Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Вся правда об электронных сигаретах: российская реальность. Часть II. Потребление электронных сигарет в России: связь с демографическими факторами, рекламой и продвижением, курением табака и попытками бросить курить. Результаты репрезентативного опроса взрослого населения ЭПОХА-РФ


Аннотация:

Актуальность проблемы электронных сигарет (ЭС) подробно проанализирована в первой части этой статьи, представленной в предыдущем номере журнала «Профилактическая медицина». Цель исследования — изучить распространенность потребления ЭС, ее связь с социально-демографическими факторами, подверженностью рекламе и продвижению ЭС и факторами курительного поведения, включая попытки отказа от курения, среди населения Российской Федерации. Материал и методы. Представлены данные одномоментного исследования по изучению реализации мер антитабачной политики в России — выборочного опроса взрослого населения ЭПОХА-РФ, выполненного на основе репрезентативной выборки с многоступенчатым территориальным отбором в 10 субьектах РФ в 2017—2018 гг., стратифицированной по статусу курения и включающей 11 625 респондентов: 6569 куряших, 2377 бывших куряших и 2679 никогда не куривших. Проанализированы данные по трем параметрам — потребление когда-либо ЭС, в том числе электронных систем нагревания табака (ЭСНТ), и потребление ЭС в настоящее время — в ассоциации с социально-демографическими факторами, рекламой и продвижением ЭС, курением табака и попытками отказа от курения. Применены модели логистической регрессии для анализа этих связей. Отношения шансов (ОШ) представлены с поправкой на социально-демографические факторы и статус курения. Результаты. Согласно данным работы, 9,3% населения (11 % мужчин и 7% женшин) когда-либо потребляли ЭС (р<0,001), в том числе 3,3% (4,2% мужчин и 2,2% женшин; р<0,001) потребляли ЭСНТ; 2,5% (3,2% мужчин и 1,6% женшин; р<0,001) потребляют ЭС в настоящее время. Куряшие потребляли ЭС, ЭСНТ когда-либо и в настоящее время чаше (13, 4,4 и 3,5%), чем бросившие курить (7,4, 3,4 и 3,5%) и никогда не курившие (2,2, 0,7 и 0,6% соответственно; р<0,001). Отмечалась очень высокая по сравнению с обшей выборкой, распространенность потребления ЭС и ЭСНТ среди лиц 18—24 лет: 23,5, 7 и 6,8% соответственно (р<0,001). Частота потребления ЭС в каждой возрастной группе достоверно больше, чем в последующей возрастной группе. Высокая вероятность потребления ЭС и ЭСНТ когда-либо и в настоящее время статистически значимо связана с возрастом (чем моложе возраст — тем больше вероятность; в группе 18—24 лет ОШ=7,37; 2,21 и 4,37), статусом курения (выше всего у курильщиков; ОШ=7,2; 7,27; 5,4), «курительным анамнезом» (у бросивших курить по сравнению с никогда не курившими; ОШ=4,85; 5,79 и 3,44; р<0,001). Высокой вероятности потребления ЭС (когда-либо и в настоящем) способствует подверженность рекламе и продвижению ЭС по интернету (ОШ=2,17 и 2,77), в социальных сетях (ОШ=1,64 и 1,9); по телевизору (ОШ=1,77 и 3,74 соответственно), в магазинах, торгующих ЭС (ОШ=1,82). Потреблению ЭСНТ достоверно способствует реклама ЭС по телевизору (OLU=3,67), в магазинах, торгующих табачными изделиями (ОШ=4,69), на спортивных мероприятиях ЮШ=3,04), в барах и пабах (ОШ=2,19), на временных торговых объектах (ОШ=2,11). У куряших вероятность потребления ЭС и ЭСНТ ассоциирована с признаками табачной зависимости и попытками бросить курить: отсутствие попыток бросить курить уменьшает вероятность потребления ЭС (0ш=0,45); потребления ЭСНТ (0ш=0,54) и постоянного потребления ЭС (0ш=0,46). Не удалось отказаться от курения 81% курильщиков, предпринявших попытки бросить курить с помощью ЭС. Высокая вероятность предпринять попытки бросить курить с помощью ЭС ассоциирована с обращением за помощью к медработникам (ОШ=2,28); приемом медикаментов от курения (ОШ=2,03); поиском помоши в интернете (ОШ=5,25); а также с получением помощи врача в отказе от курения (ОШ=1,64). Эти же факторы способствуют повышению вероятности отказаться от курения с помощью ЭС (ОШ=2,6 и 2,5; 7,3 и 2,19 соответственно). Заключение. Потребление ЭС, широко распространенное среди молодежи, тесно связано с рекламой и продвижением этих продуктов, с курением табака и попытками бросить курить, но отказу от курения оно не способствует. Необходимы законодательный запрет рекламы и продвижения всех видов продуктов ЭС, разноплановая информационно-коммуникационная политика в отношении этих продуктов. Третья часть статьи, посвященная поддержке населением законодательного регулирования ЭС, — будет представлена в следующем номере журнала «Профилактическая медицина». Ключевые слова: электронные сигареты, электронные системы нагревания табака, реклама и пролвижение электронных сигарет, потребление электронных сигарет.

Авторы:

Гамбарян М.Г.
Калинина А.М.
Попович М.В.
Старовойтов М.Л.
Драпкина О.М.
Бойцов С.А.
Салагай О.О.

Издание: Профилактическая медицина
Год издания: 2019
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2019.-N 6(2).-С.14-27. Библ. 30 назв.
Просмотров: 22

Рубрики
Ключевые слова
18
акты
анализ
анамнез
антитабачной
ассоциации
ассоциированные
большая
бывший
вероятности
взрослые
видовая
возраст
возрастные
врачи
временных
время
выборка
выборочные
выполнение
высокий
групп
данные
демографическая
журнал
зависимости
законодательный
здоровья
изделий
изучение
интернет
информационное
исследование
ключ
курение
курения
курительный
лет
лицами
логистические
магазин
материал
медикаментов
медицина
медработник
мероприятия
метод
механизмы
модели
молодежь
мониторинг
мужчин
нагревание
население
населения
настоящие
обращение
обследование
объект
одномоментная
опрос
основа
отбор
отказ
отношение
отсутствие
параметр
первая
поведение
поведения
повышение
подверженность
поддержки
поиск
политика
получение
помощи
поправка
популяции
попытка
попытки
послед
постоянная
потребление
правого
прекращение
прием
признаки
применения
проблема
продвижение
продуктов
работа
распространенность
распространенный
расстройства
реализация
реальностью
регрессия
регулирование
результата
реклама
репрезентативный
риска
рискованное
россии
российская
связей
сигарета
сигареты
систем
след
слова
социальная
социально-демографические
спортивная
способ
сравнение
среда
статистические
статус
статьи
табак
табака
табачной
территориальная
торговой
тория
третья
фактор
факторы
федерации
цель
части
частота
часть
чашечке
число
шансы
широкая
электронная
электронные
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.147.7.215)
Яндекс.Метрика