Полный текст
Е.А. Смирнова-Забелина, А.А. Толстоногова
Влияние пандемии на эмоциональную сферу студентов-медиков
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: Смирнова-Забелина, e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
В статье рассматриваются результаты исследований, проведенные в декабре 2020, апреле 2021 года в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Дальневосточный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации по теме: "Ценностные ориентации студентов-медиков в период COVID-19"?, 2019 г. (n=168), "Влияние пандемии на эмоциональную сферу студентов-медиков" 2021(n=214). Исследования проведены в формате онлайн-опроса. Проанализированы аспекты формирования ценностно-смысловых установок и влияние пандемии на эмоциональную сферу студентов-медиков.
Ключевые слова:
стресс, пандемия, COVID-19, ценностно-смысловые установки, эмоциональная сфера
E.A. Smirnova-Zabelina, A.A. Tolstonogova
The impact of the pandemic on the emotional sphere of medical students
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The article examines the results of studies conducted in December 2020, April 2021 at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Far Eastern State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation on the topic: "Value orientations of medical students during COVID-19", 2019 (n = 168), "The impact of the pandemic on the emotional sphere of medical students" 2021 (n = 214). The research was conducted in the format of an online survey. Aspects of the formation of value-semantic attitudes and the impact of the pandemic on the emotional sphere of medical students are analyzed.
Key words:
stress, pandemic, COVID-19, value-semantic attitudes, emotional sphere
Введение
Процессы, происходящие социально-экономической сфере в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, привели к изменениям не только в социальной структуре общества, но и затронули психологическое благополучие людей. В средствах массовой информации все чаще стали звучать лозунги в формате "Мир больше не будет прежнем", которые провоцируют увеличение тревожности у населения, формирование не только дистресса, но и других форм нарушения психического здоровья нации. В научных периодических изданиях публикуется исследования, изучающие влияние феномена пандемии на поведенческие реакции населения, где акцентируется внимание на развертывании противоположных поведенческих реакций: от крайнего затворничества и ношения масок здоровыми людьми на пустых улицах, до полного отказа от режима самоизоляции и массовых гуляний.
Проводимые социологические исследования в рамках изучения влияния СМИ на формирование отношения населения к коронавирусной инфекции подчеркивают, что СМИ преувеличивают размах пандемии Covid-19, что в свою очередь ведет к недоверию получаемой информации, недооценки реальной угрозы инфекции и как следствие отказ населения не только от профилактических мер предупреждения возникновения инфекции, но и от вакцинации [1, 2].
Обсуждение результатов
В результате проведенных исследований на базе ДВГМУ были получены результаты, которые позволяют констатировать, что все опрошенные студенты знают о COVID-19, о мерах профилактики осведомлены 93,5±1,7% (206 чел.), отслеживают статистику распространения заболевания 53,8±4,6% (115 чел.), но при этом строгую личную гигиену соблюдают 36% (78 чел.), частично - 59,3% (126 чел.), здоровый образ жизни ведут 34,7% (58 чел.), маски носят 50% (107 чел.).
Таким образом, соблюдение мер профилактики не коррелирует с информированностью (р ≤ 0.01), это может быть связанно с недостаточной осведомлённостью о последствиях COVID-19, так же 17,0±2,8% в 2020 году при ответе на вопрос "Какие чувства вызывают у вас напоминания о соблюдении профилактических мер?", указали, что их раздражает напоминание о соблюдении профилактических мер, 3 человека указали, что устали от карантина и соблюдения различных мер профилактики (в том числе, от ношения масок). Сейчас 48±3,8% испытывают безразличие, что является ростом численных показателей почти в 1,7 раз и объясняет корреляцию в р ≤ 0,01.
Изучая отношение к мерам профилактики в рамках данных исследованиях, были получены следующие данные. Около 48,2±3,8% относятся нейтрально к самоизоляции, 60,1±3,7% соблюдали самоизоляцию в период дистанционного обучения. При явном преобладании соблюдения самоизоляции в процессе обучения, наблюдается противоречивый показатель, связанный с посещением общественных мест (кинотеатры, ТЦ, кафе) 48,8±3,8% и мест с большим скоплением людей - 31,5±3,5%. Но при этом есть и изменения, связанные с отношением к карантину за 5 месяцев 2020-2021 учебного года. Так в первом семестре, положительное отношение опрошенных к "карантину" наблюдалось у 35,9±3,7% опрошенных, а во втором семестре этот показатель снизился на 5,1%, но при этом значительно возрос процент нейтрально ориентированных к данному процессу и составил 53,8±3,8%, соответственно "отрицательно" к мерах, связанных с "карантином" в первом семестре 2020-2021 учебного года относились 43,7±3,8%, а во втором этот показатель снизился до11,5%. Данный цифры позволяют сделать вывод о том, что зная риски, связанные с данным заболеванием, у большинства опрошенных снижается острота восприятия данного явления. Гипотетически это ведет к снижению эмоционального реагирования, понижению эмоционального дискомфорта, снижению чувства угрозы, но при этом не стоит забывать, что на смену одному эмоциональному состоянию приходит другое и такие "качели" могут спровоцировать психическое истощение и апатию. Последствия карантина и самоизоляция могут трансформироваться и в посттравматический стресс.
На данный момент в научной литературе акцентируется внимание на рассмотрение стрессовых состояний в период нахождения на карантине и самоизоляции. Основное внимание уделяется следующим категориям: время нахождения на карантине и самоизоляции, страх и боязнь заболеть Covid-19, разочарование и скука, изменение привычного ритма жизни, объем информационного воздействия [1].
