением и незаконным оборотом метамфетамина, ориентируются главным образом на рынки стран Юго-Восточной Азии. В период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года Национальное агентство Нигерии по обеспечению соблюдения законов о наркотиках сообщило об изъятиях нескольких веществ, включая метамфетамин. Общий объем изъятий метамфетамина составил 40 кг. В 2016 году власти Кении и Южной Африки сообщили об изъятии 9 кг и 440 кг метамфетамина соответственно. 391. В рамках операции «Крылатка», проведенной под руководством Интерпола, удалось выявить сеть западноафриканских организованных преступных групп, занимавшихся незаконным оборотом метамфетамина. В ходе операции было изъято в общей сложности более 120 кг метамфетамина. В результате обмена разведывательными данными был произведен ряд задержаний. Эти задержания позволили выявить маршрут незаконного оборота кокаина через Эфиопию на Ближний Восток, в Азию и Тихоокеанский регион. 392. В 2016 году Полицейская служба Южной Африки сообщила об увеличении количества подпольных лабораторий по изготовлению синтетических наркотиков, включая метамфетамин, предназначенных в основном для сбыта на внутреннем рынке. Основными рынками сбыта метамфетамина, изготовляемого в Восточной Африке, являются Восточная Азия и, в меньшей степени, Южная Африка. с) Прекурсоры. 393. Из-за низкого уровня представления сведений по Форме D надежные данные об изъятии в регионе веществ, включенных в Таблицы I и II Конвенции 1988 года, и веществ, не подпадающих под международный контроль, по-прежнему носят ограниченный характер или отсутствуют. По состоянию на 1 ноября 2017 года Форму D за 2016 год заполнили лишь 21 африканская страна, а в большинстве случаев данные либо отсутствуют, либо являются неполными. Однако сообщения, передаваемые через систему PICS, свидетельствуют о том, что в Африке сохраняется проблема незаконного оборота химических веществ прекурсоров. 394. Согласно данным, переданным через систему PICS, в период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года среди стран происхождения, транзита или назначения прекурсоров фигурировали такие африканские страны, как Мозамбик, Нигерия, Объединенная Республика Танзания и Южная Африка. Основным прекурсором, о котором сообщалось через систему PICS, был эфедрин, используемый при незаконном изготовлении метамфетамина. В сообщениях упоминалось также о таких прекурсорах, как ангидрид уксусной кислоты (ключевое химическое вещество при изготовлении героина), ацетон и метилэтилкетон. 395. По имеющимся данным, одним из основных пунктов назначения контрабандного эфедрина и псевдоэфедрина по-прежнему является Южная Африка. В ноябре 2016 года Национальное агентство Нигерии по обеспечению соблюдения законов о наркотиках сообщило через систему PICS о единовременном изъятии в аэропорту Лагоса почти 84 кг эфедрина, предназначавшегося для Южной Африки. Индийским Бюро по контролю над наркотиками было изъято 15 кг псевдоэфедрина, также предназначавшегося для Южной Африки. 396. По сообщениям властей Объединенной Республики Танзания, утечка прекурсоров в сферу незаконного оборота в 2017 году не прекратилась. В рамках одного из изъятий наряду с другими химическими веществами было изъято 25 л ангидрида уксусной кислоты из Франции. По другим фактам изъятия крупных объемов химических веществ — прекурсоров ведется расследование. 397. Всеобъемлющий обзор положения в области контроля над прекурсорами и химическими веществами, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ в Африке, содержится в докладе Комитета за 2017 год о выполнении статьи 12 Конвенции 1988 года. d) Вещества, не подпадающие под международный контроль. 398. Незаконный оборот и злоупотребление веществами, на которые не распространяется международный контроль, по-прежнему являются серьезной проблемой в ряде африканских стран. По имеющимся данным, все более широкое распространение получает немедицинское применение трамадола — синтетического опиоидного анальгетика, о чем свидетельствуют изъятия этого вещества в Центральной, Северной и Западной Африке. 399. Рост злоупотребления трамадолом отмечен в Сахельском регионе. В 2016 году в Нигере, наиболее сильно затронутом проблемой злоупотребления трамадолом, было изъято более 8 млн таблеток. Власти Нигерии сообщили об изъятии 3,1т трамадола в 2016 году. Рост злоупотребления произошел также и в Ливии, которая считается одним из основных источников трамадола, незаконно ввозимого в Египет. Среди наркотиков, изъятых правительствами стран Западной Африки в 2016 году в рамках Глобальной программы УНП ООН по контролю за контейнерными перевозками, было более 10 т трамадола. В Судане в 2016 году было изъято почти 700 тыс. таблеток. 400. В ноябре 2017 года власти Индии, по сообщениям, изъяли рекордный объем таблеток метаква-лона весом в 23,5 т. Сырье для производства метак-валона было ввезено из Индонезии, тогда как конечный продукт предназначался для Мозамбика или Южной Африки. Власти Южной Африки сообщили в 2016 году об изъятии почти 4 т метаквалона. 401. Кат (Catha edulis) — вещество растительного происхождения, не подпадающее под международный контроль. В период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года было зафиксировано несколько сообщений о случаях, связанных с катом африканского происхождения. В 2017 году власти Испании сообщили об изъятии двух партий ката — весом в 75 кг из Кении и весом в 100 кг из Эфиопии. Власти Малайзии сообщили о 10 эпизодах, в рамках которых был изъят в общей сложности 231 кг ката из Эфиопии. Объем изъятий ката в каждом отдельном случае составлял от 8 до 78 кг. В 2016 году Судан сообщил об изъятии. 