Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Характеристика условий труда учителей при дистанционном обучении в аспекте развития эмоционального выгорания
Аннотация:
Приведены данные, полученные путём проведения опроса учителей средней школы, характеризующие признаки эмоционального выгорания во время проведения образовательного процесса в дистанционном формате. Рассмотрены профилактические мероприятия. Цель исследования — изучение возможного развития эмоционального выгорания у учителей в условиях дистанционного обучения. Для выявления признаков эмоционального выгорания с использованием опросника В.В. Бойко проведено исследование с участием 72 учителей для выявления признаков эмоционального выгорания. Статистическая обработка данных проводилась с использованием Statistica 13.0. Средний возраст учителей составил 47,1 года, основную долю составили женщины. 70,0% учителей отметили, что имеют хронические заболевания. Исходя из полученных результатов можно говорить о том, что отсутствие опыта работы у школьных учителей в условиях дистанционного обучения и проведения онлайн занятий явилось психотравмирующим обстоятельством для почти половины учителей, что могло послужить запускающим механизмом стадий развития эмоционального выгорания. Субъективно учителя связали формирование симптомов эмоционального выгорания и нарушений в состоянии здоровья с в двух третях всех случаев с условиями труда, его напряжённостью и сложностями с соблюдением здорового образа жизни в условиях самоизоляции. Выявленные показатели фаз развития эмоционального выгорания позволяют судить о том, что 45,9% учителей имеют сформированный/доминирующий симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», зарегистрированный в фазе «напряжение» и 31,2% — симптом «тревога и депрессия». В фазе «резистенция» высокие показатели симптомов «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 54,1%, «эмоционально-нравственная дезориентация» — 32,8%, «расширение сферы экономии эмоций» — 31,1% и «редукция профессиональных обязанностей» — 50,8%. В фазе «истощение» симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» сформирован или имеет доминирующее значение у 22,9% учителей. Факторами, которые по мнению учителей, способствуют формированию эмоционального выгорания являются: напряжённость работы в условиях дистанционного обучения (61,1%); нарушение компонентов образа жизни (36,1%); отсутствие возможности обращаться к врачу (29,2%). Для профилактики формирования синдрома эмоционального выгорания в условиях дистанционного обучения необходимо соблюдение учителем режима труда и отдыха с соблюдением регламентов рабочего времени в рамках должностных обязанностей и трудового договора, соблюдение правил здорового образа жизни, качественное медицинское обеспечение и обязательное повышение квалификации по вопросам проведения онлайн обучения.
Авторы:
Попов В.И.
Издание:
Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2021
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2021.-N 10.-С.690-694. Библ. 23 назв.
Просмотров: 13