Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков


Аннотация:

Представлены результаты эмпирической верификации теоретической модели субъективных предпосылок психологического благополучия одаренных подростков, в числе которых рассматриваются субъектность, жизнестойкость, самоэффективность, общий эмоциональный фон, представленный уровнем личностной тревожности, и характеристики Я-концепции подростков. Предполагалось, что факторами, модерирующими взаимосвязи этих переменных, являются отношение подростков к собственной одаренности, а также специфика деятельности, в которой подростки проявляют признаки одаренности, и уровень их достижений в ней. Выборку составили 422 подростка 15—17 лет, обучающихся на специализированных образовательных программах для подростков, проявляющих академическую, математическую, лидерскую и спортивную одаренность. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью анкетирования и тестирования (Шкала психологического благополучия; Франкфуртские шкалы самооценки; Опросник субъектности; Тест жизнестойкости; Тест определения самоэффективности; Интегративный тест тревожности). Моделирование структурными уравнениями с помощью программного пакета IBM SPSS Statistics ver.23 и модуля AMOS позволило признать значимыми субъективными предпосылками психологического благополучия одаренных подростков субъектность (р<0,001), жизнестойкость (р<0,001) и самоэффективность (р<0,001), причем влияние субъектности и жизнестойкости опосредуется отношением подростков к собственной одаренности (р<0,01), которое, в свою очередь, определяется уровнем их достижений (р<0,01). Характеристики Я-концепции, а также такие факторы, как «вид деятельности, в которой проявляются признаки одаренности» и «пол», в эмпирическую модель не вошли. Обсуждаются прогностический потенциал модели и возможности решения на ее основе задач, связанных с психологическим сопровождением личностного становления одаренных подростков.

Авторы:

Волкова Е.Н.
Микляева А.В.
Хороших В.В.

Издание: Психологическая наука и образование
Год издания: 2022
Объем: 12с.
Дополнительная информация: 2022.-N 1.-С.92-103. Библ. 37 назв.
Просмотров: 15

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.226.226.158)
Яндекс.Метрика