Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Комплексная оценка влияния территориальных факторов окружающей среды и условий профессионального обучения на адаптацию организма учащихся при освоении рабочих специальностей
Аннотация:
Профессиональное обучение курсантов лицеев в процессе освоения рабочих специальностей сопровождается воздействием на организм подростков эколого-гигиенических территориальных факторов окружающей среды, а также специфических факторов учебно-производственной среды. Цель исследования — изучить влияние факторов окружающей и учебно-производственной среды лицеев речного транспорта на адаптацию организма подростков в процессе обучения рабочим специальностям. Проведено обследование 400 курсантов, обучающихся в Саратовском и Балаковском лицеях речного транспорта (по 200 юношей) в возрасте 15-18 лет. Гигиеническая оценка организации и условий учебно-производственного обучения подростков, осваивающих рабочие специальности, проводилась в соответствии с СанПиН 2.4.3.1186-03, оценка условий и характера труда курсантов согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Процессы адаптации организма юношей изучали в показателях психофизиологического статуса на компьютерном комплексе КПФК-99 — «Психомат». Для оценки адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам использовали индекс Руфье и пробу Мартине-Кушелев-ского. Статистическая обработка материалов проводилась с использованием программы «Statisticafor Windows 10.0». Показано, что профессиональное обучение учащихся в процессе прохождения учебной практики в цехах судоремонтного предприятия, а также плавательной практики сопровождается воздействием на курсантов неблагоприятных производственных факторов: микроклиматических, повышенного уровня звукового давления и вибрации, превышения допустимого содержания химических веществ в воздухе рабочей зоны. Характер факторов учебно-производственной деятельности курсантов в периоды прохождения технологической, плавательной практики приводит к снижению процессов адаптации организма юношей, что проявляется изменениями в показателях психофизиологического статуса и функциональной активности деятельности сердечно-сосудистой системы при нагрузочных пробах. Негативные факторы загрязнения атмосферного воздуха окружающей среды, вне зависимости от территориальной принадлежности населённого пункта, способствуют росту общей заболеваемости курсантов с преобладанием болезней органов дыхания. Среди учащихся с дефицитом или избытком массы тела в процессе прохождения профессиональной практики увеличивается число лиц с низкими показателями адаптационной способности организма к производственным нагрузкам. Этика. При проведении исследования авторы руководствовались этическими принципами проведения медицинских исследований с участием человека, изложенными в Хельсинкской декларации Васемирной медицинской ассоциации последнего пересмотра. Ключевые слова: курсанты речных лицеев; профессиональное обучение; факторы городской среды; адаптации организма
Авторы:
Елисеев Ю.Ю.
Издание:
Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2021
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2021.-N 8.-С.546-551. Библ. 20 назв.
Просмотров: 16