Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

МОББИНГ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ


Аннотация:

Издевательства на рабочем месте — серьезная проблема, с которой сталкиваются медсестры во всем мире. Проблема существует давно, но особое внимание ей стали уделять последние 10-20 лет. Причем, чем больше ее изучают, тем серьезнее она кажется. Приведем результаты нескольких исследований распространенности моббинга среди медицинских сестер. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. • Моббинг, или издевательства на рабочем месте — всемирное явление. • Агрессорами являются и руководители высшего звена, и сами медсестры, которые нередко издеваются друг над другом. • Издевательства влияют на благополучие медсестер и их способность оказывать качественную медицинскую помощь. •Организация работ и стиль руководства медицинским коллективом являются критическими предпосылками моббинга. • Необходима политика, направленная на предотвращение травли на рабочем месте, и нетерпимость к этому явлению. К сожалению, данных о масштабах моббинга в российских медицинских учреждениях мы не нашли. Однако было бы излишним оптимизмом считать, что в нашей стране масштаб этого позорного явления ниже, чем в других странах. Моббинг имеет глубокие корни в самой природе животных. Данный феномен подробно описан биологом Конрадом Лоренцем. Моббинг среди людей начали изучать в 80-е годы прошлого столетия. Классическим трудом является исследование шведского психолога Ханца Леймана, который, собственно, и ввел термин «моббинг», определив его как «психологический террор», включающий «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека». Он определил сорок пять вариаций поведения, типичных для моббинга. Вслед за ним современные исследователи различают две больших группы издевательств на рабочем месте — открытое и скрытое. Открытое издевательство легче распознать, оно включает в себя обзывание, оскорбления и прямые угрозы. Скрытое издевательство является косвенным и пассивно-агрессивным и может включать слухи и сплетни, утаивание информации, несправедливые задания, которые могут назначаться в качестве наказания, и даже саботаж. Рассмотрим симптомы, по которым медицинская сестра может распознать, что является жертвой моббинга: •коллеги отказываются общаться с ней, молчаливо косятся и сторонятся; •ее профессиональные компетенции ставятся под сомнение; • медсестру вводят в заблуждение, «подкладыва-ют» ложные данные, дезинформируют; • в отличие от других коллег она находится под пристальным вниманием: тщательно контролируется время прихода и ухода на обед, фиксируются малейшие нарушения; • ее заваливают непосильными заданиями, постоянно загружают работой; • о ней ходят неприятные слухи; • она регулярно обнаруживаете корпоративные «подставы»: теряются истории болезни, «случайно» ломается принтер, кто-то проливает чай на рабочий стол и т.п.; •последняя точка моббинга — открытые грубости со стороны коллег и начальства, насмешки, оскорбления. Относительно новой формой является травля в социальных сетях — кибер-издевательства. В современном цифровом мире социальные сети, обмен текстовыми сообщениями, онлайн-форумы и даже видеоигры расширили возможности и масштабы издевательств. Причем, даже если человек не хочет, чтобы его комментарий был виден, или удаляет его через несколько секунд, ничто не помешает другим сделать снимок экрана и отправить его адресату. Легкость и оперативность цифровых медиа, а также тот факт, что они распространяют общение за пределы рабочего места, усиливают эффект подобной травли. Небрежное замечание, сделанное в краткий миг разочарования, может нанести большой ущерб, если оно передано в цифровой форме. Совершенно очевидно, что издевательства со стороны коллег, в какой бы форме они ни осуществлялись бы, не могут не оказать негативного влияния на общее самочувствие и благополучие работника. Результатом издевательств может стать развитие депрессии или тревожных расстройств, неудовлетворенность работой, желание уволиться. При этом показательно, что жертвы моббинга редко сопротивляются издевательствам. Более того, они часто испытывают чувство вины и страх. И только единицы находят в себе силы пожаловаться в администрацию или в профсоюз. Среди последствий моббинга — не только тяжелые личностные переживания жертвы, но и разрушение отношений в рабочем коллективе. Вот как об этом пишет директор общества «Отношения и менеджмент» психолог Павел Беньо (Чехия): «Там, где однажды появился моббинг, он начинает цвести буйным цветом. После того, как коллективу удается «довести» одну жертву, начинается поиск новой. Сотрудники теряют мотивацию к труду, никто не знает, кто будет следующим и почему. Любые пустые сплетни воспринимаются всерьез и вызывают сильные эмоции. Моббинг оказывает чрезвычайно негативное воздействие на культуру отношений на предприятии, на