Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ВЕС МОЗГА И КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛАБОРАТОРНОЙ МЫШИ
Аннотация:
Различия в весе мозга как морфологического признака, связанного с уровнем развития когнитивных способностей животных, как правило, рассматривают при сравнении животных разных таксономических групп. Одним из методов, определяющих его роль на уровне внутривидовой изменчивости, является селекция на большие и малые величины веса мозга (лабораторных мышей). После 22 поколений отбора на контрастные значения этого признака селекцию прекратили, а линии мышей с большим и малым весом мозга далее разводили рандомбредно. Оказалось, что и различия в весе мозга, и ряд признаков, связанных с более успешным решением когнитивного теста у мышей с большим мозгом, сохранились. С другой стороны, результатом селекции мышей на более успешное решение когнитивного признака стали более высокие значения веса мозга у этих мышей. Таким образом, на внутривидовом уровне у лабораторной мыши (очень популярного модельного нейробиологического объекта) вес мозга может быть индикатором более высокого уровня развития когнитивных способностей. Настоящий обзор посвящен сложному вопросу соотношения веса мозга лабораторных мышей и их способностей к решению когнитивных тестов. Следует отметить, что и способность к научению, и решение элементарных логических задач, и реакция на новизну, и способность к концентрации внимания основаны на свойстве пластичности ЦНС. В настоящее время все эти феномены нередко объединяют термином "когнитивные способности", однако в настоящем обзоре этот термин используется только для описания способности к решению элементарных логических задач, то есть для случаев, когда для отыскания выхода из "проблемной" ситуации у животного "нет готового решения" по А.Р. Лурия (Poletaeva, Zorina, 2014). Наши эксперименты (описание которых составляет значимую часть данного обзора) были сфокусированы на тестировании способности мышей двух пар линий к решению теста на экстраполяцию и ни поиск входа в укрытие. Элементарная логическая задача на экстраполяцию направления движения стимула, исчезнувшего из поля зрения, представляет для грызунов достаточно большую сложность. Тест на поиск входа в укрытие более прост по своей структуре — его успешное выполнение основано на наличии у животного понимания принципа "неисчезаемости" (по Ж. Пиаже). Эти тесты по своей логической структуре не требуют предварительного научения и являются когнитивными тестами perse. Поскольку их общая схема отличается от общепринятых тестов на обучение и память, в обзоре приведено их краткое описание.
Авторы:
Перепелкина О.В.
Издание:
Успехи современной биологии
Год издания: 2019
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2019.-N 5.-С.446-456. Библ. 0 назв.
Просмотров: 22