Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Этиопатогенетические механизмы возникновения дезадаптивных расстройств у человека в процессе обучения


Аннотация:

Цель исследования. Анализ факторов риска и патогенетических механизмов развития дезадаптивных расстройств (ДР) у человека в процессе обучения. Методика. В работе использованы общенаучные методы теоретического познания: абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, мысленное моделирование. Результаты. Показано, что пограничные расстройства адаптации имеют бифункциональную природу и характеризуются бессимптомным течением. Установлена роль социогенных факторов среды в возникновении ДР. Акцентируется, что ДР часто формируются в процессе обучения под воздействием неблагоприятных факторов среды и образа жизни. Рассмотрена роль этиологических факторов риска в развитии ДР, обсуждаются особенности течения психосоматических расстройств у студентов, их психофизиологический статус и особенности проявления у них дезадаптации. Детально анализируются современные представления об организации ДР при различных вариантах приспособления организма человека к условиям учебной среды. Обсуждается влияние типологии на уровень адаптации (дезадаптации) организма и системная организация психических функций. Показано ведущее значение в патогенезе ДР активации лимбико-ретикулярных образований, дисфункции срединно-стволовых структур мозга и дезинтеграции корково-подкорковых взаимоотношений. Заключение. Сделан вывод, что понимание механизмов развития ДР позволяет применять различные методы профилактики ДР. Обсуждаются некоторые немедикоментозные и фармакологические средства коррекции ДР и санаторная реабилитация обучающихся. Установление истинных механизмов развития дезадаптивных расстройств обеспечит решение многих вопросов патофизиологии интегративной деятельности мозга. Это в свою очередь позволит найти пути нормализации психосоматических нарушений, применять более эффективные методы медико-психологической помощи населению. Ключевые слова: переходные состояния; дезадаптивные расстройств; факторы риска; патогенетические механизмы; профилактика. Введение. Наряду с общеизвестной адаптационной теорией в настоящее время складываются предпосылки для создания общей теории дезадаптации. Изучаются дезадаптивные расстройства (ДР), протекающие на границе нормы и патологии, т.е. исследуются преимущественно реакции перенапряжения адаптационных механизмов и их проявление. Кроме того, изучаются этиологические факторы, приводящие в действие дезадаптивные процессы. Все это позволяет понять общебиологическую природу человека и специфику переходных процессов в системе «адаптация — дезадаптация — патология». Несмотря на большое количество исследований по проблеме дезадаптации остаются недостаточно понятными механизмы формирования и развития дезадаптивных процессов у человека. Теория переходного состояния между нормой и патологией рассмотрена М.М. Хананашвили, показана бифункциональная природа переходного состояния — биологически положительная, защитная и биологически негативная. Обнаружено «бессимптомное» течение переходного состояния и показана его роль в развитии патологических процессов. Ю.А. Александровский указывает на основную роль социогенных факторов в формировании пограничных психических расстройств. Автором показано, что важнейшим критерием психической дезадаптации является нехватка «степеней свободы» адекватного и целенаправленного реагирования человека в психотравмирующей ситуации. Нарушение функциональных возможностей барьера психической адаптации является основой развития расстройств невротического уровня. В связи с особой ролью социогенеза в развитии личности человека следует указать на главенствующую роль социальных факторов в формировании ДР. В последнее время появилось много работ, связанных с изучением дезадаптивных процессов в период обучения у школьников и студентов. Действительно, студенты представляют особую социальную группу общества, объединенную специфическими условиями обучения и образом жизни. В современных образовательных учреждениях адаптация обучающихся к учебному процессу осуществляется в непростых социально-экономических условиях, при информационных перегрузках и гиподинамии, что приводит к дезадаптации, результатом которой является ухудшение психосоматического здоровья. Цель обзора — анализ патогенетических механизмов и факторов риска развития ДР, особенностей возникновения ДР в процессе учебной деятельности и подходы к их профилактике и коррекции. Этиологические факторы риска развития дезадаптивных расстройств у студентов. В настоящее время начинает доминировать мнение о том, что формирование ДР у студентов происходит в определенных условиях обучения и под воздействием комплекса этиологических факторов, нарушающих оптимальную адаптацию человека. В частности, А.