Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Этологические и психодинамические аспекты рискованного поведения
Аннотация:
Важность исследования обусловлена ростом среди молодого поколения интереса к экстремальному рискованному поведению. Драматичность его исходов требует всестороннего изучения природы и динамики этого явления для возможности прогноза и профилактики его вариантов с наиболее опасными последствиями. Цель: исследование этологических и психодинамических причин возникновения рискованного поведения. Методы. Обследована группа молодых людей увлекающихся «роупджампингом» в количестве 20 человек и «зацепингом» в количестве 5 человек. Контрольную группу составили студенты высших учебных заведений и курсанты автошколы в количестве 22 человека. Для оценки личности использовались: анонимная анкета, характерологический опросник К. Леонгарда, опросник Плутчика-Келлермана-Конте (LSI), опросник выраженности патопсихологической симптоматики SCL-90-R, опросник рискованного поведения DOSPERT Е.У. Вебера. Результаты. Рискованное поведение является гендерным признаком мужской части населения. Наиболее выраженно оно на подростковом этапе их жизни и развивается в связи с решением репродуктивных проблем и эволюционных задач. Риск направлен, прежде всего, на привлечение внимания женщин. Склонные к риску люди характеризуются более интенсивным использованием практически всех механизмов психологической защиты. Наиболее значимые для реализации рискованных действий - «замещение», «вытеснение» и «регрессия». Их выраженность обусловлена фрустрацией на определенных этапах жизни базисных потребностей в свободе и автономии, успехе и эффективности. Причиной фрустрации указанных потребностей может быть гиперопека со стороны родителей и государства с целью обеспечения максимальной физической и психологической безопасности ребенку. При таких условиях развития рискованное поведение является попыткой любой ценой реализовать все подавленные потребности одновременно. Избавление ребенка от совершения им сенсорных, моторных и когнитивных ошибок на ранних этапах жизни нарушает формирование соответствующих возрасту физических и психологических навыков. В дальнейшем это может привести к тому, что реализация каких-либо действий будет сопровождаться моторной неловкостью и неадекватным прогнозом последствий, а мотивация поступков продиктована эгоистическими побуждениями и конкуренцией, а не эмпатией, альтруизмом и стремлением к кооперации. Заключение. Постоянная высокая потребность в самостоятельности и личной значимости на наиболее активном участке фертильного возраста и сформировавшиеся к этому времени особенности защитной организации личности повышают вероятность совершения молодым человеком «героических» поступков саморазрушающего характера. Данные поступки не подразумевают обязательного соблюдения моральной и социальной их приемлемости, в связи с чем склонные к риску молодые люди могут являться потенциальными рекрутами деструктивных сообществ. Необходима разработка новых принципов формирования программ воспитания в садах и школах, которые будут учитывать эволюционные и психодинамические потребности детей.
Авторы:
Ветюгов В.В.
Издание:
Наркология
Год издания: 2021
Объем: 20с.
Дополнительная информация: 2021.-N 3.-С.34-53. Библ. 83 назв.
Просмотров: 26