Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА БИОЛОГИИ И БИОМЕДИЦИНЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО» ДОКТОР БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА ВЕДУНОВА


Аннотация:

Биологический факультет Университета им. Н.И. Лобачевского известен в стране и за ее пределами классическими фундаментальными традициями. Что явилось причиной того, что несколько лет назад на его базе был сформирован Институт биологии и биомедицины, и каковы этапы развития в нем медицинских программ? Вопрос очень интересный! На протяжении века в нашем университете существовал биологический факультет, и все было стабильно, привычно и замечательно. Биологи занимались своими проблемами, которые, казалось бы, имеют весьма отдаленное отношение к медицине. На самом деле на базе биологического факультета уже на протяжении нескольких десятилетий проводились фундаментальные научные исследования в области изучения патологии организма человека. Изначально были исследования преимущественно в области физиологии, биофизики, затем подключились нейроисследования. Кроме того, большое число наших выпускников имели прямое отношение к медицине, поскольку они в медицинских организациях работали в области клинической лабораторной диагностики. Работа в клинико-диагностических лабораториях всегда представляла собой привлекательное направление для трудоустройства наших выпускников, где они, в силу высокого уровня подготовки, традиционно достигали больших успехов. Но мы живем в век перемен, в конце XX в. существенно изменилась система допуска специалистов к работе в лаборатории: условием трудоустройства на должности врачей клинической лабораторной диагностики стало наличие высшего медицинского образования. Получилось, что, имея в своем распоряжении огромный кадровый, научный и технический потенциал, мы просто не могли оставить без внимания столь перспективное направление, как фундаментальная медицина. Решение было однозначное: начинать обучение по фундаментальной медицине во всем ее многообразии, и его принятие совпало с моментом создания на базе биологического факультета Института биологии и биомедицины. Для подготовки студентов по клиническим дисциплинам, организации практической подготовки нам потребовалось привлечь клинических партнеров, и они легко нашлись, поскольку, как уже было отмечено, совместные научные программы уже давно сформировали круг наших ключевых партнеров. В результате выпускники университета получили право после прохождения первичной аккредитации работать в здравоохранении как врачи клинической лабораторной диагностики, врачи функциональной диагностики, медицинские статистики, а также продолжать обучение в ординатуре по ряду других специальностей.Важно отметить, что наши идеи соответствовали велению времени, параллельно в обществе стали развиваться процессы, которые сегодня, в условиях пандемии, стали очевидны обществу и каждому человеку. Мир изменился, и сегодня каждый врач понимает, что то клиническое образование, которое он получил, в каких-то областях работы уже становится недостаточным, ибо за последние 10 лет произошла буквально революция в области медицинских технологий. Сегодня, когда мы столкнулись с такой серьезной угрозой, как COVID-19, оказалось, что врачу требуются дополнительные, углубленные знания в области иммунологии, вирусологии. Когда речь идет о сложных методах лучевой диагностики, нужны знания в области физики. Современная терапия невозможна без понимания естественнонаучных дисциплин. Конечно, университет с его богатыми традициями в области фундаментальных знаний по всем естественным дисциплинам может обеспечить беспрецедентную широту кругозора для любого студента. Неслучайно во всем мире именно классические университеты знамениты своими медицинскими факультетами и школами. Наш Нижегородский Приволжский исследовательский медицинский университет своими корнями также уходит в университет им. Лобачевского. Таким образом, руководством Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского было принято решение возродить медицинское образование в его стенах. Нас поддержали в этом решении наши клинические партнеры, оказав возможное содействие. Начался крайне сложный процесс формирования классического медицинского образования с небольшой корректировкой на область фундаментальных знаний, на такие специфические области, как иммунология и вирусология, биохимия, клиническая генетика. Этот принцип подготовки врачей сейчас крайне востребован, так как мировая медицина уже работает в подобных условиях. Сегодня генетические скрининги и молекулярная диагностика уже вошли в обиход практического здравоохранения. Каждый врач должен понимать, что означает наличие у пациента гена патологии и отличие от болезни как таковой. Поэтому мы очень надеемся, что предоставляемое нами образование окажется крайне востребованным и наши выпускники будут легко ориентироваться в области медицины высоких технологий. Таким образом, отвечая на вопрос об этапах развития Института биологии и биомедицины, повторюсь, что мы начали с того, что у нас появились медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, спустя два года — лечебное дело и стоматология. Все эти специальности были лицензированы, прошли государственную аккредитацию. Итак, старт был сделан с фундаментальной медицины, но мы на этом не остановились. Хотелось бы отметить самое сложное направление, которое оказалась и самым востребованным, — это медицинская кибернетика, что связано с необходимостью цифровизации медицины, использованием «больших данных» — big data. Получив определенный опыт взаимодействия с клиническими партнерами, мы перешли к следующему этапу — открытию лечебного дела и стоматологии. Нам удалось очень быстро пройти лицензирование и буквально через полгода — государственную аккредитацию. Это свидетельствует о том, что Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского — это очень мощная образовательная организация, которая, чуть ли не единственная в стране, в процессе периодической аккредитации не потеряла ни одного из своих направлений образования. В перспективе у нас, конечно, лицензирование программ ординатуры: сейчас у нас учится 3-й курс, и когда ребята будут заканчивать обучение по программам специалитета, они должны очень четко понимать свой дальнейший трек развития. Мы собираемся сосредоточить внимание на тех специальностях ординатуры, которые будут наиболее востребованными и интересными для выпускников. Одним из первых будет лицензирование программы подготовки в ординатуре по лабораторной генетике. Какие корректировки были внесены в теоретическую и практическую части учебного процесса медиков в связи с пандемией COVID-19? В этом деле все вузы оказались в новой для них сложной .ситуации перехода на дистанционное образование. В университете институт биологии и медицины явился одним из лидеров по переходу на дистанционное образование. Мы сразу поняли, что это очень серьезная ситуация и она вводится на долгое время. Когда 17 марта все начиналось, были надежды, что изоляция продлится недолго, но оказалось, что это не так. Мы практически мгновенно перевели большую часть лекций и семинаров в дистанционный режим. Оставался вопрос с практиками, но тут мы внесли очень мощные корректировки: все, что было возможно, мы перевели в дистанционный режим. Сегодня, если говорить о каких-то медицинских практиках, то мы широко используем возможности нашего симуляционного центра. Для нас это является приоритетной задачей — освоение студентами практических навыков, и даже если нам придется откладывать какие-то другие курсы дополнительного профессионального образования врачей для того, чтобы наши студенты могли полноценно и всеобъемлюще воспользоваться базой симуляционного центра, то мы, несомненно, это сделаем. Наш симуляционный центр великолепно оснащен, и несмотря на то что многие врачи могут оттачивать там свои навыки, мы готовы пожертвовать этими курсами, в том числе зарегистрированными в системе непрерывного медицинского образования, для того чтобы наши студенты могли приобрести компетенции в нужном объеме. Летнюю практику наши студенты пройдут на базе симуляционного центра; для каждого курса это будет свой индивидуальный трек. Поэтому специалисты — врачи, медицинские сестры придут в июле к нам на базу, а нестуденты разойдутся по клиникам, как это делается традиционно. Никаких пробелов в их образовании допущено не будет, и мы полностью обеспечим безопасность наших студентов. В университете студенчество — это не только академические занятия, это еще и студенческая жизнь, студенческое братство, дух университета. Безусловно, сегодня возможности общения студента и преподавателя ограничены, тем не менее каким же образом происходит это общение и протекает жизнь в условиях изоляции? Да, студенческая жизнь течет, поскольку студенты прекрасно общаются дистанционно.

