Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММ РЕАБИЛИТАЦИИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Аннотация:
Традиционный подход к реабилитации детского населения строится с позиций выявления причин и симптомов заболевания, своевременной диагностики и осуществления лечебных мероприятий. Фокус внимания в этом случае направлен на патофизиологию и клинику болезненного процесса, что ограничивает зону проблемы и упускает множество аспектов жизнедеятельности, которые могут стать существенным ресурсом для развития и восстановления ребенка. Так, Международная классификация болезней (МКБ10) широко применяется в медицине для постановки диагноза, но ее возможностей недостаточно для планирования реабилитации. С этой целью может быть использована Международная классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для детей и подростков (МКФ-ДП, англ. International Classification of Functioning, Disability and Health: children & youth version, ICF-CY), структура которой позволяет рассматривать здоровье как интегративный показатель состояния организма (структур и функций), активности и участия с учетом влияния факторов контекста и опирается на биопсихосоциальную модель, описывающую взаимное влияние биологических, психологических и социальных факторов на здоровье человека. Например, отсутствие самостоятельной ходьбы у ребенка с нижним спастическим парапарезом может быть обусловлено различными патогенетическими механизмами: кроме слабости мышц нижних конечностей, нарушения баланса, координаторных проблем (биологический фактор), на формирование навыка ходьбы могут влиять и другие обстоятельства, препятствующие ходьбе, - страх падений (психологический фактор) или отсутствие вспомогательных приспособлений (социальный фактор). МКФ-ДП реализует три принципа реабилитации: в центре внимания находится пациент и его семья (пациент-центрированный принцип), выявляется полный спектр проблем, составляющих реабилитационный диагноз и являющихся задачей реабилитации (проблемно-ориентированный принцип), а также формируется связь на уровне организации реабилитационного процесса с четким распределением обязанностей между членами реабилитационной команды (мультидисциплинарный принцип). В статье рассматриваются вопросы применения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для детей и подростков в реабилитации детского населения, возможности оценки структур, функций, активности и участия, факторов контекста. В статье приведена методология формирования реабилитационного диагноза и указаны принципы построения реабилитационных программ на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для детей и подростков.
Авторы:
Нефедьева Д.Л.
Издание:
Детская и подростковая реабилитация
Год издания: 2020
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2020.-N 1.-С.31-35. Библ. 4 назв.
Просмотров: 21