Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Психокоррекционные возможности внелечебного варианта Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в условиях инклюзивного образования*
Аннотация:
Содержанием данной статьи является осмысление возможностей внелечебного варианта ТТСБ, психокоррекционного воздействия методик терапии творческим самовыражением в ситуации оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в высших и средне-специальных учебных заведениях, в дополнительном образовании. В ряде стран мира, начиная с 70-х гг. ХХв., ведется планомерная работа в отношении расширения образовательных возможностей лиц с ограниченными возможностями. В современной образовательной политике за рубежом получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция, инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что обучающиеся-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах и иных специальных программах; если же они и включены в классы или группы учебного заведения, то, прежде всего, для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей. Интеграция - система образования, остается в целом неизменной; не приспособленной. Ученики с инвалидностью посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети. «Включение», или «инклюзия» - это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех обучающихся без исключения. Проблема социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательного учреждения является остро актуальной. На сегодняшний момент реализуются подходы к сопровождению и поддержке обучающихся с ОВЗ в школах и дошкольных учреждениях. При этом существует проблема психолого-педагогической поддержки студентов данной категории в высших и средне-специальных учебных заведениях. В связи с этим существует потребность в разработке программ и моделей психолого-педагогической поддержки и сопровождения студентов с ОВЗ в высших и средне-специальных учебных заведениях. Длительное время проблема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья замалчивалась как на бытовом уровне, так и на государственном. В процессе обсуждения государственной программы «Доступная среда» была обозначена задача кардинального изменения ситуации: устранения барьеров в сознании отдельных граждан и общества. В 2006 году принята Конвенция о правах инвалидов, в 2008 г. она вступила в силу, в 2012 году Конвенция ратифицирована в РФ. 1 сентября 2013 г. вступил в силу закон РФ № 273 «Об образовании в РФ». В законе введено понятие «инклюзивного образования», утверждается необходимость «создания условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья». Идеи психолого-педагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), отечественной психологии (Е.В. Бондаревская, Р.Л. Кричевский, С.В. Кульневич, И.А. Якиманская и др.), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков и др.). В качестве основных характеристик сопровождения, в первую очередь по отношению к сопровождению обучающегося с ОВЗ, выступают его процессуальность, пролонгированость, недирективность, погруженность в реальную ситуацию человека, особость отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»), право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.
Авторы:
Грушко Н.В.
Издание:
Психотерапия
Год издания: 2018
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2018.-N 6.-С.32-37. Библ. 17 назв.
Просмотров: 22