Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Оптимизация режимов труда и отдыха членов лётных экипажей с целью повышения безопасности полётов в гражданской авиации
Аннотация:
Проведён анализ режимов труда и отдыха (РТО) по данным анкетирования 667 пилотов и результатам расследований 83 авиационных происшествий (АП), произошедших в РФ с тяжёлыми воздушными судами (ВС) массой более 5700 кг за период 2010-2021 гг. Рассмотрены также данные официальной статистики за период с 2005 по сентябрь 2021 г. Полученные результаты свидетельствуют о фактах несоблюдения РТО, которые могут быть одной из причин возникновения АП. В связи с этим актуальным является оптимизация РТО с целью повышения безопасности полётов в гражданской авиации и организация их более строгого контроля. Цель исследования — оценка влияния фактического соблюдения РТО членов экипажей ВС гражданской авиации (ГА) на возникновение АП и разработка предложений по их оптимизации и контролю. Материалы и методы. Соблюдение РТО изучались по результатам 667 онлайн анкет, разработанных на основании рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по внедрению в авиакомпаниях системы управления рисками, связанными с утомляемостью пилотов и данным 83 авиационных происшествий (АП) за период с 2010 по 2020 гг., представленных в отчётах Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования причин их возникновения. При оценке актуальности темы рассмотрены данные официальной статистики. Результаты. Данные исследования свидетельствуют о том, что в 18% случаев одной из основных причин возникновения АП являлось несоблюдение РТО. Среди причин АП важное значение имели превышения норм полётного времени за месяц (выявлено в 10% случаев) и за год (до 30%), недостаточный предполётный отдых (у 46,5% командиров воздушных судов и 7,4% вторых пилотов), отсутствие полноценного отпуска за год (32% случаев). Во многих случаях выявлено одновременно несколько фактов разных нарушений РТО. Данные проведённого анкетного онлайн опроса подтверждают большую распространённость состояния сильного утомления среди пилотов: 44% редко успевают отдохнуть между полётами, 86% идут на ночную полётную смену, не имея полноценного дневного сна. Определены взаимосвязи между частотой утомления пилотов, связанным с различными видами нарушений РТО, и риском авиакатастроф: распространённость утомления и частота катастроф повышались по мере снижения длительности предполётного отдыха, увеличения задолженности по отпускам и другим факторам от 1,2 до 2,1 раз. Выводы. Результаты исследования подтверждают высокую значимость нарушений РТО в возникновении АП. Составлена комплексная программа снижения аварийности на воздушном транспорте, связанной с нарушениями РТО и развитием утомления у членов экипажей, даны предложения по внесению изменений в действующее Положение о РТО.
Авторы:
Зибарев Е.В.
Издание:
Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2022
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2022.-N 3.-С.193-200. Библ. 20 назв.
Просмотров: 16