Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРОВ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУННОГО ОТВЕТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Аннотация:
Адаптация к новым социальным условиям при поступлении в медицинский вуз — одно из неизбежных обстоятельств, с которым сталкиваются первокурсники. Иммунная система, являющаяся частью единого структурно-функционального комплекса гомеостаза, вовлечена в адаптационные реакции, ее участие в приспособлении к новому образу жизни у студентов-первокурсников не вызывает сомнений. Необходимо отметить, что существуют особенности реакции иммунной системы в зависимости от условий организации учебного процесса: несмотря на общность учебной программы, обстоятельства обучения первокурсников военного учебного центра (ВУЦ) отличны от таковых для студентов лечебно-профилактического факультета (ЛПФ). Цель — сопоставление количественных и функциональных параметров иммунной системы студен-тов-первокурсников медицинского вуза в зависимости от особенностей организации учебного процесса. Под наблюдением находились 36 студентов-первокурсников медицинского университета, разделенные на две группы, сопоставимые по возрасту, полу, физическому состоянию. В первую вошли 18 первокурсников ВУЦ, во вторую — 18 обучающихся ЛПФ. Исследование иммунологических показателей в периферической крови проводили через три месяца после начала обучения. Определяли количество и функциональный потенциал Т-лимфоцитов, их субпопуляционный состав, количество В-лимфоцитов и сывороточный уровень иммуноглобулинов классов А, М и G, общее количество и долю цитолитически активных форм натуральных киллеров, кислородпродуцирующую активность нейтрофилов, количество моноцитов периферического кровотока, экспрессируюших То11-подобные рецепторы (TLR) 2-го, 4-го типов. Сопоставление показателей иммунной системы, характеризирующих адаптивный иммунный ответ, принципиальных различий между группами не выявило. В то же время сравнительная характеристика показателей, отражающих функциональный потенциал клеточных факторов врожденного иммунитета, указала на наличие отличительных признаков реагирования в зависимости от факультета обучения первокурсников. Показано, что доля функционально активных форм NK-клеток, содержащих литические гранулы гранзима В, у студентов ВУЦ меньше. Также у военных студентов-медиков отмечается статистически значимо более низкое относительное и абсолютное количество моноцитов периферического кровотока, экспрессируюших на своей поверхности TLR4. Констатация признаков угнетения функционального потенциала клеток макрофагального ряда и натуральных киллеров у первокурсников ВУЦ является настораживающим фактором возможного срыва адаптационных резервов системы иммунного реагирования. Полученные данные представляют интерес для разработки программ иммунореабилитации для профилактики клинической манифестации иммунной дисфункции.
Авторы:
Сизякина Л.П.
Издание:
Медицинская иммунология
Год издания: 2021
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2021.-N 6.-С.1395-1400. Библ. 14 назв.
Просмотров: 16