К. Рубченко проанализированы причины дезадаптации школьников и студентов. Были выделены наиболее общие социально-психологические факторы дезадаптации обучающихся: 1) экзогенные или социальные факторы (семья, образовательное учреждение, референтная группа, субкультура и др.); 2) эндогенные или психологические факторы: а) индивидные (пол, возраст, особенности нервной системы, конституция тела, проблемы со здоровьем, генетическая предрасположенность); б) личностные (мотивация, ценности, жизнестойкость, рефлексия и саморегуляция и др). В то же время выяснено, что у студентов первого курса, имеющих низкий уровень нервно-психической адаптации, отмечается преобладание в общей структуре шкалы адаптации следующих категорий: патологическая психическая адаптация, вероятное болезненное состояние. Следовательно, данная группа лиц имеет повышенный риск развития соматических и психических расстройств. По мнению И.А. Погонышевой, факторами риска, усугубляющими ДР студентов, являются проживание в общежитии, работа в вечернее время, обострение хронических заболеваний, неблагоприятная обстановка в семье, стрессы. Тем не менее показано, что 30,0% обследуемых студентов первого курса и только 2,0% четверокурсников входят в группу риска по развитию дезадаптационных реакций. В настоящее время достаточно подробно изучены особенности психофизиологического статуса студентов, имеющих риск дезадаптации в университетской среде. Выявлены группы лиц с неполной адаптацией и срывом адаптации, студенты, которые характеризовались относительно большими величинами силы возбуждения и подвижности нервных процессов, а также высоким показателем нейротизма. Данное обстоятельство позволяет проводить целенаправленную работу по профилактике дезадаптации с учетом типологий и функционального состояния обучающихся. Некоторые авторы считают, что тревожность, агрессивность, фрустрации, ригидность свидетельствует о наличии дезадаптивных проявлений у студентов. Примечательно, что R. Mazurkiewicz соавт. выявили эмоциональное выгорание у 71,0% студентов-медиков после трех лет обучения, которое привело к ухудшению самочувствия, нарушению сна и потере здоровья. Патогенетические механизмы развития дезадаптивных расстройств у студентов. Тот факт, что процессы адаптации и дезадаптации выступают как взаимодополняющие друг друга явления, свидетельствует об их обусловленности комплексом природных и социальных факторов. В связи с этим следует полагать, что адаптация студентов к условиям обучения — многоаспектный процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. Некоторые авторы рассматривают успешную адаптацию как включенность в новую социальную среду, в учебно-воспитательный процесс, в новую систему отношений. Однако существует и другое мнение. В частности, приводятся результаты исследования ДР у студентов и проявления эмоционально-волевых, мотивационных, социально-психологических реакций. Дезадаптивные состояния у студентов довольно часто сопровождаются вегетативными дисфункциями, астенией, нарушением сна, головными болями и функциональными нарушениями. Сведения о том, что психологическая дезадаптация ярко выражена как у студентов вуза, так и у студентов колледжей, могут свидетельствовать об однотипности этиологических факторов риска. Однако у студентов высших учебных заведений по сравнению с учащимися средних специальных учреждений выраженность симптомов эмоциональной дезадаптации значительно выше. Между тем, выяснено, что уровень психологической дезадаптации студентов колледжей напрямую зависит от интенсивности социального статуса. Социальная тревожность у студентов колледжей выше, чем у студентов вузов. В дальнейшем было установлено, что низкий уровень субъективности самосознания, общения и деятельности определяет объективную позицию студента, характеризующуюся личностной незрелостью и способствующую