5. Злоупотребление и лечение. 402. Основным наркотиком, с которым связано большинство обращений за наркологической помощью в Африке, остается каннабис. Согласно имеющимся данным, показатель распространенности употребления каннабиса в течение последнего года среди африканцев в возрасте от 15 до 64 лет остается высоким и составляет 7,5 процента, что почти вдвое превышает среднемировой уровень. Наиболее высокий показатель в 12,4 процента наблюдается в субрегионах Западной и Центральной Африки. Реальные же масштабы злоупотребления каннабисом в Африке неясны, поскольку данные о распространенности являются в большинстве своем устаревшими или нерепрезентативными либо вовсе отсутствуют. Это касается не только каннабиса, но и остальных наркотиков. 403. Судя по имеющимся ограниченным данным, в Африке происходит более резкий рост потребления героина, чем в других регионах мира. По данным УНП ООН, о росте злоупотребления героином сообщили Замбия, Кения, Кот-д'Ивуар, Мозамбик, Нигерия, Объединенная Республика Танзания и Южная Африка. Из этих стран Мозамбик, Нигерия, Объединенная Республика Танзания и Южная Африка сообщили также о росте числа лиц, обращающихся за лечением в связи с расстройствами на почве употребления опиоидов. По оценкам, показатель распространенности потребления опиатов в течение года среди африканского населения в возрасте от 15 до 64 лет составляет 0,30 процента, или более 2 млн человек, что сопоставимо со среднемировым показателем в 0,37 процента. 404. В Нигерии растет злоупотребление наркотиками, особенно среди женщин и молодежи. В стране имеются ограниченные возможности для лечения, а потребители наркотиков подвергаются стигматизации со стороны окружающих. Тем не менее за последние годы качество наркологической помощи в Нигерии улучшилось благодаря введению национальных минимальных стандартов в области лечения наркозависимости и стандартной политики и практических инструкций для консультантов, сотрудничающих с Национальным управлением по обеспечению соблюдения законов о наркотиках. Рекомендованные Управлением стратегии борьбы с ростом злоупотребления наркотиками включают профориентацию и обучение молодежи, сокращение спроса, восстановление трудоспособности и возвращение в общество наркозависимых лиц. 405. В июне 2017 года Министерство здравоохранения Кении приступило к осуществлению национальной программы лечения расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. В Кении наблюдается рост злоупотребления психоактивными веществами. Всплеск злоупотребления инъекционными наркотиками можно объяснить сочетанием таких факторов, как расширение международного незаконного оборота и особенности географического положения Кении, расположенной на пересечении международных торговых путей в регионе. По статистике, более 50 процентов потребителей наркотиков составляют лица в возрасте от 10 до 19 лет, что может иметь катастрофические последствия для социально-экономического развития страны и здоровья населения. Как показывает практика, расширение услуг по лечению расстройств на почве употребления психоактивных веществ и постоянное улучшение качества оказываемых услуг имеют решающее значение для сокращения спроса на наркотики, уменьшения риска ВИЧ-инфицирования лиц, употребляющих наркотики, и снижения наркопреступности. 406. Системы здравоохранения в большинстве африканских стран не имеют ресурсов или возможностей для оценки масштабов и тенденций потребления наркотиков и предоставления надлежащих услуг по профилактике и лечению наркомании. Однако в Бурунди, Кабо-Верде, Кении, Либерии, Маврикии, Мадагаскаре, Мозамбике, Нигерии, Объединенной Республике Танзания, Сейшельских Островах, Сенегале, Эритрее и Эфиопии качество наркологической помощи заметно улучшилось. 407. Опиоидная заместительная терапия в настоящее время предлагается в нескольких африканских странах, в том числе в Алжире, Кении, Маврикии, Марокко, Объединенной Республике Танзания, Сенегале и Южной Африке. Кроме того, Египет рассматривает возможность осушествления пилотного проекта в данной области, а Сейшельские Острова проводят оценку пилотного проекта. По данным Африканского союза, программы обмена игл и шприцев среди лиц, злоупотребляющих инъекционными наркотиками, действуют в Кении, Маврикии и в Объединенной Республике Танзания. Кроме того, в 2017 году в Марокко были открыты два новых наркологических центра, а Египет открыл центр лечения наркозависимости в Каире. С 2016 года в Марокко наряду с метадоном разрешено использование бупренорфина. Аналогичным образом, Маврикий разрешил использовать бупренорфин и налтрексон в целях профилактики рецидивов, а Занзибар и Объединенная Республика Танзания начали использовать метадон. 408. По состоянию на 31 декабря 2016 года в Центр комплексного лечения наркозависимости университетской больницы Дакара была подана 651 заявка на включение в программу опиоидной заместительной терапии, но к участию в программе было допущено только 178 человек ввиду ограниченного количества мест. В качестве наркотика-заместителя используется метадон. 409. В феврале 2017 года при поддержке Министерства здравоохранения Туниса был вновь открыт единственный центр лечения и профилактики наркомании в стране «Эль-Амаль». Он был закрыт несколькими годами ранее. Открытие центра будет способствовать улучшению качества наркологической помощи в стране. 