Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
К истокам термина и понятия рефлекса: животные «душевные силы», типология раздражителей и объяснение феномена «привыкания» в концепции J.A. Unzer
Аннотация:
В статье анализируются основы первой научной концепции рефлекторной деятельности нервной системы, изложенные в «Основах физиологии» германского врача J.A. Unzer (1771). J.A. Unzer был представителем саксонской медицины, известной в его время двумя физиологическими школами: «витализма» G.E. Stahl и «нервизма» Fr. Hoffmann. J.A. Unzer пересмотрел принцип «мышечной раздражимости» авторитетного швейцарского и германского физиолога XVIII века A. von Haller и, опираясь на ряд положений «Метафизики» германского философа A.G. Baumgarten, подразделил «анимальные» (или «животные») силы человеческого организма - с пока неизвестной природой - на «душевные силы» и «нервные силы». Эти силы, как полагал J.A. Unzer, необъяснимы физическими и механическими законами движения тел и машин (аналогом машины, как представитель умеренной механистической школы, J.A. Unzer рассматривал тело человека). Седалищем души J.A Unzer полагал головной мозг. Вещество головного мозга, согласно J.A. Unzer, обладает «животной душевной силой», благодаря которой для каждого акта психики существует соответствующее «животное движение». При этом J.A. Unzer ссылался на понятие философа A.G. Baumgarten о «материальных идеях»: движениях головного мозга, необходимым образом связанных с представлениями души. С участием материальных идей развиваются как чувственные, так и спонтанные представления. Истинные внешние ощущения являются представлениями, которые вызывает посредством нервов внешнее чувственное впечатление. При этом передача внешнего впечатления по нерву происходит всегда вверх по нерву до «материального» внешнего впечатления в головном мозге. J.A Unzer не исключает, что такая передача может происходить и без участия «жизненных духов», за счет механических сотрясений нерва, но тогда передача «впечатления» по нерву может осуществляться не только в восходящем, но и нисходящем направлении. Феномен привыкания к внешним ощущениям J.A. Unzer полагает невозможным объяснить механическими законами и относит к «животным свойствам животного тела». J. A. Unzer предполагает, что от частого повторения раздражения может меняться окончание нерва, или возникает избирательная нечувствительность к определенному «касанию», или весь нерв становится нечувствительным и возбуждение не доходит до мозга, или ганглии нервов меняются и впечатление отражается в определенной точке и отправляется в нисходящем направлении по нервному стволу. J.A. Unzer также не исключает того, что частое повторение раздражения (стимуляции) может изменять то место в головном мозге, в котором надлежит возникнуть «материальной идее». Помимо чувственных представлений, J.A. Unzer выделяет рассудочные представления, которые лишь отдаленным образом определяются внешними впечатлениями. Душа обладает «собственным чувством своего настоящего состояния» (самосознание, самочувствие), ощущением собственных представлений, которые могут быть как приятными, так и неприятными (удовольствие-неудовольствие). Помимо чувственного удовольствия-неудовольствия от внешних чувственных ощущений существует удовольствие-неудовольствие интеллектуальных представлений, без очевидной связи с внешними впечатлениями. Представления, требующиеся для возбуждения желания или отвращения, делятся на чувственные и интеллектуальные, первые называются чувственными раздражителями, или «раздражителями тела», вторые - «мотивами».
Авторы:
Пятницкий Н.Ю.
Издание:
Психическое здоровье
Год издания: 2022
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2022.-N 3.-С.74-82. Библ. 29 назв.
Просмотров: 19