Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Состояние и перспективы кадровой политики здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Текст статьи доступен по ссылке: http://www.fesmu.ru/voz/20194/2019402.aspx

Полный текст
В.В. Аржакова
Состояние и перспективы кадровой политики здравоохранения Республики Саха (Якутия)
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Контактная информация: В.В. Аржакова e-mail: nadvsavvina@mail.ru
Резюме:
В данной статье рассматриваются динамика укомплектованности и обеспеченности медицинскими кадрами здравоохранения Республики Саха (Якутия), дается сравнительный анализ по Российской Федерации и Республике Саха (Якутия), приводятся статистические данные по кадрам Республики Саха (Якутия) за 2015-2018гг., предложены мероприятия по повышению укомплектованности медицинскими кадрами, повышая доступность и качество оказания медицинской помощи населению.
Ключевые слова:
здравоохранения, медицинские кадры, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), медицинские организации, целевая подготовка

V.V. Arzhakova
The state and prospects of the personnel policy in healthcare of the Republic of Sakha (Yakutia)
North-Eastern Federal University named by M.K. Ammosov, Yakutsk
Summary:
This article discusses the dynamics of medical facilities staffing with medical personnel in the Republic of Sakha (Yakutia), provides a comparative analysis of the Russian Federation and the Republic of Sakha (Yakutia), provides statistical data on health personnel in the Republic of Sakha (Yakutia) in 2015-2018, suggests measures to increase staffing with medical personnel, increasing the availability and quality of medical care to the population.
Key words:
health care, medical personnel, Ministry of Health of the Republic of Sakha (Yakutia), medical organizations, targeted training
Введение


Кадры здравоохранения - это интеллектуальный потенциал отрасли, который требует длительной подготовки, постоянного профессионального развития. На федеральном уровне признано, что состояние кадровых ресурсов определяет эффективность работы систем здравоохранения, а именно зависит качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению. Сегодня кадровый кризис - это проблема всей страны, которая касается большинства регионов, в том числе и Республики Саха (Якутия). Состояние и перспективное развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) в значительной степени зависит от подготовки, профессионального уровня и обеспеченности системы здравоохранения медицинскими кадрами, как главным ресурсом здравоохранения. Необходимым условием достижения качественной медицинской помощи является проведение эффективной кадровой политики в отрасли, в том числе обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи населению [1, 2, 3,4].