410. В 2016 году было опубликовано исследование об особенностях злоупотребления психоактивными веществами среди студентов Южной Африки. В рамках исследования было установлено, что текущий уровень употребления каннабиса составляет 17,3 процента. В рамках другого исследования, также опубликованного в 2016 году, было установлено, что наиболее распространенными формами полинаркомании среди учащихся в возрасте от 10 до 19 лет в Ботсване являются употребление запрещенных наркотиков и табака (26,6 процента), употребление алкоголя в сочетании с табаком и запрещенными наркотиками (18,7 процента) и употребление запрещенных наркотиков в сочетании с алкоголем (12,3 процента). В каждом случае вероятность одновременного употребления нескольких психоактивных веществ была выше среди учащихся мужского, чем среди учащихся женского пола. Другой вывод исследования заключается в том, что употребление психоактивных веществ, вызывающих привыкание, хотя бы раз в течение жизни представляет собой обычное явление в Ботсване. Этот вывод говорит о необходимости незамедлительного принятия комплексных мер. 411. Страны Африки по-прежнему отстают в области лечения расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. По данным УНП ООН, средства на лечение таких расстройств выделяются лишь в трети стран Африки. Во многих африканских странах по-прежнему ощущается нехватка лечебных и реабилитационных учреждений, а также базовой наркологической помощи и медицинских услуг. Основным видом лечения является деток-сикация, иногда в сочетании с психосоциальной поддержкой. Имеющиеся учреждения, как правило, плохо финансируются и испытывают нехватку квалифицированных сотрудников. Помощь обычно предоставляется в переполненных психиатрических больницах, не имеющих специальных служб лечения наркозависимости, или оказывается народными целителями и религиозными учреждениями, за которыми нет никакого надзора. В. Центральная Америка и Карибский бассейн. 1. Основные события. 412. Регион Центральной Америки и Карибского бассейна по-прежнему является важным перевалочным пунктом для перевозки запрещенных наркотиков из стран-производителей в Южной Америке, в частности кокаина из Колумбии и Перу, на конечные рынки назначения в Северной Америке и Европе. Согласно Всемирному докладу о наркотиках, 2017 год УНП ООН, по оценке Администрации по контролю за соблюдением законов о наркотиках Соединенных Штатов, в 2015 году 76 процентов поставок кокаина из Южной Америки осуществлялись транзитом через восточную часть Тихого океана, зачастую морскими судами и полупогружными лодками, в Центральную Америку или Мексику, а затем по суше в Соединенные Штаты. Доминиканская Республика является главной зоной транзита кокаина в Карибском субрегионе. 413. По оценкам опубликованного в мае 2017 года исследования, за последние десять лет потери лесных угодий, вызванные незаконным оборотом кокаина, составили от 15 до 30 процентов (1 500—3 000 га) в Гватемале, Гондурасе и Никарагуа. От 30 до 60 процентов этого сокращения площади лесов произошло в районах, охраняемых на национальном или международном уровне. Подобное обезлесение, вызванное незаконным оборотом кокаина, наблюдалось во всем субрегионе, однако в других странах Центральной Америки оно проявлялось в менее ярко выраженной форме. Исследование указывает на наличие связи между незаконным оборотом наркотиков и приобретением земель, которые используются для незаконных лесозаготовок и скотоводства в целях отмывания денег. Кроме того, в качестве одного из факторов, обусловливающих сокращение лесных угодий, приводится строительство секретных дорог и тайных взлетно-посадочных полос, которые используются для перевозки запрещенных наркотиков. 2. Региональное сотрудничество 414. На Двадцать седьмом Совещании руководителей национальных учреждений по обеспечению соблюдения законов о наркотиках региона Латинской Америки и Карибского бассейна его участники рассмотрели региональные проблемы незаконного оборота наркотиков и оценили последующие меры по осуществлению Политической декларации и Плана действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков, а также провели обзор хода выполнения резолюции 60/1 Комиссии по наркотическим средствам. Кроме того, участники Совещания рассмотрели ряд тематических вопросов, в том числе использование региональных информационных платформ для обеспечения соблюдения законов о наркотиках; связи между незаконным оборотом наркотиков и другими формами организованной преступности; альтернативы тюремному заключению за совершение определенных правонарушений, такие как стратегии сокращения спроса на наркотики; и меры, направленные на удовлетворение особых потребностей детей и молодежи в целях профилактики и лечения злоупотребления наркотиками, а также решения проблем, обусловленных вовлечением в связанную с наркотиками преступную деятельность. 415. Межамериканская комиссия по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами (СИКАД) Организации американских государств (ОАГ) на своей Шестидесятой очередной сессии, состоявшейся в ноябре 2016 года на Багамских Островах, приняла План действий по борьбе с наркотиками в Западном полушарии на 2016—2020 годы. В Плане действий, основанном на предыдущих стратегиях, определены пять стратегических направлений деятельности: укрепление институтов, сокращение спроса, сокращение предложения, меры контроля и международное сотрудничество. 