Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА БИОЛОГИИ И БИОМЕДИЦИНЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО» ДОКТОР БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА ВЕДУНОВА
Аннотация:
Биологический факультет Университета им. Н.И. Лобачевского известен в стране и за ее пределами классическими фундаментальными традициями. Что явилось причиной того, что несколько лет назад на его базе был сформирован Институт биологии и биомедицины, и каковы этапы развития в нем медицинских программ? Вопрос очень интересный! На протяжении века в нашем университете существовал биологический факультет, и все было стабильно, привычно и замечательно. Биологи занимались своими проблемами, которые, казалось бы, имеют весьма отдаленное отношение к медицине. На самом деле на базе биологического факультета уже на протяжении нескольких десятилетий проводились фундаментальные научные исследования в области изучения патологии организма человека. Изначально были исследования преимущественно в области физиологии, биофизики, затем подключились нейроисследования. Кроме того, большое число наших выпускников имели прямое отношение к медицине, поскольку они в медицинских организациях работали в области клинической лабораторной диагностики. Работа в клинико-диагностических лабораториях всегда представляла собой привлекательное направление для трудоустройства наших выпускников, где они, в силу высокого уровня подготовки, традиционно достигали больших успехов. Но мы живем в век перемен, в конце XX в. существенно изменилась система допуска специалистов к работе в лаборатории: условием трудоустройства на должности врачей клинической лабораторной диагностики стало наличие высшего медицинского образования. Получилось, что, имея в своем распоряжении огромный кадровый, научный и технический потенциал, мы просто не могли оставить без внимания столь перспективное направление, как фундаментальная медицина. Решение было однозначное: начинать обучение по фундаментальной медицине во всем ее многообразии, и его принятие совпало с моментом создания на базе биологического факультета Института биологии и биомедицины. Для подготовки студентов по клиническим дисциплинам, организации практической подготовки нам потребовалось привлечь клинических партнеров, и они легко нашлись, поскольку, как уже было отмечено, совместные научные программы уже давно сформировали круг наших ключевых партнеров. В результате выпускники университета получили право после прохождения первичной аккредитации работать в здравоохранении как врачи клинической лабораторной диагностики, врачи функциональной диагностики, медицинские статистики, а также продолжать обучение в ординатуре по ряду других специальностей.Важно отметить, что наши идеи соответствовали велению времени, параллельно в обществе стали развиваться процессы, которые сегодня, в условиях пандемии, стали очевидны обществу и каждому человеку. Мир изменился, и сегодня каждый врач понимает, что то клиническое образование, которое он получил, в каких-то областях работы уже становится недостаточным, ибо за последние 10 лет произошла буквально революция в области медицинских технологий. Сегодня, когда мы столкнулись с такой серьезной угрозой, как COVID-19, оказалось, что врачу требуются дополнительные, углубленные знания в области иммунологии, вирусологии. Когда речь идет о сложных методах лучевой диагностики, нужны знания в области физики. Современная терапия невозможна без понимания естественнонаучных дисциплин. Конечно, университет с его богатыми традициями в области фундаментальных знаний по всем естественным дисциплинам может обеспечить беспрецедентную широту кругозора для любого студента. Неслучайно во всем мире именно классические университеты знамениты своими медицинскими факультетами и школами. Наш Нижегородский Приволжский исследовательский медицинский университет своими корнями также уходит в университет им. Лобачевского. Таким образом, руководством Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского было принято решение возродить медицинское образование в его стенах. Нас поддержали в этом решении наши клинические партнеры, оказав возможное содействие. Начался крайне сложный процесс формирования классического медицинского образования с небольшой корректировкой на область фундаментальных знаний, на такие специфические области, как иммунология и вирусология, биохимия, клиническая генетика. Этот принцип подготовки врачей сейчас крайне востребован, так как мировая медицина уже работает