В рамках исследования авторами изучался вопрос, связанный с отношением обучающихся к дистанционной форме обучения, как одной из профилактических мер в период распространения COVID-19. В первом полугодии 2020-2021 учебного года всего 37,±3,7% опрошенных считали, что дистанционное обучение является эффективной мерой предотвращения распространения COVID-19, а во втором данный показатель снизился на 13%. Полученный результат обусловлен ростом безразличия среди студентов ДВГМУ (?р ≤ 0.05), так на вопрос "Какое чувство вызывают у вас напоминания о соблюдении профилактических мер" 48,0±3,4% опрошенных ответили: "Безразлично".
При изучения эмоционального отношения опрошенных, наибольшее значение на вопрос "Боитесь ли Вы заболеть COVID-19?" наибольшее значение было зафиксировано в ответе "Нет" (34,6±3,2%), что еще раз подтверждает наличие стадии общего адаптационного синдрома (Рис.1). Не менее интересно изучение отношений студентов к процессу вакцинации.
Рис. 1. Структура ответов на вопрос: "Боитесь ли Вы заболеть COVID-19 ?" (%).
Данные полученные в результате представленных исследований и изучения научной литературы позволяют авторам сделать вывод о том, что уровень неопределенности снижается, люди привыкают к новым условиям, и если возникает необходимость проговорить о своем состоянии, беспокойстве, страхе болезни, то предпочтение отдают своим друзьям (52,2±3,4%) и родственниками (34,8±3,2%). Но, несмотря на кажущееся благополучие и снижение эмоционального восприятия болезни авторы наблюдают значительно высокий показатель, связанный с переживанием последствий COVID-19? (Рис.2).
Рис. 2. Структура ответов на вопрос: "Переживаете ли Вы о последствиях COVID-19?" (%).
В процессе исследования авторы наблюдают противоречивые ответы респондентов, что может гипотетически указать на нестабильное эмоциональное состояние. С одной стороны студенты не боятся заболеть, а с другой, демонстрируют в ответах моменты переживания, связанные с последствиями заболевания.
Разрешить данный диссонанс возможно при помощи вакцинации. Но и в этом процессе обучающиеся не могут определиться в рамках своего отношения к вакцинации. Ответы респондентов распределены следующим образом: неопределенное отношение наблюдается 14,8±2,4% опрошенный, "Положительно" отметили 18,5±2,6%, а вот "Нейтральное" и "Отрицательное" отношения заняли равнозначные и равносильные позиции и составили 33,3±3,2%.
Как следствие неопределенности к вакцинации получен и результат, который крайне настораживает и требует проработки и на информационном уровне, и на психологическом. На вопрос "Вы вакцинировались от COVID-19?" ответ "Да" отметили только 3,8% от числа опрошенных респондентов. Основной аргумент студентов об отсутствии прививки связан со страхами из-за последствий вакцинации (40,7±3,3%) и, как это парадоксально не звучит с отсутствие достоверной информации по процессу вакцинации (63,03,3±%) (Рис.3).
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: "Почему Вы не хотите пройти процесс вакцинирования?" (%).
При всей сложности реагирования на проявление болезни большинство прошенных позитивно относились к медицинским работникам в период пандемии и отмечали отсутствие негативных чувств (гнев, агрессия) у населения по отношению к врачам. В рамках изучения ценностно-смысловых установок студентов-медиков автор акцентирует внимание на том, что студенты ДВГМУ готовы оказывать помощь населению в сложившейся ситуации. Так 44,6±3,8% готовы работать волонтёрами в call center'е, 23,03,2±% работать в госпитале, 2,0% уже работают (в скорой, в приёмном покое и занимаются волонтёрством). В своих ответах респонденты также отметили, что студенты старших курсов готовы оказывать помощь, данный показатель составил 80,8±3,0% и 99,5±0,4% готовы помочь людям в трудной жизненной ситуации.
Заключение
Таким образом, стремительное распространение инфекции внесло изменение в восприятие мира в целом, и носит долговременный характер в проявлении психологических последствий пандемии. Изучение осведомленности студентов ДВГМУ о мерах профилактики и степени распространения COVID-19, отношения к различным мерам профилактики, готовности оказания помощи, ценностного отношения студентов к проблеме пандемии, позволило авторам не только разработать программу исследования, но и акцентировать внимание на трансформационных процессах восприятия и психологического воздействия пандемии на эмоциональное равновесие.
Список литературы
1. Федосенко Е. В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус Covid-19 /Е.В. Федосенко // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XXV Международного симпозиума. - М. : Психологический институт РАО, 2020. - С. 34-47
2. Холодова Ю.Б. Динамика тревожности в период пандемии COVID-19 /Ю.Б. Холодова // COVID-19 и современное общество: социально-экономические последствия и новые вызовы: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС "Наука и Просвещение". - 2020 - С. 139-143.
В статье рассматриваются результаты исследований, проведенные в декабре 2020, апреле 2021 года в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Дальневосточный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации по теме: "Ценностные ориентации студентов-медиков в период COVID-19"?, 2019 г. (n=168), "Влияние пандемии на эмоциональную сферу студентов-медиков" 2021(n=214). Исследования проведены в формате онлайн-опроса. Проанализированы аспекты формирования ценностно-смысловых установок и влияние пандемии на эмоциональную сферу студентов-медиков.