416. В ноябре 2016 года Сальвадор, Гватемала и Гондурас подписали трехстороннее соглашение о безопасности, послужившее основой для создания Трехсторонней целевой группы. В соответствии с этим соглашением правительства трех стран «северного треугольника» обязались в период до 15 ноября 2017 года сотрудничать и координировать свои действия по семи направлениям деятельности, в том числе в области противодействия организованной преступности, обеспечения безопасности границ, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и урегулирования таможенных вопросов. 417. В июле 2017 года на третьем техническом совещании по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков органов Кубы и Соединенных Штатов по обеспечению соблюдения законов о наркотиках должностные лица двух стран подписали двустороннее соглашение о мерах укрепления сотрудничества между их правительствами в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 418. В Панаме во исполнение принятого в стране Закона №21 от 1 июля 2016 года в настоящее время ведется работа по согласованию с Перу политики и действий в целях предупреждения незаконного производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ и борьбы с ними. Кроме того, Закон предусматривает оказание поддержки усилиям в области профилактики наркомании и реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками. Аналогичным образом, в ноябре 2016 года в Панаме был принят Закон №62, который предусматривает координацию с Парагваем политики по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими. 419. Согласно данным УНП ООН, правительства стран региона все более активно участвуют в разработанной УНП ООН и ВТО Программе контроля за контейнерными перевозками. Программа была расширена и охватывает теперь не только морские, но и воздушные грузовые перевозки, и в ней участвуют правительства Гватемалы, Гондураса, Доминиканской Республики, Кубы, Панамы, Сальвадора, Эквадора и Ямайки. В 2017 году благодаря Программе контроля за контейнерными перевозками в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна было изъято более 35 т кокаина и 200 кг каннабиса. 3. Национальное законодательство, стратегии и принятые меры. 420. В апреле 2017 года правительством Сент-Китса и Невиса была учреждена Национальная комиссия по каннабису, в состав которой вошли представители секторов образования, здравоохранения, правопорядка, банковского дела и религиозных организаций. Мандат Комиссии заключается в изучении различных последствий в случае возможной декриминализации каннабиса в этой стране. 421. Управление по лицензированию производителей каннабиса Ямайки, созданное в соответствии с Законом об опасных наркотических средствах (с поправками) 2015 года, начало официально предоставлять условные разрешения на выдачу лицензий нескольким местным производителям и переработчикам каннабиса. Управление по лицензированию производителей каннабиса ожидает, что легальное коммерческое производство каннабиса может начаться в конце 2017 года. 422. В марте 2017 года правительство Багамских Островов опубликовало Национальную стратегию по борьбе с наркотиками на 2017—2021 годы. Стратегия определяет общую основу для всех усилий по контролю над деятельностью в отношении наркотиков на Багамских Островах и включает элементы Плана действий СИКАД по борьбе с наркотиками в Западном полушарии на 2016—2020 годы, рекомендаций, содержащихся в итоговом документе тридцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи по мировой проблеме наркотиков, состоявшейся в 2016 году, и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Одним из основных изменений по сравнению с предыдущей пятилетней стратегией по борьбе с наркотиками является переход к использованию принципа охраны здоровья населения вместо акцента на меры системы уголовного правосудия в борьбе с национальной проблемой наркотиков. 423. Законодательные органы Коста-Рики приняли ряд новых законов и внесли изменения в свое национальное законодательство и процедуры контроля. Принятый в мае 2017 года Закон №9449 реформирует ряд статей Закона №7786 этой страны. В целях борьбы с отмыванием денег, полученных от незаконной деятельности, эти реформы ужесточают процедуры совершения денежных операций, осуществляемых финансовыми учреждениями и специалистами. 424. Сенат Доминиканской Республики утвердил новое законодательство о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В соответствии с этим законодательством был отменен предыдущий Закон №72-02 об отмывании доходов от преступной деятельности в связи с незаконным оборотом наркотиков и создана новая нормативно-правовая база для деятельности финансовых учреждений. Новое законодательство также включает обновленные положения о категориях преступлений, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также о применимых санкциях. 425. В Сальвадоре была принята новая пятилетняя национальная стратегия борьбы с наркотиками, включающая вопросы прав человека, тендерного равенства и научно обоснованных доказательств. Эта стратегия была разработана в ходе консультаций с 17 учреждениями Сальвадора по таким вопросам, как сокращение спроса на наркотики и их предложения, контроль над веществами, отмывание денег и международное сотрудничество. Кроме того, в соответствии со своей новой стратегией правительство Сальвадора-проводит при содействии УНП ООН реформу своего законодательства о борьбе с отмыванием денег и активов. 426. В январе 2017 года правительством Гондураса был принят Закон о финансировании, прозрачности и аудите деятельности политических партий и кампаний, который был разработан при содействии Миссии в поддержку борьбы против коррупции и безнаказанности в Гондурасе. Закон предусматривает смягчение наказания за мелкие правонарушения для лиц, сотрудничающих с органами власти при рассмотрении дел, возбужденных против лидеров преступных групп и лиц, причастных к коррупции. 