Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Отношение студентов медицинского вуза к волонтерской деятельности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19

Текст статьи доступен по ссылке: http://www.fesmu.ru/dmj/20214/2021412.aspx

Полный текст
О. А. Денисова, А. П. Денисов, З.Б. Тасова
Отношение студентов медицинского вуза к волонтерской деятельности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19
Омский государственный медицинский университет, 644099, ул. Ленина, 12, тел. 8-(3812)-95-70-01, e-mail: rector@omsk-osma.ru, г. Омск
Контактная информация: О. А. Денисова, e-mail: olgad571@mail.ru
Резюме:
Волонтерское движение в период эпидемии коронавируса SARS-CoV-2 становится незаменимым ресурсом в здравоохранении, позволяющим повысить доступность медицинской помощи для населения, облегчить работу медицинского персонала, создать потенциальный кадровый резерв работников, имеющих реальное представление о профессиональной деятельности. В статье рассмотрены личностные качества волонтеров, их представления о волонтерской деятельности, ее влияние на образовательный процесс. Проведенный анализ факторов мотивации студентов-волонтеров медицинского вуза даст возможность оказать помощь в эффективной организации волонтерской деятельности применительно к практическому здравоохранению.
Ключевые слова:
волонтерская деятельность, студенты медицинского вуза, образовательный процесс

O.A. Denisova, A.P. Denisov, Z.B. Tasova
Attitude of medical university students to volunteering in the conditions of the new COVID-19 pandemic
Omsk State Medical University, Omsk
Summary:
The volunteer movement during the coronavirus epidemic SARS-CoV-2 is becoming an irreplaceable resource in healthcare that makes it possible to increase the availability of medical care for the population, to facilitate the work of medical personnel, and to create a potential talent pool of workers who have a real idea of their professional activities. The article examines the personal qualities of volunteers, their ideas about volunteering, and its impact on the educational process. The analysis of the factors of motivation of volunteer students of a medical university will provide an opportunity to provide assistance in the effective organization of volunteer activities in relation to practical health care.
Key words:
volunteer activity, medical students, educational process
Введение

В современной сложной социально-экономической, демографической ситуации закономерно наблюдается глобальное увеличение значимости медицины, как одного из ведущих факторов сохранения здоровья, что обуславливает острую необходимость обновления в системе практического здравоохранения, процессе обучения медицинских кадров [1, 2]. Согласно "Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года" необходима такая подготовка молодых специалистов, которые готовы к самостоятельной профессиональной деятельности, обладают социальной ответственностью и практической компетентностью. Одним из путей достижения этой цели является волонтерская деятельность (ВД) студентов, ориентированная на профессиональную самореализацию, формирование коммуникативных умений и нравственно-этических качеств [3]. Цель исследования: изучить отношение будущих врачей - студентов медицинского университета к волонтерской деятельности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.


Материалы и методы

Исследуемую статистическую совокупность составили отобранные случайным способом по таблицам случайных чисел 230 студентов Омского медицинского университета 1-6 курсов в возрасте от 17 до 25 лет. Для того чтобы учесть мнение каждого отдельного респондента применялись вопросы различных типов (открытого, закрытого и полузакрытого) из авторской анкеты, использовалась оценочная шкала стрессовых событий Холмса-Раге (The Holmes and Rage Stress Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS) [4]. Кроме социологического блока анкета включала разделы, посвященные изучению факторов мотивации и уточнению личностных качеств волонтеров.

Для обработки полученных результатов использовался альтернативный анализ с оценкой качественных признаков и корреляционный анализ для установления причинно-следственных связей [5]. За статистически значимые принимали различия р<0,05.


Результаты и обсуждение

Добровольческое движение среди современной студенческой молодежи является весьма востребованным, в Омском медицинском университете обучается достаточно много энергичных, инициативных молодых людей, желающих испытать себя в новом виде деятельности. Учащиеся университета были проинформированы о возможности работы волонтером и в разной степени приобщались к ВД. Студенты первых трех курсов, участвовали в контроле термометрии, соблюдении масочного режима, помогали в маршрутизации пациентов и др. Старшекурсники оказывали помощь на приеме у врачей специалистов и в доврачебном кабинете.

Как показали результаты исследования, наиболее активными волонтерами оказались лица в возрасте 21-23 лет (50,7 % от общего числа респондентов), женского пола (75,8 %), обладающие развитой коммуникабельностью (45,7 %). Что подтверждалось наличием прямой корреляционной связи между вовлеченностью студентов в ВД и указанными исследуемыми признаками (rxy=0,329; p<0,01; rxy=0,215 p<0,01; rxy=0,224; p<0,01).

Благоприятным моментом было то, что значительная часть из общего числа опрошенных лиц (32,3 %) являются действующими волонтерами и будут продолжать ВД; 18,3 % отметили, что занимались ВД ранее, но не планируют продолжать. Ответы остальных участников распределились следующим образом: 19,1 % в принципе не собирались заниматься ВД, 10,1 % опрошенных пока не пробовали, но собираются приступить, 20,2 % студентов не определились с выбором. Таким образом, имеется достаточно большой резерв потенциальных рекрутов для этой благородной и общественно значимой работы.

В связи с высокой востребованностью ВД в практическом здравоохранении, представляется крайне важным - изучить те факторы мотивации, которые могли бы привлечь студентов к этой работе. Результаты добровольного анонимного опроса показали, что к наиболее значимым стимулам для респондентов относятся: возможность принести пользу (84,9 на 100 опрошенных), приобретение нового профессионального опыта (71,7 на 100), общение с интересными людьми (51,5 на 100).