дезадаптации. Студент как субъект учебной деятельности должен быть ее инициатором и организатором. Успешность в учебной деятельности также определяет высокий уровень социально-психологической адаптации. Предложена типология студентов-первокурсников, основанная на результатах кластерного анализа, важнейшими переменными которой является уровень адаптации/дезадаптации, экстраверсии/интроверсии, уровень развития самосознания, общения и деятельности. Среди студентов выделено 5 типов социально-психологической адаптации: высокоадаптированные экстраверты, адаптированные тревожные экстраверты, беззаботные тревожные экстраверты, дезадаптированные тревожные экстраверты и адаптированные доминантные экстраверты. Вместе с тем, по соотношению показателей реактивной и личностной тревожности выделено 4 группы студентов с различными типами межличностных отношений, отражающих их мотивированность и адекватность деятельности, а также стабильность нервных процессов. При сравнительном анализе этих типов с корреляционными ритмограммами были выделены три типа адаптации к действию эмоционального стресса: 1) полностью завершенная адаптация; 2) адаптация не завершена, но протекает адекватно; 3) дезадаптация — нарушение адаптационных возможностей организма. Из рассмотренных результатов исследования становится очевидным, что ДР и их патогенетические механизмы имеют сложную организацию и затрагивают поведенческие процессы. Перспективным направлением изучения психической деятельности и дезадаптивных процессов является теория функциональных систем. На основе разработанного понятия «системоквант психической деятельности» показана динамика построения информационного системокванта акцептора результатов действия. По мнению автора, церебральная архитектура функциональных систем, осуществляющая психическую деятельность, представляет динамику информационных процессов, разыгрывающихся в структурах головного мозга. С системных позиций патогенез психосоматических заболеваний, вызванных стрессом, в упрощенном виде заключается в следующем. В конфликтных ситуациях происходит активация лимбико-ретикулярных структур мозга, что приводит к дезинтеграции и напряжению функциональных систем организма и развитию дисфункции. Нарушение деятельности одной ослабленной функциональной системы и расстройство регуляторной деятельности приводит к патологии. А.Б. Холмогоровой и И.Д. Климовой было показано, что у лиц с выраженными чертами пограничных расстройств личности значительно чаще встречаются дезадаптивные копинг-стратегии (психическое избегание, отрицание, употребление психоактивных веществ) по сравнению с группой без выраженных черт пограничных расстройств личности. Основываясь на психопатологических проявлениях и факторной модели были определены главные синдромы ДР: депрессивный (59,5%), тревожный (45,0%), психовегетативный (35,1%) и поведенческий (14,4%). Полученные данные свидетельствуют о том, что расстройства адаптации у студентов имеют сложную психопатологическую структуру. В настоящее время продолжает увеличиваться объем данных по своеобразным индикаторам развившейся дезадаптации. Как выяснено, таковыми могут быть параметры вариабельности сердечного ритма, концентрация кортизола в пробах слюны, тонус симпатоадреналовой системы и дефицит магния. При осложненных формах ДР рекомендуется определять в сыворотке крови концентрацию аутоантител, чувствительных к белкам S-100, уровень которых меняется при развитии патологических процессов любого генеза, негативно влияющих на функции нейронов и/или глиальных клеток и сопровождающихся эмоциональными нарушениями. Вместе с тем, по данным электроэнцефалографии выяснено, что у студентов с нейросоматическими расстройствами отмечается дисфункция срединно-стволовых структур мозга, нарушение корково-подкорковых взаимоотношений, усиление активизирующих десинхронизирующих влияний ретикулярной формации ствола мозга. Некоторые зарубежные авторы, основываясь на теории общего адаптационного синдрома Г. Селье, предписывают важную роль стероидным гормонам в биологических реакциях эмоционального напряжения. В связи с этим осуществлено клонирование кортикотропина и его рецепторов, что позволяет проводить экспериментальные исследования в этом направлении. Активная выработка кортикотропина и изучение его сигнальных путей в мозге, по-видимому, играют ключевую роль