Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Шкала коммуникативных сигналов ребенка раннего возраста: оценка детско-родительского взаимодействия


Аннотация:

Исследование направлено на разработку шкалы оценки коммуникативных сигналов ребенка раннего возраста, с помощью которой возможно оценить предикторы развития поведенческих, когнитивных и социально-эмоциональных навыков у ребенка. Данная система фиксации коммуникативных сигналов ребенка опирается на периодизацию онтогенеза общения М. Лисиной и последователей (Е. Смирновой, Д. Годовиковой, С. Мещеряковой и др.), которая позволяет рассмотреть специфические формы общения ребенка со взрослым в условиях новой социальной ситуации развития современных детей. Представлены материалы эмпирического исследования, проведенного на выборке из диад матерей и детей раннего возраста. В исследовании (N=55) приняли участие диады матерей и детей в возрасте от 2,4 до 3,3 лет (М=2,9; SD=0,40), из которых 62% были девочки. Исследование включало в себя видеозапись игрового взаимодействия мамы с ребенком в течение 15 минут. Полученные видеопротоколы были проанализированы и закодированы с помощью программы «Observer-XT 14». Для оценки видеопротоколов экспертами использовалась методика оценки детско-родительского взаимодействия «Evaluation of child-parent interaction» [ECPI-2 ред.], шкала «Коммуникативных сигналов ребенка». Для обработки экспертных оценок использовался метод главных компонент, позволивший выделить три фактора детских индикаторов («Исследовательская активность» — «Exploratory activity»; «Личностная автономия» — «Personal autonomy»; «Эмоциональная отчужденность» — «Emotional alienation»). На основании полученных результатов можно говорить об устойчивости показателей-факторов, характеризующих коммуникативные сигналы ребенка. С опорой на массив экспериментальных данных (49 500 секунд видеоленты) разработана модель для анализа динамических изменений, происходящих в процессе детско-родительского взаимодействия. Все факторы стабильны во времени: автокорреляционные динамические ряды характеризуются высокими значениями коэффициентов корреляций. Отмечается, что формирование личностной автономии при взаимодействии со значимым взрослым и эмоциональная отчужденность ребенка от взрослого могут амбивалентно влиять на исследовательскую активность ребенка.

Авторы:

Шинина Т.В.
Митина О.В.

Издание: Психологическая наука и образование
Год издания: 2023
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2023.-N 1.-С.17-27. Библ. 17 назв.
Просмотров: 17

Рубрики
Ключевые слова
in
автокорреляционный
автономные
активность
анализ
вербальное
взаимодействие
взаимоотношения
взрослые
видео
видеоанализ
видеозапись
возраст
временная
выборка
высокий
главные
годовые
данные
данных
девочки
детей
детская
деятельность
диджорджи
динамическая
значению
игровая
изменение
индикатор
исследование
исследовательские
качеств
ключ
когнитивная
коммуникативные
компонент
корреляция
коэффициент
лет
личностная
личностных
матери
материал
метод
методика
методы
механизмы
мещера
минута
младенец
модели
наблюдение
навыкам
направление
новые
обработка
общение
онтогенез
основание
отношение
оценка
оценок
период
поведение
поведения
поведенческая
поза
показатели
пола
помощи
послед
предикторы
проведения
программ
проецирования
процесс
психического
психологические
психология
психоэмоциональное
развитие
разработка
раннего
ранний
ребенка
результата
родители-ребенок
ряда
самостоятельность
сигнал
систем
ситуации
слова
сми
современная
состояние
социальная
специфическая
стабильная
статуса
тесты
течения
три
условия
устойчивости
участие
фактор
фиксации
формирование
формы
характер
шкала
шкалы
экспериментальная
экспертная
эксперты
эмоциональный
эмпирическая
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.21.248.77)
Яндекс.Метрика