Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Особенности основных видов обмена у учащихся средних общеобразовательных учреждений в зависимости от организации учебного процесса и общественного питания


Аннотация:

Учитывая существенный вклад факторов внутришкольной среды в формирование здоровья школьников, целью исследования являлось изучение особенносте основных видов обмена у учащихся средних общеобразовательных учреждений в зависимости от организации учебного процесса и общественного питания. Материал и методы. Группу наблюдения составили 137 учащихся средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов физико-математического цикла в возрасте 12,9±1,3 года; группу сравнения - 131 учащийся средней общеобразовательной школы в возрасте 12,7+1,2 года. Для npоведения социологического исследования была разработана специальная анкета, позволяющая оценить социально-экономические характеристики семей обследованных школьников, регулярность и длительность занятий спортом, время затраченное на обязательное и дополнительное образование, домашнее питание детей и т.д. Оценка школьного питания проведена по меню-раскладкам (14-дневное примерное меню) и с помощью индивидуального весового метода. Проведены антропометрические измерения. Показатели жирового [концентрация общего холестерина, триглицеридов, липопротеинов высокой (ЛПВП) и низкой плотности (ЛПНП), аполипопротеина А1 (АпоА1), АпоВ и АпоВ/АпоА1], белкового (общий белок, альбумин), углеводного (глюкоза) и минерального (кальций, фосфор, магний, железо) обмена, концентрацию в сыворотке крови дофамина, лептина и кортизола определяли биохимическими и иммуноферментными методами. Результаты и обсуждение. В школе с углубленным изучением отдельных предметов в ходе оценки соответствия образовательного режима требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 выявлены нарушения гигиенических требований к составлению расписания уроков, превышение объема недельной нагрузки, большая суммарная учебная нагрузка, рассчитанная по шкале трудности предметов. Учащиеся профилированной школы больше времени затрачивают на образовательную школьную и внешкольную деятельность на фоне снижения двигательной активности. До 87,0% детей в домашних условиях питаются нерегулярно, всухомятку, употребляют фастфуд и снековую продукцию. В образовательном учреждении с углубленным изучением предметов, несмотря на возможность выбора блюда, фактически потребленные в школе рационы не удовлетворяют усредненной потребности в пищевых веществах и энергии во время завтрака (25% от суточной потребности), по содержанию макронутриентов и энергии - на 20%, кальция и витамина В1 -на 45-55%, фосфора - на 39%, магния - на 18%. В школе физико-математического профиля доля детей с избыточной массой тела в 2,8 раза выше, чем в массовой школе (19,0 против 6,0%, OR=3,5, DI=1,4-9,6; р=0,01). Выявлена тенденция к повышению атерогенности структуры липидного спектра за счет более высоких показателей в крови ЛПНП и снижения уровня АпоА1 и ЛПВП (р=0,004-0,02). Установленные особенности основных видов обмена у учащихся школы с углубленным изучением отдельных предметов сопровождаются относительно высокими концентрациями кортизола, лептина и дофамина (р=0,0001-0,03), свидетельствующими о напряжении нейроэндокринной регуляции. Заключение. Интенсификация процесса обучения в профилированных школах в сочетании с низким уровнем двигательной активности, нерациональным питанием и нарушениями пищевого поведения до 3,5 раза повышает риск формирования у школьников избытка массы тела на фоне напряжения эндокринной регуляции.

Авторы:

Штина И.Е.
Валина С.Л.
Ямбулатов А.М.
Устинова О.Ю.

Издание: Вопросы питания
Год издания: 2019
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2019.-N 1.-С.62-70. Библ. 26 назв.
Просмотров: 26

Рубрики
Ключевые слова
18
np
активность
альбумин
анкеты
антропометрия
аполипопротеин
атерогенная
белковая
белковый
белок
биохимическая
болеющие
большая
весовая
веществ
вещество
видовая
виды
витамины
внутри
возможности
возраст
временная
время
выбор
высокий
гигиена
глюкоза
года
групп
двигательная
детей
деятельности
длительность
доля
домашнее
домашних
дополнительные
дофамин
железо
жирового
зависимости
завтрак
занятия
здоровья
избытком
избыточная
измерение
изучение
иммуноферментная
индивидуального
интенсификация
исследование
исследования
кальций
ключ
концентрация
кортизол
крови
лептин
липидные
липопротеиновые
магний
массовое
массой
массы
материал
меню
метод
минеральная
минеральный
наблюдение
нагрузка
напряжение
нарушения
недостаточность
нейроэндокринная
низкие
обмен
образов
образование
обследования
обучение
общего
общей
общественного
общие
объем
обязательного
организации
основной
особенности
отдельные
относительная
оценка
питание
пищевая
пищевой
плотности
поведение
повышение
поза
показатели
помощи
потребности
превышения
предмета
проведения
продукция
против
профилирование
профиль
процесс
расписание
рацион
регулярный
регуляции
режим
результата
риск
свидетельства
семей
слова
снижение
содержание
соответствие
состав
составление
социальная
социологический
социологическое
спектр
специального
спорт
сравнение
среда
среднего
структур
суммарный
суточное
счет
сыворотка
тела
требования
триглицерид
трудности
углеводные
углеводный
уровни
урок
условия
усреднение
учащиеся
учащихся
учебная
учреждение
фактически
фактор
фастфуд
физика
фоновое
формирование
фосфор
характеристика
холестерин
целью
цикла
шкала
школа
школы
школьная
школьники
эндокринная
энергия
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.191.81.46)
Яндекс.Метрика