в расшифровке обусловленных стрессом эндокринных, автономных и поведенческих ответов. Профилактика и коррекция дезадаптивных расстройств у студентов. В последнее время интенсивно осуществляется разработка комплексных методов профилактики и коррекции ДР. Полученные результаты исследований ряда авторов демонстрируют необходимость мониторинга адаптационного состояния у студентов для проведения профилактических мероприятий. Выявлена достаточная эффективность фармакологических и немедикоментозных подходов к коррекции психологической дезадаптации у лиц 18—22 лет с проявлениями вегетативного дисбаланса. Однако максимальная эффективность вмешательства по поводу психологической дезадаптации наблюдается при использовании комплексного психофармакологического воздействия. Поскольку дезадаптация негативно сказывается на деятельности человека, некоторые авторы ставят вопрос о возможности применения библиотерапии для профилактики ДР. Альтернативным подходом к профилактике ДР является мнение, что активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса. Авторы рассматривают подходы к внедрению в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов и здоровьесберегающих технологий для профилактики экзаменационного стресса у студенческой молодежи в образовательных учреждениях. Несомненно, представляет интерес модель организации медико-психологической помощи в студенческом санатории-профилактории. Работа санаторной службы направлена на предупреждение и лечение таких пограничных состояний, как неврозы, патологическое развитие личности, субдепресии, психогенные реакции. В качестве еще одного варианта профилактической работы рассматривается скрининг студентов, обнаруживающих факторы риска развития дезадаптивного поведения с последующим их мониторингом. Следующим шагом в профилактике ДР является использование различных видов релаксационной терапии (мышечная релаксация, дыхательная релаксация, аутогенная тренировка). В источниках литературы активно обсуждаются исследования по выявлению наиболее напряженного течения адаптационных процессов у лиц с низким уровнем нейротизма. Проведенная экспериментальная работа показала возможность использования адаптогена «Эпсорин» в качестве препарата, улучшающего состояния неспецифических адаптивных реакций организма. За счет коррекции вегетативной регуляции снижается уровень эмоционального напряжения, что приводит к улучшению качества обучения студентов. Обобщая мнение авторов по проблеме профилактики ДР у лиц юношеского возраста, следует подчеркнуть, что исследователями предлагаются различные мероприятия, проведение которых способствует полноценной адаптации к обучению. К таким мероприятиям также относятся внеаудиторная и научная работа, спортивная деятельность, поездки, экскурсии и соблюдение здорового образа жизни. Заключение: Рассмотренные выше данные свидетельствуют о том, что ДР относятся к переходным состояниям, протекающим между нормой и патологией. Показано, что пограничные расстройства имеют бифункциональную природу. С этой точки зрения рассматривается биологически положительный и биологически негативных исход предпатологических нарушений, которые носят бессимптомный характер. Четко установлена роль социогенных факторов в развитии ДР. Тем не менее, о значительных успехах в этом направлении говорить пока рано, так как для этого необходимо решение некоторых непростых задач. Пока нет полной ясности в вопросе о том, на каких уровнях организации живой материи и непосредственно как протекают переходные дезадаптивные процессы. На настоящий момент можно выделить и хорошо исследовать крайние состояния организма (адаптацию, дезадаптацию или патологию). Также нет четкого понимания того, как происходит незаметный, порой бессимптомный переход к патологии? Какие процессы и эндокринные механизмы в этой биологической трансформации задействованы? И, наконец, как блокировать, или, по меньшей мере, затормозить необратимый переход в системе «адаптация - дезадаптация - патология». Рассматривая причины и условия возникновения ДР у человека в определенной учебной социальной среде можно как минимум выделить и изучить этиологические факторы риска развития ДР. Исследователям удалось определить основную роль социально-психологических факторов в развитии ДР у человека, определить группы лиц, имеющих повышенный риск развития психосоматических