Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Вся правда об электронных сигаретах: российская реальность. Часть II. Потребление электронных сигарет в России: связь с демографическими факторами, рекламой и продвижением, курением табака и попытками бросить курить. Результаты репрезентативного опроса взрослого населения ЭПОХА-РФ
Аннотация:
Актуальность проблемы электронных сигарет (ЭС) подробно проанализирована в первой части этой статьи, представленной в предыдущем номере журнала «Профилактическая медицина». Цель исследования — изучить распространенность потребления ЭС, ее связь с социально-демографическими факторами, подверженностью рекламе и продвижению ЭС и факторами курительного поведения, включая попытки отказа от курения, среди населения Российской Федерации. Материал и методы. Представлены данные одномоментного исследования по изучению реализации мер антитабачной политики в России — выборочного опроса взрослого населения ЭПОХА-РФ, выполненного на основе репрезентативной выборки с многоступенчатым территориальным отбором в 10 субьектах РФ в 2017—2018 гг., стратифицированной по статусу курения и включающей 11 625 респондентов: 6569 куряших, 2377 бывших куряших и 2679 никогда не куривших. Проанализированы данные по трем параметрам — потребление когда-либо ЭС, в том числе электронных систем нагревания табака (ЭСНТ), и потребление ЭС в настоящее время — в ассоциации с социально-демографическими факторами, рекламой и продвижением ЭС, курением табака и попытками отказа от курения. Применены модели логистической регрессии для анализа этих связей. Отношения шансов (ОШ) представлены с поправкой на социально-демографические факторы и статус курения. Результаты. Согласно данным работы, 9,3% населения (11 % мужчин и 7% женшин) когда-либо потребляли ЭС (р<0,001), в том числе 3,3% (4,2% мужчин и 2,2% женшин; р<0,001) потребляли ЭСНТ; 2,5% (3,2% мужчин и 1,6% женшин; р<0,001) потребляют ЭС в настоящее время. Куряшие потребляли ЭС, ЭСНТ когда-либо и в настоящее время чаше (13, 4,4 и 3,5%), чем бросившие курить (7,4, 3,4 и 3,5%) и никогда не курившие (2,2, 0,7 и 0,6% соответственно; р<0,001). Отмечалась очень высокая по сравнению с обшей выборкой, распространенность потребления ЭС и ЭСНТ среди лиц 18—24 лет: 23,5, 7 и 6,8% соответственно (р<0,001). Частота потребления ЭС в каждой возрастной группе достоверно больше, чем в последующей возрастной группе. Высокая вероятность потребления ЭС и ЭСНТ когда-либо и в настоящее время статистически значимо связана с возрастом (чем моложе возраст — тем больше вероятность; в группе 18—24 лет ОШ=7,37; 2,21 и 4,37), статусом курения (выше всего у курильщиков; ОШ=7,2; 7,27; 5,4), «курительным анамнезом» (у бросивших курить по сравнению с никогда не курившими; ОШ=4,85; 5,79 и 3,44; р<0,001). Высокой вероятности потребления ЭС (когда-либо и в настоящем) способствует подверженность рекламе и продвижению ЭС по интернету (ОШ=2,17 и 2,77), в социальных сетях (ОШ=1,64 и 1,9); по телевизору (ОШ=1,77 и 3,74 соответственно), в магазинах, торгующих ЭС (ОШ=1,82). Потреблению ЭСНТ достоверно способствует реклама ЭС по телевизору (OLU=3,67), в магазинах, торгующих табачными изделиями (ОШ=4,69), на спортивных мероприятиях ЮШ=3,04), в барах и пабах (ОШ=2,19), на временных торговых объектах (ОШ=2,11). У куряших вероятность потребления ЭС и ЭСНТ ассоциирована с признаками табачной зависимости и попытками бросить курить: отсутствие попыток бросить курить уменьшает вероятность потребления ЭС (0ш=0,45); потребления ЭСНТ (0ш=0,54) и постоянного потребления ЭС (0ш=0,46). Не удалось отказаться от курения 81% курильщиков, предпринявших попытки бросить курить с помощью ЭС. Высокая вероятность предпринять попытки бросить курить с помощью ЭС ассоциирована с обращением за помощью к медработникам (ОШ=2,28); приемом медикаментов от курения (ОШ=2,03); поиском помоши в интернете (ОШ=5,25); а также с получением помощи врача в отказе от курения (ОШ=1,64). Эти же факторы способствуют повышению вероятности отказаться от курения с помощью ЭС (ОШ=2,6 и 2,5; 7,3 и 2,19 соответственно). Заключение. Потребление ЭС, широко распространенное среди молодежи, тесно связано с рекламой и продвижением этих продуктов, с курением табака и попытками бросить курить, но отказу от курения оно не способствует. Необходимы законодательный запрет рекламы и продвижения всех видов продуктов ЭС, разноплановая информационно-коммуникационная политика в отношении этих продуктов. Третья часть статьи, посвященная поддержке населением законодательного регулирования ЭС, — будет представлена в следующем номере журнала «Профилактическая медицина». Ключевые слова: электронные сигареты, электронные системы нагревания табака, реклама и пролвижение электронных сигарет, потребление электронных сигарет.
Авторы:
Гамбарян М.Г.
Издание:
Профилактическая медицина
Год издания: 2019
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2019.-N 6(2).-С.14-27. Библ. 30 назв.
Просмотров: 22