Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Амплификация — источник и инструмент развития


Аннотация:

Понятие «амплификация психического развития» ввел в своих последних работах А. В. Запорожец . Термин «амплификация» (amplificaton) заимствован из европейских языков — английского и французского — и буквально означает «увеличение». В разных значениях он используется в целом ряде естественных и гуманитарных наук — от генетики до лингвистики. Среди психологов, помимо А.В. Запорожца, им пользовался К.Г. Юнг, разработавший технику амплификации осмысливания содержания человеческой психики — прежде всего, образов сновидений. А.В. Запорожец писал об амплификации как обогащении психического развития ребенка-дошкольника, расширении его генетической перспективы — зоны ближайшего и более отдаленного развития средствами «специфически детских видов деятельности». В настоящее время принцип амплификации положен в основу ФГОС дошкольного образования (2014). Противоположностью амплификации Запорожец считал симплификаццию — упрощение содержания и форм детского развития, которая проявляется, например, в форсировании его темпов, искусственной акселерации. Отсюда — и актуальнейшая, по нынешним временам, — критика Запорожцем опыта раннего обучения. Эту критику можно распространить и на современный образовательный тренд гонки за учебными достижениями в школе, «школьной успешностью». И в первом, и во втором случае налицо «простой способ решения сложных проблем» — губительный для наук о человеке и самых различных практик поддержки человеческого развития. Почему же А.В. Запорожец, ученик Л.С. Выготского и классик деятельностного подхода, настаивает еще и на «амплификации», если уже само вхождение ребенка в человеческий мир, социальный и культурный, по определению, предполагает не просто расширение и обогащение, но и порождение особого потенциала развития? В том же образовании ребенок — по необходимости, а не по причине «отдельных методических ограничений! — осваивает модели, «сколки», «препараты» человеческой деятельности, имеющие локально-исторический характер и доступные для педагогической переработки взрослому сообществу данной эпохи, данной культуры. Мы привыкли повторять: взрослый говорит с ребенком не от своего имени, а от имени культуры. Правильнее было бы сказать — от имени культуры своей эпохи. Это вполне естественно. Но ведь через конкретно-исторические модели деятельности ребенок превращает в свое достояние целостный человеческий образ жизни. Часто это происходит спонтанно. Неслучайно А.В. Запорожец увязывал идею амплификации с понятием «спонтанейности» развития, которая носит столь же культурную форму, сколь и организованное овладение моделями деятельности.

Авторы:

Кудрявцев В.Т.

Издание: Психологическая наука и образование
Год издания: 2023
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.4-5. Библ. 0 назв.
Просмотров: 32

Рубрики
Ключевые слова
акселерация
акты
амплификация
английский
ближайший
болеющие
взрослые
видовая
возрастные
временная
время
второй
выготский
генетика
генетическ
губки
гуманитарные
данных
детская
деятельности
достижение
доступ
дошкольные
европейское
естественная
жизни
запор
здоровье
значению
зоны
инструмент
искусственная
источник
класс
классификация
конкретный
критика
культур
культурное
лингвистика
локальная
методические
мирового
модели
настоящие
наука
необходимости
обогащения
образ
образов
образование
обучение
ограничение
определение
организованное
осмия
основа
особо
отдаленные
педагогический
первая
переработка
перспективы
повтор
поддержки
подход
пола
польза
понятие
поры
послед
потенциал
правильная
практика
принцип
причина
проблема
простая
против
процесс
процессы
проявления
психика
психическая
психические
психическое
психолингвистика
психологи
психологическая
психология
работа
развитие
различный
раннего
расширение
ребенка
ребенок
решения
ряда
сложные
случаев
сновидения
современная
содержание
сообщество
социальная
спонтанная
способ
среда
средства
столы
темп
теория
термины
техника
упрощение
успешность
учебная
учение
факторы
форм
французская
характер
целом
целях
часы
человек
человеческая
школа
языковая
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.119.142.210)
Яндекс.Метрика