Обсуждение результатов


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г.№ 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" одной из задач стоящих перед российским здравоохранением является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также необходимого кадрового обеспечения профильными специалистами отрасли для достижения установленных результатов предусмотренных мероприятиями Национального проекта "Здравоохранение" по развитию системы оказания первичной медико-санитарной помощи, развитию детского здравоохранения, снижению смертности от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.
По состоянию на 1 января 2019 года в здравоохранении Республики Саха (Якутия) утверждено 6489,5 штатных врачебных должностей, всего работает 4947 врачей, в том числе врачей, непосредственно оказывающих первичную медико-санитарную помощь - 2558 человек. Для средних медицинских работников утверждено 13414,5 штатных должностей. Всего работает на должностях среднего медицинского персонала 11044 специалиста, из них непосредственно оказывают первичную медико-санитарную помощь 4698 специалистов.
Отмечается положительная динамика численности врачей. По сравнению с 2015 годом она увеличилась на 330 врачей. Обеспеченность врачами выросла с 48,1 до 52,0 на 10 тыс. населения. Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения - 115,0 (2015 г. - 112,7).
На 1 января 2019 года укомплектованность врачами штатных должностей составила -77%, средним медицинским персоналом - 83%.
Таблица 1. Показатели обеспеченности кадрами в Республике Саха (Якутия) в 2015 - 2018 годы.
Показатели
2015
2016
2017
2018
Врачи
Сред.мед.
Врачи
Сред.мед
Врачи
Сред.мед
Врачи
Сред.мед
Штаты, шт.ед.
6310,5
13409,5
6406,75
13477
6118,75
13035
6489,5
13414,5
Физические лица, чел.
4617
10 816
4663
10753
4826
10802
4947
11044
Обеспеченность на 10 тыс. насел. РС(Я)
48,1
112,7
48,6
112,0
50
112,0
52,0
115,0
Укомплектованность РС (Я) (%)
73,2
80,7
72,8
79,7
78,8
82,9
77
83
Прибыло, чел.
677
1069
555
1004
608
1125
610
1172
Выбыло, чел.
469
984
509
1067
508
1233
489
1248
Принимаемые меры поэтапного устранения дефицита медицинских кадров по отдельным специальностям за счет реализации мер социальной поддержки позволили в 2018 году закрепить положительную динамику численности врачей по дефицитным специальностям.
Таблица 2. Динамика укомплектованности медицинскими кадрами по отдельным специальностям в 2015- 2018 годы.
Должности (физические лица)
2015
2016
2017
2018
Темп прироста
Анестезиология-реаниматология
247
256
270
276
12 %
Рентгенология
164
168
181
187
14 %
Офтальмология
129
131
132
141
10 %
Онкология
40
42
48
49
23 %
Акушерство-гинекология
272
279
279
284
5 %
Ультразвуковая диагностика
140
150
150
156
12 %
Функциональная диагностика
71
77
72
79
12 %
Подготовка медицинских кадров и укомплектование медицинских организаций квалифицированными специалистами является одним из основных направлений в работе Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Врачебные кадры для республики готовятся в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в рамках федеральных контрольных цифр приема и государственного заказа Республики Саха (Якутия) на подготовку специалистов, а также целевой контрактной подготовки за пределами Республики Саха (Якутия).
В 2018 году на 1 курс было зачислено 250 студента за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе 96 целевых мест), 128 студентов за счет внебюджета и 139 ординаторов, из них 27 ординаторов на целевой основе, 58 человек в рамках контрольных цифр приема и 54 ординаторов на платной основе.
Квота целевого приема составляет в среднем ежегодно 30%. В медицинском институте СВФУ сегодня обучаются 1890 студентов, из которых 220 по целевому набору (12%).
Отмечается положительная динамика показателя эффективности целевой подготовки. Так, доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд республики, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские и фармацевтические организации системы здравоохранения в 2018 году составила 85,7 % (в 2017 году - 83,3 %). В целях создания условий для гарантированного труда и закрепления молодых специалистов в медицинских организациях республики Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) изданы следующие приказы: 1) "О трудоустройстве и закреплении врачей - молодых специалистов в медицинских организациях здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 01.12.2015г. № 07-8/1-628"; 2) "О целевом обучении и закреплении молодых специалистов в медицинских организациях здравоохранения Республики Саха (Якутия)" от 21.07.2016г. № 01-07/1567
Непрерывность обучения обеспечивается использованием инновационных образовательных технологий (электронного обучения, дистанционных и симуляционных технологий, стажировок, тьюторства, электронных образовательных модулей и др.).
Таблица 3. Показатели выпуска и трудоустройства медицинских кадров за 2015-2018 годы.
Показатели
2015
2016
2017
2018
Потребность во врачах, в т.ч. Северо Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
624
613
590
487
План приема в МИ СВФУ
200
217
216
284
В т.ч.: - целевой набор федерального бюджета
96
75
86
84
Выпуск мединститута СВФУ
Итого
206
230
221
264
Прошли аккредитацию и трудоустроены
-
7
95
70
Продолжают обучение в ординатуре, интернатуре
206
223
126
145
Прибыли в распоряжение Минздрава после окончания интернатуры и ординатуры и трудоустроены
179
221
195
37*
Центральные медицинские ВУЗы (по линии Минпрофа целевая контрактная подготовка)
План приема
56
97
110
74
Выпуск
37
30
28
25
* С 1 сентября 2017 года ушла такая форма подготовки, как интернатура. Послевузовским профессиональным образованием в медицине с 01.09.2017 года является ординатура.
В динамике за период с 2015 по 2018 годы общая численность выпускников медицинских институтов увеличилась на 84 чел (42%) с 200 до 284 человек.
Целенаправленные действия по переподготовке врачей дали хорошие результаты: увеличился удельный вес наиболее значимых в оказании медицинской помощи специалистов, а также медицинских кадров, имеющих соответствующие сертификаты.
Ежегодно совместно с Медицинским институтом СВФУ и Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) формируется государственный заказ на подготовку врачебных кадров в соответствии с потребностями средне- и долгосрочных перспектив республики, который составляет основу планов целевого приема в МИ СВФУ и Минобразования и науки РС(Я). В свою очередь, Министерством здравоохранения РС (Я) распределяются целевые места для абитуриентов из улусов (районов) и медицинских организаций с низкой укомплектованностью медицинскими кадрами.
Целевая подготовка специалистов в республике разделяется на:
- целевой прием за счет федерального бюджета, квота которой устанавливается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ежегодно каждый учебный год и осуществляется на основе договора о целевом приеме, заключаемого образовательной организацией с заказчиками целевого приема.
- целевая контрактная подготовка за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сверх цифр контрольного приема на бюджетные места и устанавливается с указанием направления подготовки постановлением Правительства РС(Я), на основании среднесрочного прогноза потребности в медицинских кадрах Республики Саха (Якутия).
План набора на целевое обучение по программе специалитет ежегодно утверждается решением Правительства Республики Саха (Якутия).
План набора на целевое обучение по программам интернатура и ординатура ежегодно формируется совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таблица 4. Целевой прием в Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в 2016-2018 гг. (федеральный бюджет).