расстройств. Изучить психофизиологический статус и типологию человека, находящегося в состоянии дезадаптации. Есть понимание того, что эмоциональное напряжение, тревожность, депрессия, астения, агрессивность и другие состояния являются проявлениями дезадаптации. Однако остается непонятным то, какие непосредственно экзогенные и эндогенные факторы и в каких условиях запускают в действие дезадаптивные процессы. Эту задачу еще предстоит решить в ближайшее время для установления причин развития дезадаптивных расстройств. Понимание мозговой организации ДР наводит на мысль о том, что адаптация и дезадаптация — это взаимодополняющие процессы, имеющие определенный морфологический субстрат и единство механизмов регуляции функции. На их основе формируются те или иные проявления дезадаптации, возникающие у человека в определенных условиях жизнедеятельности. По величине адаптационных сдвигов в организме можно выделить типы адаптации: полностью завершенная адаптация, незавершенная адаптация и дезадаптация. Большая надежда возлагается на теорию функциональных систем, рассматривающую организацию психической деятельности с позиции системо-генеза. Удалось установить роль активизации лимбико-ретикулярных структур мозга в процессах дезинтеграции функциональных систем. Существует мнение, что у человека с пограничными психическими расстройствами личности чаще встречаются дезадаптивные копинг-стратегии поведения, а применение факторной модели позволило определить главные синдромы ДР: депрессивный, тревожный, психовегетативный и поведенческий. Выяснено, что индикаторами ДР могут быть параметры сердечного ритма, вегетативный тонус организма, концентрация кортизола в слюне, антитела к белкам S-100. Продолжается поиск нервно-эндокринных изменений при ДР. При выраженной дезадаптации выявляется дисфункция мезэнцефальных и диэнцефальных структур ствола мозга, возникают корково-подкорковые нарушения, вегетативные расстройства, изменение деятельности системы «гипоталамус-гипофизарно-надпочечниковой» оси. Между тем в этом направлении еще немало нерешенных вопросов. Пока непонятно, за счет преобладания каких процессов (возбуждения или торможения) в структуpax коры, базальных ганглиях, лимбической системы, таламуса эти процессы формируются? Каковы функциональные связи между анатомо-физиологическими образованиями мозга, ответственными за генерацию дезадаптивных реакций? И, наконец, не в полной мере известно, какие нейрохимические связи в этих процессах участвуют? Несмотря на множество нерешенных вопросов, в настоящее время уже проводятся профилактические, коррекционные и реабилитационные мероприятия для улучшения состояния здоровья лиц, находящихся в состоянии дезадаптации. Для этих целей используются различные методы воздействия на организм человека. Основная суть такого оздоровительного влияния заключается в стимуляции собственных компенсаторных механизмов для перехода из дезадаптационного состояния в адаптационное. Исследования переходных дезадаптивных процессов позволят понять скрытые биологические механизмы перехода от нормы к патологии.

Авторы:

Артеменков А.А.

Издание: Патологическая физиология и экспериментальная терапия
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.122-128. Библ. 31 назв.
Просмотров: 238

Рубрики
Ключевые слова
s100
абстрагирование
автономная
авторский
агрессивность
адаптация
адаптивное
адаптированный
адаптоген
адекватность
активация
активизация
активная
активные
акцентуация
акцепторы
александр
альтернативная
анализ
аналоги
анатомический
антитела
архитектура
астения
аутоантитела
аутогенная
базальная
барьер
белковая
бессимптомное
библиотерапия
биологический
бифункциональный
ближайший
блока
болезненный
болеющие
большая
бытовые
вариабельность
вариантные
введен
вегетативному
ведущие
вероятность
вечернее
вещество
взаимный
взаимоотношения
видовая
включениями
влияние
влияющие
вмешательства
внедрение
возбуждение
воздействие
возможности
возникновения
возраст
вопрос
время
входной
вывод
выгорание
выделение
вызванные
выражение
высокий
высокоадаптированные
высшая
ганглии
генез
генерация
генетическ
гиподинамия
главные
глиальные
голова
гормон
граница
групп
дальний
данные
данных
дедукция
дезадаптация
дезадаптивные
дезинтеграция
действие
депрессивное
депрессии
десинхронизация
детям
дефицит
деятельности
динамика
дисбаланс
дисфункции
диэнцефальный