мораль сотрудников. В этом его опасность». В медицинских коллективах это приводит к тому, что медсестры не могут оказывать высококачественную помощь, падает удовлетворенность пациентов. Чем вызван моббинг? Почему он приобрел буквально всемирные масштабы? Большинство исследователей считает, что в основе моббинга лежит столь свойственное многим желание власти. В борьбе за нее травля становится эффективным оружием. Затравленным работником легко манипулировать. Нередко причиной травли является зависть — неприятное чувство, возникающее от вида благополучия и достижений других людей, или от желания унизить других, ради удовлетворения, развлечения или самоутверждения. Под унижением мы понимаем целенаправленное поведение, вызывающего у другого человека снижение самооценки и позитивного самовосприятия. Он начинает казаться себе неумелым, нелепым, некрасивым, глупым и т.д. В свою очередь, самоутверждение — это действия, ведущие к повышению собственной ценности и значимости, права быть собой. Этого можно добиться путем самосовершенствования и развития, но проще — унизив другого. Поэтому желание самоутвердиться, а оно есть у многих людей, часто реализуется через унижение других. Недавние исследования показали связь травли с растущим давлением на работе и организационными факторами, включая отсутствие поддержки со стороны руководства. Также было обнаружено, что издевательства на рабочем месте могут быть встроены в неформальные организационные сети. Есть ли средство от этого позорного для медсестер явления? Можно ли противостоять моббингу? Эксперты предлагают несколько способов борьбы с запугиванием в сестринском деле. Среди них — обучение, разработка кодексов приемлемого поведения и введение политики «нулевой терпимости». В борьбе с моббингом много зависит от руководителей — они должны заботиться о здоровой атмосфере в рабочих коллективах. Было отмечено, что перегруженные медсестры психологически менее устойчивы и хуже противостоят травле. От руководителей зависит организация работы и снижение чрезмерных нагрузок. Медсестры должны иметь возможность высказывать опасения по поводу ухода за пациентами или организационных нарушений, не опасаясь обвинений. Лица, занимающие более высокие должности в медсестринской профессии, должны знать о признаках, которые могут указывать на то, что человек подвергается издевательствам, например, о тревоге и депрессии или о желании оставить профессию. Обвинения в издевательствах всегда должны расследоваться, и ответственность за это должна нести сама организация. Чтобы это стало реальностью, необходимо разработать политику по расследованию случаев травли. Сообщения о правонарушениях следует поощрять, а не препятствовать им, и жертвы издевательств должны иметь возможность высказать свои чувства начальству. Это можно было бы упростить с помощью ящиков для предложений/жалоб. Медсестры на всех уровнях должны знать, что от них ожидается проявление сочувствия к своим коллегам как часть политики борьбы с запугиванием, с которой все должны быть знакомы. Рабочее место следует рассматривать не только как место физической безопасности, но и как место без эмоционального стресса, вызванного издевательствами; к каждому члену команды следует относиться уважительно. Любой, кто подает жалобу, должен быть уверен, что его опасения будут рассмотрены и вопрос решен. Виновный в травле будет выявлен и наказан, вплоть до увольнения, если это оправдано. Как потерпевшим, так и виновным следует предлагать консультации. >Наконец, рекомендуется проводить больше исследований, посвященных медсестрам, о том, как с ними обращаются, в том числе об агрессивном поведении на рабочем месте, чтобы добиться большего понимания и найти решения. Жертвам травли, решившимся противостоять ей, рекомендуется: • вести дневник («03.01.2015 коллега не сказал о сроке выполнения задания; шеф кричал, коллега злорадствовал»); • найти главного зачинщика травли; • найти союзника, по возможности создать «свою стаю»; • качественно и своевременно выполнять свою работу; • искать случаи продемонстрировать свою хорошую работу руководству. И помнить, что борьба с насилием — это героическое действие! В заключение заметим, что пандемия COVID-19 обострила проблему травли на рабочих местах медсестер. Об этом сообщают многочисленные исследователи. Причиной являются психофизические перегрузки и повышенный стресс, который испытывают медсестры, работающие в перегруженных стационарах и амбулаторных центрах. Многие их них переболели, есть жертвы, не пережившие болезнь. Все это, как оказалось, часто при полном равнодушии руководства, ведет к ухудшению общей атмосферы, включая травлю и издевательства. В этих условиях большую роль играет взаимная поддержка: опросы медицинских сестер в разных странах показали, что большинство из них считают поддержку со стороны коллег чуть ли не самым важным элементом борьбы с травлей.