427. В марте 2017 года в Панаме была образована Объединенная оперативная группа «Орел» по борьбе с наркотиками и преступностью. В состав оперативной группы входят примерно 300 сотрудников правоохранительных органов со всей страны, в том числе представители национальной полиции, пограничной службы, национальной воздушной и морской службы и сотрудники Министерства общественной безопасности. Правительство отмечает, что необходимость в создании такой группы возникла в связи с увеличением производства кокаина в Колумбии. Подразделения оперативной группы развернуты в горячих точках в городах и пригородах; на всей территории страны в целях борьбы с бандами и преступными сетями, занимающимися незаконным оборотом наркотиков и другими видами преступной деятельности. 428. Комитет хотел бы обратить внимание всех правительств стран региона на тот факт, что меры, позволяющие использовать каннабис для целей иных, чем медицинские или научные, противоречат положениям Конвенции 1961 года. 429. Комитет с удовлетворением отмечает усилия правительств стран региона, направленные на развитие взаимного сотрудничества в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков. 4. Культивирование, производство, изготовление и незаконный оборот а) Наркотические средства. 430. Основной проблемой для стран Центральной Америки и Карибского бассейна является незаконный оборот наркотиков, главным образом кокаина, а не производство и изготовление наркотиков, за исключением производства каннабиса в некоторых странах. Правительства стран региона принимают ответные меры, укрепляя взаимное сотрудничество и наращивая потенциал сотрудников правоохранительных органов для борьбы с преступными сетями, занимающимися незаконным оборотом наркотиков. 431. По данным официальных докладов об изъятиях наркотиков, в 2015 году незаконный оборот кокаина в Центральной Америке оставался неизменным по сравнению с предыдущими годами и объем изъятий кокаина составил 86 т. Имеющиеся данные за 2016 год указывают на незначительное сокращение общего объема изъятий кокаина в регионе, хотя интенсивность потоков может варьироваться: так, по сравнению с 2015 годом Панама сообщила о значительном увеличении объема изъятий кокаина, а Гондурас — о значительном сокращении изъятий. В 2016 году уровень незаконного оборота кокаина в странах Карибского бассейна был сопоставим с уровнем 2015 года, и по прежнему остаются высокими показатели операций по перехвату наркотиков, проводимых правительствами и международными партнерами. Доминиканская Республика по-прежнему является одним из основных в Карибском бассейне перевалочных пунктов перевозки запрещенных наркотических веществ, предназначенных для рынков в Европе. 432. Из 70 т запрещенных веществ, изъятых органами власти Панамы в 2016 году, 65 т приходится на кокаин. Это свидетельствует о значительном увеличении — на 25 процентов — объема изъятий по сравнению с 2015 годом, когда сообщалось об изъятии в Панаме чуть более 52 т кокаина. Как сообщили власти Панамы, несмотря на укрепление потенциала по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, общая проблема наркотиков в стране продолжала усугубляться, и отмечался рост связанных с наркотиками насилия и преступности, а также увеличения доходов банковского сектора, полученных в результате отмывания денег и наркоторговли. 433.В 2016 году в Гондурасе наблюдалось резкое сокращение объема изъятий кокаина, который снизился до 735 кг по сравнению с 2032 кг, изъятыми в предыдущем году. Объем изъятий крэк-кокаина почти удвоился — с 3665 единиц в 2015 году до 6401 единицы в 2016 году. Правительство Гондураса считает, что увеличение объема изъятий крэк-кокаи-на обусловлено не только ростом масштабов оборота химических веществ — прекурсоров, но и увеличением в стране количества подпольных лабораторий по изготовлению наркотиков. 434. Национальные власти Гватемалы сообщили о существенном увеличении объема изъятий кокаина в 2016 году, который составил в общей сложности 12,8 т, что более чем вдвое превышает показатель за 2015 год, в течение которого было изъято 6,1 т. Объем изъятий крэк-кокаина в этой стране сократился с 6,12 кг в 2015 году до 5,24 кг в 2016 году. Власти также сообщили о значительном увеличении объема изъятий героина — с 83 кг в 2015 году до 143 кг в 2016 году. Власти страны также отметили, что существенно изменились способы незаконного оборота и теперь наркоторговцы все чаще используют не коммерческие грузовые контейнеры, а катера. 435. Как сообщает Коста Рика, она больше не является только страной транзита для поставок запрещенных наркотиков, а, судя по данным об изъятиях наркотиков, превратилась в пункт временного хранения запрещенных наркотиков до их поставки конечному получателю на рынках стран назначения. Кроме того, власти сообщают, что они по-прежнему находят плантации каннабиса в сельских и городских районах, и считают, что большая часть каннабиса местного производства предназначается для потребления внутри страны. Они также подчеркивают, что географическое положение страны является фактором, благоприятствующим торговле наркотиками, а из-за рельефа местности в приграничных районах страны проведение операций по перехвату наркотиков становится особенно сложной задачей. 