Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Эффективность реализации антитабачных законодательных мер в отношении распространенности курения в 10 субъектах Российской Федерации с 2013 по 2018 г.
Аннотация:
Несмотря на то что Федеральный закон от 23.03.13 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» регулирует оборот и потребление табака на всей территории Российской Федерации (РФ) и исполнение норм закона одинаково обязательно для всех субъектов РФ, полнота правоприменения и реализации отдельных норм варьирует между субъектами. Разработанная и представленная ранее интегральная шкала оценки реализации антитабачного закона (РАТЗ) позволяет оценить полноту правоприменения основных антитабачных мер в 10 субъектах РФ. Цель исследования. Оценить эффективность реализации антитабачных законодательных мер в отношении распространенности потребления табака в 10 субъектах РФ. Материал и методы. Анализированы ассоциации измерений полноты реализации и правоприменения основных антитабачных законодательных мер в 10 субъектах РФ с использованием разработанной нами на основании популяционного репрезентативного опроса шкалы РАТЗ, с показателями распространенности потребления табака в 2018 г. и ее относительной динамикой в период с 2013 по 2018 г. Ассоциации оценивались с использованием моделей корреляционного и многомерного линейного регрессионного анализа в статистическом пакете Stata 11.2. Результаты. В регионах с наиболее полной реализацией антитабачного закона (более высокие баллы по шкале РАТЗ) наблюдались значимо более низкая распространенность курения в 2018 г. и более выраженное ее снижение с 2013 по 2018 г. Коэффициент корреляции между баллами РАТЗ и показателями распространенности курения и ее динамики составил: r=-0,564 (95% ДИ от -1,06 до -0,07; р=0,03) и r=0,627 (95% ДИ от 0,11 до 1,14; р=0,02) соответственно. Распространенность курения в 2018 г., объясняемая реализацией комплекса законодательных антитабачных мер, составила 92,1% (R2=0,921; р=0,034). Наибольший вклад в низкие показатели распространенности курения в 2018 г. из всех антитабачных мер внесли реализация налоговых и ценовых мер (B=-0,485; 95% ДИ от -0,820 до -0,150; р=0,011), информационной политики В=-2,388; 95% ДИ -3,926 до -0,850; р=0,008), а также оказания медицинской помощи в преодолении потребления табака (В= -0,897; 95% ДИ от -2,002 до 0,209; р=0,097), т.е. мер, по исполнению которых отмечалась наибольшая вариабельность между регионами. Заключение. Полученные результаты должны быть использованы для стимуляции совершенствования реализации мер антитабачной политики в регионах РФ в целях более эффективного снижения распространенности потребления табака в стране.
Авторы:
Гамбарян М.Г.
Издание:
Профилактическая медицина
Год издания: 2021
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2021.-N 2.-С.44-51. Библ. 14 назв.
Просмотров: 20