Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Интервью с начальником отдела экспертизы и качества медицинской помощи Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России Барабановым Алексеем Германовичем
Аннотация:
ТЕМА ИНТЕРВЬЮ: НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. Вопрос: Полгода назад был утвержден Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 г. № 381 н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», в чем принципиальная новизна данного нормативно-правового акта? Ответ: Прежде всего, считаю необходимым сказать несколько слов об истории вопроса. Внутренний контроль качества, который существовал ранее до введения в действие настоящего приказа, организовывался региональными органами управления здравоохранения на основании положений, разработанных на местном уровне. Так происходило до 2012 года, то есть до вступления в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ф3. После вступления в силу данного Федерального закона, согласно статье 90 данного нормативно-правового акта, внутренний контроль качества был передан на уровень руководителей медицинских организаций. Таким образом, документы, касающиеся внутреннего контроля качества, разработанные ранее в субъектах Российской Федерации, автоматически утратили юридическую силу. Однако методологически в целом руководители медицинских организаций продолжали ими пользоваться. Существовала привычная 3-х уровневая система внутреннего контроля качества медицинской помощи: заведующий отделением, заместитель главного врача, врачебная комиссии. Данная система практически сводилась к оценке качества оказания медицинской помощи на основании первичной медицинской документации. В настоящее время в законодательстве использован принципиально новый термин: внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. В 2015 году специалисты Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на основании статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года дали более расширенное толкование «внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Оно включает в себя не только медицинскую помощь, а организацию работы всей медицинской организации в целом. Это и вопросы менеджмента — работы регистратуры, приемного покоя, организация экстренной медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в стационаре и т. д. В 2017 году Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения были подготовлены и утверждены методические рекомендации по внутреннему контролю качества медицинской деятельности для поликлиник. С тех пор начались пилотные проекты, и изначально подразумевалось, что данный опыт будет в дальнейшем использован для всех медицинских организаций. Был разработан проект приказа, который включал в себя все упомянутые практические рекомендации, его особенность состояла в том, что он содержал методологию обеспечения внутреннего контроля качества медицинской деятельности. Проект прошёл общественное обсуждение и, наконец, был принят упомянутый Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 г. № 381 н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», однако методология осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структуру данного нормативно-правового акта не вошла. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 г. № 381 н фактически предписывает создание принципиально новой специальной службы (комиссии) внутри каждой медицинской организации, независимо от формы собственности и мощности организации. Я вижу возможную проблему в том, что в настоящее время накоплен опыт пилотных проектов исключительно для крупных медицинских учреждений. То есть, не учтены особенности и возможности небольших и средних медицинских организаций, у которых нет физической возможности выделить из числа своих сотрудников специалистов для работы в составе вновь создаваемой специальной комиссии. То же самое относится и к индивидуальным предпринимателям. В итоге небольшие медицинские организации, и государственной, и частной форм собственности, окажутся в очень невыгодном положении из-за дефицита необходимых специалистов. Например, при проведении проверки санитарно-эпидемиологи-ческого режима, необходимо по чек-листу сделать выводы и составить предложения. Даже в случае, если в штате медицинской организации имеется врач-эпидемиолог, то получается, что он единолично проверяет собственную работу. Второй вариант: в небольшой медицинской организации обеспечением санитарно-эпидемиологического режима занимается главная медицинская сестра. В этом случае она, являясь членом комиссии по внутреннему контролю качества медицинской деятельности, также будет проверять свою работу. Неизбежным является возникновение конфликта интересов, который сведет внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности практически к самоконтролю. Таким образом, возникает вопрос о правильной организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности при отсутствии в новом приказе градаций медицинских организаций по мощности.
Авторы:
Издание:
Главврач
Год издания: 2020
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2020.-N 1.-С.4-7. Библ. 0 назв.
Просмотров: 21