436. В Доминиканской Республике в конце 2015 года — первой половине 2016 года наблюдался рост объема изъятий кокаина, что, возможно, обусловлено не только ростом масштабов незаконного оборота наркотиков, но и более высокими показателями пресечения незаконного оборота. Как сообщают компетентные органы, имеющие лицензии на рыбный промысел капитаны судов Доминиканской Республики выходят за пределы территориальных вод страны, с тем чтобы обеспечить передвижение в открытом море запрещенных наркотиков, изготовленных в Южной Америке, передавая партии кокаина на суда, направляющиеся на рынки стран назначения в Северной Америке и Европе. 437. По данным национального доклада о наркотиках за 2016 год, в Сальвадоре за период 2011—2015 годов произошло значительное увеличение объема изъятий кокаина — с 649,7 кг в 2011 году до 3 057,6 кг в 2015 году. В докладе говорится о том, что это свидетельствует об увеличении объема незаконных перевозок наркотиков через территорию страны, в частности с помощью катеров на Тихоокеанском побережье. 438. В феврале 2017 года Береговой охраной Тринидада и Тобаго в ходе совместной операции с Береговой охраной Соединенных Штатов в прибрежных водах Суринама было изъято 4,2 т кокаина оценочной стоимостью 125 млн долл. США. Местные органы власти считают это изъятие одним из крупнейших в Атлантическом бассейне за весь период с 1999 года. 439. Правоохранительные органы Багамских Островов изъяли в 2015 году в общей сложности 7252,9 кг каннабиса и 700 кг кокаина. Объем изъятий каннабиса сократился на 22 процента по сравнению с 2014 годом, а объем изъятий кокаина увеличился на 66 процентов. Местные власти сообщили об отсутствии изъятий героина на Багамских Островах в 2015 году. 440. В первой половине 2017 года в ходе нескольких совместных операций по перехвату наркотиков, проведенных Королевскими военно-морскими силами Нидерландов и Военно-морскими силами Соединенных Штатов, было изъято более 1,1 т кокаина, перевозимого на катерах. Изъятия проводились в водах между Кюрасао и Колумбией в южной части Карибского моря. 441. Гренада сообщила, что незаконный оборот кокаина в стране продолжает снижаться и объем изъятого в 2016 году кокаина составил 12 кг по сравнению с предыдущим значительным объемом в 71 кг, изъятым в 2014 году. В 2016 году правоохранительные органы страны также изъяли 1 421 кг каннабиса, более 6 тыс. растений каннабиса и 640 г крэк-кокаина и сообщили об отсутствии изъятий опиоидов. 442. Гондурас сообщил о значительном снижении объема изъятий каннабиса, который составил 155 кг в 2016 году по сравнению с 2 363 кг в 2015 году. Однако объем изъятий растений каннабиса в 2016 году возрос до 24 253 единиц, в то время как в 2015 году он составлял 10 072 единицы. 443. Гватемала сообщила о резком увеличении в 2016 году объема изъятий каннабиса, который составил 1,5 т. Это более чем вчетверо больше по сравнению с 2015 годом, за который было изъято 347 кг. Власти Гватемалы отметили аналогичный рост количества изъятых растений каннабиса — с 692 тыс. растений в 2015 году до 3,1 млн растений в 2016 году. 444. В Сальвадоре число молодых людей, подвергшихся уголовному преследованию и суду за хранение наркотиков, возросло с 396 в 2011 году до 1013 в 2015 году. Из лиц, арестованных за хранение наркотиков, 98 процентов составили молодые люди в возрасте 15—24 лет, которые были признаны виновными в хранении каннабиса. Органы власти Сальвадора отмечают, что в стране отсутствует крупномасштабное производство каннабиса; вместе с тем имеются свидетельства того, что каннабис незаконно ввозится из соседних стран для распространения на местном рынке. 445. Ямайка сообщала, что является одной из основных перевалочных баз для поставок наркотиков из Южной Америки в Соединенные Штаты и Европу. Также сообщалось о том, что коррупция среди сотрудников правоохранительных органов и сотрудников портов и аэропортов способствовала наркоторговле и осложняла проведение операций по перехвату наркотиков. Национальные органы власти продолжают прилагать усилия по борьбе с коррупцией путем проведения арестов и уголовных преследований. 446. В. Гондурасе были выявлены три основных транзитных маршрута, которые позволяют осуществлять незаконные поставки наркотиков из Южной Америки на рынки Северной Америки. Как указывают власти Гондураса, наиболее часто используется маршрут транспортировки наркотиков по воздуху через территорию страны. Для перемещения запрещенных веществ через территорию страны также используются маршруты вдоль Атлантического побережья. В приграничных районах обычно используются как наземные, так и морские пути. Власти также отмечают трудности в отслеживании перемещения запрещенных наркотиков в связи с тем, что наркоторговцы стали применять на Карибском побережье Гондураса методы микротрафика, используя для маскировки незаконной деятельности местные рыболовецкие суда, которые служат им прикрытием. 447. В мае 2017 года национальные власти Гватемалы первоначально на 30 дней объявили чрезвычайное положение в муниципалитетах Иксчигуан и Тахумулько в департаменте Сан-Маркое. Чрезвычайное положение было объявлено с целью восстановления контроля после провала переговоров между местными общинами о контроле над землей, которые повлекли за собой ожесточенные столкновения. По мнению национальных властей, конфликт возник, в частности, из-за культивирования опийного мака и каннабиса. Чрезвычайное положение окончательно отменили 8 августа 2017 года после того, как сотрудниками правоохранительных органов было уничтожено более 300 тыс. растений каннабиса и около 360 млн растений опийного мака. В провинции сохраняется присутствие полиции, в то время как национальные органы выступают в качестве посредника в спорах между лидерами местных общин. Ь) Психотропные вещества. 