2015/2016 уч.год
2016/2017 уч.год
2017/2018 уч.год
2018/2019 уч. год
Потребность
Утвержд.план
Потребность
Утвержд.план
Потребность
Утвержд.план
Потребность
Утвержд.план
Целевой прием
75
96
120
75
120
86
120
84
Выделяются места в ведущие Центральные медицинские ВУЗы по линии Министерства образования и науки РС(Я) как уполномоченный орган республики по реализации единой государственной политики в области профессионального образования и целевого обучения.
Так, выделены целевые места в центральные медицинские ВУЗы в 2015 году - 86, в 2016 году - 95 мест, в 2017 - 110 мест, в 2018 г. - 74.
В республике подготовка среднего медицинского персонала проводится в трех медицинских государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) - в Якутском, Алданском и Нерюнгринском медицинском колледжах.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования республики осуществляют подготовку по следующим специальностям: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело", "Лабораторная диагностика", "Фармация", "Стоматология".
За последние пять лет увеличился план набора в медицинские колледжи на 95 мест с 435 в 2013 году до 540 в 2015 году, но в 2016 году сократилось до 525 мест и в течении последние 3 года выделяется 525 бюджетных мест, без изменений.
Таблица 5. Подготовка среднего медицинского персонала в медицинских колледжах Республики Саха (Якутия) в 2015-2018 годах.