Авторы:

Ведунова М.В.

Издание: Врач скорой помощи
Год издания: 2021
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2021.-N 2.-С.13-18. Библ. 0 назв.
Просмотров: 17

Рубрики
Ключевые слова
covid-19
автономная
академия
аккредитация
базе
базы
безопасности
биологический
биология
биомедицина
биомедицинская
биофизика
биохимия
болезнь
большая
братья
быстрый
века
веса
взаимодействие
вирусология
внимание
возможности
вопрос
врач
врачи
временная
время
всеобъемлющая
вспышки
выпуск
выпускники
высокий
высшая
гена
генетика
генетическ
года
государственная
готовность
дальний
данные
дела
дело
диагностика
директор
дистанционная
дистанционный
дисциплина
доктор
должности
дополнительного
дополнительные
другого
единственная
естественная
живого
жизни
заведений
задач
занятия
здравоохранение
знание
изменения
изоляция
изучение
иммунология
индивидуального
институт
интервьюирование
использование
исследование
исследования
исследовательские
кадровый
качество
кибернетика
классическая
клиники
клиническая
ключ
компетенции
конечные
корня
коронавирус
коры
крайний
круг
курсов
лаборатории
лабораторная
легкая
лекции
лет
летняя
лечебная
лицензирование
лучевая
мгновенная
медики
медицин
медицина
медицинская
медицинских
медицинское
метод
методы
мирового
молекулярная
момент
навыкам
наличия
направлениях
наука
научной
научные
начала
небольших
недостаточное
немая
необходимости
непрерывно
нескольким
новые
обихода
областей
образ
образов
образование
образования
обучение
обучения
общей
общение
общества
объем
одного
определенного
опыт
организации
организм
ординатура
оснащение
отдаленные
открытого
отличия
отношение
отт
оценка
пандемия
параллель
партнеры
патологии
пациент
первая
первичная
переход
периодическая
перспективная
перспективы
повтор
подготовка
поддержка
подобные
пола
полностью
полноценн
поняли
после
послед
потенциал
потери
право
практика
практическая
преподаватели
привлеките
привычная
принцип
принятие
принятия
приоритеты
причина
проблема
программ
программам
простая
протек
профессиональная
прохождение
процесс
прямая
работа
работники
развитие
разо
распоряжения
революционер
режим
результата
речи
решение
руководства
ряда
свидетельства
связей
сегодня
семинары
серый
сестры
силлард
симуляцион
систем
ситуации
скрининг
след
сложные
совместного
современная
содействии
создание
специалистов
специалисты
специальностей
специальности
специальным
специфическая
стабильная
старт
статистика
столы
стоматологии
стоматология
стран
студентов
студенты
теоретическая
терапия
техническая
технология
течь
традиционная
трудоустройство
угроза
университет
университеты
уровни
условия
успехе
ухода
учебная
учебных
учреждение
факультет
федеральная
физика
физиология
формирование
функциональная
центр
цифровая
части
часть
человек
число
широкая
школа
эпидемиологические
этап
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.144.124.107)
Яндекс.Метрика