дом
доминантные
другого
другому
дыхательная
единый
живой
жизнедеятельности
жизнестойкость
жизни
заболевания
заведение
задач
зарубежные
защитная
здоровое
здоровья
значению
зрения
игровая
избегания
изменение
изучение
изучению
индивид
индикатор
индукция
интегративный
интенсивная
интенсивность
интроверсия
информационное
использование
использованием
исследование
исследований
исследователя
истинная
источник
исход
категориям
качества
кластерный
клеток
клонирование
ключ
количество
колледжи
компенсаторный
комплекс
комплексная
конституция
конфликт
концентрация
копинг
корковая
коррекция
корреляция
кортизол
кортикотропин
коры
крайний
критерии
крови
курсов
курсовая
лет
лечение
лимбический
литература
лицами
личности
личностная
магний
максимальная
матери
медики
межличностные
мероприятия
метод
методика
методов
механизм
мнение
модели
моделирование
мозга
мозге
мозговая
молодежь
момент
мониторинг
морфологическая
мотив
мотивационная
мотивация
мысленный
мышечная
наличия
направление
направлениях
напряжение
напряжения
нарушения
население
настоящие
научной
неблагоприятные
невроз
невротические
негативное
недостаточное
нейроновые
нейросоматический
нейротизм
нейрохимия
немая
немедикоментозный
необходимости
неполные
непосредственные
нервная
неспецифическая
низкие
новые
нормы
обзор
обнаружение
обострение
образ
образов
образование
образовательных
обстановка
обстоятельствам
обусловленные
обучающие
обучение
общего
общей
общение
общения
общества
общие
объединенные
объективная
объем
одного
оздоровительный
определения
определенного
оптимальное
организатор
организации
организм
ослабленный
осложненный
основа
основания
основной
особенности
особо
особый
ответ
относительная
отношение
отрицание
параметр
патогенез
патогенетическая
патогенетические
патогенность
патологии
патологическая
патология
патофизиология
первая
перегрузка
переменным
перенапряжение
переход
период
перспективная
поведение
поведения
поведенческая
повышенная
пограничная
подвижности
подход
поезд
поза
позиция
познания
поиск
показатели
пола
полная
полностью
полноценн
положительные
помощи
понятий
поры
после
послед
построения
потенциал
потери
предпосылки
предрасположенность
представлений
предупреждение
препараты
приводящей
применение
природа
природная
приспособление
причина
проба
проблема
проведение
проведения
проживания
протек
против
профилактика
профилактическая
процесс
проявление
психическая
психически
психические
психоактивные
психовегетативные
психогенные
психологическая
психопатологические
психопатология
психосоматическая
психофармакология
психофизиологическая
путей
пути
работа
развитие
различный
различными
разработка
расстройств
расстройства
реабилитации
реабилитационные
реагирование
реактивное
реакцией
реализация
регуляторные
регуляции
результата
релаксации
ретикулярная
референтный
рефлекс
рецептор
решение
ригидность
риск
риска
ритма
ритмограмма
роль
ряда
саморегуляции
самосознание
самочувствие
санатории
санаторное
свидетельства
свобода
связанные
связей
сдвиг
селье
семьи
сердечн
сигнальная
силлард
симпатоадренергическая
симптом
синдромы
синтез
систем
системная
системогенез
системоквант
ситуации
склады
скрининг
скрытое
след
следовой
слова
сложные
служб
слюнного
слюны
сна
собственно
современная
создание
соматические
соотношение
состояние
социальная
социальные
специального
специфическая
спортивная
способ
сравнение
сравнительная
среда
срединное
среднего
средства
стабильность
статус
ствол
стероидные
стимуляци
стрессоры
структур
студентов
студенты
субкультура
субстратов
субъект
субъективность
счет
сыворотка
таламус
тела
теоретическая
теория
терапия
технология
течения
типа
типами
типов
типология
типу
типы
тонус
торможение
точка
трансформация
тревожное
тревожности
тревожные
тренинг
тренировка
три
указ
университетские
употребление
уровень
уровни
усиление
условия
успехе
участники
учащихся
учебная
учет
учреждение
фактор
факторный
факторы
фармакологическая
физиология
фоновое
формация
формирование
фрустрация
функции
функциональная
характер
холм
хороший
хронически
цель
целях
ценность
церебральная
частная
часы
человек
чувствительные
шаг
шкала
школьники
экзамен
экзогенные
экспериментальная
экстраверсия
экстраверты
электроэнцефалография
эмоциональный
эндогенная
эндокринная
этиология
этиопатогенетический
эффективность
эффективный
юношеский
явление
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.144.23.143)
Яндекс.Метрика