Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЦА И ЛЕГКИХ НА РАЗНЫХ ТРЕНАЖЕРАХ АУСКУЛЬТАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕТОДИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ


Аннотация:

Актуальность. Симуляционное обучение, несмотря на некоторые недостатки (высокая стоимость обучающей техники, отсутствие общепринятых утвержденных методик, дефицит преподавательских кадров, владеющих приемами симуляционного обучения) все больше внедряется в современный образовательный процесс, и столь быстрый темп его внедрения объясняется еще большим рядом преимуществ данного направления обучения: безопасность в проведении манипуляций; неограниченное время и множество видов обучения; неограниченное повторение выполняемых действий; объективность оценки степени сформированное™ необходимых профессиональных навыков. Все вышеперечисленное позволяет упростить, улучшить и сделать более эффективным современный образовательный процесс. Остается открытым вопрос: как оптимизировать процесс обучения с минимальными затратами времени и какие симуляторы использовать для освоения практических навыков. Цель: сравнить эффективность и разные подходы к обучению практическим навыкам при исследовании сердца и легких при использовании тренажеров ау-скультации «SAM II» и «TUTOR-MS». Материалы и методы исследования. Группа наблюдения 229 студентов 2 курса МИ РУДН, специальность «Лечебное дело». Дизайн исследования состоял из трех этапов. 1 этап — вводный контроль распознавания аускультативных феноменов на тренажерах аускультации «SAMII» и «TUTOR-MS»; 2 этап — пошаговый разбор, демонстрация и отработка практических навыков (по 12 аускультативных феноменов при исследовании ССС и ОД в норме и при патологии), дебрифинг; 3 этап — итоговый контроль на симуляторах. При тренинге и контролях использовались тренажер «SAMII» с использованием фонендоскопа (группа S1, п=44) или внешней аудиосистемы (группа S2, п=67), и тренажер аускультации TUTOR-MS также с использованием фонендоскопа (группа Т1, п=49) или внешней аудиосистемы (группа Т2, п=69). Внутри каждой группы обучение проводилось в 3-х подгруппах с разным количеством повторов (3, 9, 12). Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0. Введение. В структуру учебных программ медицинских вузов в последние годы активно внедряется обучение в си-муляционных центрах, что диктуется появлением высоких технологий в медицине, ускорением темпа жизни, нарастающим объемом знаний, внедрением новых лечебно-диагностических методик, необходимостью прохождения аккредитаций. Повышение безопасности пациентов — одна из важнейших проблем медицины, и именно симу-ляционное обучение помогает решать эту проблему во всем мире и в России. В настоящее время оно прочно внедряется в систему медицинского образования на всех уровнях, как одно из средств оптимизации и повышения эффективности работы лечебных учреждений. Современные технологии Симуляционно-го обучения позволяют решить широкий круг задач, как при получении образования в медицинском вузе, так и в последипломном образовании врачей ординаторов, давая возможность в рамках существующих программ повышать свою квалификацию без рисков для жизни реальных пациентов. В системе медицинского образования симуляции лежат в основе ряда методик, призванных воспроизводить клинические ситуации с целью обучения, повторения, оценки и исследования. Методики симуляции варьируют от базового уровня, в виде вербальной (гипотетической) симуляции, до более совершенных, таких как, стандартизированные или симулированные пациенты. Было показано, что симуляция улучшает когнитивные и психомоторные навыки, и меняет отношение учащихся к обучению, создавая активную рабочую обстановку.Исследование, проведенное на втором курсе студентов-медсестер Alinier G. и его коллегами показали что учащиеся, обучающиеся на симуляторах, получили более высокие баллы на итоговых экзаменах.Bremmer и его коллеги после проведения обучения на симуляторах также обнаружили улучшение освоения практических навыков и повышение уверенности при физикальном обследовании пациентов. При этом 91% студентов в анкете отметили важность включения симуляци-онного образования в программу обучения. При исследовании в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете наибольшую трудность по результатам анкетирования у интернов вызывали диагностические приемы, связанные с аускультацией сердца и легких. Однако в завершении симуляционного курса 94% слушателей уверенно различали дыхательные характеристики и сердечные заболевания и безупречно сдали зачет . Очевидно, что симуляционное обучение обладает высокой эффективностью для усвоения практических навыков, формирования клинического мышления, повышения «выживаемости» знаний. Тренинги на манекенах и симуляторах позволяют многократно прослушивать одни и те же дыхательные шумы и хрипы, повторять их столько раз, сколько этого требуется для безупречного восприятия. Кроме того, такая форма обучения улучшает дидактическую обратную связь, позволяет интегрировать учебное задание, ранжировать уровни сложности той или иной патологии, рассматривать различные клинические ситуации.Большинство обучающихся позитивно относятся к обучению с использованием симуляционных технологий и выступают за их включение в образовательные программы. Актуальность. В настоящее время стремительное внедрение симуляционных технологий в современный образовательный процесс и увеличение спектра симуляционного оборудования поставило перед нами новые вопросы. Какие тренажеры и симуляторы наиболее эффективны? Какие методики при обучении приводят к наилучшему освоению практических навыков? Сколько повторений наиболее оптимально? Можно ли «сэкономить» время обучения практическим навыкам, используя внешние аудиосистемы, а не фонендоскопы? То есть, как оптимизировать процесс обучения с минимальными затратами времени и какие симуляторы использовать для освоения практических навыков. В данной работе приведены результаты сравнения разных подходов при проведении тренингов, а также разных аускультативных тренажеров с оценкой их эффективности. Цель исследования. Сравнить эффективность и разные подходы к обучению практическим навыкам при исследовании сердца и легких при использовании тренажеров аускультации «SAM II» и «TUTOR-MS».