2015
2016
2017
2018
Якутский, Алданский, Нерюнгринский медицинский колледжи
2015
2016
2017
2018
Прием на учебный год по государственному заказу
540
525
525
525
Выпуск
354
363
512
558
Из них направлены в улусы (районы)
184
192
211
333
Трудоустроены
306
316
364
379
% трудоустроенных
86,4
87%
71%
73%
Заявка на средние мед. кадры
702
702
726
608
Вместе с тем, потребность в СМП увеличивается ежегодно, а число плана набора в медицинских колледжах остается неизменной.
Число выпускников ежегодно до 2016 года составляло более 300 специалистов, а в 2018 году выпуск составил 558 среднего медицинского персонала (что примерно на 29% выше предыдущих лет), при этом процент трудоустроенных в медицинских организациях составляет 71-95 %.
С целью повышения укомплектования и закрепления на местах медицинских кадров республики Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) необходимо реализовывать следующие меры:
1). Как известно, с 2012 года реализовывается федеральная программа "Земский доктор".
В результате реализации данной программы был, достигнут рост числа трудоустроенных врачей в районах республики после окончания интернатуры и ординатуры, тем самым вырос уровень обеспеченности врачами в районах. Отмечается положительная динамика численности врачей по республике, по сравнению с 2015 годом увеличилась на 330 врачей, что составляет 8%. Следовательно, укомплектованность врачебными кадрами поднялась с 73,2% (2015г.) до 77% (2018г.), а обеспеченность врачами на 10 тыс. населения выросла с 48,1 (2015г.) до 52 (2018г.). Для сравнения: обеспеченность населения врачебными кадрами в ДФО - 39,8, в РФ - 37,1 на 10 тыс. населения. Благодаря программе "Земский доктор" в 2012-2018 годах получили выплаты 728 молодых специалистов (в 2015 г. - 87 врачей, в 2016г. - 70 врачей, в 2017 году - 70 врачей, в 2018 году - 139 врачей), что позволило укомплектовать медицинские организации врачебными кадрами
Согласно этой программе в 2018 году также предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на софинансирование расходных обязательств на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам фельдшерам "Земский фельдшер" в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек. В 2018 году получили 25 специалистов среднего звена.
2). Ежегодно проводится плановая работа по предварительному трудоустройству выпускников медицинских ВУЗов и колледжей республики. Согласно плана совместных мероприятий Министерства здравоохранения РС (Я) ежегодно проводится ярмарка вакансий для выпускников и студентов МИ СВФУ, медицинских колледжей. В данной встрече принимают участие главы муниципальных образований районов (по желанию), руководители медицинских учреждений, которые дают информацию о больнице, будущей работе, о предоставлении социальных гарантий. Во время проведения ярмарки организовываются стендовые представления медицинских учреждений. Ярмарка вакансий завершается подписанием трехстороннего договора (Медицинское учреждение - ВУЗ/СПО - Студент).
3) Министерством здравоохранения РС (Я) выделяются целевые места для абитуриентов из улусов (районов) с низкой укомплектованностью кадрами, в соответствии с Постановлением Правительства от 27.11.2013 года № 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении". Начиная с марта мес. руководителям медицинских организаций направляются информационные письма "О квотах целевых мест" для профориентационной работы с абитуриентами и заключения предварительных договоров.
4) Для привлечения молодых специалистов на работу расширяется практика заключения целевых договоров между обучающимися, образовательными учреждениями и работодателем с гарантиями трудоустройства выпускников. Согласно заключенному договору работодатель обязуется принять после завершения обучения по целевой контрактной подготовке специалиста на постоянную работу с указанием должности, обеспечить жилой площадью, соответствующей жилищным и санитарным нормам, произвести обучающемуся и членам его семьи оплату проезда к месту работы и компенсацию стоимости провоза багажа в пределах территории Республики Саха (Якутия) с места постоянного места жительства до места работы в соответствии с действующим законодательством, а также обеспечить работой соответствующей квалификации и специальности в течение 3-х лет с момента трудоустройства.
А также после окончания обучения Работодателями осуществляется оплата проездных, багажных, подъемных (в размере 2-х месячного оклада) и решаются вопросы оказания материальной помощи молодым специалистам. Со стороны глав администраций муниципальных образований и руководителей медицинских учреждений решаются вопросы обеспечения жильем и других социальных гарантий на местах.
5) В целях привлечения специалистов, закрепления на рабочих местах медицинскими кадрами по инициативе Минздрава РС(Я) подписано соглашение между Минздравом РС(Я) и муниципальными образованиями, где рассматривается возможность выделения единовременной выплаты медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в район, социальной гарантии в виде предоставления места в детском саду или в школе, частичная компенсация по оплате за коммунальные услуги или аренде жилья.

Заключение


Таким образом, совершенствование деятельности Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по кадровой политике должно быть нацелено, прежде всего, на: повышение обеспеченности медицинскими кадрами, укомплектованности медицинскими кадрами.

Список литературы


1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 20 4 // Собр. Законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817
2. Михайлова Ю.В. Актуальные вопросы кадрового обеспечения организаций системы здравоохранения: Справочник - М., 2008. - 125 с.;
3. Присяжнюк, Д.И. Социальный статус врача поликлиники в условиях реализации национального проекта "Здоровье" // IX Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества/Под ред. Е.Г. Ясина. М. Издательский дом Высшей школы экономики. - Т.2. - 2011. - С. 31-39;
4. Солохина, Л.В. Управление персоналом как фактор устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в условиях рынка медицинских услуг /Л.В. Солохина, К.Р. Аветян, В.М. Салашник //Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2010.- №1.- Режим доствпа URL.: http://www.fesmu.ru/voz/20101/2010113.aspx.

Аннотация:

В данной статье рассматриваются динамика укомплектованности и обеспеченности медицинскими кадрами здравоохранения Республики Саха (Якутия), дается сравнительный анализ по Российской Федерации и Республике Саха (Якутия), приводятся статистические данные по кадрам Республики Саха (Якутия) за 2015-2018гг., предложены мероприятия по повышению укомплектованности медицинскими кадрами, повышая доступность и качество оказания медицинской помощи населению.

Авторы:

Аржакова В.В.

Издание: Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России
Год издания: 2019
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2019.-N 4.-С.1-4. Библ. 4 назв.
Просмотров: 20

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.12.147.168)
Яндекс.Метрика