в подобных условиях. Сегодня генетические скрининги и молекулярная диагностика уже вошли в обиход практического здравоохранения. Каждый врач должен понимать, что означает наличие у пациента гена патологии и отличие от болезни как таковой. Поэтому мы очень надеемся, что предоставляемое нами образование окажется крайне востребованным и наши выпускники будут легко ориентироваться в области медицины высоких технологий. Таким образом, отвечая на вопрос об этапах развития Института биологии и биомедицины, повторюсь, что мы начали с того, что у нас появились медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, спустя два года — лечебное дело и стоматология. Все эти специальности были лицензированы, прошли государственную аккредитацию. Итак, старт был сделан с фундаментальной медицины, но мы на этом не остановились. Хотелось бы отметить самое сложное направление, которое оказалась и самым востребованным, — это медицинская кибернетика, что связано с необходимостью цифровизации медицины, использованием «больших данных» — big data. Получив определенный опыт взаимодействия с клиническими партнерами, мы перешли к следующему этапу — открытию лечебного дела и стоматологии. Нам удалось очень быстро пройти лицензирование и буквально через полгода — государственную аккредитацию. Это свидетельствует о том, что Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского — это очень мощная образовательная организация, которая, чуть ли не единственная в стране, в процессе периодической аккредитации не потеряла ни одного из своих направлений образования. В перспективе у нас, конечно, лицензирование программ ординатуры: сейчас у нас учится 3-й курс, и когда ребята будут заканчивать обучение по программам специалитета, они должны очень четко понимать свой дальнейший трек развития. Мы собираемся сосредоточить внимание на тех специальностях ординатуры, которые будут наиболее востребованными и интересными для выпускников. Одним из первых будет лицензирование программы подготовки в ординатуре по лабораторной генетике. Какие корректировки были внесены в теоретическую и практическую части учебного процесса медиков в связи с пандемией COVID-19? В этом деле все вузы оказались в новой для них сложной .ситуации перехода на дистанционное образование. В университете институт биологии и медицины явился одним из лидеров по переходу на дистанционное образование. Мы сразу поняли, что это очень серьезная ситуация и она вводится на долгое время. Когда 17 марта все начиналось, были надежды, что изоляция продлится недолго, но оказалось, что это не так. Мы практически мгновенно перевели большую часть лекций и семинаров в дистанционный режим. Оставался вопрос с практиками, но тут мы внесли очень мощные корректировки: все, что было возможно, мы перевели в дистанционный режим. Сегодня, если говорить о каких-то медицинских практиках, то мы широко используем возможности нашего симуляционного центра. Для нас это является приоритетной задачей — освоение студентами практических навыков, и даже если нам придется откладывать какие-то другие курсы дополнительного профессионального образования врачей для того, чтобы наши студенты могли полноценно и всеобъемлюще воспользоваться базой симуляционного центра, то мы, несомненно, это сделаем. Наш симуляционный центр великолепно оснащен, и несмотря на то что многие врачи могут оттачивать там свои навыки, мы готовы пожертвовать этими курсами, в том числе зарегистрированными в системе непрерывного медицинского образования, для того чтобы наши студенты могли приобрести компетенции в нужном объеме. Летнюю практику наши студенты пройдут на базе симуляционного центра; для каждого курса это будет свой индивидуальный трек. Поэтому специалисты — врачи, медицинские сестры придут в июле к нам на базу, а нестуденты разойдутся по клиникам, как это делается традиционно. Никаких пробелов в их образовании допущено не будет, и мы полностью обеспечим безопасность наших студентов. В университете студенчество — это не только академические занятия, это еще и студенческая жизнь, студенческое братство, дух университета. Безусловно, сегодня возможности общения студента и преподавателя ограничены, тем не менее каким же образом происходит это общение и протекает жизнь в условиях изоляции? Да, студенческая жизнь течет, поскольку студенты прекрасно общаются дистанционно.
Авторы:
Ведунова М.В.
Издание:
Врач скорой помощи
Год издания: 2021
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2021.-N 2.-С.13-18. Библ. 0 назв.
Просмотров: 17