Авторы:

Андрев Л.

Издание: Сестринское дело
Год издания: 2021
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2021.-N 7.-С.25-27. Библ. 0 назв.
Просмотров: 42

Рубрики
Ключевые слова
covid-19
агрессивное
агрессивность
администрация
амбулатория
атмосфера
безопасности
биология
благополучие
болезнь
болезньПрофине
болеющие
большая
борьба
бытовые
вариация
введен
ведущие
веса
взаимный
видеоигра
включения
власть
влияние
внимание
воздействие
возможности
война
вопрос
враждебность
время
всемирная
вызванная
вызванные
вызывать
вызывающие
выполнение
высокий
высшая
главные
глубокие
годовые
групп
давлением
данные
девиво
действие
депрессии
деятельность
директор
дисциплина
дневник
должности
достижение
другого
другому
единиц
жалобы
жертв
животного
задания
здоровое
злорадство
знаков
значимости
игровая
издевательств
издевательство
излишние
информации
иска
исследование
исследователя
история
качества
качественный
классическая
ключ
кодекс
коллектива
команды
компетенции
консультации
контроль
корни
корпоративный
косая
краткая
критическая
культур
легкая
лет
лица
личностная
ложная
людей
малого
мании
медицинская
медия
медсестер
медсестра-больной
медсестра
медсестринская
медсестринский
медсестры
менеджмент
места
место
мирового
моббинг
молчащие
момент
мораль
мотивация
наказание
направленный
нарушения
насилие
начала
небу
негативное
нескольким
неформальный
новые
обмен
обнаружение
обучение
общей
общение
общества
одного
онлайн
опасности
оперативность
оправа
опрос
оптимизм
организации
организационная
оружие
основа
особо
ответственности
отказ
открытого
отличия
относительная
отношение
отношения
отсутствие
пандемия
пассивно
пациент
перегрузка
перед
переживания
персонал
поведение
повторяющие
повышение
повышенная
поддержки
подобные
поза
позитивные
поиск
показатели
политика
полная
помощи
после
послед
последствие
постоянная
потери
права
правонарушения
предложения
предпосылки
предприятий
прием
признаки
природа
причина
проблема
против
профессии
профессиональная
профсоюзы
проявление
прямая
психологи
психологическая
психофизический
психоэмоциональное
пустые
путем
пять
работа
работающие
работник
работы
рабочая
рабочий
равными
развитие
развлечение
различие
разработка
разрушение
распространенность
расследование
расстройств
реальностью
регулярный
редкие
результата
решений
решения
роль
российская
руководителей
руководства
сабо
самооценка
самосовершенствование
самочувствие
своевременная
свойства
связей
серый
сестер
сестринские
сестры
сети
силлард
симптом
скрытое
след
слух
случаев
снижение
собственно
современная
создать
сообщений
сопах
состояние
сотрудников
социальная
социальные
способ
способности
среда
средств
сроки
статьи
стационар
стиль
столе
столы
стран
страна
страх
стресс
стрессоры
текстов
термины
типичный
точка
трава
травля
тревога
тревожное
трудовая
трудом
труды
тяжелая
увольнение
угроза
удовлетворенность
указ
уровни
условия
устойчивое
ухода
учреждение
ущерб
фактор
факторы
феномен
физическое
хороший
цветовое
целях
ценность
центр
цифровая
цифровой
чай
часть
часы
человек
чехия
число
члена
чрезвычайных
чрезмерного
чувств
чувство
шведская
экранов
эксперты
элементы
эмоции
эмоциональный
эффект
эффективный
явление
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.117.158.124)
Яндекс.Метрика