448. Согласно имеющейся информации, производство и оборот психотропных веществ, похоже, не являются серьезной проблемой для региона, поскольку лишь немногие страны сообщают о значительных изъятиях этих веществ. 449. На Багамских Островах объем изъятий таблеток 3,4-метилендиоксиметамфетамина (МДМ А, широко известного как экстези) в 2015 году более чем удвоился и составил 195 таблеток по сравнению с существовавшим в период 2010—2013 годов среднегодовым уровнем в 54 таблетки. В 2014 году властями было изъято исключительное количество МДМА, составившее 18 тыс. таблеток. 450. Властями Гватемалы была обнаружена заброшенная лаборатория, которая использовалась для подпольного изготовления стимуляторов амфетамино-вого ряда, но определить объем производства или конкретные вещества, которые производились, не представляется возможным. На обнаруженном в лаборатории оборудовании были выявлены остаточные количества прекурсоров, что свидетельствует о раннем этапе производства этих веществ. 451. Местные органы власти Гондураса сообщили об обнаружении двух подпольных лабораторий по производству стимуляторов амфетаминового ряда, а также других запрещенных веществ. Это было первое официальное сообщение об обнаружении стимуляторов амфетаминового ряда, которые незаконно изготавливаются в стране. c) Прекурсоры. 452. Правительство Коста-Рики сообщило, что в стране не производятся химические вещества — прекурсоры, за исключением некоторых веществ, полученных из карбоната кальция, однако органы власти пристально следили за перемещением прекурсоров по стране. Власти отметили, что отсутствие активного международного сотрудничества и координации препятствует усилиям по отслеживанию трансграничного перемещения химических веществ — прекурсоров, что затрудняет деятельность по предотвращению их утечки. 453. В последние годы несколько стран региона были вовлечены в нелегальную торговлю прекурсорами, которые применяются при незаконном изготовлении наркотиков. В одних случаях незаконно ввозимые прекурсоры поставлялись в местные подпольные лаборатории по производству кокаина или стимуляторов амфетаминового ряда. В других случаях прекурсоры нелегально перевозили из Гватемалы и Белиза в Мексику. С комплексным обзором положения в области контроля над прекурсорами в данном регионе можно ознакомиться в докладе Комитета за 2017 год о выполнении статьи 12 Конвенции 1988 года. d) Вещества, не подпадающие под международный контроль 454. В 2017 году Совет по надзору за наркотическими средствами Министерства здравоохранения Коста-Рики сообщил, что по состоянию на декабрь 2015 года кетамин был включен в его список контролируемых психотропных веществ и наркотических средств и в июле 2016 года были осуществлены конкретные меры, касающиеся торговли и перемещения кетамина. 455. Комитет благодарит правительства стран региона за непрерывные усилия по пресечению и контролю, направленные на борьбу с незаконным производством и незаконным оборотом веществ, находящихся под международным контролем. 5. Злоупотребление и лечение. 456. Злоупотребление каннабисом имеет наиболее широкие масштабы в регионе, но при этом отмечаются более низкие показатели распространенности злоупотребления другими наркотиками. Показатели распространенности злоупотребления психотропными веществами и другими стимуляторами являются весьма незначительными, и на них приходится лишь небольшая доля лиц, прошедших лечение наркозависимости. В данном регионе правительственные усилия по профилактике злоупотребления наркотиками сосредоточены на проведении кампаний по информированию общественности и аналогичных инициативах. У правительства стран данного региона имеются ограниченные возможности для предоставления комплексных вариантов лечения лицам, злоупотребляющим наркотиками, что обусловлено структурными проблемами, присущими многим системам здравоохранения в этом регионе, отсутствием необходимого технического потенциала и недостаточным финансированием. Кроме того, во многих странах региона не проводятся общенациональные обследования положения в области распространенности злоупотребления наркотиками и наркологической помощи среди населения в целом. 457. Согласно Всемирному докладу о наркотиках, 2017 год, по оценкам, годовой показатель распространенности употребления каннабиса среди лиц в возрасте 15—64 лет в Карибском бассейне составляет 2,1 процента, опиоидов — 0,24 процента, а опиатов — 0,15 процента. Показатели распространен-ности употребления кокаина, по оценкам, составляют 0,61 процента в Центральной Америке и 0,62 процента в Карибском бассейне. По имеющимся оценкам, показатели распространенности употребления амфетаминов и стимуляторов рецептурного отпуска составляют 0,71 процента в Центральной Америке и 0,86 процента в Карибском бассейне. Показатель распространенности употребления экстези в течение года является самым низким среди контролируемых веществ и оценивается в 0,06 процента в Центральной Америке и 0,16 процента в Карибском бассейне. 458. Согласно опубликованным в 2017 году данным четвертого национального обследования положения в области употребления наркотических средств среди учащихся средних учебных заведений, проведенного в Коста-Рике в 2015 году, возраст, в котором учащиеся начинают употреблять транквилизаторы и стимуляторы, полученные без рецепта, составляет 13 лет. Как было установлено, главный источник транквилизаторов и стимуляторов, полученных без рецепта врача, находится у учащихся дома. Был отмечен одинаковый уровень распространенности употребления каннабиса среди мужчин и женщин в отличие от предыдущих обследований, результаты которых свидетельствовали о более высоком уровне распространенности потребления каннабиса среди мужчин. Что касается потребления кокаина, то в целом по стране зарегистрирован низкий уровень его распространенности. 