Полный текст
Г.А Давыдова, О.В Балысова
Влияние совместительства работы и учебы на тревожность и эмоциональное выгорание студентов медицинского университета
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: Г.А Давыдова, e-mail: galina-davydova@list.ru
Резюме:
в статье анализируются результаты анкетирования на определение уровня тревожности и эмоционального выгорания студентов 4 курса лечебного факультета ДВГМУ, совмещающих и не совмещающих учебу с работой в период с февраля по март 2021 года.
Ключевые слова:
тревожность; эмоциональное выгорание; COVID-19; совместительство работы и учебы студентов медицинского университета; пандемия
G.A. Davydova, O.V. Balysova
The influence of part-time work and study on anxiety and emotional burnout of medical university students
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
the article analyzes the results of a questionnaire to determine the level of anxiety and emotional burnout of 4th-year students of the general medicine of The Far Eastern State Medical University from February to March 2021, who combine and do not combine study with work.
Key words:
anxiety; emotional burnout; COVID-19; part-time work and study of medical university students; pandemic
Введение
Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий уровень факторов, вызывающих стресс, тревогу.
Определенный уровень тревожности-естественная особенность активной личности. Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к воз-можным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата.
Ч. Д. Спилбергер выделяет реактивную и личностную тревожность. Под личностной тревожностью понимается индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие.
Ситуативная (реактивная) тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями, такими как напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Но это состояние возникает как эмоциональная реакция на истинную стрессовую ситуацию, в отличие от личностной тревожности [4].
Воздействие длительного эмоционального напряжения может привести к эмоциональному выгоранию. По К. Маслач синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность (отражает уровень воздействия профессиональной деятельности на эмоциональное состояние работника), деперсонализацию (уровень эмоционального отстранения и безразличия, формальное выполнение профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания) и редукцию профессиональных достижений (степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом) [2].
Материалы и методы
Проведено рандомизированное исследование, в котором приняли участие 37 студентов 4 курса лечебного факультета ДВГМУ, в возрасте от 20-24 лет (средний возраст 21,8 лет). Методы наблюдения социологический и статистический. Анкетирование проводилось с февраля по март 2021 года в период пандемии коронавирусной инфекции, когда медицинский персонал вынужден работать в условиях высокой нагрузки, что способствует развитию эмоционального выгорания и повышению уровня тревожности.
Анкетирование состояло из трех частей. Первая часть анкеты включала 18 вопросов, направленных на сбор демографических данных (пол, возраст), информации о виде и длительности работы. Вторая часть анкеты была представлена психологическим тестом на эмоциональное выгорание медицинского персонала по К.Маслач и соавт., которую заполняли исключительно работающие студенты. Третья часть анкеты была представлена методикой на оценку уровня тревожности работающих и неработающих студентов по Спилбергеру [4].
Для оценки достоверности различий использовался непараметрический критерий Хи квадрат (χ2) Пирсона. Достоверность значимости связи определялась путем сравнения полученного показателя (при числе степеней свободы 1 с критическим значением хи-квадрата = 3,8, которому соответствует уровень достоверности р<0,05 [3].
Результаты и обсуждения
По результатам исследования 68% опрошенных студентов (25 человек) совмещают работу и учебу. Из них 92% занимали должность медсестры/медбрата, 4% - лаборанты и регистратор.
На вопрос, что стимулирует совмещать работу и учебу 100% респондентов отметили финансовую независимость, 80±8,1% работают для получения опыта и стажа, 12±6,6% оказались в трудной жизненной ситуации и 32± 9,5% работают для карьерного роста.
При субъективной оценке влияния работы на подготовку к занятиям в университете (Рис.1) 38±8% работающих студентов считают, что недостаточно полноценно готовятся к занятиям из-за нехватки времени и усталости после работы, 30±7,5% считают, что качественно готовятся к занятиям, несмотря на работу. Среди неработающих студентов 100% ответили, что успевают подготавливаться к занятиям в связи с наличием свободного времени.
Рис. 1. Качество подготовки к занятиям.
При оценке эмоционального состояния работающих студентов по методике К. Маслач (табл. 1) у 56±10,1% респондентов было отмечено высокое эмоциональное выгорание, умеренное эмоциональное выгорание у 28±9,1%. Высокая деперсонализация была определена у 52±10,1% респондентов, средняя деперсонализация составила 32±5,5. При этом высокий уровень редукции был выявлен у 20±8,1%, средняя редукция составила 56±10%,
Таблица 1. Оценка эмоционального состояния по К.Маслач.
Высокое Среднее Низкое
Эмоциональное выгорание 56±10,1% 28±9,1% 16±7,4%
Деперсонализация 52±10,1% 32±5,5% 16%±7,4%
Редукция 20±8,1% 56±10% 24±8,7%
При оценке тревожности среди работающих и неработающих респондентов (табл.2) использовался χ2 Пирсона, его значение для реактивной тревожности составило 8,96, при уровне достоверности 0,005, что выше критического уровня 3,8 при числе степеней свободы 1, р<0,05, а следовательно, у совмещающих работу с учебой респондентов уровень реактивной тревожности статистически значимо выше, чем у не работающих, но на уровень личностной тревожности фактор совместительства работы и учебы не влияет (χ2 =1,5, ниже критического значения 3,8 при р<0,05).
Таблица 2. Оценка тревожности по Спилбергеру.
Высокая личностная тревожность Высокая реактивная тревожность
Работающие 28% 50%
Неработающие 42% 40%
χ2 1,5<3,8 (критическое значение) при р>0,05 8,96 >3,8 (критический уровень) при числе степеней свободы 1, при уровне достоверности 0,005
Заключение
1. Совместительство работы и учебы приводит к нервно-физиологическим перегрузкам, которые проявляются физической усталостью, ощущением выгорания. Среди работающих респондентов у 84 % выявлен высокий и средний уровень эмоционального выгорания, что подтверждает гипотезу о сложности, напряженности, важности труда медицинского персонала, а также влиянии дополнительного фактора - работе в период пандемии.
2. Среди работающих респондентов уровень реактивной тревожности статистически значимо выше, по сравнению с неработающими (χ2 =8,96, р=0,005).
3. Совместительство работы и учебы достоверно не влияет на уровень личностной тревожности (χ2 =1,5, ниже критического значения 3,8 при р<0,05).
4. Обращают на себя внимание и высокие показатели деперсонализации (52% среди работающих студентов). Такая высокая формализация контактов с пациентами может быть способом защиты в ситуации экстремальной нагрузки, физической усталости и эмоционального истощения, но опасна снижением качества отношений с людьми, вплоть до полного безразличия, социального дистанцирования.
Исследование выполнено под научным руководством д.м.н., профессора кафедры общественного здоровья и здравоохранения Дальневосточного государственного медицинского университета Л.В. Солохиной.
Список литературы
1. Бутузова Ю.А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности // Омский научный вестник № 5 (101) 2011 психологические и педагогические науки. С. 173-175
2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
3. Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М.: Практика, 1998. - 459 с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 384с.
в статье анализируются результаты анкетирования на определение уровня тревожности и эмоционального выгорания студентов 4 курса лечебного факультета ДВГМУ, совмещающих и не совмещающих учебу с работой в период с февраля по март 2021 года.