Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В.Э.ПАШКОВСКОГО «10 ЛЕКЦИЙ ОБ АУТИЗМЕ» М.: МЕДпресс-информ. 2021
Аннотация:
Проблема расстройств аутистического спектра (РАС) и раннего детского аутизма, в частности, в последние годы стала одной из самых обсуждаемых проблем детской психиатрии. Так, запрос публикаций с ключевыми словами «Autism Spectrum Disorder» в PubMed за 2019 г. предлагает 4523 результата, а за 2010 г. — 1795 ссылок. Это связано с целым рядом причин. Во-первых, это безусловное расширение нозологических форм, связанных с аутизмом, в современных классификациях, что привело, по мнению Л.Мортона и М.Доусона , к эволюции диагностических критериев, связанных с постепенным расширением нашего понимания и определения аутизма, и, как следствие, к снижению порога для распознавания каждого отдельного критерия аутизма. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 5-го издания (DSM-V), принятом в 2013 г., и в грядущей Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) уже есть рубрики «Расстройства аутистического спектра», ранее отсутствовавшие. Во-вторых, что является следствием первого, это стремительный рост болезненности и заболеваемости аутизмом в мире, отмечаемый в последние пару десятилетий. В РФ те же тенденции . Летом 2020 г. в РФ на сайте Российского общества психиатров были представлены к обсуждению два варианта клинических рекомендаций, посвященных диагностике и терапии РАС , один из которых был одобрен Научно-практическим советом Минздрава РФ. Появление этих рекомендаций вызвало бурную дискуссию на сайте Российского общества психиатров, в которой активное участие принял и автор рецензируемой книги. Автор, доктор медицинских наук, доцент В.Э. Пашковский имеет более чем 25-летний практический опыт консультирования пациентов с аутизмом и такой же преподавательский опыт чтения лекций по детской психиатрии клиническим ординаторам и врачам-психиатрам, проходящим повышение квалификации. Это в значительной степени и определило жанр книги: это лекции для практиков прежде всего и, во вторую очередь, для профессионалов, интересующихся данной проблемой. Следует сразу отметить, что, несмотря на избранный жанр, где не нужны определённая структура научного академического издания и строгое цитирование, «Лекции» В.Э. Пашковского можно рассматривать как монографию, где критически проанализировано большое количество современных международных и отечественных источников по заданной теме. На основании компетентного анализа автор справедливо позволяет себе высказывать и собственное мнение. Прежде чем перейти к более подробному описанию рецензируемой книги, следует отметить, что, несмотря на сжатость описания, она содержит много важной информации, логична, хорошо структурирована и написана прекрасным языком. В первой лекции автор излагает концептуальную историю детского аутизма, иллюстрируя её историческими и литературными примерами, подробно останавливается на работах «основоположников» Л. Каннера, Г. Аспергера, Г.Е. Сухаревой, исследованиях ленинградской школы С.С. Мнухина, московской школы М.С. Вроно и В.М. Башиной и других, расширении диагностических критериев РАС в современных классификациях. Во второй лекции дан краткий анализ современных представлений о нейробиологии аутизма: изменениях в корковых и подкорковых структурах, которые были выявлены при нейровизуапизационных исследованиях. Две последующие лекции посвящены нарушениям психических процессов. Эти лекции представляют несомненный интерес и для психологов, поскольку в них подробно описаны изменения моторики, ощущения и восприятия, эмоций, внимания, мышления и речи, памяти и интеллекта. В пятой лекции говорится об эпидемиологии и классификации аутизма.
Авторы:
Егоров А.Ю.
Издание:
Неврологический вестник
Год издания: 2021
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2021.-N 1.-С.88-90. Библ. 6 назв.
Просмотров: 25