Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Внутренний контроль обращения лекарств и медизделий: как главной медсестре распределить новые обязанности с коллегами Т.Мороз,
Аннотация:
Медорганизации спешат внедрить приказ Минздрава от 07.06.2019 № 381н по внутреннему контролю. Есть риск, что подойдут к задаче формально. Например, назначат главную медсестру единственной ответственной за обращение лекарств и медизделий. Чем это грозит и как руководителю сестринской службы не взять на себя чужие обязанности - читайте в статье. Чтобы вы избежали рисков, которые связаны с использованием лекарственных препаратов (ЛП) и медизделий (МИ), мы составили таблицу (приложение 1). Указали объекты контроля по требованиям приказа Минздрава. Очевидно, что одному специалисту сложно выявить и проанализировать все опасности обращения ЛП и МИ-нужна комиссия из медработников разных профилей. Рассмотрим ответственных за каждый объект контроля и определим роль главной медсестры (приложение 2). Качество обезболивания: проверяйте выполнение назначений. Своевременность и адекватность обезболивания - один из показателей, по которому приказ № 381н требует оценивать качество медпомощи (подп. 23 п. 17 приказа).Несвоевременное и неадекватное обезболивание снижает качество медпомощи и приводит к дополнительным страданиям больного. Это прямое нарушение прав пациента согласно п. 5 ст. 19 Закона № 323-ФЭ и частый повод для жалоб В рамках внутреннего контроля нужно проверять, обосновывают ли врачи назначение наркотических анальгетиков в истории болезни, правильно ли заполняют Лист назначения наркотиков. Это задача заместителя главврача по лечебной части, клинического фармаколога, заведующих отделениями. Главная медсестра контролирует, точно ли медсестры выполняют назначения анальгетиков и заполняют Журнал регистраций операций, связанных с обращением наркотических средств и психотропных веществ. Наличие лекарств и медизделий: следите за своевременностью и итогами госзакупок Чтобы предотвратить перебои с обеспечением лекарствами и медизделиями, Минздрав требует проводить мониторинг их наличия не реже одного раза в квартал (п. 18 приказа № 381н). Перебои с обеспечением возникают по нескольким причинам. Например, неправильно рассчитали потребность в ЛП и МИ, неверно составили заявки на госзакупки или торги не состоялись. Первая задача мониторинга - определить потребность в ЛП и МИ. Чтобы ее выполнить, клинический фармаколог и руководители структурных подразделений анализируют потребление препаратов и медизделий в предыдущие периоды, проверяют, соответствует ли ассортимент клиническим рекомендациям и количеству больных. Вторая задача мониторинга - следить за своевременностью и итогами госзакупок. За это отвечают заведующий аптекой, если такая должность предусмотрена штатным расписанием медорганизации, и главная медсестра. Третья задача - найти причины дефицита лекарств по ассортименту и количеству. Это входит в обязанности заместителя главного врача по лечебной части, клинического фармаколога, заведующих отделениями.Комиссия оценивает текущее положение дел в медорганизации и предотвращает риски. На основании отчетов о проверке руководитель клиники определяет, как устранить нарушения. Нежелательные реакции: изымайте из обращения препараты. При применении ЛП остается риск нежелательных побочных реакций или отсутствия эффекта. В рамках фармако-надзора медорганизация должна собирать информацию о фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении ЛП, и передавать сведения в Росздравнадзор (п. 9 приказа № 381н). Заместитель главного врача по лечебной части, клинический фармаколог, заведующие отделениями контролируют причины возникновения нежелательных побочных реакций, серьезных последствий применения ЛП, отсутствия эффективности ЛП. Эти же сотрудники передают информацию в Росздравнадзор. Задача главной медсестры или заваптекой - изымать из обращения препараты, вызвавшие нежелательные побочные реакции. Фальсификаты и некачественные ЛП: контролируйте приемку, отслеживайте сроки годности и условия хранения Чтобы исключить из обращения ЛП ненадлежащего качества, нужно проводить приемочный контроль, отслеживать сроки годности и условия хранения лекарств (п. 9, подп. 17 п. 17 приказа № 381н). Это обязанности заведующего аптекой, главных и старших медсестер. Некачественные препараты попадают в медорганиза-цию по вине производителя или дистрибьютора, из-за неправильной перевозки или нарушения правил хранения. Минздрав еще в 2016 году приказом № 646н потребовал разработать СОПы по организации приемочного контроля и хранения ЛП, по выявлению фальсифицированных, контрафактных и забракованных препаратов. Однако Антибактериальная терапия: контролируйте режим назначений. Развитие резистентности к антибиотикам - серьезный риск, который может перечеркнуть успех лечения. Поэтому Минздрав включил рациональное использование антибиотиков в перечень показателей качества медпомощи (подп. 18 п. 17 приказа № 381н). В рамках внутреннего контроля заместитель главного врача по лечебной части, клинический фармаколог, заведующие отделениями следят за целесообразностью назначения антибиотиков и анализируют ротацию этих препаратов в отделениях. Задача микробиолога - мониторинг случаев резистентности госпитальной флоры к антибиотикам. Главная медсестра контролирует, соблюдают ли медсестры режим выполнения назначений антибиотиков. Безопасность применения медизделий: усильте приемочный контроль. Безопасность применения медизделий - еще один показатель, по которому нужно проводить внутренний контроль (подп. 21 п. 17 приказа № 381н). Усильте приемочный контроль. Эта мера позволит не пропустить в медорганизацию незарегистрированные, фальсифицированные, забракованные медизделия. Также главная медсестра вместе с заведующими отделениями должны организовать обучение персонала правильному обращению с медизделиями.
Авторы:
Рыжова О.
Издание:
Главная медицинская сестра
Год издания: 2019
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2019.-N 12.-С.48-54. Библ. 0 назв.
Просмотров: 41