Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЦА И ЛЕГКИХ НА РАЗНЫХ ТРЕНАЖЕРАХ АУСКУЛЬТАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕТОДИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Аннотация:
Актуальность. Симуляционное обучение, несмотря на некоторые недостатки (высокая стоимость обучающей техники, отсутствие общепринятых утвержденных методик, дефицит преподавательских кадров, владеющих приемами симуляционного обучения) все больше внедряется в современный образовательный процесс, и столь быстрый темп его внедрения объясняется еще большим рядом преимуществ данного направления обучения: безопасность в проведении манипуляций; неограниченное время и множество видов обучения; неограниченное повторение выполняемых действий; объективность оценки степени сформированное™ необходимых профессиональных навыков. Все вышеперечисленное позволяет упростить, улучшить и сделать более эффективным современный образовательный процесс. Остается открытым вопрос: как оптимизировать процесс обучения с минимальными затратами времени и какие симуляторы использовать для освоения практических навыков. Цель: сравнить эффективность и разные подходы к обучению практическим навыкам при исследовании сердца и легких при использовании тренажеров ау-скультации «SAM II» и «TUTOR-MS». Материалы и методы исследования. Группа наблюдения 229 студентов 2 курса МИ РУДН, специальность «Лечебное дело». Дизайн исследования состоял из трех этапов. 1 этап — вводный контроль распознавания аускультативных феноменов на тренажерах аускультации «SAMII» и «TUTOR-MS»; 2 этап — пошаговый разбор, демонстрация и отработка практических навыков (по 12 аускультативных феноменов при исследовании ССС и ОД в норме и при патологии), дебрифинг; 3 этап — итоговый контроль на симуляторах. При тренинге и контролях использовались тренажер «SAMII» с использованием фонендоскопа (группа S1, п=44) или внешней аудиосистемы (группа S2, п=67), и тренажер аускультации TUTOR-MS также с использованием фонендоскопа (группа Т1, п=49) или внешней аудиосистемы (группа Т2, п=69). Внутри каждой группы обучение проводилось в 3-х подгруппах с разным количеством повторов (3, 9, 12). Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0. Введение. В структуру учебных программ медицинских вузов в последние годы активно внедряется обучение в си-муляционных центрах, что диктуется появлением высоких технологий в медицине, ускорением темпа жизни, нарастающим объемом знаний, внедрением новых лечебно-диагностических методик, необходимостью прохождения аккредитаций. Повышение безопасности пациентов — одна из важнейших проблем медицины, и именно симу-ляционное обучение помогает решать эту проблему во всем мире и в России. В настоящее время оно прочно внедряется в систему медицинского образования на всех уровнях, как одно из средств оптимизации и повышения эффективности работы лечебных учреждений. Современные технологии Симуляционно-го обучения позволяют решить широкий круг задач, как при получении образования в медицинском вузе, так и в последипломном образовании врачей ординаторов, давая возможность в рамках существующих программ повышать свою квалификацию без рисков для жизни реальных пациентов. В системе медицинского образования симуляции лежат в основе ряда методик, призванных воспроизводить клинические ситуации с целью обучения, повторения, оценки и исследования. Методики симуляции варьируют от базового уровня, в виде вербальной (гипотетической) симуляции, до более совершенных, таких как, стандартизированные или симулированные пациенты. Было показано, что симуляция улучшает когнитивные и психомоторные навыки, и меняет отношение учащихся к обучению, создавая активную рабочую обстановку.Исследование, проведенное на втором курсе студентов-медсестер Alinier G. и его коллегами показали что учащиеся, обучающиеся на симуляторах, получили более высокие баллы на итоговых экзаменах.Bremmer и его коллеги после проведения обучения на симуляторах также обнаружили улучшение освоения практических навыков и повышение уверенности при физикальном обследовании пациентов. При этом 91% студентов в анкете отметили важность включения симуляци-онного образования в программу обучения. При исследовании в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете наибольшую трудность по результатам анкетирования у интернов вызывали диагностические приемы, связанные с аускультацией сердца и легких. Однако в завершении симуляционного курса 94% слушателей уверенно различали дыхательные характеристики и сердечные заболевания и безупречно сдали зачет . Очевидно, что симуляционное обучение обладает высокой эффективностью для усвоения практических навыков, формирования клинического мышления, повышения «выживаемости» знаний. Тренинги на манекенах и симуляторах позволяют многократно прослушивать одни и те же дыхательные шумы и хрипы, повторять их столько раз, сколько этого требуется для безупречного восприятия. Кроме того, такая форма обучения улучшает дидактическую обратную связь, позволяет интегрировать учебное задание, ранжировать уровни сложности той или иной патологии, рассматривать различные клинические ситуации.Большинство обучающихся позитивно относятся к обучению с использованием симуляционных технологий и выступают за их включение в образовательные программы. Актуальность. В настоящее время стремительное внедрение симуляционных технологий в современный образовательный процесс и увеличение спектра симуляционного оборудования поставило перед нами новые вопросы. Какие тренажеры и симуляторы наиболее эффективны? Какие методики при обучении приводят к наилучшему освоению практических навыков? Сколько повторений наиболее оптимально? Можно ли «сэкономить» время обучения практическим навыкам, используя внешние аудиосистемы, а не фонендоскопы? То есть, как оптимизировать процесс обучения с минимальными затратами времени и какие симуляторы использовать для освоения практических навыков. В данной работе приведены результаты сравнения разных подходов при проведении тренингов, а также разных аускультативных тренажеров с оценкой их эффективности. Цель исследования. Сравнить эффективность и разные подходы к обучению практическим навыкам при исследовании сердца и легких при использовании тренажеров аускультации «SAM II» и «TUTOR-MS».
Авторы:
Доготарь О.А.
Издание:
Вестник последипломного медицинского образования
Год издания: 2018
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.16-23. Библ. 13 назв.
Просмотров: 79