Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Амплификация — источник и инструмент развития
Аннотация:
Понятие «амплификация психического развития» ввел в своих последних работах А. В. Запорожец . Термин «амплификация» (amplificaton) заимствован из европейских языков — английского и французского — и буквально означает «увеличение». В разных значениях он используется в целом ряде естественных и гуманитарных наук — от генетики до лингвистики. Среди психологов, помимо А.В. Запорожца, им пользовался К.Г. Юнг, разработавший технику амплификации осмысливания содержания человеческой психики — прежде всего, образов сновидений. А.В. Запорожец писал об амплификации как обогащении психического развития ребенка-дошкольника, расширении его генетической перспективы — зоны ближайшего и более отдаленного развития средствами «специфически детских видов деятельности». В настоящее время принцип амплификации положен в основу ФГОС дошкольного образования (2014). Противоположностью амплификации Запорожец считал симплификаццию — упрощение содержания и форм детского развития, которая проявляется, например, в форсировании его темпов, искусственной акселерации. Отсюда — и актуальнейшая, по нынешним временам, — критика Запорожцем опыта раннего обучения. Эту критику можно распространить и на современный образовательный тренд гонки за учебными достижениями в школе, «школьной успешностью». И в первом, и во втором случае налицо «простой способ решения сложных проблем» — губительный для наук о человеке и самых различных практик поддержки человеческого развития. Почему же А.В. Запорожец, ученик Л.С. Выготского и классик деятельностного подхода, настаивает еще и на «амплификации», если уже само вхождение ребенка в человеческий мир, социальный и культурный, по определению, предполагает не просто расширение и обогащение, но и порождение особого потенциала развития? В том же образовании ребенок — по необходимости, а не по причине «отдельных методических ограничений! — осваивает модели, «сколки», «препараты» человеческой деятельности, имеющие локально-исторический характер и доступные для педагогической переработки взрослому сообществу данной эпохи, данной культуры. Мы привыкли повторять: взрослый говорит с ребенком не от своего имени, а от имени культуры. Правильнее было бы сказать — от имени культуры своей эпохи. Это вполне естественно. Но ведь через конкретно-исторические модели деятельности ребенок превращает в свое достояние целостный человеческий образ жизни. Часто это происходит спонтанно. Неслучайно А.В. Запорожец увязывал идею амплификации с понятием «спонтанейности» развития, которая носит столь же культурную форму, сколь и организованное овладение моделями деятельности.
Авторы:
Кудрявцев В.Т.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2023
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.4-5. Библ. 0 назв.
Просмотров: 32