Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПАССИВНОГО ЗАЛОГА РУССКОЯЗЫЧНЫМИ ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ОТРАЖАЕТСЯ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ВЫЗВАННОГО ОТВЕТА МОЗГА
Аннотация:
Усвоение пассивного залога и определение тематических ролей в предложении является ключевым в понимании логико-грамматических конструкций. В русском языке одна и та же семантическая ситуация может быть выражена различными грамматическими средствами, овладение которыми продолжается на протяжении дошкольного возраста и зависит от частоты их использования в языке. Мозговые механизмы восприятия пассивного залога у детей 4—5 лет описаны фрагментарно. В нашем исследовании 46 детей 4—5 лет с нормальным речевым развитием и 26 взрослых выполняли задание на соотнесение прослушиваемых трехсловных предложений в активном и пассивном залоге с изображениями при одновременной регистрации ЭЭГ. По результатам корректного определения тематических ролей в предложениях с пассивным залогом с прямым порядком слов были сформированы две подгруппы детей: с высоким (>80% правильных ответов, п = 17) и низким (<60%, п = 19) уровнем понимания. В выделенных подгруппах детей выявлены отличия по характеристикам связанных с событиями потенциалов (ССП) при восприятии третьего слова в предложении (второго существительного — noun phrase, NP2), а также по показателям слухоречевой памяти и сформированности фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы. По фронто-центральным, а также височно-теменным зонам интереса левого и правого полушарий мозга рассчитывали ССП для каждого слова в предложении. Показана мозговая чувствительность к грамматическим маркерам залога, таким как флексии существительного как у взрослых, так и у детей, которая выражалась в большей амплитуде вызванного ответа на предложения в пассивном залоге, чем в активном. У взрослых и детей с высоким уровнем понимания пассивного залога данная чувствительность была обнаружена во всех исследованных зонах интереса, а у детей с низким уровнем понимания отличия не проявились в височно-теменных областях левого полушария. У детей с высоким уровнем понимания наблюдалась позитивность на 200—600 мс, которая начиналась во фронто-центральных областях, захватывая височно-теменные области обоих полушарий, а у детей с низким уровнем — достоверных отличий было существенно меньше. По всей видимости, чувствительность фронто-центральных и височно-теменных областей коры обоих полушарий, особенно левого, к грамматическим маркерам залога обеспечивает эффективное понимание сложных грамматических конструкций у детей уже в 4—5 лет.
Авторы:
Кручинина О.В.
Издание:
Журнал эволюционной биохимии и физиологии
Год издания: 2022
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2022.-N 2.-С.155-168. Библ. 66 назв.
Просмотров: 17