459. По сообщениям властей Коста-Рики, в 2016 году примерно 3,3 процента населения в возрасте 12—70 лет нуждались в лечении в связи со злоупотреблением наркотиками. Этот показатель утроился по сравнению с 2011 годом, когда, по официальным данным, в лечении нуждались 1,1 процента населения. Что касается оказания медицинской помощи, то примерно 86 процентов пациентов проходили лечение в стационарных учреждениях, а остальные 14 процентов находились на амбулаторном обслуживании. Среди получавших лечение лиц 87 процентов проходили лечение впервые. В подавляющем большинстве случаев курсы лечения проводились в связи со злоупотреблением каннабисом (59 процентов) и кокаином (38 процентов). Представители местных органов власти отметили отсутствие метадоновых клиник для лечения лиц, зависимых от веществ, получаемых из опия. Кроме того, в области предоставления лечения наркомании были выявлены такие проблемы, как отсутствие финансирования и надлежащей профессиональной подготовки, а также слабость институциональной инфраструктуры. 460. Хотя Гренада не располагает данными, позволяющими отслеживать показатели распространенности употребления наркотиков среди населения в це-лом, власти сообщили, что подавляющее большинство лиц, поступивших в больницы и наркологические центры на лечение наркозависимости, являлись мужчинами, злоупотребляющими каннабисом. 461. Институт по вопросам алкоголизма и наркозависимости Коста-Рики приступил к осуществлению информационно-профилактической кампании под названием «Научись справляться сам», ориентированной на учащихся начального школьного возраста. Институт инициировал в Коста-Рике ряд других программ по поощрению профилактики злоупотребления наркотиками на рабочем месте, а также несколько информационно-профилактических кампаний в средствах массовой информации по всей стране, в том числе на телевидении в рамках показа мини-сериала «La Urba». 462. По данным правительства Гондураса, в стране был проведен ряд мероприятий по профилактике и предупреждению наркомании, ориентированных как на широкие слои населения, так и на группы риска. Профилактические кампании были проведены, в частности, в рамках Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Кроме того, в различных общинных сетях по всей стране пропагандировалось проведение программ профессиональной подготовки в качестве альтернативы наркомании. 463. Гондурас сообщил, что местному населению предоставляются определенные услуги по лечению наркозависимости, которые имеют ограниченный охват, но такие услуги не получают лица, находящиеся в местах лишения свободы. В качестве главной причины ограниченного распространения программ лечения наркомании указывались отсутствие фин сирования, а также такие дополнительные негативные факторы, как нехватка квалифицированного персонала и неразвитая инфраструктура. 464. Отделом по борьбе с наркотиками, основным подразделением по борьбе с наркотиками Полицейских сил Ямайки, осуществлялась программа сокращения спроса на наркотики, цель которой заключалась в том, чтобы сократить спрос на «тяжелые наркотики» и удержать отдельных лиц от участия в незаконной торговле наркотиками. Сотрудники отдела по борьбе с наркотиками осуществляли эту программу в общенациональном масштабе, используя различные площадки, в том числе университеты, школы, церкви и общинные центры. 465. В системе здравоохранения Панамы по-прежнему происходят структурные изменения, направленные на удовлетворение потребностей нуждающихся в лечении лиц, злоупотребляющих наркотиками, и их реабилитацию. Национальная комиссия по изучению и предупреждению преступлений, связанных с наркотическими средствами (КОНАПРЕД), выступает в каче- стве ведущего учреждения, координирующего про- грамму изменений, в то время как больницы, клиники и другие поставщики услуг в национальной системе здравоохранения несут ответственность за ее реализа- цию. 466. В мае 2017 года в Панаме был проведен национальный семинар-практикум по проблемам употребления психоактивных веществ, организованный Министерством здравоохранения совместно с Панамериканской организацией здравоохранения. На этом семинаре были приняты новые руководящие принципы обновления политики в области здравоохранения в отношении психоактивных веществ и определены профессиональные навыки и качества, необходимые для принятия более эффективных ответных мер в секторе здравоохранения. 467. Комитет рекомендует странам региона, которые еще не сделали этого, провести или обновить исследования распространенности в соответствии с признанными на международном уровне параметрами и использовать их результаты при разработке и принятии целевых мер и программ сокращения спроса на наркотики. 468. Кроме того, Комитет призывает страны региона укрепить свой потенциал по лечению лиц, употребляющих наркотики, и призывает международное сообщество оказать помощь в развитии в регионе экономически эффективных программ и услуг по реабилитации наркоманов с учетом индивидуальных потребностей стран региона.
Авторы:
Издание:
Наркология
Год издания: 2018
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2018.-N 6.-С.17-30. Библ. 0 назв.
Просмотров: 68