Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Дислексия как многофакторное расстройство
Аннотация:
Представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению дислексии. Рассмотрены различные взгляды на роль генетических и внешних факторов в этиологии и патогенезе этого расстройства. Изложены результаты нейропсихологических и нейрофизиологических исследований, свидетельствующие о нарушении отдельных высших психических функций при дислексии. Рассмотрены основные виды когнитивного дефицита, наблюдающиеся при дислексии: нарушение некоторых параметров внимания и рабочей памяти, снижение скорости обработки информации и недостаточность процессов автоматизации новых навыков. На основании изложенных данных дислексия представляется многофакторным и мультидефицитарным расстройством. В настоящее время общепризнано, что значительные трудности в освоении детьми программы школьного обучения являются не только педагогической, но и медицинской проблемой. В МКБ-10 расстройства, проявляющиеся изолированным нарушением формирования базовых навыков, необходимых в процессе обучения, выделены в качестве самостоятельной нозологической единицы — «Специфические расстройства развития учебных навыков» (F.81), включающей «Специфическое расстройство чтения» (F81.0; дислексия). Дислексия (Developmental Dyslexia — дислексия развития) — это стойкая, избирательная неспособность овладевать навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Выявление и активное изучение проблемы неспособности к успешному обучению при нормальной познавательной активности и общем уровне развития интеллектуальных способностей ребенка началось в Европе в конце XIX века в связи с введением массового школьного обучения. Термин «дислексия» и определение этой специфической патологии как «неспособность к прочтению слова при способности его увидеть» были предложены немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 г. Первым тематическим исследованием, посвященным расстройству формирования навыка чтения у ребенка с нормальным зрением и интеллектом, считается статья У. Прингл Моргана «Врожденная словесная слепота», опубликованная в British Medical Journal в 1896 г. Приведенное в этой статье описание клинического случая 14-летнего подростка с дислексией очень точно характеризует суть этого расстройства: «Он учился в школе с 7 лет, и были приложены огромные усилия, чтобы научить его читать, но, несмотря на это кропотливое и настойчивое обучение, он может только с трудом произнести слоги одного слова ... Могу добавить, что мальчик светлый, со средним интеллектом в разговоре. У него нормальные глаза ... и у него хорошее зрение. Учитель, который учил его в течение нескольких лет, говорит, что он был бы самым умным парнем в школе, если бы инструкция была полностью устной». Эту работу можно считать первым задокументированным случаем детской дислексии, включающим множество характеристик, присутствующих и в современных определениях этого расстройства: серьезное затруднение в обучении чтению при нормальном зрении, среднем интеллекте и адекватном обучении.
Авторы:
Сурушкина С.Ю.
Издание:
Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова
Год издания: 2020
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2020.-N 7.-С.142-148. Библ. 64 назв.
Просмотров: 38