Авторы:

Доготарь О.А.
Хынку Е.Ф.
Базанаев А.С.
Сопетик В.С.

Издание: Вестник последипломного медицинского образования
Год издания: 2018
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.16-23. Библ. 13 назв.
Просмотров: 79

Рубрики
Ключевые слова
abo
cho
control
cos
dr
ef
externa
gene
group
hand
in
lac
materia
medical
ph
pro
rel
s1
score
sk
st
step
tea
th
time
tu
аккредитация
активные
акты
анкетирование
анкеты
аускультация
базы
безопасности
болеющие
большая
быстрый
варьирующая
введен
вербальное
видовая
включениями
внедрение
внешний
внутри
возможности
вопрос
восприятие
врачи
временная
время
второй
вызывать
высокий
годовые
государственная
групп
данных
действие
дефицит
деятельности
диагностическая
диагностические
дизайн
дыхательная
жизни
заболевания
задания
задач
затрата
знание
интерна
использование
исследование
исследования
итоги
кадровый
квалификации
клиническая
когнитивная
количество
контроль
круг
курсов
легкая
легкие
лечебная
манекены
манипуляция
материал
медицин
медицинская
медицинское
метод
методика
методы
минимально
мирового
мышление
наблюдение
навыкам
наибольшая
направлениях
настоящие
необходимости
новые
нормы
оборудование
обработка
образов
образование
образования
обратная
обследование
обстановка
обучающие
обучение
обучения
общепринятые
объективная
объем
одного
оптимальное
оптимизация
основа
открытого
отношение
отсутствие
оценка
пакет
патологии
пациент
педиатрическое
перед
повтор
повторов
повышение
подгруппы
подход
поза
позитивные
пола
получение
после
послед
последипломная
практическая
преподавательский
прием
прикладная
проблема
проведение
проведения
программ
программам
профессиональная
прохождение
процедура
процесс
прочие
психомоторная
работа
рабочая
разбор
различие
различный
разным
рамки
распознавание
распространение
результата
риск
роботы
россии
руды
ряда
связанные
связей
сердечные
сердца
сердце
симуляцион
симуляция
систем
ситуации
сложные
современная
спектр
специальность
специальным
сравнение
сравнительная
сравнительные
средств
средства
стандартам
статистические
степени
стоимости
столы
стремительный
структур
студентов
темп
техника
технические
технологий
технология
тренажер
тренажеры
тренинг
трудности
увеличение
университет
уровень
уровни
ускорение
учащиеся
учащихся
учебная
учреждение
феномен
физикальная
фонендоскоп
форма
формирование
характеристика
цель
целью
центр
широкая
шумы
экзамен
этап
эффективность
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.133.157.133)
Яндекс.Метрика