Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Дислексия как многофакторное расстройство


Аннотация:

Представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению дислексии. Рассмотрены различные взгляды на роль генетических и внешних факторов в этиологии и патогенезе этого расстройства. Изложены результаты нейропсихологических и нейрофизиологических исследований, свидетельствующие о нарушении отдельных высших психических функций при дислексии. Рассмотрены основные виды когнитивного дефицита, наблюдающиеся при дислексии: нарушение некоторых параметров внимания и рабочей памяти, снижение скорости обработки информации и недостаточность процессов автоматизации новых навыков. На основании изложенных данных дислексия представляется многофакторным и мультидефицитарным расстройством. В настоящее время общепризнано, что значительные трудности в освоении детьми программы школьного обучения являются не только педагогической, но и медицинской проблемой. В МКБ-10 расстройства, проявляющиеся изолированным нарушением формирования базовых навыков, необходимых в процессе обучения, выделены в качестве самостоятельной нозологической единицы — «Специфические расстройства развития учебных навыков» (F.81), включающей «Специфическое расстройство чтения» (F81.0; дислексия). Дислексия (Developmental Dyslexia — дислексия развития) — это стойкая, избирательная неспособность овладевать навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Выявление и активное изучение проблемы неспособности к успешному обучению при нормальной познавательной активности и общем уровне развития интеллектуальных способностей ребенка началось в Европе в конце XIX века в связи с введением массового школьного обучения. Термин «дислексия» и определение этой специфической патологии как «неспособность к прочтению слова при способности его увидеть» были предложены немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 г. Первым тематическим исследованием, посвященным расстройству формирования навыка чтения у ребенка с нормальным зрением и интеллектом, считается статья У. Прингл Моргана «Врожденная словесная слепота», опубликованная в British Medical Journal в 1896 г. Приведенное в этой статье описание клинического случая 14-летнего подростка с дислексией очень точно характеризует суть этого расстройства: «Он учился в школе с 7 лет, и были приложены огромные усилия, чтобы научить его читать, но, несмотря на это кропотливое и настойчивое обучение, он может только с трудом произнести слоги одного слова ... Могу добавить, что мальчик светлый, со средним интеллектом в разговоре. У него нормальные глаза ... и у него хорошее зрение. Учитель, который учил его в течение нескольких лет, говорит, что он был бы самым умным парнем в школе, если бы инструкция была полностью устной». Эту работу можно считать первым задокументированным случаем детской дислексии, включающим множество характеристик, присутствующих и в современных определениях этого расстройства: серьезное затруднение в обучении чтению при нормальном зрении, среднем интеллекте и адекватном обучении.

Авторы:

Сурушкина С.Ю.
Яковенко Е.А.
Чутко Л.С.
Дидур М.Д.

Издание: Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова
Год издания: 2020
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2020.-N 7.-С.142-148. Библ. 64 назв.
Просмотров: 38

Рубрики
Ключевые слова
medical
автоматизация
адекватность
активность
активные
анализатор
базы
берлин
введен
века
взгляд
виды
включения
внешний
внимание
время
выделение
высшая
выявление
генетическ
глазных
данные
детей
дети
детская
детям
дефицит
дислексия
добавки
европа
единиц
зрение
зрительная
избирательная
изолированное
изучение
инструкции
интеллект
интеллектуальный
информации
исследование
качества
клиническая
ключ
когнитивная
кортексин
лет
мальчик
массовое
медицинская
многофакторный
моргана
мульти
навыкам
наличия
нарушения
настой
настоящие
научной
начала
недостаточность
нейропсихологические
нейропсихология
нейрофизиологические
нейрофизиология
немецкий
нескольким
неспособность
новые
нозологическая
нормальная
обзор
обработка
обучение
общей
одного
описание
определение
оптимальное
основание
основной
отдельные
отсутствие
офтальмологов
памяти
параметр
парный
патогенез
патологии
педагогический
педиатрия
первая
подростки
познавательная
полностью
проблема
программ
процесс
прочие
проявления
психически
публикации
работа
рабочей
развитие
развития
различный
различными
расстройств
ребенка
результата
речевая
роль
руды
самостоятельной
светлые
свидетельства
связей
серый
скорость
слепота
слова
слово
слуховая
случаев
снижение
современная
специфическая
способности
среднего
статьи
тематический
термины
течения
точная
трудности
трудом
управляющая
уровень
уровни
уровнями
условия
учебная
учитель
фактор
формирование
функции
характер
характеристика
хороший
чита
чтение
чтения
школа
школьная
этиология
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.138.69.101)
Яндекс.Метрика