Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Анализ феномена «смещения внимания» как маркера психоэмоционального напряжения
Аннотация:
Соблюдение принципов гигиены умственного труда является приоритетной задачей при обучении детей и подростков. Представлены результаты анализа психофизиологических исследований, по большей части зарубежных авторов, посвящённых проблеме биомаркеров психоэмоционального напряжения (тревожности, агрессии). Рассматривается феномен смещений внимания (attention biases, attention shifts), а также поведенческого торможения. Проанализирована роль биоэлектрической асимметрии фронтальных зон мозга, миндалевидного тела и префронтальной коры. Показана роль двух базовых мотивационных систем приближения/достижения («approach system») и избегания/отстранения («withdrawal system»). Применение адекватных психофизиологических тестов, таких как: проба с точкой (dot-probe tasks), заданий на смещение внимания (attention shifting tasks), задач временного порядка (temporal order judgment tasks), задач на зрительный поиск (visual search) позволяет наилучшим образом выявлять смещения внимания и наблюдать за изменениями биоэлектрической активности мозга. Показано, что асимметрия ЭЭГ фронтальных зон мозга; соотношения медленных волн ЭЭГ к быстрым (theta/beta ratio; delta/beta ratio); изменения параметров компонентов вызванных потенциалов Р1, N1, N2 и позднего позитивного потенциала (LPP) при смещениях внимания можно рассматривать как маркеры психоэмоционального напряжения. Понимание механизмов смещения внимания к угрожающей информации у тревожных детей и подростков необходимо учитывать при профилактике психического здоровья и для создания корректирующих методов тренировки системы внимания на информацию с противоположным мотивирующим значением, позволяющим в дальнейшем осуществлять адаптивное поведение.
Авторы:
Астащенко А.П.
Издание:
Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2022
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2022.-N 4.-С.247-253. Библ. 45 назв.
Просмотров: 15