Таким образом, ВД дает не только уникальную возможность без отрыва от учебы, не переходя на индивидуальные программы обучения, овладеть практическими медицинскими навыками и компетенциями поведения в экстремальных ситуациях, но и погружает в особую социокультурную среду, что имеет особое значение для личностного и профессионального становления будущих врачей.

Однако, несмотря на неоспоримую привлекательность ВД для студентов, значительное число респондентов (47,3 на 100 опрошенных) были вынуждены от нее полностью отказаться. Основной причиной этого молодые люди считали недостаток свободного времени (83,5 на 100) в силу насыщенного расписания учебных занятий (47,3 на 100), больших объемов и значительной сложности изученного материала (77,3 на 100). Как показали полученные данные, разной степени сложности в освоении образовательной программы возникали у 32,2 % студентов-волонтеров. Например, один из респондентов отметил, "что из-за работы в больнице у него оставалось мало времени на сон, а личные дела пришлось отложить, на лице временами появлялись синяки от респираторов и очков, сильно сохла кожа под воздействием антисептиков. Несмотря на все эти трудности, он все равно продолжит работу, потому что хочет стать хорошим специалистом".

Напротив, высказывались и другие точки зрения: "Не планирую заниматься ВД, не считаю себя эгоисткой или что-то в этом роде, в целом это хорошая идея, но мне это не интересно". "Я бы поработала волонтером, но боюсь за здоровье близких людей. Не хочу быть для них потенциальным источником опасности, они не такие молодые и здоровые".

Поскольку результат работы волонтеров во многом определяется их личностными качествами, представляет интерес, каким должен быть идеальный волонтер, по мнению студентов, и в какой мере они сами отвечали этим требованиям. Из наиболее важных качеств по степени значимости опрошенные выбрали ответственность - 85,5 на 100, далее по убывающей частоте коммуникабельность - 84,3 на 100, затем вежливость - 82,5 на 100, после чего милосердие, готовность прийти на помощь - 63,1 на 100. Таким образом, из представленных ответов становится понятным, что студенты относятся к ВД достаточно осознанно с пониманием общественной значимости своей работы.

Проведенная по оценочной шкале стрессовых событий Холмса-Раге оценка позволила объективно охарактеризовать индивидуальные личностные качества волонтеров. В результате по данной шкале (от 1 до 10 баллов) 38,4 % опрошенных определили уровень ответственности и 32,6 % коммуникабельности, как достаточно высокие (на 7-8 баллов), что совпадает с представлениями опрошенных об идеальном волонтере. Однако 57,4 % из общего числа опрошенных имели низкую степень сопротивляемости стрессу, как результат совмещения учебы с работой, в том числе в ночное время, что способствовало значительному увеличению умственной, психологической, физической нагрузки, степени личной ответственности, нарушению привычных стереотипов образа жизни, в том числе, режима сна и питания.

Таким образом, ВД является достаточно значимым компонентом жизни современной студенческой молодежи, включает в себя разнообразные по наполнению личностные и общественные аспекты: способность оказать поддержку нуждающимся, укрепить чувство приверженности к профессии, повысить профессиональные качества. Самый активный возраст для вовлеченности в добровольческое движение составил 21-23 года. Идеальный волонтер, по мнению опрошенных студентов, должен быть, в первую очередь, ответственным, коммуникабельным и вежливым. Основное препятствие к занятию ВД - недостаток свободного времени, обусловленный насыщенным учебным процессом.


Литература

1. Денисова О.А., Кун О.А., Денисов А.П. Современный взгляд на учебную и профессиональную мотивацию студентов-медиков / Денисова О.А., Кун О.А., Денисов А.П. // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 90.
2. Дробышев В.В., Сергеева В.С., Денисов А.П., Рассудова Л.А. Основы доказательной психологии и педагогики. Количественные и качественные методы. - Омск, 2016. - 192 с.
3. Мешков Д.О., Безмельницына Л.Ю., Черкасов С.Н., Павлова Н.Г., Федяева А.В., Шинкарюк А.Г., Олейникова В.С., Широкий А.А. Особенности формирования охраны здоровья и системы здравоохранения в период после эпидемии коронавируса COVID-19. В сборнике: Экономика коронакризиса: вызовы и решения / Сборник научных трудов; [под ред. Р.М. Нижегородцева], 2020. - С. 164-170.
4. Неволина В.В., Белоновская И.Д. Концептуальная модель профессионального саморазвития студента медицинского вуза. - М., 2019. - 237 с.
5. Holmes T.H., Rahe R.H. The social readjustment rating scale // Journal of Psychosomatic Research. -1967. - № 11. - P. 213-218.

Аннотация:

Волонтерское движение в период эпидемии коронавируса SARS-CoV-2 становится незаменимым ресурсом в здравоохранении, позволяющим повысить доступность медицинской помощи для населения, облегчить работу медицинского персонала, создать потенциальный кадровый резерв работников, имеющих реальное представление о профессиональной деятельности. В статье рассмотрены личностные качества волонтеров, их представления о волонтерской деятельности, ее влияние на образовательный процесс. Проведенный анализ факторов мотивации студентов-волонтеров медицинского вуза даст возможность оказать помощь в эффективной организации волонтерской деятельности применительно к практическому здравоохранению.

Авторы:

Денисова О.А.
Денисов А.П.
Тасова З.Б.

Издание: Дальневосточный медицинский журнал
Год издания: 2021
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2021.-N 4.-С.60-66. Библ. 5 назв.
Просмотров: 17

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.128.198.90)
Яндекс.Метрика