Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПАССИВНОГО ЗАЛОГА РУССКОЯЗЫЧНЫМИ ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ОТРАЖАЕТСЯ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ВЫЗВАННОГО ОТВЕТА МОЗГА


Аннотация:

Усвоение пассивного залога и определение тематических ролей в предложении является ключевым в понимании логико-грамматических конструкций. В русском языке одна и та же семантическая ситуация может быть выражена различными грамматическими средствами, овладение которыми продолжается на протяжении дошкольного возраста и зависит от частоты их использования в языке. Мозговые механизмы восприятия пассивного залога у детей 4—5 лет описаны фрагментарно. В нашем исследовании 46 детей 4—5 лет с нормальным речевым развитием и 26 взрослых выполняли задание на соотнесение прослушиваемых трехсловных предложений в активном и пассивном залоге с изображениями при одновременной регистрации ЭЭГ. По результатам корректного определения тематических ролей в предложениях с пассивным залогом с прямым порядком слов были сформированы две подгруппы детей: с высоким (>80% правильных ответов, п = 17) и низким (<60%, п = 19) уровнем понимания. В выделенных подгруппах детей выявлены отличия по характеристикам связанных с событиями потенциалов (ССП) при восприятии третьего слова в предложении (второго существительного — noun phrase, NP2), а также по показателям слухоречевой памяти и сформированности фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы. По фронто-центральным, а также височно-теменным зонам интереса левого и правого полушарий мозга рассчитывали ССП для каждого слова в предложении. Показана мозговая чувствительность к грамматическим маркерам залога, таким как флексии существительного как у взрослых, так и у детей, которая выражалась в большей амплитуде вызванного ответа на предложения в пассивном залоге, чем в активном. У взрослых и детей с высоким уровнем понимания пассивного залога данная чувствительность была обнаружена во всех исследованных зонах интереса, а у детей с низким уровнем понимания отличия не проявились в височно-теменных областях левого полушария. У детей с высоким уровнем понимания наблюдалась позитивность на 200—600 мс, которая начиналась во фронто-центральных областях, захватывая височно-теменные области обоих полушарий, а у детей с низким уровнем — достоверных отличий было существенно меньше. По всей видимости, чувствительность фронто-центральных и височно-теменных областей коры обоих полушарий, особенно левого, к грамматическим маркерам залога обеспечивает эффективное понимание сложных грамматических конструкций у детей уже в 4—5 лет.

Авторы:

Кручинина О.В.
Станкова Е.П.
Гийемар Д.М.
Гальперина Е.И.

Издание: Журнал эволюционной биохимии и физиологии
Год издания: 2022
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2022.-N 2.-С.155-168. Библ. 66 назв.
Просмотров: 17

Рубрики
Ключевые слова
np
ph
активные
амплитуда
большая
бытовые
взрослые
видимый
височный
возраст
восприятие
второй
выделение
вызванные
выражение
высокий
головной
грамматика
данных
детей
дети
детям
дошкольники
дошкольные
задания
зал
захвата
зона
изображение
использование
исследование
исследования
ключ
компонент
конструкция
коры
левого
лексика
лет
логика
маркер
механизм
мозг
мозга
мозговая
низкие
нормальная
областей
обнаружение
одновременная
одного
описаны
определение
особый
ответ
отличия
памяти
пассивная
пассивно
педиатрия
подгруппы
позитивные
показатели
полушарий
полушария
порядка
потенциал
правильная
право
предложения
прямая
развитие
различными
регистрация
результата
речевая
речи
ролей
роли
русская
связанные
семантический
систем
ситуации
слова
слово
сложные
слухоречев
события
средства
тематический
третья
уровень
уровни
флекс
фонематического
фрагмент
фронт
характеристика
частота
чувствительность
эффективный
ээг
языка
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.218.99.80)
Яндекс.Метрика